Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ …………………...
1.1 Феномен профессионального развития в современной социокультурной ситуации……………..…………………………
1.2 Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов……………………………………………….
1.3 Конкурс профессиональных достижений как инструмент управления профессиональным развитием педагогов…………...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………
ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГОВ……………......
2.1 Сущностные характеристики профессиональных конкурсов…...
2.2 Конкурсы профессиональных достижений как развивающаяся практика организации профессионального развития педагогов...
2.3 Обзор отечественного и зарубежного опыта сопровождения участников конкурсов профессиональных достижений ………..
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………
ГЛАВА 3 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ..........................
3.1 Характеристика методов диагностического исследования……...
3.2 Анализ мотивов, стимулов, барьеров педагогов-участников профессиональных конкурсов……………………………………..
3.3 Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Приложение 1…………………………………………………………..
Приложение 2…………………………………………………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ …………………...
1.1 Феномен профессионального развития в современной социокультурной ситуации……………..…………………………
1.2 Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов……………………………………………….
1.3 Конкурс профессиональных достижений как инструмент управления профессиональным развитием педагогов…………...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………
ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГОВ……………......
2.1 Сущностные характеристики профессиональных конкурсов…...
2.2 Конкурсы профессиональных достижений как развивающаяся практика организации профессионального развития педагогов...
2.3 Обзор отечественного и зарубежного опыта сопровождения участников конкурсов профессиональных достижений ………..
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………
ГЛАВА 3 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ..........................
3.1 Характеристика методов диагностического исследования……...
3.2 Анализ мотивов, стимулов, барьеров педагогов-участников профессиональных конкурсов……………………………………..
3.3 Характеристика возможностей управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Приложение 1…………………………………………………………..
Приложение 2…………………………………………………………..
РЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
Объем диссертации: 98 страниц. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения.
Диссертация содержит 12 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения, 64 использованных источника.
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, КОНКУРС, МОТИВЫ, СТИМУЛЫ, СПЕЦИФИКАЦИЯ, ДИССЕМИНАЦИЯ, МОДЕЛЬ, КОНТРАКТ.
Тема исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».
Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
• Необходима спецификация конкурсов на различные категории педагогов.
Содержание конкурсных испытаний должно учитывать разницу в квалификационной категории учителей и опыте работы (формальные показатели уровня профессионального развития), типе образовательного учреждения и предметной области преподавания.
• Необходима сформированная модель управления конкурсным движением в районе (регионе).
Результатом работы модели будет профессиональное развитие педагогических кадров-субъектов конкурсов. Модель основана на главных функциях управления (анализ, планирование, организация и исполнение, стимулирование, контроль), подразумевает цикличность исполнения, позволяет описать процесс, а не статическую иерархию элементов.
• Необходим механизм диссеминации передового опыта победителей профессиональных конкурсов через контрактную систему.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.
Статьи:
1. «Профессиональное развитие личности: межпредметный подход».
Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. – 84 с.
2. «Конкурс профессиональных достижений как средство повышения
профессионализма педагогов». Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее…», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. – СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. – 222 с.
Доклады:
1. «Совершенствование механизма управления профессиональным развитием педагогов». VIII ежегодная (III международная) научно-практическая конференция факультета менеджмента «Теории и практики управления: вызовы современности» (очная);
2. «Подготовка современного педагога к решению актуальных задач образовательной организации». Межрегиональная научно-практическая конференция «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее» (очная).
В настоящее время в условиях модернизации российского образования резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего учителя, способного к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста [9].
К процессу профессионального развития учителя можно отнести самые различные действия, результатом которых выступает обогащение опыта и повышение профессиональной компетентности педагога.
Повышение профессионализма учителя осуществляется посредством самообразования, т.е. актуализации образовательных потребностей, постановки цели, задач и последовательного приближения к этой цели через определенные действия. Профессиональное развитие осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Это осознанное, обязательно добровольное участие педагога в мероприятиях, организованных образовательным учреждением, выраженное в различных формах (корпоративное обучение, исследовательская деятельность, участие в инновационной деятельности ОУ, трансляция опыта на семинарах, мастер-классах) и за счет использования потенциала внешних источников (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта, конкурсы педагогического мастерства и пр.) [4].
Согласно Положениям конкурсы педагогических достижений любого уровня должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; помогают выявлять талантливых, творчески работающих педагогических работников; повышать престиж педагогического труда и публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования; совершенствовать механизмы оценки педагогического труда; привлекать внимание общественности к позитивному педагогическому опыту [12].
Однако, практика показывает, что сегодня конкурсы профессиональных достижений представляют собой соревновательные мероприятия по выявлению и публичному представлению опыта работы лучших учителей. С одной стороны, конкурсы позволяют «выходить» за пределы образовательного учреждения, знакомиться с передовым опытом коллег, представлять учительскому сообществу собственный опыт, прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие. С другой стороны, в педагогической практике наблюдается ряд противоречий, требующих решений, а именно: между потребностью в самореализации и непониманием педагогами возможностей конкурсов; между потребностью в выявлении лидеров образования и недостаточным использованием потенциала конкурсантов-победителей; между необходимостью повышения уровня профессионализма педагогов – участников конкурсов педагогических достижений и недостаточным сопровождением субъектов конкурсов.
Необходимость разрешения этих противоречий предполагает разработку эффективного механизма управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов педагогических достижений.
Проблему исследования сформулируем вопросом: возможно ли управлять профессиональным развитием педагога средствами профессиональных конкурсов?
Степень разработанности проблемы:
Конкурсы профессионального мастерства являются предметом научных исследований и характеризуются с различных позиций, чрезвычайно важных для развития образования.
Исследования по проблеме конкурсного движения:
понимание сущности конкурсов профессионального мастерства педагогов (Л.П. Дуганова, Е.М. Пахомова) [47];
развитие творческого потенциала педагогов в процессе проведения конкурса профессионального мастерства (Г.Ф. Привалова) [19];
организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов как средства повышения квалификации его участников (Е.М. Пахомова) [18];
влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции педагогов (В.А. Дубровская) [16];
анализ форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий (Е. И. Власова, К. А. Митрофанов, С. В. Старобинский);
проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации (Г. И. Зимина, Т. А. Соколова);
поддержка деятельности педагога методической службой (Н. В. Немова, Т.П.Афанасьева) [22];
необходимость консультационного сопровождения профессионального развития педагогов в условиях непрерывного образования (Е.В.Стародубцева, С.В. Кирдянкина) [17] и др.
Анализ перечисленных исследований и психолого-педагогической литературы позволил установить, что специальных исследований, посвященных управлению профессиональным развитием педагогов средствами конкурсного движения, не существует.
Актуальность темы, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, а также практика образовательной деятельности обусловили выбор темы исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».
Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Достижение цели обусловило постановку задач исследования:
1) обобщить теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие»;
2) охарактеризовать особенности управления профессиональным развитием педагогов;
3) выявить возможности конкурса педагогических достижений как инструмента профессионального развития педагогов;
4) проанализировать практику организации конкурсов профессиональных достижений;
5) проанализировать отечественный и зарубежный опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
6) оценить механизм сопровождения конкурсов на современном этапе и определить место данной системы в профессиональном развитии педагогических кадров;
7) выявить основные мотивы и стимулы, способствующие включению педагогов в конкурсное движение;
8) выявить условия, при которых конкурс может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
В соответствии с целью была выдвинута гипотеза исследования: конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога при соблюдении следующих условий:
1) наличие спецификации конкурсов на различные категории педагогов, представленные через педагогический стаж и квалификацию, тип ОУ, предмет преподавания;
2) сформированная модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;
3) создание механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.
Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Экспериментальная база исследования включает 18 образовательных учреждений Адмиралтейского, Курортного, Невского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга и гимназии города Кирова. Участники исследования: педагоги-участники конкурсов педагогических достижений; педагоги, не участвовавшие в конкурсах.
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
К конкретным элементам приращения нового научного знания относятся следующие результаты:
– систематизирован положительный опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства и использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
– обоснована необходимость спецификации конкурсов на различные категории педагогов;
– спроектирована модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;
– обоснована необходимость создания механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.
Ключевые слова: профессиональное развитие, управление, инструмент, конкурс, мотивы, стимулы, спецификация, диссеминация, модель, контракт.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.
Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения, списка литературы (64 источника), 2 приложения, 12 рисунков, 12 таблиц.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, изложены его теоретические и методологические основы, раскрыта научная новизна, отмечена теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В 1 главе обобщены теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие», определена специфика профессионального развития педагогов, а также охарактеризованы особенности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Во 2 главе изучены особенности конкурсов педагогических достижений как составляющей профессионального развития педагогов; проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок проведения профессиональных конкурсов; описан опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства (Челябинская область, Республика Беларусь, Кемеровская область) и опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов) в США.
В 3 главе определены объективные условия (квалификация, образование, стаж и т.д.), влияющие на решение педагогов участвовать в конкурсе, выявлены мотивы и стимулы участия, степень удовлетворенности качеством методического сопровождения конкурсантов, выяснены ценностные результаты участия в плане собственного профессионального развития, параметры спецификации конкурсов. На основе теоретических и эмпирических данных охарактеризованы возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Заключение работы содержит систематизацию основных результатов исследования.
В приложении представлены:
– опросник, составленный с целью получения данных для анализа по теме диссертации;
– экспертное заключение по проекту «Модель профессионального развития педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений»
Объем диссертации: 98 страниц. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения.
Диссертация содержит 12 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения, 64 использованных источника.
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, КОНКУРС, МОТИВЫ, СТИМУЛЫ, СПЕЦИФИКАЦИЯ, ДИССЕМИНАЦИЯ, МОДЕЛЬ, КОНТРАКТ.
Тема исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».
Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
• Необходима спецификация конкурсов на различные категории педагогов.
Содержание конкурсных испытаний должно учитывать разницу в квалификационной категории учителей и опыте работы (формальные показатели уровня профессионального развития), типе образовательного учреждения и предметной области преподавания.
• Необходима сформированная модель управления конкурсным движением в районе (регионе).
Результатом работы модели будет профессиональное развитие педагогических кадров-субъектов конкурсов. Модель основана на главных функциях управления (анализ, планирование, организация и исполнение, стимулирование, контроль), подразумевает цикличность исполнения, позволяет описать процесс, а не статическую иерархию элементов.
• Необходим механизм диссеминации передового опыта победителей профессиональных конкурсов через контрактную систему.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.
Статьи:
1. «Профессиональное развитие личности: межпредметный подход».
Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. – 84 с.
2. «Конкурс профессиональных достижений как средство повышения
профессионализма педагогов». Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее…», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. – СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. – 222 с.
Доклады:
1. «Совершенствование механизма управления профессиональным развитием педагогов». VIII ежегодная (III международная) научно-практическая конференция факультета менеджмента «Теории и практики управления: вызовы современности» (очная);
2. «Подготовка современного педагога к решению актуальных задач образовательной организации». Межрегиональная научно-практическая конференция «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее» (очная).
В настоящее время в условиях модернизации российского образования резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего учителя, способного к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста [9].
К процессу профессионального развития учителя можно отнести самые различные действия, результатом которых выступает обогащение опыта и повышение профессиональной компетентности педагога.
Повышение профессионализма учителя осуществляется посредством самообразования, т.е. актуализации образовательных потребностей, постановки цели, задач и последовательного приближения к этой цели через определенные действия. Профессиональное развитие осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Это осознанное, обязательно добровольное участие педагога в мероприятиях, организованных образовательным учреждением, выраженное в различных формах (корпоративное обучение, исследовательская деятельность, участие в инновационной деятельности ОУ, трансляция опыта на семинарах, мастер-классах) и за счет использования потенциала внешних источников (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта, конкурсы педагогического мастерства и пр.) [4].
Согласно Положениям конкурсы педагогических достижений любого уровня должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; помогают выявлять талантливых, творчески работающих педагогических работников; повышать престиж педагогического труда и публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования; совершенствовать механизмы оценки педагогического труда; привлекать внимание общественности к позитивному педагогическому опыту [12].
Однако, практика показывает, что сегодня конкурсы профессиональных достижений представляют собой соревновательные мероприятия по выявлению и публичному представлению опыта работы лучших учителей. С одной стороны, конкурсы позволяют «выходить» за пределы образовательного учреждения, знакомиться с передовым опытом коллег, представлять учительскому сообществу собственный опыт, прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие. С другой стороны, в педагогической практике наблюдается ряд противоречий, требующих решений, а именно: между потребностью в самореализации и непониманием педагогами возможностей конкурсов; между потребностью в выявлении лидеров образования и недостаточным использованием потенциала конкурсантов-победителей; между необходимостью повышения уровня профессионализма педагогов – участников конкурсов педагогических достижений и недостаточным сопровождением субъектов конкурсов.
Необходимость разрешения этих противоречий предполагает разработку эффективного механизма управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов педагогических достижений.
Проблему исследования сформулируем вопросом: возможно ли управлять профессиональным развитием педагога средствами профессиональных конкурсов?
Степень разработанности проблемы:
Конкурсы профессионального мастерства являются предметом научных исследований и характеризуются с различных позиций, чрезвычайно важных для развития образования.
Исследования по проблеме конкурсного движения:
понимание сущности конкурсов профессионального мастерства педагогов (Л.П. Дуганова, Е.М. Пахомова) [47];
развитие творческого потенциала педагогов в процессе проведения конкурса профессионального мастерства (Г.Ф. Привалова) [19];
организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов как средства повышения квалификации его участников (Е.М. Пахомова) [18];
влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции педагогов (В.А. Дубровская) [16];
анализ форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий (Е. И. Власова, К. А. Митрофанов, С. В. Старобинский);
проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации (Г. И. Зимина, Т. А. Соколова);
поддержка деятельности педагога методической службой (Н. В. Немова, Т.П.Афанасьева) [22];
необходимость консультационного сопровождения профессионального развития педагогов в условиях непрерывного образования (Е.В.Стародубцева, С.В. Кирдянкина) [17] и др.
Анализ перечисленных исследований и психолого-педагогической литературы позволил установить, что специальных исследований, посвященных управлению профессиональным развитием педагогов средствами конкурсного движения, не существует.
Актуальность темы, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, а также практика образовательной деятельности обусловили выбор темы исследования: «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений».
Цель исследования: выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Достижение цели обусловило постановку задач исследования:
1) обобщить теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие»;
2) охарактеризовать особенности управления профессиональным развитием педагогов;
3) выявить возможности конкурса педагогических достижений как инструмента профессионального развития педагогов;
4) проанализировать практику организации конкурсов профессиональных достижений;
5) проанализировать отечественный и зарубежный опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
6) оценить механизм сопровождения конкурсов на современном этапе и определить место данной системы в профессиональном развитии педагогических кадров;
7) выявить основные мотивы и стимулы, способствующие включению педагогов в конкурсное движение;
8) выявить условия, при которых конкурс может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
В соответствии с целью была выдвинута гипотеза исследования: конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога при соблюдении следующих условий:
1) наличие спецификации конкурсов на различные категории педагогов, представленные через педагогический стаж и квалификацию, тип ОУ, предмет преподавания;
2) сформированная модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;
3) создание механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.
Объект исследования: профессиональное развитие педагогов.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональные конкурсы; ретроспективный анализ опыта участия автора в конкурсах педагогических достижений (1998–2012 гг.); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Экспериментальная база исследования включает 18 образовательных учреждений Адмиралтейского, Курортного, Невского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга и гимназии города Кирова. Участники исследования: педагоги-участники конкурсов педагогических достижений; педагоги, не участвовавшие в конкурсах.
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, при которых конкурс профессиональных достижений может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
К конкретным элементам приращения нового научного знания относятся следующие результаты:
– систематизирован положительный опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства и использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
– обоснована необходимость спецификации конкурсов на различные категории педагогов;
– спроектирована модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений;
– обоснована необходимость создания механизма диссеминации передового опыта через контрактную систему.
Ключевые слова: профессиональное развитие, управление, инструмент, конкурс, мотивы, стимулы, спецификация, диссеминация, модель, контракт.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней конкурс профессиональных достижений рассматривается с позиций инструментального управления профессиональным развитием педагогов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения модели, предложенной нами для образовательных организаций, осуществляющих информационно-методическое сопровождение работников системы образования.
Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения, списка литературы (64 источника), 2 приложения, 12 рисунков, 12 таблиц.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, изложены его теоретические и методологические основы, раскрыта научная новизна, отмечена теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В 1 главе обобщены теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие», определена специфика профессионального развития педагогов, а также охарактеризованы особенности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Во 2 главе изучены особенности конкурсов педагогических достижений как составляющей профессионального развития педагогов; проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок проведения профессиональных конкурсов; описан опыт сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства (Челябинская область, Республика Беларусь, Кемеровская область) и опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов) в США.
В 3 главе определены объективные условия (квалификация, образование, стаж и т.д.), влияющие на решение педагогов участвовать в конкурсе, выявлены мотивы и стимулы участия, степень удовлетворенности качеством методического сопровождения конкурсантов, выяснены ценностные результаты участия в плане собственного профессионального развития, параметры спецификации конкурсов. На основе теоретических и эмпирических данных охарактеризованы возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Заключение работы содержит систематизацию основных результатов исследования.
В приложении представлены:
– опросник, составленный с целью получения данных для анализа по теме диссертации;
– экспертное заключение по проекту «Модель профессионального развития педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений»
В основу исследования была положена следующая проблема: возможно ли управлять профессиональным развитием педагога средствами профессиональных конкурсов?
Целью исследования было выявление возможностей управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
1. Обобщены теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие».
Феномен «профессионального развития» рассматривался с точки зрения экономики, социологии труда, психологии, педагогики, акмеологии. Суммируя различные взгляды, категорию профессионального развития можно определить, как процесс закономерного изменения, включающий количественные и качественные преобразования в профессиональной деятельности в контексте жизненного развития.
2. Охарактеризованы особенности управления профессиональным развитием педагогов.
Профессионально-личностное развитие педагогов рассматривается как функция, которая осуществляется через специально сформированный комплекс ресурсов и систему организационных отношений, обеспечивающий профессионально-личностное развитие педагогических кадров. Функции управления в области профессионального развития педагогов – это функции менеджмента: анализ, планирование, организация, стимулирование и контроль.
Теоретическая модель управления «горизонтальной карьерой» учителя включает в себя как управленческие действия администрации каждого образовательного учреждения, направленные на создание условий для индивидуального профессионального развития учителя, так и массовые механизмы управления, такие как аттестация педагогических и руководящих кадров и конкурсы педагогических достижений.
3. Выявлены возможности конкурса педагогических достижений как инструмента профессионального развития педагогов.
Профессиональные конкурсы учителей можно рассматривать как педагогическую систему повышения профессионализма его субъектов, так как конкурсы ставят участников в позицию исследователя и актуализируют затруднения, испытываемые ими в собственной практике, формируют потребность преодолевать собственные затруднения и потребность в самосовершенствовании.
Конкурсы создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.
4. Проанализирована практика организации конкурсов профессиональных достижений.
Конкурс педагогических достижений представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, обобщению, распространению опыта работы лучших педагогических работников.
Большой разницы в сути конкурсов не наблюдается. Несмотря на то, что с изменением парадигмы образования требования к компетентностям педагога изменились, цели и задачи конкурсов в целом остались прежними.
Анализ практики реализации конкурсов показал, что конкурс не должен быть разовым мероприятием. Конкурс станет инструментом профессионального развития педагогов, при условии функционирования системы организационно-методического сопровождения конкурсного движения, которая даст возможность участникам, организаторам и зрителям приобретать новые знания и умения, развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции.
5. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
Изучение отечественного и зарубежного опыта сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства позволило выявить успешно действующие системы:
• опыт проведения конкурсов «Учитель года» в Республике Беларусь(для организации целенаправленной работы в межконкурсный период в 2007 году в Республике Беларусь создан клуб «Хрустальный журавль»);
• опыт проведения профессиональных педагогических конкурсов в Кемеровской области РФ (существует система научно-методического обеспечения организации и проведения конкурсов, экспертиза материалов конкурсов; разработка рекомендаций и пособий; в оказание помощи организаторам, методистам и участникам педагогических конкурсов и др.);
• опыт проведения конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области (проводится анализ карьеры победителей и финалистов конкурсов);
• опыт грантовой поддержки педагогов-победителей конкурсов в США (модернизацией системы образования занимается не государство, а непосредственно практики-реформаторы образовательного и культурного процесса).
6. Выявлены основные мотивы и стимулы, способствующие включению педагогов в конкурсное движение.
Анализ эмпирических данных показал, что конкурсное движение стимулирует учителей на изменения в деятельности.
Конкурсы требуют больших эмоциональных временных и финансовых затрат, и этот фактор является демотивирующим в принятии решения участвовать в профессиональном конкурсе.
Для большинства педагогов наиболее важна материальная составляющая, а именно, новая форма аттестации, новая форма оплаты труда.
7. Оценен механизм сопровождения конкурсов на современном этапе.
Для повышения активности педагогов не хватает научно-методического сопровождения конкурсантов: недостаточно развита система сопровождения профессионального роста педагога, слабо прослеживается работа по обобщению и распространению результативного опыта лучших учителей. В целом можно сказать, что существующая система малоэффективна, поэтому необходимо изменить массовую практику диссеминации передового опыта победителей конкурсов.
8. Выявлены условия, при которых конкурс может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
• Необходима спецификация конкурсов на различные категории педагогов.
Мы считаем, что содержание конкурсных испытаний должно учитывать разницу в квалификационной категории учителей и опыте работы (формальные показатели уровня профессионального развития), типе образовательного учреждения и предметной области преподавания.
• Необходима сформированная модель управления конкурсным движением в районе (регионе).
Результатом работы модели будет профессиональное развитие педагогических кадров-субъектов конкурсов. Модель должна быть основана на главных функциях управления, которые подчиняются логическому алгоритму, подразумевают цикличность исполнения, благодаря чему позволяют описать процесс, а не статическую иерархию элементов.
• Необходим механизм диссеминации передового опыта через систему контрактов с победителями профессиональных конкурсов.
Целью исследования было выявление возможностей управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
1. Обобщены теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие».
Феномен «профессионального развития» рассматривался с точки зрения экономики, социологии труда, психологии, педагогики, акмеологии. Суммируя различные взгляды, категорию профессионального развития можно определить, как процесс закономерного изменения, включающий количественные и качественные преобразования в профессиональной деятельности в контексте жизненного развития.
2. Охарактеризованы особенности управления профессиональным развитием педагогов.
Профессионально-личностное развитие педагогов рассматривается как функция, которая осуществляется через специально сформированный комплекс ресурсов и систему организационных отношений, обеспечивающий профессионально-личностное развитие педагогических кадров. Функции управления в области профессионального развития педагогов – это функции менеджмента: анализ, планирование, организация, стимулирование и контроль.
Теоретическая модель управления «горизонтальной карьерой» учителя включает в себя как управленческие действия администрации каждого образовательного учреждения, направленные на создание условий для индивидуального профессионального развития учителя, так и массовые механизмы управления, такие как аттестация педагогических и руководящих кадров и конкурсы педагогических достижений.
3. Выявлены возможности конкурса педагогических достижений как инструмента профессионального развития педагогов.
Профессиональные конкурсы учителей можно рассматривать как педагогическую систему повышения профессионализма его субъектов, так как конкурсы ставят участников в позицию исследователя и актуализируют затруднения, испытываемые ими в собственной практике, формируют потребность преодолевать собственные затруднения и потребность в самосовершенствовании.
Конкурсы создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.
4. Проанализирована практика организации конкурсов профессиональных достижений.
Конкурс педагогических достижений представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, обобщению, распространению опыта работы лучших педагогических работников.
Большой разницы в сути конкурсов не наблюдается. Несмотря на то, что с изменением парадигмы образования требования к компетентностям педагога изменились, цели и задачи конкурсов в целом остались прежними.
Анализ практики реализации конкурсов показал, что конкурс не должен быть разовым мероприятием. Конкурс станет инструментом профессионального развития педагогов, при условии функционирования системы организационно-методического сопровождения конкурсного движения, которая даст возможность участникам, организаторам и зрителям приобретать новые знания и умения, развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции.
5. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт использования педагогических ресурсов (победителей профессиональных конкурсов);
Изучение отечественного и зарубежного опыта сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства позволило выявить успешно действующие системы:
• опыт проведения конкурсов «Учитель года» в Республике Беларусь(для организации целенаправленной работы в межконкурсный период в 2007 году в Республике Беларусь создан клуб «Хрустальный журавль»);
• опыт проведения профессиональных педагогических конкурсов в Кемеровской области РФ (существует система научно-методического обеспечения организации и проведения конкурсов, экспертиза материалов конкурсов; разработка рекомендаций и пособий; в оказание помощи организаторам, методистам и участникам педагогических конкурсов и др.);
• опыт проведения конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области (проводится анализ карьеры победителей и финалистов конкурсов);
• опыт грантовой поддержки педагогов-победителей конкурсов в США (модернизацией системы образования занимается не государство, а непосредственно практики-реформаторы образовательного и культурного процесса).
6. Выявлены основные мотивы и стимулы, способствующие включению педагогов в конкурсное движение.
Анализ эмпирических данных показал, что конкурсное движение стимулирует учителей на изменения в деятельности.
Конкурсы требуют больших эмоциональных временных и финансовых затрат, и этот фактор является демотивирующим в принятии решения участвовать в профессиональном конкурсе.
Для большинства педагогов наиболее важна материальная составляющая, а именно, новая форма аттестации, новая форма оплаты труда.
7. Оценен механизм сопровождения конкурсов на современном этапе.
Для повышения активности педагогов не хватает научно-методического сопровождения конкурсантов: недостаточно развита система сопровождения профессионального роста педагога, слабо прослеживается работа по обобщению и распространению результативного опыта лучших учителей. В целом можно сказать, что существующая система малоэффективна, поэтому необходимо изменить массовую практику диссеминации передового опыта победителей конкурсов.
8. Выявлены условия, при которых конкурс может быть инструментом управления профессиональным развитием педагога.
• Необходима спецификация конкурсов на различные категории педагогов.
Мы считаем, что содержание конкурсных испытаний должно учитывать разницу в квалификационной категории учителей и опыте работы (формальные показатели уровня профессионального развития), типе образовательного учреждения и предметной области преподавания.
• Необходима сформированная модель управления конкурсным движением в районе (регионе).
Результатом работы модели будет профессиональное развитие педагогических кадров-субъектов конкурсов. Модель должна быть основана на главных функциях управления, которые подчиняются логическому алгоритму, подразумевают цикличность исполнения, благодаря чему позволяют описать процесс, а не статическую иерархию элементов.
• Необходим механизм диссеминации передового опыта через систему контрактов с победителями профессиональных конкурсов.
Подобные работы
- Управление процессом профессионального развития педагога образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом подготовки педагогов дошкольной
образовательной организации к инновационной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом развития одаренных и талантливых детей в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы мотивации труда педагогов (на
примере муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ
АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2018 - Программа адаптации к психологическому стрессу в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов как способ профилактики профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ ШЕБЕКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГОВ В ДОУ (НА ПРИМЕРЕ ДОУ № 41 г. ЛЕСОСИБИРСКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мотивация трудовой деятельности педагогов (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



