Выпускная квалификационная работа .
Объект исследования - центр социального обслуживания г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
Много приложений.
Также есть доклад и презентация к нему.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы профессионального выгорания социальных работников 9
1.1. Профессиональное выгорание у представителей помогающих профессий. 9
1.2. Формы и направления профилактических мероприятий, направленных на предупреждение профессионального выгорания у социальных работников 20
1.3 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование путей профилактики профессионального выгорания социальных работников 39
2.1. Исследование профессионального выгорания работников ЦСО г. Тарко-Сале 39
2.2. Рекомендации по предупреждению профессионального выгорания социального работника 46
2.3 Динамика состояния и анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования в том, что жертвой может стать любой человек, подверженный продолжительным стрессам. Люди начинают «перегорать как лампочки». Факторов очень много, которые оказывают влияние на развитие синдрома выгорания.
Эффективное социальное обслуживание является необходимым условием развития общества в любом современном государстве, поскольку предполагает не просто помощь людям, по каким-либо причинам, оказавшимся в ситуации, в которой они не могут обеспечить себе нормальную (в понимании данного общества) жизнедеятельность, но и профилактическую деятельность по возникновению подобного рода ситуаций. Оно также включает в себя создание адекватных условий для решения проблем таких людей со стороны государства и любых других организаций.
В последнее время всё чаще встречается термин «профессиональное выгорание», к сожалению этому явлению подвержены представители многих профессий, это может быть частный случай профессиональной деформации, людей вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно и часто общаться с людьми, проявляя эмоции и находиться в состоянии постоянной эмоциональной напряжённости и даже стресса. Последствиям этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания. Термин «эмоциональное выгорание (burnout)» впервые ввёл в психологическую практику американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Этот синдром связан с продолжительным воздействием различных стрессообразующих факторов связанных с профессией, таких, как постоянная перегрузка – слишком большое число подопечных, излишний объём требований, слишком большой массив информации. Также этому способствуют личностные особенности социального работника, в числе которых можно назвать мотивационный конфликт, конфликт интимно-личностного характера, непонимание, возникающее между близкими людьми, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение. По сути, профессиональное выгорание – это длинный хронический стресс.
Больше других эмоциональному выгоранию подвержены представители профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью и общениям с людьми. Среди представителей этих профессий, в первую очередь, обратим внимание на специалистов социальной сферы, работа которых попадает под определение профессии типа «человек-человек». Именно такие специалисты, учитывая специфику и альтруистичность их деятельности, наиболее подвержены заболеваниям разными расстройствами психосоматического характера и переживаниям стрессовых реакций. Являясь своего рода «эмоциональным донором» из-за того, что помимо профессиональных знаний, умений и навыков приходится использовать в значительной мере свою личность. Первое место среди расстройств занимает синдром профессионального выгорания, являющийся отрицательным последствием деятельности работников социальной сферы.
Актуальность исследования данной проблемы также состоит и в том, что на сегодняшний день, недостаточен объём исследований, которые посвящены тематике, связанной с профессиональными деформациями социальных работников, чем обусловлен дефицит рекомендаций по данному вопросу.
На современном этапе своего развитии, российское общество характеризуется сложностью и противоречивостью своего духовного состояния. Динамично развивающиеся процессы социально-экономического характера, в контексте модернизации проводимой в нашей стране, формируют новые социокультурные условия жизни российских граждан. В указанных условиях кратно повышается значимость социальной работы.
Актуальность обращения к проблемам социальной работы в социокультурных условиях развития современного российского общества обусловлена целым комплексом причин.
В первую очередь, обратим внимание, что в период идущей модернизации общества, экономических проблем и социальных преобразований, вследствие которых в нашей стране появляются все новые группы населения, которым необходима поддержка и помощь государства, социальная работа является остро востребованной сферой профессиональной деятельности, поскольку социальная политика в любом государстве основывается на институте социальной работы.
Во-вторых, процесс институциализации социальной работы реализуется в условиях особой социокультурной ситуации реформирования.
В-третьих, социальная работа базируется на системе профессиональных ценностей. Профессионально-этическим кодексом социальной работы задекларированы ценности, представленные: социальной активностью, мобильностью и гибкостью; гуманизмом и социальной справедливостью; компетентностью; человеческим достоинством и толерантностью. На ценности социальной работы оказывает влияние система ценностей современного российского общества, которые являются её неотъемлемым элементом. Социокультура российского общества и новые приоритеты развития государства: возрождение духовности, реализация принципов гуманизма и справедливости, свободы и равенства. Главной функцией института социальной работы в современных условиях, стала гуманизация общественных отношений, восстановление духовно-нравственного потенциала, как отдельно взятого человека, так и всего общества.
В-четвёртых, в развитии социальной работы ценность представляет соотношение современных социокультурных условий общества и этнокультурных традиций социальной работы в нашей стране. Каждым новым социокультурным этапом развития общества, устанавливается качественно иной уровень социальной работы, с сохранением ментальной основы социальной помощи в России.
Динамика развития ценностной системы общества, не может не оказывать существенного влияния на систему ценностей специалистов. При этом актуальность приобретает вопрос, какие ценности в перспективе станут определяющими для развития социальной работы, как профессионального вида деятельности.
В-пятых, повышенные требования, предъявляемые современным российским обществом к качеству кадрового состава системы соцзащиты и соцработы, обусловливают и предполагают наличие призвания к выполнению социальных функций, заключающихся в: прогнозировании, диагностике, защите прав человека, организации социального процесса, информировании, посредничестве, изменении среды обитания, а также сформированной системе ценностей и ценностных ориентаций, составляющих основу профессиональной деятельности. В силу указанных обстоятельств, определение содержания и поступательное формирование профессионально-этических ценностей в ходе социального образования, на современном этапе развития социальной политики, приобрели особенную значимость.
Таким образом, социальная работа, представляет собой не только социальный институт и профессиональную деятельность, но, также, и новое мировоззрение, корпоративную культуру и образ жизни. Социальный работник - ориентир для людей в их отношении к тем, кому необходима помощь. Личность специалиста, который способен профессионально воспроизвести добродетельное поведение в перманентно меняющихся социокультурных и социально-экономических условиях, представляет собой основу профессиональной деятельности.
Объектом исследования, являются личностные качества социального работника и специфика эмоционального выгорания.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания личностных особенностей работников социальной сферы.
Исходя из этого я определила цель своей работы.
Целью работы является исследование степени выраженности синдрома профессионального выгорания социальных работников, определение его взаимосвязи с личностными особенностями и спецификой выполняемой работы.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы дать характеристику определению профессионального выгорания:
максимально изучить теоретические аспекты эмоционального выгорания;
определить сущность феномена выгорания, и его проявления в профессиональной деятельности;
исследовать влияние различных факторов, таких как личностные, ролевые, организационные, на формирование «синдрома выгорания», а также исследовать взаимосвязь личностных особенности социального работника и особенности эмоционального выгорания;
описать возможности профилактики факторов, способствующих профессиональному выгоранию социального работника.
Теоретико-методологическая база исследования делалась на основании теории исследования американского психиатра Дж. Гринбегр, который рассматривает «выгорание» как усугубляющий процесс, начинающий с переживания энтузиазма и удовольствия от работы. По мере воздействия стрессов работа начинает приносить меньшее удовольствие. По его мнению, процесс профессионального выгорания, для каждого, индивидуален. Чем в большей мере подвержен противоречиям, тем больше рисков оказаться «выгоревшим».
С точки зрения В. Е. Орла, влиянию «выгорания» подвергаются разные сферы человека: мотивационная, когнитивная, стилевые особенности. Из-за выгорания в мотивационной сфере происходит нарушение структуры мотивации, погасает стимул. В когнитивной сфере происходит перестройка под структуру по типу «простота – сложность», где простота преобладает. В плане интеллекта выпадает гибкость реакции на изменение жизненной ситуации, что ведёт к доминированию формально-стереотипных тенденций, пассивно доминантного направления.
По существующему научному мнению (К. Маслач., M. Gerter), начало профессионального выгорания обусловливается эмоциональным истощением, приводящим к ухудшению отношений в сфере делового общения, а впоследствии и потере интереса к труду.
Американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг в 1974 году ввёл термин «эмоциональное выгорание» для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые интенсивно работают общаясь с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере.
Гипотеза исследования – в качестве гипотезы предлагаю изучить сущность взаимосвязи между индивидуальными особенностями личности работников и проявлением у них синдрома профессионального выгорания.
Эмпирические методы: тестирование – методика многофункционального исследования личности (Р. Кеттелл), методика диагностики стрессоустойчивости социальной адаптации Холмса и Раге, диагностика профессионального выгорания А. А. Руковишникова.
Экспериментальная база исследования проходило на базе центра социального обслуживания г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что, основываясь на полученных результатах, представляется возможным выполнять работу, направленную на психопрофилактику профессионального выгорания социальных работников. Учитывая личностные особенности, психологические критерии, можно грамотно организовать работу по профориентации и профотбору при оформлении на работу.
В ходе проведённого исследования по теме «Профессиональное выгорание социального работника и пути его предупреждения» были решены поставленные исследовательские задачи.
Синдром профессионального выгорания это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.
Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию – неуправляемый стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется комплекс негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей представляющих угрозу, как для его личного здоровья, так и для организации в целом.
Подводя итоги моей работы, можно сказать, что несмотря на актуальность проблемы «выгорания» среди социальных работников, на сегодняшний день нет комплекса мер для осуществления полноценной профилактики данного синдрома, а есть только отдельные рекомендации.
Также следует отметить, что основными внешними детерминантами, приводящими к запуску механизма «выгорания», служат высокое эмоциональное и психическое напряжение, повышенные нагрузки и работа сверх нормы, сложные коммуникации и высокий уровень ответственности за выполняемые специалистом функции и операции.
Основными средствами позволяющими сократить риск выгорания как отдельного работника, так и целого коллектива на сегодняшний момент являются психологические тренинги консультации, полноценное информирование о синдроме выгорания, которое включает в себя раскрытие конкретных методик и способов улучшения психоэмоционального состояния, коррекционные работы (индивидуальные, групповые), слаженная организация деятельности социальных работников.
В настоящее время выработка оптимальных стратегий помощи «выгорающим» сотрудникам является приоритетной задачей во многих организациях, так как она способствует сохранению кадрового потенциала.
Говоря о формах и методах профилактики выгорания, следует отдельно отметить коррекционную работу, которая может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Не меньшее значение имеет наличие гармоничной системы отношения в коллективе, а также присутствие социальной, профессиональной и дружеской поддержки специалиста. В настоящее время выработка оптимальных стратегий помощи «выгорающим» сотрудникам является приоритетной задачей во многих организациях, т.к. именно она способствует сохранению кадрового потенциала. К настоящему времени сформировано три основных направления профилактики выгорания, которые лежат в следующих областях: организация деятельности, улучшение психологического климата в коллективе и работа с индивидуальными особенностями специалистов.
Проведенный теоретический и эмпирический анализ заявленной проблемы позволил сделать следующие выводы о специфике выявления психологических закономерностей профессионального выгорания у социальных работников в современных социальных условиях:
развитие синдрома обусловлено двумя группами условий: внутренними (индивидуально-личностными) и внешними (организационными);
в сложных, напряжённых профессиональных ситуациях возрастает роль индивидуально-личностных характеристик специалиста (психологических оснований) в регуляции деятельности и их активное участие в развитии синдрома выгорания;
личностные характеристики оказывают значительное влияние на уменьшение негативного воздействия внешней среды, сохранение внутренних ресурсов и могут выступать внутренними условиями, предотвращающими или способствующими развитию синдрома выгорания;
степень выраженности фаз и симптомов синдрома профессионального выгорания обусловлена степенью выраженности внутренних психологических условий, позволяющих преодолеть негативное воздействие внешней среды;
при особых обстоятельствах деятельности психологическими условиями, способными предотвратить развитие синдрома профессионального выгорания, могут выступать: психологическая устойчивость как интегральная характеристика, объединяющая особенности всех стратегий преодоления профессиональных стрессов.
Следует признать, что в практике профессиональной подготовки будущего специалиста обозначилось противоречие между сложившейся системой психолого-социальной подготовки, не предусматривающей целенаправленного формирования эмоциональной устойчивости как условия профилактики профессионального выгорания, и новыми условиями функционирования субъекта социального труда в профессии в связи с увеличением стрессовых факторов.
Применение программы коррекции профессионального выгорания позволяет снизить уровень профессионального выгорания, тревожность, истощенность жизненных сил, деформированные свойства личности, повысить уровень интернальности и рефлексивности. Проведение программы коррекции профессионального выгорания создаёт условия для целенаправленного познания себя, развития и формирования непротиворечивой системы ценностей, рефлексивных способностей, навыков снятия психоэмоционального напряжения, уверенности в себе и целеполагания.
Гипотеза о том, что уровень и особенности профессионального выгорания у социальных работников будут снижаться, если коррекционная программа направлена на создание условий для развития умений и навыков рефлексии, повышение уверенности в себе, развитие навыков целеполагания и осмысление своей жизни, овладение приемами снятия психоэмоционального напряжения и снижения тревожности, подтвердилась.
Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с людьми или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению «выгорания».
Надо отметить, что эмоциональное «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не в конфронтации и обвинении.
1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2012. – 528 с.
2. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. М.: ПЕР. СЭ, 2006. – 528 с.
3. Бойко, В. В. Правила эмоционального поведения: методическое пособие / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2007. – 172 с.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и других / В. В. Бойко. М., 2004. – 480 c.
5. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Издательский дом «Филинъ», 2013. – 154 с.
6. Бусовикова, О. П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / О. П. Бусовикова, Т. Н. Мартынова // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. – 410 с.
7. Введение в профессиональную деятельность / отв. ред. А. А. Козлов. – М.: Логус, 2004 – 368 с.
8. Винокур, В. Ф. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. [Электронный ресурс] / В. Ф. Винокур // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 1. URL: http://medpsy.ru.
9. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер: Питер-принт, 2005. – 336 с.
10. Водопьянова, Н. Н. Психическое выгорание и качество жизни / Н. Н. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психические проблемы самореализации личности – СПб., 2002. С. 140154.
11. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во Спб.ун-та, 2007. – 378 с.
12. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбович. – Минск: Хэлтон, 1998 – 399 с.
13. Елдышова, О. Ф. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях / О. Ф. Елдышова //Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Междунар. конф. дет. тел. доверия 17-18 ноября 2006 г.: сб. ст. выступлений. – М., 2010. – С. 3841.
14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
15. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2009. – 458 с.
16. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. М.: Знание, 1970. 289 с.
17. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. № 11. С. 216.
18. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. № 2. – С. 316.
19. Малкина-Пых, И. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. И. Малкина-Пых. М.: Экспо, 2005. – 960 с.
20. Орёл, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования / В. Е. Орёл // Психологический журнал. 2011. № 1. С. 1621.
21. Орёл, В. Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика // Орёл, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: автореф. дисс. … дра псих. наук / В. Е. Орёл. – Ярославль, 2005. – 51 с.
22. Панов, А. М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования / А. М. Панов // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. – С. 10.
23. Пашук, Н. С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психологического выгорания» у преподавателей вузов / Н. С. Пашук // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 1924.
24. Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е. Ю. Райкова // Молодой учёный. 2011. № 5. Т. 2. С. 9297.
25. Райковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Райковский. М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, 2004. 480 с.
27. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. 2012. – Т. 23. №3. С. 1924.
28. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса / Н. В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2013. 256 с.