Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА УРОВЕНЬ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ

Работа №46077

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
616
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
НА УРОВЕНЬ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Сущность суицидального поведения. Типология суицидов 6
1.2. Тревожность как состояние и свойство личности 10
1.3. Возрастные особенности суицидального поведения подростков.. 21
1.4. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.29
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК У ПОДРОСТКОВ 34
2.1. Организация исследования. Описание методик 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема подросткового суицида становится все более острой с каждым годом. Несмотря на все меры по поддержке семьи, материнства и детства, принятые на уровне государства, случаи подросткового суицида в России очень часты. Россия на протяжении многих лет находится в первой пятерке стран в мире по уровню подросткового суицида.
Актуальность темы исследования заключается в большом количестве случаев суицида у подростков.
Многие зарубежные и отечественные ученые психологи, психиатры, социологи и др. пытаются осветить различные стороны этого явления. По своей сути суицидальное поведение - это сложное, многогранное и многофакторное действо, которое состоит из социальных, психологических и психиатрических компонентов. Поэтому решение данной проблемы возможно только общими усилиями специалистов системы здравоохранения, образования, социальных работников, работников правоохранительных органов.
Грозные цифры приводит статистика - Россия на третьем месте по количеству самоубийств на душу населения в мире. По данным ВОЗ уровень суицида в нашей стране считается критическим, а прогноз неумолим - 1,5 миллиона человек могут покончить жизнь самоубийством уже за недалекий 2020 год. В России более 22% суицидов совершаются лицами в возрасте 40-49 лет. Но не менее рискованным в этом отношении является подростковый возраст. Суицидальный риск повышается с 14-15 лет и является в этот период достаточно высоким [12, 11, 10, 9].
Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Анализ суицидальных проявлений в подростковом возрасте показал, что суицидальное поведение в этом возрасте, хотя и имеет много общего с аналогичным поведением у взрослых, все же несет в себе возрастное своеобразие. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему организму и личности в период ее становления.
Одним из характерных особенностей подросткового возраста является тревожность.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями Я-концепции, отношение к себе.
Повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может привести к негативным последствиям, в том числе и к суициду подростков.
Гипотеза - выраженность тревожности влияет на проявления суицидального риска у подростков.
Цель данной работы - определить влияние уровня тревожности на уровень суицидального риска у подростков.
На основе цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ понятий личностная тревожность. Рассмотреть особенности личностной тревожности подростков.
2. Провести анализ суицидальных рисков у подростков.
3. Провести исследование уровня личностной тревожности и склонности к суицидальному поведению у подростков
4. Выявить возможное влияние уровня тревожности на уровень суицидального риска у подростков.
Объект исследования - учащиеся 9 класса.
Предмет исследования - уровень тревожности, уровень суицидального риска у подростков.
Методы исследования - теоретический анализ психологической литературы, метод математической обработки данных, тестирование, анкетирование. Для проведения исследования мной были выбраны следующие методики: шкала тревожности Кондаша, тест «Ср-45».
Организация исследования - исследование проводилось на базе МБОУ «Алнашская СОШ им. Г.Д. Красильникова».
Теоретической базой исследования послужили работы Алимовой М.А., Ефремова В.С., Дружининой Э.Л., Романовой И.В., Церковниковой Н.Г., Вроно Е.М., Шалимовой Г.А.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать теоретический материал и эмпирические результаты исследования школьным психологам и педагогам при разработке программы профилактической работы с подростками группы риска (склонными к суициду).
Апробация результатов исследования прошла на официальном сайте Всероссийского издания «Альманах педагога» (г. Липецк, 8 мая 2018.). По проблеме исследования опубликована статья на тему «Влияние тревожности на уровень суицидального риска у подростков».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования была изучена литература про проблематике тревожности подростков, особенностях психологического, эмоционального, физиологического развития подростков и по проблематике суицидального риска у подростков.
По итогам анализа теоретических и практических исследований в сфере проблематики тревожности и суицидального риска подростков, можно сделать краткие выводы:
1) Подростки в силу своих физиологических, эмоциональных и психологических возрастных особенностей очень уязвимы.
2) Реакция подростков на внешние факторы зачастую связана с собственными внутренними проблемными факторам, такими как: неуверенность, мнительность, комплексы, связанные с физиологическим развитием, внешностью, отношениями со сверстниками и т.п., высокий уровень тревожности, и т.д.
3) Подростки зачастую не способны выразить в общении с близкими людьми, со значимыми взрослыми свои страхи, тревоги и т.д. В итоге подросток ощущается свою замкнутость, отстраненность. Проблемы копятся и подросток не может дать выход своим переживания и эмоциям. Из-за этого возникает ощущение беспомощности, собственной неполноценности. Все это может вызвать депрессивные состояния, что в свою очередь может спровоцировать появление мыслей о суициде. Которые в свою очередь могут оформится в намерение и привести к попытке суицида.
4) Еще одним проблемным моментов являются отношения со сверстниками. Эти проблемы могут быть связаны как с физиологическими, так и с психологическими изменениями присущими данному возрасту. Подросток может неоправданно считать себе хуже или лучше своих сверстников, искать возможности для сближения с на его взгляд лучшего чем он сам сверстника, либо наоборот считать кого-то недостойным своего расположения. При этом могут наблюдаться моменты неадекватной реакции на аналогичную внешние раздражители, такие как замкнутость, неприятие, агрессия и т.д.
Исследования проводилось на базе МБОУ «Алнашская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д. Красильникова» с. Алнаши Удмуртской Республики.
В качестве объекта исследования выбраны учащиеся 9 «В» класса. Возраст исследуемых 15-16 лет. В классе обучается 21 человека. Из них 13 мальчиков и 8 девочек.
На 1-ом этапе было проведено исследование по методике «Шкала тревожности» Кондаша.
По итогам тестирования было выявлено следующее: показатель на уровне нормы наблюдается у 12 чел. (57%); повышенная тревожность у 4 чел. (19%); высокий уровень тревожности наблюдается у 3 чел. (14%); «чрезмерное спокойствие» показали 2 чел. (9%).
На 2-ом этапе было проведено исследование по тесту «СР-45».
По результатам теста «СР-45» были получены следующие данные: низкий уровень склонности к суицидальному поведению показали - 6 человек (29%), ниже среднего - 7 человек (33%), средний - 4 человека (19%), выше среднего - 4 человека (19%), высокий уровень - 0 человек.
Данные учащиеся показали также и высокий уровень тревожности по тесту Кондаша.
По обоим тестам выявлено 6 совпадений у группы риска по тесту «СР-45» и высокого уровня тревожности по тесту Кондаша.
Из них 2 чел. показали высокий уровень тревожности по всем трем параметрам по тесту Кондаша и уровень склонности к суицидальному поведению выше среднего по тесту «СР-45».
Данные исследования показали наличие тесной взаимосвязи между уровнем тревожности и уровнем суицидального риска у подростков.
Мы наблюдали, что у респондентов с повышенным и высоким уровнем тревожности высокий уровень суицидального риска, в отличии от респондентов с уровнем тревожности в пределах нормы, у которых уровень склонности к суицидальному поведению низкий.
Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь уровня тревожности и уровня суицидального риска у подростков.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2003. - 496 с.
2. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов. // Вестник психосоциальной и коррекционно¬реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
3. Вроно Е. Предотвращение самоубийства. Руководство для подрос тков. - М.: Академический Проспект, 2001. - 40 с.
4. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
5. Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Издательство «Диалект», 2004. - 480 с: ил.
6. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
7. Кий Н.М. Диагностика суицидального поведения детей и подростков: в помощь школьному психологу // Педагогическая диагностика. - 2012. -№ 3. - С. 59-83.
8. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. (сост.) Психодиагностика стресса: практикум. - М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
9. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. - 2009. - №4. - с.24-32.
10.Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // Социс. - 1998. - № 8. - С. 69-73.
11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. - М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
12. Профилактическая работа классных руководителей с подростками, склонных к суицидальному поведению / сост. М.И. Шиняев. - Тамбов, 2012. - 52 с.
13. Романова И.В. Психофизиологические критерии риска суицидального поведения у школьников 14-17 лет: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02. - Челябинск, 2010. - 22 с.
14. Сборник информационно-методических материалов для психологов государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края «Суицид как феномен психологического кризиса среди детей и подростков» / Сост. О.В. Ганман. - Краснодар: ГКУ СО Краснодарского края «Краевой психолого-методический центр», 2012. - 80 с.
15. Федосенко Е.В. Психологического сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. - СПб.: Речь, 2008. - 192 с.
16. Хуснутдинова З.А. Суицидальное поведение подростков // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 161-163.
17. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личност и: Практическое пособие. Серия: Библиотека психолога-практика. - М.: Аркти, 2006. - 232 с.
18. Югова Н.Л. Суицидальное поведение подростков: технологии,
методы и средства профилактической работы классного руководителя. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам XLI
международной научно-практической конференции. (16 июня 2014 г.). - Новосибирск, 2014.
Интернет источники
19. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика,профилактика, коррекция [Электронный ресурс]. - Барнаул: Изд- во АГАУ, 2014. - 100 с. - URL: https://edu.tatar.ru (дата обращения
15.11.2017) .
20. Борисов И.В., Любов Е.Б. Диагностика и экзистенциальная
психотерапия суицидального поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (19). - URL: http://medpsy.ru(дата обращения
15.11.2017) .
21. В 2016 году в России покончили жизнь самоубийством более 700 детей. По материалам заседания рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков [Электронный ресурс] //http://tass.ru/obschestvo/4018394.(дата обращения 01.12.2017).
22. В Татарстане увеличилось число детей пытавшихся совершить суицид [Электронный ресурс] // URL: http://gazetadaily.ru/04/04/v-tatarstane-uvelichilos-chislo-detey-pyitavshihsya-sovershit-suitsid/(дата обращения 05.01.2018)
23. Ведяшкин В.Н., Шереметьева И.И. Патоморфоз суицидального поведения у подростков [Электронный ресурс] // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. - № 3. Том 11. - С. 61¬68. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения 15.11.2017).
24. Вершинкина Е.В. Суицидальное поведение и защитные
механизмы психики в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс]. // NB: Психология и психотехника. - 2013. - № 10. - С.84-93. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.10.1145. - URL: http://e-notabene.ru (дата обращения 15.11.2017).
25. Гизатуллина А.А. Социальная природа суицида (Теоретические основания методики исследованмя) [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 35 (289). Философия. Социология. Культурология. - Вып. 28. -
С. 73-79. - URL: http:ZZwww.lib.csu.ru (дата обращения
15.11.2017) .
26. Григоренко Е.А. Проблема суицидального поведения подростков
(обзор литературы) [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016. - № 5. - С. 40-45. - URL:
https:ZZscience-medicine.ru/ru/article/view?id=926(дата обращения: 17.04.2018).
27. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Учеб. пособие. [Электронный ресурс]. - Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. - 180 с. - URL: http:ZZ www.koob.ru(дата обращения 15.11.2017).
28. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в
современных условиях развития образования: материалы
Всероссийской научно-практической конференции (г.
Новосибирск, 23-25 сентября 2015 г.) / под ред. С.В. Алехиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т.; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. [Электронный ресурс]. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - 196 с. - URL: http:ZZwww.nspu.ru(дата обращения 15.11.2017).
29. Диагностика эмоциональных состояний и личностных особенностей как условие профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Методические рекомендации для педагогов- психологов [Электронный ресурс]. - Мегион, 2014. - 31 с. - URL: http:ZZpsiholog.86mmc-megion.edusite.ru (дата обращения 18.11.2017) .
30. Дружинина Э.Л. Психологические детерминанты суицидальной склонности современных подростков [Электронный ресурс]. ZZ Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С 120-123. - URL: http:ZZcyberleninka.ru(дата обращения 13.11.2017).
31. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с
сокр.; Под ред. В.А. Базарова [Электронный ресурс]. - М.: Мысль, 1994. - 399 с. - URL: // http://psylib.org.ua(дата обращения
10.11.2017) .
32. Ефимова О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте и возможности его профилактики [Электронный ресурс]. // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 11. - С. 93-95. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения 15.11.2017).
33. Куркина О.В. Интегральный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида [Электронный ресурс]. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 8. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения
18.11.2017) .
34. Некоторые подходы к выявлению психических механизмов суицидального поведения и факторов суицидального риска у детей и подростков. / Зайцев В.О., Лудин Г.И., Грачев А.А. [Электронный ресурс]. // Электронный научно-образовательныйвестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2013. - № 11. Том 15. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения 18.11.2017).
35. Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения (методические рекомендации для педагогов- психологов) / Сост. Зинова Е.Ю. [Электронный ресурс]. - Ханты- Мансийск. - Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. - 2009. - 40 с. - URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.11.2017).
36.Ощепков А.А. Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному
поведению [Электронный ресурс]. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования.Психология развития. - 2013. -№ 2. Том 2. - С. 171-177. - URL:
http://cyberleninka.ru(дата обращения 13.11.2017).
37. Пакулина С.А. Психодиагностика суицидального поведения детей и подростков. Методическое пособие [Электронный ресурс]. - Челябинск, АБРИС, 2014. - 209 с. - URL: http://www.semya- centr.ru(дата обращения 25.11.2017).
38. Раскрыта статистика самоубийств в России. [Электронный
ресурс] // РИА Новости. - URL:
https://lenta.ru/news/2017/10/30/suicide/ (дата обращения
25.11.2017) .
39. Плясунова О.М. Отношение к суицидальному поведению у
современной молодежи [Электронный ресурс]. // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 5. - С. 62-67. - URL:
http://cyberleninka.ru(дата обращения 15.11.2017).
40. Поликарпов-Орлов Ф.П. «Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, эллино-греческих и латинских сокровище» (декабрь 1704). [Электронный ресурс] //http://dlib.rsl.ru - Рамазанова Д.Н. «Лексикон треязычный» Федора Поликарпова в собрании Музея книги Российской Государственной библиотеки. // Вивлиофика: История изучения книжных памятников. - Вып. 1. - М.: Пашков Дом, 2009. - С. 156-176. (дата обращения 13.11.2017).
41. Посельская Л. Ю. Проблема подросткового суицида и выявление
склонности к нему в условиях средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 801-806. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения 18.11.2017) .
42. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) [Электронный ресурс]. / Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А. Летова А.В. [Электронный ресурс]. // Суицидология. - 2015. - № 4 (21). Том 6. - С. 21-32. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения 15.11.2017).
43. Психологические особенности личности суицидальных
подростков [Электронный ресурс]. / Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. // Вестник Кемеровского государственного университета - 2015. -№ 1-1 (61). - С. 127-134. - URL:
http://cyberleninka.ru(дата обращения 13.11.2017).
44. Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. (Министерство образования Московской области) [Электронный ресурс]. - АСОУ, 2011. - 44 с. - URL: http://cdk- nu.ru(дата обращения 18.11.2017).
45. Равочкин Н.Н. Проблема подросткового суицида как объект
междисциплинарных исследований [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - № 20. - С. 651-654. - URL
https://moluch.ru/archive/124/34219/(дата обращения: 15.04.2018).
46. Романова И.В. Психопрофилактика риска суицидального поведения юношей и девушек [Электронный ресурс]. // ВестникЮжно-Уральского государственного университета. Серия:Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2009.- № 27 (160). - С. 74-76. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения
18.11.2017) .
47. Руженкова В.В., Руженков В.А. Суицидальное поведение в
подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс]. // Научные ведомости Белгородского государственногоуниверситета. Серия: Медицина. Фармация. - 2011. - № 16. Том 22. - URL: http:ZZcyberleninka.ru(дата обращения 15.11.2017).
48. Статистика самоубийства в 2017 году по странам [Электронный ресурс] - URL: https://aae.suZstatistika-suitsida-2017-po-stranam.html(дата обращения 21.12.2017)
49. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя. / Югова Н.Л., Касимова А.Р. [Электронный ресурс]. ZZЛичность,семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014.- № 41. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения 13.11.2017).
50. Три самоубийства подростков зафиксировали в Удмуртии с начала года Z Н. кузнецов [Электронный ресурс] - URL: https://udmurt.mediaZnews/proisshestviyaZ15833/ (дата обращения 05.01.2018)
51. Фокина М.В. Особенности интерпретации жизненных ситуаций
детьми с разным уровнем тревожности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. [Электронный ресурс]. - М., МГУ, 2009. - URL: https://psibook.comZresearchZosobennosti-interpretatsii-zhiznennyh-situatsiy-detmi-s-raznym-urovnem-trevozhnosti.html. (дата
обращения: 16.04.201)0.
52. Церковникова Н.Г. Психологические особенности личности подроста, склонного к суицидальному поведению [Электронный ресурс] ZZ Суицидология. - 2011. - № 2 (3). Том 2. - С. 25-26. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения 25.11.2017).
53.Чернодуб В.Ф. Исследование и профилактика подростково¬юношеского суицида [Электронный ресурс]. ZZФОН-Наука. - 2012. № 1. - URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения
15.11.2017) .
54.Эрдынеева К.Г, Филиппова В.П. Суицидальное поведение: сущность, факторы и причин 1ы (кросскультурный анализ). Учебное пособие. [Электронный ресурс]. - М.: Академия
Естествознания, - 2010. - 147 с. - URL:
https://monographies.ru/ru/book/view?id=110 (дата обращения
19.11.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ