Использование “Дневника чтения“ в процессе формирования читательских интересов младших школьников (Методика обучения русскому языку и литературному чтению)
Есть приложения Вопросы по методике «Читательские интересы младших школьников» и результаты исследования по ней.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное названия, то она (работа) подойдет к любому городу и вузу.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей формирования у младших школьников интереса к чтению посредством «Дневника читателя» 5
1.1 Виды читательских дневников 5
1.2 Проблема формирования читательских интересов младших школьников 12
1.3 Роль «Дневников читателя» в формировании читательских интересов младших школьников 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования читательского интереса младших школьников средствами «Дневника чтения» 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3 Рекомендации по формированию читательских интересов младших школьников средствами «Дневника чтения» 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 41
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является проблема массового детского чтения. Общепризнанным, бесспорным средством формирования и совершенствования духовных чувств и качеств личности ребенка выступает вдумчивое чтение литературы, размышление над книгами. В этой связи целенаправленная организация чтения школьника должна выступать первоочередной задачей работы образовательной системы школы, а в первую очередь начальной. Формировать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс их формирования у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Одной из форм формирования читательских интересов является читательских дневник.
Цель исследования – изучить особенности формирования читательских интересов у детей младшего школьного возраста посредством введения «Дневника чтения».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы формирования читательских интересов у детей младшего школьного возраста посредством введения «Дневника чтения» в научной литературе.
2. Проанализировать уровень сформированность читательских интересов у учащихся 2-го класса в экспериментальном исследовании.
3. Разработать рекомендации по формированию читательских интересов у детей младшего школьного возраста посредством введения «Дневника чтения».
Объект исследования – читательский дневник.
Предмет исследования: условия формирования читательских интересов у детей младшего школьного возраста посредством введения «Дневника чтения».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование читательских интересов у младших школьников станет эффективным, если будут:
- учтены особенности развития читательского и, в целом, познавательного интереса младших школьников;
- определено значение читательского интереса в выполнении требований освоения основной образовательной программы;
- выявлены возможности введения читательских дневников в формировании читательского интереса младших школьников;
- разработаны содержание и структура читательских дневников.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ научной литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: беседа, тестирование; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Исследованием проблемы формирования читательских интересов младших школьников занимались такие авторы как М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская, И.П. Сметанкина и др. О.Т. Рыбакова, Н.М. Суслова и др. раскрыли сущность понятия «читательский интерес» и особенности его формирования у детей младшего школьного возраста. А.А. Пермяков, С.И. Поздеева, Н.С. Хохом и др. определили основные методы и приемы формирования читательского интереса у младших школьников. И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова, И.Б. Первова и др. выявили возможности «Дневников чтения» в формировании читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Читательский интерес следует рассматривать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности.
К показателям читательского интереса младших школьников отнесены степень заинтересованности в прочитанном, умение выделить для себя главное и необходимое, широта и глубина чтения, мотивированность, эмоциональный и личностный компонент.
В ходе теоретического исследования были рассмотрены две формы ведения читательских дневников: письменная и электронная. Каждая из них имеет множество приемов, но все они направлены на развитие аналитических способностей и творческого потенциала учащихся. Учитель, который ставит перед собой задачу научить школьников запечатлевать и осмыслять прочитанное, должен обсудить с ребятами идею ведения читательского дневника и выбрать ту форму, которая для них наиболее близка и предпочтительна. Кроме того, необходимо объяснить, что такая работа поможет ученикам увидеть собственное движение вперед, личностный рост, развить свои творческие способности и умение анализировать.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что у младших школьников в основном на среднем и низком уровне сформированы читательские интересы, не прослеживается мотивация к самому процессу чтения, отсутствует познавательная мотивация чтения. Было рекомендовано формировать интерес к чтению у младших школьников средствами читательского дневника.
Задача учителя – поддерживать творческие идеи учеников, например ведение дневника от лица вымышленного персонажа, использование в своих записях рисунков. В результате, мы можем увидеть следующие положительные стороны использования читательского дневника:
- читательский дневник учит ребенка анализировать произведение,
- делать краткие выводы из прочитанного;
- анализируя поступки героев произведения, учится давать им оценку с точки зрения общечеловеческих ценностей;
- оформляя читательский дневник, ребенок имеет возможность делать иллюстрации, кроссворды к прочитанному, что способствует развитию его творческих способностей;
- ведение дневника требует от ученика усидчивости, приучает к самостоятельности и ответственности;
- чтение и ведение читательского дневника способствует расширению кругозора читателя, заставляет глубже мыслить, развивает интеллект;
- работа с незнакомыми понятиями увеличивает словарный запас ребенка, способствует развитию речи.
Таким образом, работа с дневником читателя помогает развивать умения смыслового восприятия текста и связного формулирование мыслей, способствует улучшению навыка письменной речи, увеличивает их культурный багаж за счет пополнения словарного запаса.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамовских, Н. В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников [Текст] / Н. В. Абрамовских, И. В. Каменская // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 3691–3695.
2. Бушина, Е. И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению : Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2018. – 59 с.
3. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
4. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
5. Как создать электронный читательский дневник : практ. рекомендации по работе с подростками 12–14 лет [Текст] /сост. Н. П. Старикова. – Южно-Сахалинск, 2017. – 12 с.
6. Климова, Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] / Е. П. Климова // Обучение и воспитание : методика и практика. – 2013. – №7. – С. 117-119.
7. Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? [Текст] / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104-109.
8. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков: [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
9. Коробова, С. Д. Творчество на уроках чтения [Текст] / С. Д. Коробова // Начальная школа До и После. – 2016. – №2. – С. 62-66.
10. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс [Текст] / О. Н. Крылова. – Москва : Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с.
11. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий 6-е изд. – Москва : Просвещение: 2016. – Ч.1 – 160 с.
12. Лукашина, О. Л. Уроки литературного чтения в свете требований ФГОС [Текст] / О. Л. Лукашина // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 33-38.
13. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников [Текст] / Т. Н. Лутова. – Нижний Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
14. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / В. В. Максимова // Начальная школа До и После. – 2016. – №5. – С. 96-99.
15. Маханова, Е. А. Читательский дневник школьника [Текст] / Е. А. Маханова. – Ростов-на-Дону : Феникс», 2017. – 62 с.
16. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 13-17.
17. Павлова, Л. А. Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе [Текст] / Л. А. Павлова // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. − 2014. − № 5(17). − С. 109–113.
18. Первова, Г. М. Формирование и развитие мотивации чтения [Текст] / Г. М. Первова // Начальная школа. – 2009. – №9. – С. 11-12.
19. Пермяков, А. А. Краткий словарь педагогических понятий ; учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. – Кривой Рог; Симферополь : Видавничий дім, 2010. – 144 с.
20. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
21. Рейс, Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников [Текст] / Г. А. Рейс, Т. А. Лихачева // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 11. – С. 32-38.
22. Рыбакова, О. Т. Внеклассная работа по литературному чтению / О. Т. Рыбакова // Педагогика. – 2017. – №5. – С. 59-65.
23. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е. С. Салахутдинова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
24. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / И. П. Сметанкина. – Москва, 2013. – 143 с.
25. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва : Просвещение, 2011. – 528 с.
26. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению : Практическая методика: Учеб. особие для студ. пед. вузов [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
27. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 11-18.
28. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
30. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995.– 224 с.