Древняя Индия в произведениях античных авторов (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Введение 3
1 Древнегреческие свидетельства об Индии 5
2 Диодор Сицилийский «Историческая библиотека» 13
3 Древнеримские свидетельства об Индии 14
Заключение 17
Список литературы 19
1 Древнегреческие свидетельства об Индии 5
2 Диодор Сицилийский «Историческая библиотека» 13
3 Древнеримские свидетельства об Индии 14
Заключение 17
Список литературы 19
Культура Индии многообразна, самобытна и уникальна. Складываясь на протяжении нескольких тысяч лет, она впитала в себя разнообразные философские мировоззрения, религиозные взгляды, традиции и обычаи разных народов, проживавших на ее территории. Возможно, нет большего комплимента, который можно было бы дать древней культуре Индии, чем тот факт, что сегодня ее сложная система верований и уважительное отношение к жизни могут служить путеводителями для всего мира.
В представленном реферате не столько затронут вопрос о столь далеком времени, от которого сохранились лишь археологические свидетельства, сколько сведения литературной традиции. Именно в литературных источниках встречаются имена исторических деятелей, подробности политических событий. Известны имена древних эллинов, которые первыми из европейцев побывали в Индии, описали индийские реалии. Помимо этого, античная литературная традиция впервые в мировой литературе зафиксировала столь значительные сведения об этой далекой восточной стране. Античная литература сформировала основные представления об Индии для жителей и Европы, и Ближнего Востока вплоть до начала Нового времени, эпохи Великих географических открытий.
С середины 40-х годов изучению древней Индии стали уделять специальное внимание. В ряде случаев (например, при составлении учебных пособий) о ней иногда приходилось писать неиндологам. В послевоенный период начали публиковать работы советские ученые, сделавшие рассмотрение проблем древней Индии своей специальностью. Первой такой работой была небольшая монография А. М. Осипова «Краткий очерк истории Индии до X века» (М., 1948).
Традиции в области изучения древнеиндийской культуры и религии успешно продолжают Ю. М. Алиханова, В. Я. Васильков, В. В. Вертоградова, П. А. Гринцер, И. Д. Серебряков, Э. Н. Темкин, В. Г. Эрман и др.
Книга известного индолога профессора Л.Б.Алаева посвящена средневековому периоду истории Индии и предназначена для студентов-востоковедов, специализирующихся по истории Индии. В отличие от других монографий по данному периоду, значительное внимание уделяется истории Южной Индии. Специально рассмотрены вопросы о роли в истории страны таких уникальных социальных институтов, как каста и сельская община. Книга основана на изучении всех основных источников, а также имеющейся литературы. Автор не во всем следует принятым в индологии стереотипам и выдвигает собственную концепцию истории Индии. По сравнению с первым изданием книги существенно скорректировано авторское видение существа кастовой системы и функционирования сельской общины.
Кроме того, Алаев затрагивает важный вопрос о судьбе истории в современной Индии. Он не рассматривает работы по древней индийской истории, стремясь оставаться, как он замечает, "в пределах своей компетенции" и ссылаясь на историографическую работу А.А. Вигасина. Здесь следует сказать еще об одной особенности авторского подхода. Книга написана в биографо-историографическом жанре, как история не только идей, но и людей.
Объект исследования: античные источники.
Предмет исследования: отражение Индии в античных источниках.
Цель работы: рассмотреть представления о Древней Индии в произведениях античных авторов.
Задачи:
показать древнегреческие свидетельства об Индии;
рассмотреть сведения об Индии Диодора Сицилийского;
представить древнеримские свидетельства об Индии.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных Древней Индии.
Структура реферата: введение, три параграфа, заключение, список литературы.
В представленном реферате не столько затронут вопрос о столь далеком времени, от которого сохранились лишь археологические свидетельства, сколько сведения литературной традиции. Именно в литературных источниках встречаются имена исторических деятелей, подробности политических событий. Известны имена древних эллинов, которые первыми из европейцев побывали в Индии, описали индийские реалии. Помимо этого, античная литературная традиция впервые в мировой литературе зафиксировала столь значительные сведения об этой далекой восточной стране. Античная литература сформировала основные представления об Индии для жителей и Европы, и Ближнего Востока вплоть до начала Нового времени, эпохи Великих географических открытий.
С середины 40-х годов изучению древней Индии стали уделять специальное внимание. В ряде случаев (например, при составлении учебных пособий) о ней иногда приходилось писать неиндологам. В послевоенный период начали публиковать работы советские ученые, сделавшие рассмотрение проблем древней Индии своей специальностью. Первой такой работой была небольшая монография А. М. Осипова «Краткий очерк истории Индии до X века» (М., 1948).
Традиции в области изучения древнеиндийской культуры и религии успешно продолжают Ю. М. Алиханова, В. Я. Васильков, В. В. Вертоградова, П. А. Гринцер, И. Д. Серебряков, Э. Н. Темкин, В. Г. Эрман и др.
Книга известного индолога профессора Л.Б.Алаева посвящена средневековому периоду истории Индии и предназначена для студентов-востоковедов, специализирующихся по истории Индии. В отличие от других монографий по данному периоду, значительное внимание уделяется истории Южной Индии. Специально рассмотрены вопросы о роли в истории страны таких уникальных социальных институтов, как каста и сельская община. Книга основана на изучении всех основных источников, а также имеющейся литературы. Автор не во всем следует принятым в индологии стереотипам и выдвигает собственную концепцию истории Индии. По сравнению с первым изданием книги существенно скорректировано авторское видение существа кастовой системы и функционирования сельской общины.
Кроме того, Алаев затрагивает важный вопрос о судьбе истории в современной Индии. Он не рассматривает работы по древней индийской истории, стремясь оставаться, как он замечает, "в пределах своей компетенции" и ссылаясь на историографическую работу А.А. Вигасина. Здесь следует сказать еще об одной особенности авторского подхода. Книга написана в биографо-историографическом жанре, как история не только идей, но и людей.
Объект исследования: античные источники.
Предмет исследования: отражение Индии в античных источниках.
Цель работы: рассмотреть представления о Древней Индии в произведениях античных авторов.
Задачи:
показать древнегреческие свидетельства об Индии;
рассмотреть сведения об Индии Диодора Сицилийского;
представить древнеримские свидетельства об Индии.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных Древней Индии.
Структура реферата: введение, три параграфа, заключение, список литературы.
Первые античные авторы рассказывают об Индии как о далекой сказочной стране полной разных чудесных диковинок. Эту тенденцию мы наблюдаем уже у Скилака. Интерес к такого рода теме проявился, очевидно, и у Гелланика. В полной мере это выразилось в творчестве Ктесия, который изображает Индию в таком удивительном виде, в каком представляется современному читателю другая планета, описанная в произведении писателя-фантаста. В изложении же Ксенофонта об индах можно увидеть интересный литературный прием. Инды в «Киропедии» Ксенофонта предстают перед нами не как реальная народность, а как вымышленный персонаж художественного произведения (действия индов при дворе Кира Старшего). В более поздней традиции мы увидим, как тема описания Индии будет служить авторам для изложения своих философских, политических и других идей. В связи с этим данные Ксенофонта тоже можно отнести к первой, идеализирующей, категории источников.
Вторая же тенденция исполнена рационализма и прагматизма. Начиная с Гекатея, мы наблюдаем сугубо утилитарный и довольно критический подход в выборе источников и информации об Индии, и его географические данные даже можно назвать «сухими».
Относительно данных Геродота следует отметить «повествовательный» характер его сообщений. Задача древнего автора состояла в том, чтобы изложить, с его точки зрения, реально произошедшие события, описать те вещи, которые казались ему возможными по своей природе. Безусловно, нельзя принимать на веру все сообщения Геродота, так как многие из них невероятны и фантастичны, однако нужно учитывать, что научные знания V в. до н. э. вообще скудны по сравнению со знаниями современного человечества. Не зря Цицерон назвал Геродота «отцом истории». Именно в произведении Геродота впервые каждая проблема освещалась с различных точек зрения. Тем самым читателю предлагалось самому выбирать, какая версия является правильной. Сведения Геродота и об Индии, и об индийцах вполне историчны в целом, за исключением рассказа о золотоносных муравьях, который даже может показаться реалистичным, если сравнить его со «сказками» об Индии Ктесия.
Таким образом, начальный период развития знаний об Индии в античной литературе можно охарактеризовать как время формирования основных представлений об этой далекой восточной стране.
Этим, в первую очередь, мы обязаны авторам источников, малоазийским грекам, описавшим восточные области ойкумены. Конечно, это связано с высоким культурным развитием полисов Малой Азии. Однако стоит отметить, что наличие информации об Индии у греков не было бы возможным без связи малоазийских и островных полисов с персидской державой, и, в частности, без завоевательной политики Ахеменидов.
Представление об Индии, как о самой крайней стране на Востоке, у греков еще в V-IV в. до н.э. послужило в дальнейшем одной из причин, по которой Александр Великий совершил поход в Индию.
Вторая же тенденция исполнена рационализма и прагматизма. Начиная с Гекатея, мы наблюдаем сугубо утилитарный и довольно критический подход в выборе источников и информации об Индии, и его географические данные даже можно назвать «сухими».
Относительно данных Геродота следует отметить «повествовательный» характер его сообщений. Задача древнего автора состояла в том, чтобы изложить, с его точки зрения, реально произошедшие события, описать те вещи, которые казались ему возможными по своей природе. Безусловно, нельзя принимать на веру все сообщения Геродота, так как многие из них невероятны и фантастичны, однако нужно учитывать, что научные знания V в. до н. э. вообще скудны по сравнению со знаниями современного человечества. Не зря Цицерон назвал Геродота «отцом истории». Именно в произведении Геродота впервые каждая проблема освещалась с различных точек зрения. Тем самым читателю предлагалось самому выбирать, какая версия является правильной. Сведения Геродота и об Индии, и об индийцах вполне историчны в целом, за исключением рассказа о золотоносных муравьях, который даже может показаться реалистичным, если сравнить его со «сказками» об Индии Ктесия.
Таким образом, начальный период развития знаний об Индии в античной литературе можно охарактеризовать как время формирования основных представлений об этой далекой восточной стране.
Этим, в первую очередь, мы обязаны авторам источников, малоазийским грекам, описавшим восточные области ойкумены. Конечно, это связано с высоким культурным развитием полисов Малой Азии. Однако стоит отметить, что наличие информации об Индии у греков не было бы возможным без связи малоазийских и островных полисов с персидской державой, и, в частности, без завоевательной политики Ахеменидов.
Представление об Индии, как о самой крайней стране на Востоке, у греков еще в V-IV в. до н.э. послужило в дальнейшем одной из причин, по которой Александр Великий совершил поход в Индию.



