Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индекс потребительских цен в РФ и инфляция

Работа №45921

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

экономика

Объем работы25
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследования инфляции и индекса потребительских цен 5
1.1 Экономическая сущность инфляции и типология инфляционных процессов 5
1.2 Индекс потребительских цен как показатель уровня инфляции 10
2 Анализ инфляционных процессов в Российской Федерации 15
2.1 Анализ уровня инфляции и факторов влияния на динамику инфляционных процессов в РФ 15
2.2 Анализ динамики индекса потребительских цен в РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 23



Уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, а также на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни населения. Инфляция создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы функционирования национальной экономики, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Она порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов рынка.
Способность государства поддерживать инфляцию на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы. Однако и в настоящее время причины (особенно немонетарного характера) и последствия этого социально-экономического явления изучены не до конца. Более того, при изменении уровня инфляции, в условиях меняющихся экзогенных факторов, соотношение значимости факторов инфляции меняется, выявляются новые факторы, влияние которых ранее было незначительным или скрытым. Не существует единого мнения в трактовке, как внешних характеристик инфляции, так и ее внутренней структуры и качественных характеристик.
Таким образом, проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. С 2013 г. защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности законодательно определено в качестве основной цели денежно-кредитной политики Банка России. Для достижения данной, установленной законодательством, цели по обеспечению ценовой стабильности, Банк России взял курс на переход к режиму таргетирования инфляции. Ценовая стабильность подразумевает достижение и поддержание устойчивых низких темпов роста потребительских цен. Низкая инфляция – это сохранение покупательной способности национальной валюты, то есть покупательной способности заработных плат и пенсий, что является необходимым условием повышения благосостояния российских граждан.
Также новеллой последнего десятилетия является увеличение значение роли инфляционных ожиданий в экономическом прогнозировании и практической реализации антиинфляционной политики. С 2016 г., по мере приближения фактической инфляции к целевому уровню, Банк России стал придавать этому превалирующее значение, определяя его как неявную цель своей денежно-кредитной политики.
Соответственно, актуальность этого вопроса определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Кроме того, важно подчеркнуть, что в условиях денежно-кредитной политики, основанной на режиме таргетирования инфляции, реализация Банком России своей деятельности в данном направлении невозможна без оценки и прогнозирования инфляционных процессов на основе индекса потребительских цен.
Цель данной работы заключается в анализе механизмов развития инфляции и ее оценки с использованием индекса потребительских цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть экономическую сущность инфляции;
 рассмотреть роль индекса потребительских цен как показатель уровня инфляции в процессе анализа и прогнозирования инфляционных процессов;
 провести анализ уровня инфляции и факторов влияния на динамику инфляционных процессов в РФ;
 осуществить анализ динамики индекса потребительских цен в РФ.
Объектом исследования является инфляция как сложное социально-экономическое явление.
Предметом исследования выступает индекс потребительских цен в РФ.
Теоретическую базу исследования составляют финансовые справочники, учебники и периодическая литература, в том числе работы Г. С. Вечканова и Г. Р. Вечкановой, В. Ф. Жукова, Дж. М. Кейнса, В. И. Карпунина и Т. С. Новашиной Е. И. Кузнецовой, Е. А. Марыгановой и С. А. Шапиро, А. Пигу, Е. М. Свириной и др.
В качестве основных методов исследования применялись описание, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития мировой экономики инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.
При этом инфляция представляет собой сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, свидетельствующее о разбалансированности хозяйства страны и сопровождающееся обесцениванием денег, которое, в свою очередь, проявляется в устойчивом повышении общего уровня цен. Много лет в науке проводятся дискуссии о том, является ли она чисто монетарным (денежным) или не только монетарным явлением. В предлагаемых подходах к определению инфляции она представлена как: 1) повышение среднего уровня цен и, как следствие, обесценение денег, снижение их покупательной способности за счет переполнения финансовых каналов бумажными деньгами; 2) явление не только денежное, но и связанное с реальной экономикой, когда обесценение денег, падение их покупательной способности вызывается не только ростом цен, но и товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
В целом сегодня данный термин используется для описания всего набора взаимосвязей между денежным обращением и ростом цен и трактуется как устойчивое продолжительное снижение покупательной способности денег вследствие общего роста цен.
Для количественного измерения инфляции в отечественной и зарубежной практике разработана система показателей, в которой особое место занимают индексы цен. Они выражают относительное изменение среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Индексы, построенные на базе различных цен, как правило, дают неодинаковые оценки инфляции, поэтому при ее анализе важно, какие цены учтены в индексе и какой индекс выбрать в качестве измерителя.
К числу самых значимых индексов цен относятся: 1) индексы потребительских цен (индексы цен на потребительские товары); 2) индексы цен производителей; 3) индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения; 4) индексы-дефляторы.
Наиболее используемым из них является индекс потребительских цен (ИПЦ). Это средневзвешенное изменение фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включенных в так называемую потребительскую корзину, которое может быть рассчитано по нескольким формулам.
Потребительский набор для расчета ИПЦ состоит из трех основных групп: 1) продовольственные товары; 2) непродовольственные товары; 3) платные услуги.
Как правило, цены на все товары и услуги меняются однонаправленно, но каждая группа вносит свой вклад в общий показатель инфляции.
Пересмотр системы весов, используемой при построении индексов потребительских цен в РФ, осуществляется ежегодно. При высоких темпах инфляции, вызывающих значительные и резкие изменения в структуре потребления населения в течение короткого промежутка времени, в систему весов, используемую для расчета ИПЦ, в отчетном году могут вноситься соответствующие коррективы.
Расчет сводного ИПЦ ведется с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом с января текущего года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года (показывает инфляцию месяц к месяцу) и к соответствующему месяцу предыдущего года (инфляция за прошедшие 12 месяцев). Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, то есть путем перемножения (а не сложения) индексов потребительских цен за соответствующие месяцы анализируемого периода.
Все современные сформированные ИПЦ характеризуются следующими особенностями: 1) периодичность публикации; 2) беспрекословная достоверность, которая проявляется в том, что опубликованные показатели не проверяются и никем не пересчитываются; 3) прозрачность и доступность (информация размещается в изданиях массового пользования, и каждый желающий имеет возможность с ней ознакомиться).
При этом ИПЦ позволяют внимательно и оперативно отслеживать как уровень потребительской инфляции, так и изменение уровня жизни домашних хозяйств. Благодаря регулярности и своевременности публикаций, ИПЦ широко используются в качестве заменителя общего индекса инфляции для экономики в целом.
По мнению экономистов Центробанка, инфляция в современной России изменяется умеренными темпами. Ее замедление сдерживается тем, что вклады в дезинфляцию не являются однородными. При сохранении текущих тенденций динамики цен, ожидается, что оценки трендовой инфляции будут и дальше снижаться. Однако в экспертной среде существует мнение и о возможном росте инфляции в связи с сохраняющимися кризисными явлениями в экономике, снижением покупательной способности населения, ростом налоговой нагрузки на бизнес и др.
В целом же, резюмируя приведенную выше информацию, можно сделать вывод о том, что инфляционные процессы не могут рассматриваться отдельно от экономического развития, необходимо производить антиинфляционную политику, которая бы помогала бы обеспечить экономический рост и прогнозируемость экономических процессов.



1. Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен : приказ Росстата от 30.12.2014 № 734 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.02.2019).
2. Баздникин А. С. Цены и ценообразование: учебное пособие / А. С. Баздникин. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 332 с.
3. Вечканов Г. C. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с.
4. Горяинова Л. В. Экономика: учебно-методическое пособие / Л. В. Горяинова. – М.: Изд. центр ЕАОИ. – 2015. – 432 с.
5. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Академия, 2015. – 392 с.
6. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Под ред. В. Ф. Жукова. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 783 с.
7. Деньги. Кредит. Банки: экспресс-курс / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2017. – 320 с.
8. Жуков В. Ф. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги: Практикум / В. Ф. Жуков. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 430 с.
9. Инфляция и ее последствия / Под ред. Е. Михайловской. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2016. – 146 с.
10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Дж. М. Кейнс. – М.: Эксмо, 2017. – 960с.
11. Киселева Е. А. Макроэкономика. Конспект лекций: учебное пособие / Е. А. Киселева. – М.: Эксмо, 2017. – 352 с.
12. Корищенко К. Н. Концепция перехода к инфляционному таргетированию в России: афтореф. дисс. канд. эк. н. / К. Н. Корищенко. – М., 2014. – 26 с.
13. Кузнецова Е. И. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие / Е. И. Кузнецова. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 568 с.
14. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебник / Е. А. Марыганова, С. А. Шапиро. – М.: Кнорус, 2016. – 302 с.
15. Национальная экономика: учебник / Под ред. П. В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2016. – 832 с.
16. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Том 1-2 / А. Пигу. – М.: Прогресс,1985. – 512+456 с.
17. Продченко Е. А. Деньги. Кредит. Банки. / Е. А. Продченко. – М.: МИЭМП, 2016. – 260 с.
18. Свирина Е. М. Зарубежный опыт таргетирования инфляции и перспективы его использования в России: афтореф. дисс. канд. эк. н / Е. М. Свирина. – М., 2014. – 26 с.
19. Трошин А. Н. Финансы и кредит: учебник / А. Н. Трошин, Т. Ю. Мазурина, В. И. Фомкина. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 408 с.
20. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. И. П. Николаевой. - М.:Юнити-Дана, 2016. - 527 с.
21. Юрьева Т. В. Экономическая теория: макроэкономика: учебно-методический комплекс / Т. В. Юрьева, Е. А. Марыганова. – М.: 2015. – 286 с.
22. Богданович Н. Ю. Внутренние факторы инфляционного процесса в российской экономике / Н. Ю. Богданович // Вестник СГСЭУ. – 2014. – № 2 (26). – С. 8-13.
23. Бубнова Е.Ю. Анализ и оценка инфляционных процессов в экономике современной России / Е. Ю. Бубнова, С. П. Клинова // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(3). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 45-54.
24. Заборовский В. Е. Глобализация банковской деятельности в России: новые риски и новые возможности / В. Е. Заборовский, А. Е. Заборовская // естник УрФУ. Серия экономика и управление. – 2015. – № 4. – С. 142-150.
25. Карпунин В. И. Антиинфляционная политика: методология формирования / В. И. Карпунин, Т. С. Новашина // Вестник СГСУ. – 2014. –- №5. – С. 17-24
26. Молоканов В. М. Роль инфляции в инициировании современных экономических кризисов / В. М. Молоканов // Вестник ВАГС. – 2015. – № 2/4. – С. 48-53.
27. Пальцева Г. Н. Особенности расчета индекса потребительских цен в России / Г. Н. Пальцева, О. Г. Бойко // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». – 2015. – №1. Т.2. – С. 154-165.
28. Сапова А. К. Сравнительный анализ показателей базовой инфляции для России / А. К. Сапова // Статистика и экономика. – 2016. – № 5. – Т. 13. – С. 63-71.
29. Экономика. Макроэкономика: учебное пособие. / Под общ. ред. И. В. Дегтяревой. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2014. – 200 с.
30. Индексы потребительских цен по Российской Федерации
в 1991 - 2019 гг. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (дата обращения: 11.02.2019).
31. Инфляция на потребительском рынке [Электронный ресурс] // Центральный банк российской Федерации. – URL: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=macro_sub (дата обращения: 11.02.2019).
32. Чехлатова Е. А. Инфляция в современной России [Электронный ресурс] / Е. А. Чехлатова // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». Экономические науки. – 2018. – №4. – URL: http://www.mnvnauka.ru/2018/04/Chekhlatova.pdf (дата обращения: 11.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ