Введение 3
1 Понятие образовательная среда 4
2 Сущность экспертизы образовательной среды 6
3 Теоретическая разработка модели психологической экспертизы образовательной среды 9
Заключение 13
Список использованных источников 14
Актуальность теоретической разработки модели психологической экспертизы образовательной среды обусловлена потребностью современной социальной ситуации в новых инструментах оценки образовательной среды в аспекте формирования психологического ресурса ее субъектов и отсутствием апробированных средств такой оценки. Изучение модели психологической экспертизы образовательной среды определяется насущной потребностью изучения влияния условий образовательной среды на личностное развитие ее субъектов, на поддержку и формирование таких качеств личности, которые, будучи включенными в общественные отношения, обеспечивали бы выпускникам школ успешное функционирование в ней.
Цель работы: проанализировать модель психологической экспертизы образовательной среды.
Задачи работы:
– рассмотреть сущность экспертизы образовательной среды;
– теоретические обосновать модель психологической экспертизы образовательной среды.
Теоретико-методологическая основа работы. Особенности психологической экспертизы образовательной среды раскрыты в работах В. А. Ясвина, Т. А. Осиповой, В. И. Панова и др.
Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.
Структура работы: работа состоит из введения двух параграфов, заключения, списка литературы.
Таким образом, в современных исследованиях образовательная среда рассматривается как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности и возможности для ее развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность взаимодействий и личностных особенностей участников образовательного процесса, особенностей содержания образования, способов его усвоении.
Психологическая экспертиза образовательной среды представляет собой одну из разновидностей экспертизы. Объектом психологической экспертизы является образовательная среда (в психологическом аспекте), целью – анализ образовательной среды с точки зрения предоставляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса, обеспечение психологически комфортной, безопасной развивающей образовательной среды (через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре школы и форм взаимодействия), гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность и ее защита от деструктивного воспитательного (социального) и психологического влияния (через выработку единого взгляда на природу детства, роль взрослых в развитии ребенка, цели образования).
Модель психологической экспертизы образовательной среды имеет в своем составе следующие компоненты: организационно-управленческий, психо-дидактический, пространственно-предметный, социально-психологический и субъектный, каждый из которых имеет психологическую составляющую.
1. Алексеев, Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Школьные технологии. – 2016. – №2. С.4–35.
2. Мкртчян, Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография / Г.А Мкртчян. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2012. –182 с.
3. Непрокина, И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг: учеб. пособие / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. – 92 с.
4. Новиков, А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Наука, 2014. – 214 с.
5. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. – М., 2014. – 136 с.
6. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2013. – 139 с.
7. Технология оценки образовательной среды школы: Учебно-методическое пособие для школьных психологов / под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.
8. Умняшова, И.Б. Саморазвивающая среда в школе: алгоритм создания / И.Б.Умняшова, Н.С. Сашенкова // Директор школы. 2012. № 5. С. 9 –33.
9. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 128 с.
10. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин– М.: Смысл, 2011. – 365 с.