Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление развитием лидерских качеств школьников средствами ученического само-управления

Работа №4605

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49стр.
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения развития лидерских качеств школьников средствами ученического самоуправления 5
1.1 Лидерские качества и условия их развития 5
1.2 Структура, принципы организации ученического самоуправления 11
1.3 Ученическое самоуправление как средство развития лидерских качеств учащихся 18
Глава 2 Управление развитием лидерских качеств школьников средствами ученического самоуправления 23
2.1 Исследование уровня развития лидерских качеств школьников в условиях ученического самоуправления 23
2.2 Анализ модели ученического самоуправления ГУО «Гомельский городской лицей №1» 32
Заключение 44
Список использованных источников 47


Обращаем ваше внимание, если данная работа вам не подходит, вы всегда сможете заказать написание курсовой работы , либо осуществить заказ диплома (дипломного проекта) , реферата, научной статьи, контрольной работы по вашим требованиям и заданию в образовательном центре, на сайте DissHelp.ru

В настоящее время большое внимание белорусского государства уделяется молодёжи. Современное белорусское государство заинтересовано в том, чтобы каждый молодой гражданин имел возможность выбора своего жизненного пути, развития своего потенциала для самореализации и активного участия в общественной жизни страны. По этой причине от школы требуется создание таких условий, которые позволят школьникам раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал. Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным, активным членом общества. В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2011-2015 годы, а также в Кодексе Республики Беларусь об образовании отмечается, что целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Основными составляющими воспитания, согласно данным документам, являются:
- нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям,
-воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии [1].
Но как же научиться предъявлять и отстаивать свое мнение. И не только отстаивать, что, в общем, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него. Ученическое самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность самореализации ребенка в различных сферах деятельности. Ученическое самоуправление – это возможность самим школьникам планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Для воспитания современного человека необходимо использование таких методов и форм работы, которые были бы направлены на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию и самоутверждение в ней и через неё в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности. Ведь сейчас, когда социально-экономические проблемы обусловили потребность в человеке, способном принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, воспитание в подростках инициативности, самостоятельности, умения вести за собой становится также важно, как и овладение конкретной предметной деятельностью. Практика убеждает в том, что именно ученическое самоуправление позволяет сформировать лидерские качества у учащихся школьного возраста. Только ученическое самоуправление может дать ребенку самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.
Объект исследования: понятие лидерских качеств, структура и принципы ученического самоуправления.
Предмет исследования: управление развитием лидерских качеств школьников средствами ученического самоуправления.
Цель работы: раскрыть теоретические основы развития лидерских ка-честв школьников средствами ученического самоуправления.
Задачи:
- на основании анализа теорий лидерства раскрыть содержание лидерских качеств;
- описать структуру, принципы ученического самоуправления в школе;
- раскрыть основные направления деятельности ученического самоуправления по развитию лидерских качеств школьников.
- исследовать уровень развития лидерских качеств школьников средствами ученического самоуправления;
- проанализировать имеющуюся модель ученического самоуправления;
- усовершенствовать модель ученического самоуправления на основе полученных результатов.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической литературы и нормативных документов; обобщениеданных по проблеме исследования, анкетирование, моделирование.
Практическая значимость исследования состоит в том,


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование ставило целью раскрыть теоретические основы развития лидерских качеств школьников средствами ученического самоуправления.
Основополагающим понятием нашего исследования выступают «лидер-ские качества школьников», которые представляют собой совокупность опре-деленных свойств, черт, позволяющая члену коллектива выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидерские качества складываются в итоге собственного активного отношения к жизнедеятельности и лидерского поведения в группе.
В перечень специфических качеств лидера входят:
- организаторская проницательность – способность понять мир другого человека;
- способность к активному психологическому воздействию – разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
- склонность к организаторской работе, лидерская позиция, потребность брать ответственность на себя.
Критериями и показателями развития лидерских качеств являются:
а) критерий внутренней готовности;
б) критерий практически-действенный.
Возможности учащихся в развитии лидерских качеств в коллективе расширяются за счет:
- динамизма и включения школьников в разнообразные виды деятельности, где они приобретают опыт лидерского поведения;
- разнообразия реализуемых социальных ролей (позиций);
- расширения круга общения, наличия межвозрастного общения.
Теоретический анализ показал нам, что одним из эффективных средств развития лидерских качеств школьников выступает ученическое самоуправление, а также позволил рассмотреть характерные черты ученического самоуправления:
- субъектами ученического самоуправления являются специально создаваемые органы ученического самоуправления, ученические общественные организации;
- объектами ученического самоуправления являются учащиеся и их коллективы;
- механизм ученического самоуправления и вся его система функциони-руют в сфере управления учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов ученического самоуправления;
- основой для становления и развития системы ученического самоуправления являются ученические коллективы и активность самих учащихся;
- каждый участник ученического самоуправления становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью учебного заведения;
- интересы и запросы учащихся, их коллективов оказывают непосредст-венное влияние на формирование органов ученического самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности;
- для методов деятельности субъектов ученического самоуправления характерны убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения.
При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы: принцип гуманизма, принцип демократичности, принцип законности, принцип равноправия, принцип выборности, принцип обновляемости , принцип открытости и гласности, принцип целесообразности, принцип объединения, принцип функционального самоопределения, принцип системного взаимодействия, принцип представительства, принцип самоуправления.
Перечисленные принципы составляют основу организации ученического самоуправления, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
Анализ педагогической, психологической литературы показал, что существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:
- административная модель;
- игровая модель;
- совмещенная административно-игровая модель.
Было выявлено, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.
В ходе исследования были также определены цели и задачи ученического самоуправления, которые направлены на улучшение жизни коллектива учреждения образования посредством участия каждого. Участниками ученического самоуправления являются все учащиеся школы независимо от возраста. Педагоги координируют деятельность самоуправления и активно сотрудничают с обучающимися. Орган ученического самоуправления участвует в решении школьных вопросов от имени всех учащихся.
Отличительными особенностями самоуправления в школе является то, что в нем участвует большинство детей, а не узкий круг актива. Оно осуществляется при поддержке и сотрудничестве с учителями и позволяет увидеть результат общественной деятельности, что вдохновляет детей на продолжение деятельности.
Основными функциями ученического самоуправления являются: организация школьного коллектива, создание его органов и обеспечение их эффективной работы; возможность приобретения каждым знаний, умений и навыков управленческой, организаторской деятельности; формирование общественного мнения; развитие социально-значимых взаимоотношений между членами коллектива.
Таким образом, возникает ряд вопросов: если ученическое самоуправление является качественным средством развития лидерских качеств и актуально для педагогов и учащихся, то как избежать проблем, как сделать работу ученического самоуправления эффективной? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом.





Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г., № 243 3. – Минск.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2014. – 399 с.
2 Бабинцев, В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона / В.П. Бабинцев, И.В. Бояринова, Е.В. Реутов. – М.: Просвещение, 2008. – 220 с.
3 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Сфера – 2005. – 168с.
4 Харламов, И.Ф. Педагогика – 7-е изд. / И.Ф.Харламов. – Минск: Уни-верситетское, 2002. – 560 с.
5 Пестова П.А. Организационное поведение индивида в контексте сис-темного подхода [Текст] / П.А. Пестова // Молодой ученый. – 2010. – № 4. – С. 282 – 284.
6 Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор-академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА.М), 2000. – 488 с.
7 Белявский, Н.П. Основы лидерства / Н.П. Белявский. – М.: БГЭУ, 2006. – 272 с.
8 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: «Аспект-Пресс», 2000. – 374 с.
9 Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. – М.: Статут, 2007. – 544 с.
10 Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 207 с.
11 Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
12 Адлер, Ю. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конку-рентоспособности / Ю. Адлер. // Стандарты и качество. – 2000. – № 10. – С.14 – 22.
13 В. И. Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. / Бочкарёв В.И. – М.: «Владос», 2001. – 192 с.
14 Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
15 Моисеев, А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления / А.М. Моисеев // Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов: ТОИПКРО, 2002. – 331 с.
16 Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление. / Д.В. Рогат-кин – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003. – 92 с.
17 Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / Рожков М.И. – М.: «Владос», 2002. – 160 с.
18 Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. / Н.Л. Селиванова. – М.: «Педагогическое общество России», 2001. – 284 с.
19 Нечаев, М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления / М.П. Нечаев // Методист. – 2006. – № 4. – С. 12 – 14.
20 Чашников, Л.А. Современный модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления / Л.А.Чашников // Вопросы психологии. – 1993. – № 9. – С. 21– 23.
21 Бочкарёв, В.И. Планирование и организация воспитательной работы / В.И. Бочкарёв // Классный руководитель. – 2003. – № 3. – С. 10 – 13.
22 Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
23 Маврина, И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса / И.В. Маврина // Психологическая наука и образование.– 2005. – № 2. – C. 94 – 100.
24 Петренко, Е.Л. Воспитательная деятельность классного руководителя./ Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 100 с.
25 Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. / Л.Б. Зубанова. // Педагогическая наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 53 – 57.





Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ