ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа влияния креативной экономики на развитие
территории 6
1.1. Креативная экономика: понятие, сущность и основные составляющие 6
1.2. Анализ методик оценки креативной экономики 19
2. Практические аспекты анализа влияния креативной экономики на
территориальное развитие 32
2.1. Оценка уровня развития креативной экономики регионов РФ 32
2.2. Контент-анализ креативного сектора регионов РФ: анализ Стратегий и
спроса на «креативные товары и услуги» 57
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных показателей социально-экономического развития регионов от уровня развития их креативной экономики 75
3. Основные направления развития креативной экономики в регионах Российской Федерации 96
3.1. Анализ зарубежного опыта развития креативной экономики и возможности
его использования в российских условиях 96
3.2. Мероприятия по повышению уровня развития креативной экономики
регионов Российской Федерации 110
Заключение 117
Список литературы
1. Теоретические аспекты анализа влияния креативной экономики на развитие
территории 6
1.1. Креативная экономика: понятие, сущность и основные составляющие 6
1.2. Анализ методик оценки креативной экономики 19
2. Практические аспекты анализа влияния креативной экономики на
территориальное развитие 32
2.1. Оценка уровня развития креативной экономики регионов РФ 32
2.2. Контент-анализ креативного сектора регионов РФ: анализ Стратегий и
спроса на «креативные товары и услуги» 57
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных показателей социально-экономического развития регионов от уровня развития их креативной экономики 75
3. Основные направления развития креативной экономики в регионах Российской Федерации 96
3.1. Анализ зарубежного опыта развития креативной экономики и возможности
его использования в российских условиях 96
3.2. Мероприятия по повышению уровня развития креативной экономики
регионов Российской Федерации 110
Заключение 117
Список литературы
Важнейшим вектором стратегии модернизации экономики сырьевых страны на современном этапе выступает переход к новой, креативной модели социально-экономического развития, превращение в творческие и технологически динамичные страны, способные разрабатывать новые идеи, производить и применять высокие технологии.
Новый тренд постиндустриального развития находит широкое распространение в последние годы не случайно. Мировой экономический кризис и последовавший за ней обвал цен на энергоресурсы заставили государства убедиться в уязвимости существующего экономического уклада, осознать необходимость системной и структурной трансформация реального сектора экономики и признатьее основной движущей силой специфическое сырье - человеческий капитал. Эти и иные предпосылки поспособствовали повышению роли человеческого потенциала, интеллектуального труда, знаний, творчества, инноваций как основных факторов повышения конкурентоспособности национальных экономик и неограниченного источника экономического роста.
Однако утверждать, что «креативная экономика» в настоящее время является основным двигателем экономического роста страны, не приходится. Во- многом это связано с недостаточно высоким уровнем творческих инициатив большинства регионов и в целом их низким уровнем креативного развития. В этих условиях на первый план выходит творческое развитие субъектов РФ, выявление лидеров и аутсайдеров рейтинга креативных территорий с целью формирования региональной политики развития креативных индустрий. Необходимость решения этих и других проблем развития российской экономики доказывают актуальность выбранной темы и требуют ее глубокого исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является креативная экономика 15 регионов с городами-миллионниками: Республика Татарстан и Башкортостан, Московская, Нижегородская, Воронежская, Омская, Волгоградская, Ленинградская, Челябинская, Свердловская, Самарская,
Ростовская, Новосибирская области, а также Красноярский и Пермские края. Влияние креативной экономики на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации составляет предмет исследования работы.
Целью данной работы является исследование влияния уровня креативности экономики на территориальное развитие, а также определение возможных направлений и инструментов, стимулирующих ее распространение в регионах РФ. Для этого необходимо решить ряд задач:
1) дать понятие, выявить сущность и основные составляющие креативной экономики;
2) рассмотреть методики оценки креативной экономики;
3) оценить уровень развития креативной экономики регионов РФ и провести их сравнительный анализ;
4) провести контент-анализ стратегических документов регионов на наличие положений о развитии креативной экономики;
5) проанализировать спрос на продукцию и услуги креативных индустрий;
5) провести корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных показателей социально-экономического развития регионов от уровня креативности их экономики;
6) рассмотреть зарубежный опыт развития креативной экономики с точки зрения возможности его применения в российских условиях;
7) разработать мероприятия по повышению уровня развития креативной экономики в регионах РФ.
Теоретическую базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных ученых. Так, понятия «креативность», «креативные индустрии», «креативная экономика» раскрываются в работах Дж. Хокинса, Э. Пратт, П. Кой, Дж. Юрри, Р. Флориды, Ч.Лендри. Методологические проблемы креатива и творчества изучает авторский коллектив российских исследователей - Е.Е. Жернова, С.С. Щедрина, Е.В. Буренко, Н.Г. Маханьков, М.А.Дроздов. Ганькина Н.А., Ларионова В.Г., Пашкус, А.О. Булина разводят понятия «креатив», «инновации» и «творчество» и предоставляют характеристики художественного и научно-технического творчества. О связи креативности с инновациями говорит И. М. Алекперов. Понятия «креативная экономика», «инновационная экономика», «экономика знаний» исследуются в концепции креативно-инновационной экономики Ирины Дубиной, а креативную индустрию как сектор экономики исследует Е.Р. Хакимова, указывая на значимость и влияние творческого и интеллектуального потенциала в инновациях.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Росстата, в частности сборник «Регионы России. Основные социально-экономические показатели», открытые данные Министерства образования и науки РФ, открытые данные Министерства экономического развития РФ, открытые данные Министерства промышленности и торговли РФ, а также Интернет-ресурсы: база статистических данных «ЕМИСС», сайт «KOVORKINGI.RU», портал «Индустриальные парки и технопарки России», электронный журнал «Креативная экономика».
К методам исследования относятся: метод анализа информационных источников, компаративный метод, контент-анализ, метод корреляционно-регрессионного анализа и метод ранжирования.
Структуру работы составляет вводная часть, где выявляется актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи, а также объект и предмет курсовой работы; основная часть, состоящая из 3 глав и раскрывающая содержание работы; заключение, в котором делаются основные выводы исследования выбранной темы, определяется достижение цели и поставленных задач; список использованной литературы.
Новый тренд постиндустриального развития находит широкое распространение в последние годы не случайно. Мировой экономический кризис и последовавший за ней обвал цен на энергоресурсы заставили государства убедиться в уязвимости существующего экономического уклада, осознать необходимость системной и структурной трансформация реального сектора экономики и признатьее основной движущей силой специфическое сырье - человеческий капитал. Эти и иные предпосылки поспособствовали повышению роли человеческого потенциала, интеллектуального труда, знаний, творчества, инноваций как основных факторов повышения конкурентоспособности национальных экономик и неограниченного источника экономического роста.
Однако утверждать, что «креативная экономика» в настоящее время является основным двигателем экономического роста страны, не приходится. Во- многом это связано с недостаточно высоким уровнем творческих инициатив большинства регионов и в целом их низким уровнем креативного развития. В этих условиях на первый план выходит творческое развитие субъектов РФ, выявление лидеров и аутсайдеров рейтинга креативных территорий с целью формирования региональной политики развития креативных индустрий. Необходимость решения этих и других проблем развития российской экономики доказывают актуальность выбранной темы и требуют ее глубокого исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является креативная экономика 15 регионов с городами-миллионниками: Республика Татарстан и Башкортостан, Московская, Нижегородская, Воронежская, Омская, Волгоградская, Ленинградская, Челябинская, Свердловская, Самарская,
Ростовская, Новосибирская области, а также Красноярский и Пермские края. Влияние креативной экономики на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации составляет предмет исследования работы.
Целью данной работы является исследование влияния уровня креативности экономики на территориальное развитие, а также определение возможных направлений и инструментов, стимулирующих ее распространение в регионах РФ. Для этого необходимо решить ряд задач:
1) дать понятие, выявить сущность и основные составляющие креативной экономики;
2) рассмотреть методики оценки креативной экономики;
3) оценить уровень развития креативной экономики регионов РФ и провести их сравнительный анализ;
4) провести контент-анализ стратегических документов регионов на наличие положений о развитии креативной экономики;
5) проанализировать спрос на продукцию и услуги креативных индустрий;
5) провести корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных показателей социально-экономического развития регионов от уровня креативности их экономики;
6) рассмотреть зарубежный опыт развития креативной экономики с точки зрения возможности его применения в российских условиях;
7) разработать мероприятия по повышению уровня развития креативной экономики в регионах РФ.
Теоретическую базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных ученых. Так, понятия «креативность», «креативные индустрии», «креативная экономика» раскрываются в работах Дж. Хокинса, Э. Пратт, П. Кой, Дж. Юрри, Р. Флориды, Ч.Лендри. Методологические проблемы креатива и творчества изучает авторский коллектив российских исследователей - Е.Е. Жернова, С.С. Щедрина, Е.В. Буренко, Н.Г. Маханьков, М.А.Дроздов. Ганькина Н.А., Ларионова В.Г., Пашкус, А.О. Булина разводят понятия «креатив», «инновации» и «творчество» и предоставляют характеристики художественного и научно-технического творчества. О связи креативности с инновациями говорит И. М. Алекперов. Понятия «креативная экономика», «инновационная экономика», «экономика знаний» исследуются в концепции креативно-инновационной экономики Ирины Дубиной, а креативную индустрию как сектор экономики исследует Е.Р. Хакимова, указывая на значимость и влияние творческого и интеллектуального потенциала в инновациях.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Росстата, в частности сборник «Регионы России. Основные социально-экономические показатели», открытые данные Министерства образования и науки РФ, открытые данные Министерства экономического развития РФ, открытые данные Министерства промышленности и торговли РФ, а также Интернет-ресурсы: база статистических данных «ЕМИСС», сайт «KOVORKINGI.RU», портал «Индустриальные парки и технопарки России», электронный журнал «Креативная экономика».
К методам исследования относятся: метод анализа информационных источников, компаративный метод, контент-анализ, метод корреляционно-регрессионного анализа и метод ранжирования.
Структуру работы составляет вводная часть, где выявляется актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи, а также объект и предмет курсовой работы; основная часть, состоящая из 3 глав и раскрывающая содержание работы; заключение, в котором делаются основные выводы исследования выбранной темы, определяется достижение цели и поставленных задач; список использованной литературы.
Креативная экономика как новый тип экономической системы возникает в условиях постиндустриального сдвига, который предполагает переход от сырьевого производства к производству творческих идей и инноваций. Эта модель экономики включает в себя такие крупные секторы, как прикладное искусство, дизайн и архитектура, IT-технологии, индустрия развлечений, литература, музыка, кинематография, СМИ и реклама.
Необходимость развития креативной экономики обусловлена ее потенциалом и мощной преобразующей силой в современном мире. Это одна из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики не только с точки зрения получения дохода, но и создания рабочих мест и экспортных поступлений. При этом, креативный сектор обеспечивает повышение туристической и инвестиционной привлекательности территории, способствует внедрению инноваций и улучшению качества жизни населения.
В рамках работы было выявлено, что для оценки креативной экономики используется широкий перечень методик: модель «3Т», индекс «креативного потенциала российских городов», методика производственного цикла, методика с объемом творческих продуктов и числа их трансакций. При этом, каждый из них включает в себя определенный набор «показателей», которые затрагивают численность креативного класса, результаты экономической деятельности креативных компаний, показатели инновационной деятельности и креативной среды. Несмотря на то, что всем моделям оценки присущи свои достоинства и недостатки, они позволяют получить представление о состоянии креативности территории.
Наибольшую практическую значимость для достижения цели исследования, на наш взгляд, представляют результаты, полученные в ходе расчета индекса креативности регионов РФ по авторской методике. На основе полученных данных был сделан вывод о том, что наиболее креативными регионами являются Московская область и Республика Татарстан, а относительно низкий уровень по сравнению с этими регионами имеет Омская область. Следует отметить, что лидером по уровню развития креативной экономики оказалась Воронежская область, опередившая другие регионы за счет высокой численности занятых в креативном секторе. При этом, анализ вклада креативного сектора регионов РФ в ВРП и занятость показало, что роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории значительно ниже, чем в зарубежных странах.
Определенные выводы были сделаны по итогам анализа Стратегий долгосрочного социально-экономического развития регионов РФ на наличие положений о необходимости развития креативной экономики. Так, было определено, что среди исследуемых регионов лишь один субъект РФ - Республика Татарстан, закладывает в свое будущее развитие креативные индустрии. Несмотря на то, что Стратегии иных регионов закладывают в свою основу человеческий капитал, говорить об ориентирах развития творческого человеческого капитала приходится лишь в отношении нескольких субъектов Российской Федерации.
На основе анализа запросов в поисковой системе «Яндекс» было выявлено, что наибольший спрос на креативные товары и услуги приходится на индустрию развлечений, а именно: на музыку, теле и радиовещание, видео и компьютерные игры. При этом, как показали полученные результаты, различие в социально-экономическом развитии регионов РФ не оказывает существенного влияния на структуру поисковых запросов и соответствуют общим выводам. Стоит отметить, что основная доля запросов пришлась на Московскую область, а наименьшая на Ленинградскую область.
Важной частью исследования оказалось изучение результатов корреляционно-регрессионного анализа зависимости основных показателей развития региона от показателя креативной экономики. Так, полученные данные показали, что показатель объема отгруженных товаров и выполненных услуг креативными индустриями является значимым для ВРП всех регионов, кроме Пермского края, Нижегородской и Челябинской областей, а значимая корреляционно-регрессионная зависимость между объемом оказанных
туристических услуг и объемом отгрузки креативных индустрий наблюдается лишь в 7 регионах: Московской области, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Свердловской, Челябинской, Красноярской, Ростовской и Воронежской областей. При этом, в рамках корреляционно-регрессионного анализа зависимости объема отгрузки креативных индустрий от показателей креативной среды позволило определить для каждого региона те факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие его креативного сектора.
С целью определения основных направлений развития креативной экономики регионов РФ, нами был рассмотрен зарубежный опыт поддержки креативных индустрий. Широкий перечень инструментов поддержки позволил нам определить перечень мер, которые возможно внедрить в российской практике с целью превращения креативного сектора регионов РФ в один из драйверов их социально-экономического развития. Так, был сделан вывод о необходимости формирования в регионах РФ креативных кластеров и творческих бизнес-инкубаторов, внедрение картирования креативных индустрий, разработка региональных программ развития креативной экономики, а также развитие системы менторской, консультационной, маркетинговой, субсидийной, гарантийной и фискальной поддержки компаний, занятых в креативном секторе.
Таким образом, проведение исследования влияния креативной экономики на территориальное развитие является важным научным опытом и может быть использован в качестве основы для дальнейшего изучения проблемы развития креативного сектора в регионах РФ.
Необходимость развития креативной экономики обусловлена ее потенциалом и мощной преобразующей силой в современном мире. Это одна из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики не только с точки зрения получения дохода, но и создания рабочих мест и экспортных поступлений. При этом, креативный сектор обеспечивает повышение туристической и инвестиционной привлекательности территории, способствует внедрению инноваций и улучшению качества жизни населения.
В рамках работы было выявлено, что для оценки креативной экономики используется широкий перечень методик: модель «3Т», индекс «креативного потенциала российских городов», методика производственного цикла, методика с объемом творческих продуктов и числа их трансакций. При этом, каждый из них включает в себя определенный набор «показателей», которые затрагивают численность креативного класса, результаты экономической деятельности креативных компаний, показатели инновационной деятельности и креативной среды. Несмотря на то, что всем моделям оценки присущи свои достоинства и недостатки, они позволяют получить представление о состоянии креативности территории.
Наибольшую практическую значимость для достижения цели исследования, на наш взгляд, представляют результаты, полученные в ходе расчета индекса креативности регионов РФ по авторской методике. На основе полученных данных был сделан вывод о том, что наиболее креативными регионами являются Московская область и Республика Татарстан, а относительно низкий уровень по сравнению с этими регионами имеет Омская область. Следует отметить, что лидером по уровню развития креативной экономики оказалась Воронежская область, опередившая другие регионы за счет высокой численности занятых в креативном секторе. При этом, анализ вклада креативного сектора регионов РФ в ВРП и занятость показало, что роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории значительно ниже, чем в зарубежных странах.
Определенные выводы были сделаны по итогам анализа Стратегий долгосрочного социально-экономического развития регионов РФ на наличие положений о необходимости развития креативной экономики. Так, было определено, что среди исследуемых регионов лишь один субъект РФ - Республика Татарстан, закладывает в свое будущее развитие креативные индустрии. Несмотря на то, что Стратегии иных регионов закладывают в свою основу человеческий капитал, говорить об ориентирах развития творческого человеческого капитала приходится лишь в отношении нескольких субъектов Российской Федерации.
На основе анализа запросов в поисковой системе «Яндекс» было выявлено, что наибольший спрос на креативные товары и услуги приходится на индустрию развлечений, а именно: на музыку, теле и радиовещание, видео и компьютерные игры. При этом, как показали полученные результаты, различие в социально-экономическом развитии регионов РФ не оказывает существенного влияния на структуру поисковых запросов и соответствуют общим выводам. Стоит отметить, что основная доля запросов пришлась на Московскую область, а наименьшая на Ленинградскую область.
Важной частью исследования оказалось изучение результатов корреляционно-регрессионного анализа зависимости основных показателей развития региона от показателя креативной экономики. Так, полученные данные показали, что показатель объема отгруженных товаров и выполненных услуг креативными индустриями является значимым для ВРП всех регионов, кроме Пермского края, Нижегородской и Челябинской областей, а значимая корреляционно-регрессионная зависимость между объемом оказанных
туристических услуг и объемом отгрузки креативных индустрий наблюдается лишь в 7 регионах: Московской области, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Свердловской, Челябинской, Красноярской, Ростовской и Воронежской областей. При этом, в рамках корреляционно-регрессионного анализа зависимости объема отгрузки креативных индустрий от показателей креативной среды позволило определить для каждого региона те факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие его креативного сектора.
С целью определения основных направлений развития креативной экономики регионов РФ, нами был рассмотрен зарубежный опыт поддержки креативных индустрий. Широкий перечень инструментов поддержки позволил нам определить перечень мер, которые возможно внедрить в российской практике с целью превращения креативного сектора регионов РФ в один из драйверов их социально-экономического развития. Так, был сделан вывод о необходимости формирования в регионах РФ креативных кластеров и творческих бизнес-инкубаторов, внедрение картирования креативных индустрий, разработка региональных программ развития креативной экономики, а также развитие системы менторской, консультационной, маркетинговой, субсидийной, гарантийной и фискальной поддержки компаний, занятых в креативном секторе.
Таким образом, проведение исследования влияния креативной экономики на территориальное развитие является важным научным опытом и может быть использован в качестве основы для дальнейшего изучения проблемы развития креативного сектора в регионах РФ.
Подобные работы
- Креативные пространства как фактор развития туризма
(на примере г.Калининграда)
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда)
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - Влияние крупномасштабных мероприятий на развитие региона
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Стратегия продвижения креативного пространства на российском рынке
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Унаследованные факторы в развитии городских поселений Кемеровской области
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Стратегия социально-экономического развития муниципального образования как инструмент пространственного развития территорий (на примере г. Набережные Челны)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Влияние крупномасштабных мероприятий на развитие городской
инфраструктуры
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016



