Конкурентоспособность организации и пути ее повышения (Алтайский институт финансового управления)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ООО «Виктория»(республика Алтай, г. Горно-Алтайск).
Основной вид деятельности - торговля строительных материалов.
Проведен анализ трудовых ресурсов и финансово-хозяйственной деятельности предприятием за 2015-2017 годы.
Исследованы уровни конкурентоспособности предприятия.
В приложениях бухгалтерская отчетность за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Конкурентоспособность организации: понятие и структурные элементы 6
1.2 Процесс управления конкурентоспособностью как основа эффективности деятельности предприятия 16
1.3 Приоритетные направления формирования и управления конкурентоспособностью предприятия строительной отрасли 26
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВИКТОРИЯ» 31
2.1 Общая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 36
2.3 Исследования уровня конкурентоспособности 42
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 51
3.1 Мероприятия для повышения уровня конкурентоспособности 51
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Объект исследования - ООО «Виктория»(республика Алтай, г. Горно-Алтайск).
Основной вид деятельности - торговля строительных материалов.
Проведен анализ трудовых ресурсов и финансово-хозяйственной деятельности предприятием за 2015-2017 годы.
Исследованы уровни конкурентоспособности предприятия.
В приложениях бухгалтерская отчетность за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Конкурентоспособность организации: понятие и структурные элементы 6
1.2 Процесс управления конкурентоспособностью как основа эффективности деятельности предприятия 16
1.3 Приоритетные направления формирования и управления конкурентоспособностью предприятия строительной отрасли 26
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВИКТОРИЯ» 31
2.1 Общая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 36
2.3 Исследования уровня конкурентоспособности 42
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 51
3.1 Мероприятия для повышения уровня конкурентоспособности 51
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
На сегодняшний день в России осуществляется реформирование экономики и развитие рыночных условий хозяйствования. Это требует поиска принципиально новых подходов к организации и управлению производством. В условиях постоянных изменений на рынке, усиления конкуренции объективный анализ положения организации, ее конкурентных преимуществ, выявление слабых сторон помогают в принятии управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности организации. В условиях рыночной экономики критерием устойчивости организации выступает конкурентоспособность, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе побеждает тот, кто объективно оценивает свои конкурентные позиции.
В рыночной экономике смогут функционировать только те организа-ции, которые способны гибко маневрировать и использовать передовые механизмы управления. Одной из важнейших становится задача оценки уровня конкурентоспособности организации, а также разработка мероприятий, позволяющих ею управлять. Управление и планирование хозяйственной деятельности организации, основанные на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить ее устойчивость, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.
В современных условиях конкурентоспособность среди организаций является ключевой составляющей наряду с эффективностью, а проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из основных в управленческой, экономической и деловой жизни. Недостаток внимания к вопросу повышения конкурентоспособности в условиях современной экономики приводит к нестабильности в развитии экономического механизма функционирования, повышенной зависимости к кризисным ситуациям, ослаблению рыночных позиций.
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность организации как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.
Все вышесказанное и обеспечивает актуальность данной темы работы.
Объектом данной работы выступает ООО «Виктория».
Предметом – уровень конкурентоспособности ООО «Виктория».
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в разработке рекомендаций по повышению уровню конкурентоспособности ООО «Виктория».
Для достижения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
провести исследование теоретических основ понятия конкуренто-способности предприятия;
провести анализ уровня конкурентоспособности ООО «Виктория»;
предложить рекомендации по повышению уровня конкурентоспо-собности ООО «Виктория».
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых по вопросам сущности конкурентоспособности предприятия, в частности таких как: Арбабаева А.М., Бугай К.Н., Ветошко Г.В., Воловик М.В., Гайнуллина К.А., Гильманов А.З., Гусев Е.В., Деркачёва В.В., Еленева Ю.Я., Елсукова Ю.Ю., Ермолов М.Г., Жулина Е.Г., Калиева О.М., Козлова О.И., Костюкова С.Н., Курмангалиева А.А., Кушиев Р., Латынцева М.Б., Лукьяненко В.Н., Неверо Д.В., Новак О.В., Разин М.В., Тарануха Н.Л., Тищенко А.Н., Филюков К.Ю., Хандамова Э.Ф., Хасанова А.Р., Шалболова У.Ж., Ягунова Н.А.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа.
Практическая значимость данной работы выражается в возможности применения полученных результатов при реализации политики управления конкурентоспособностью и повышения эффективности деятельности ООО «Виктория».
Работа состоит из трех глав, введения и заключения.
В рыночной экономике смогут функционировать только те организа-ции, которые способны гибко маневрировать и использовать передовые механизмы управления. Одной из важнейших становится задача оценки уровня конкурентоспособности организации, а также разработка мероприятий, позволяющих ею управлять. Управление и планирование хозяйственной деятельности организации, основанные на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить ее устойчивость, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.
В современных условиях конкурентоспособность среди организаций является ключевой составляющей наряду с эффективностью, а проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из основных в управленческой, экономической и деловой жизни. Недостаток внимания к вопросу повышения конкурентоспособности в условиях современной экономики приводит к нестабильности в развитии экономического механизма функционирования, повышенной зависимости к кризисным ситуациям, ослаблению рыночных позиций.
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность организации как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.
Все вышесказанное и обеспечивает актуальность данной темы работы.
Объектом данной работы выступает ООО «Виктория».
Предметом – уровень конкурентоспособности ООО «Виктория».
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в разработке рекомендаций по повышению уровню конкурентоспособности ООО «Виктория».
Для достижения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
провести исследование теоретических основ понятия конкуренто-способности предприятия;
провести анализ уровня конкурентоспособности ООО «Виктория»;
предложить рекомендации по повышению уровня конкурентоспо-собности ООО «Виктория».
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых по вопросам сущности конкурентоспособности предприятия, в частности таких как: Арбабаева А.М., Бугай К.Н., Ветошко Г.В., Воловик М.В., Гайнуллина К.А., Гильманов А.З., Гусев Е.В., Деркачёва В.В., Еленева Ю.Я., Елсукова Ю.Ю., Ермолов М.Г., Жулина Е.Г., Калиева О.М., Козлова О.И., Костюкова С.Н., Курмангалиева А.А., Кушиев Р., Латынцева М.Б., Лукьяненко В.Н., Неверо Д.В., Новак О.В., Разин М.В., Тарануха Н.Л., Тищенко А.Н., Филюков К.Ю., Хандамова Э.Ф., Хасанова А.Р., Шалболова У.Ж., Ягунова Н.А.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа.
Практическая значимость данной работы выражается в возможности применения полученных результатов при реализации политики управления конкурентоспособностью и повышения эффективности деятельности ООО «Виктория».
Работа состоит из трех глав, введения и заключения.
Таким образом, основной целью данной работы была разработка рекомендаций по повышению уровню конкурентоспособности ООО «Виктория».
Исходя из этого, необходимо было решить ряд задач, первой из которых было рассмотрение теоретических основ понятия конкурентоспособности.
Соответственно, было отмечено, что конкурентоспособность предприятия представляет собой способность предприятия работать и эффективно использовать свой производственный потенциал, удерживать свои конкурентные преимущества с положительной динамикой по сравнению с другими организациями в динамичной конкурентной среде
Определить конкурентоспособность предприятия можно лишь в сравнении его с другими фирмами в разных масштабах. Понятие «конкурентоспособность предприятия» является относительным, например, в рамках региональной отраслевой группы предприятие может конкурировать с другими организациями, а вот это же предприятие уже в рамках мирового рынка не в силах конкурировать. Поэтому, оценивать степень конкурентоспособности возможно лишь после того, как определены базовые объекты для сравнения, данными объектами должны выступать компании – лидеры для более адекватной оценки.
Конкурентоспособность на прямую зависит от факторов, которые считаются составляющими конкурентоспособности. Конкурентоспособность можно рассматривать не только с точки зрения влияния на нее внутренней и внешней сред, но и сравнивая свои сильные и слабые стороны с другими предприятиями, аналогичными в продукции и на том же рынке. Тогда сравнение будет производиться по нескольким позициям
Как было отмечено в рамках процесса управления конкурентоспособностью, необходимо выделить три ее уровня: стратегический, тактический и текущий (оперативный). При этом в процессе управления конкурентоспособностью особое место занимает процесс оценки конкурентоспособности. В работе было рассмотрено две группы методов данной оценки, а именно: аналитические и графические.
Главная цель управления конкурентоспособностью заключается в умении определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе собственные преимущества. Отметим, что представленный алгоритм управления конкурентоспособностью может быть рассмотрен как универсальное средство для оценки конкурентоспособности строительных предприятий.
Современные условия, связанные с усилением конкурентной борьбы между компаниями, требуют от руководителей сервисных предприятий непрерывного поиска новейших методов оценки и повышения конкурентоспособности.
В рамках решения второй задачи проводилось исследование предприятия, расположенного в г. Горно-Алтайск – ООО «Виктория», которое занимается торговлей строительных материалов. Отмечено, что организационно- правовая форма предприятия – это общество с ограниченной ответственностью, согласно этому ООО «Виктория» имеет, как определенные права, так и обязанности.
Было отмечено, что организационная структура данного общества построена по линейно-функциональной схеме, а общее число сотрудников составляет 44 человека.
Анализируя финансово-хозяйственные показатели деятельности ООО
«Виктория» были представлены, в первую очередь, финансовые результаты
деятельности хозяйства. Кроме этого были представлены и другие показатели, в частности: показатели эффективности основных фондов, показатели эффективности использования материальных ресурсов, показатели производительности труда, ликвидность баланса и коэффициенты ликвидности и оборачиваемости. Практически все показатели финансово-хозяйственной деятельности имеют неплохие значения.
Анализ конкурентоспособности был начат, в первую очередь, с анализа внешней среды. Следующим этапом анализа среды, был анализ согласно модели Портера 5 сил. Соответственно, анализ пяти сил Портера говорит о том, что в своей деятельности ООО «Виктория» должна учитывать все угрозы.
Далее была проведена оценка конкурентоспособности ООО «Виктория» с помощью экспертного метода. Полученная оценка конкурентоспособности выявила то, что предприятие имеет определенные проблемы. Кроме этого анализ конкурентоспособности был проведен графическим методом. Был представлен многоугольник конкурентоспособности, исходя из данных проведенной экспертной оценки.
Также отметим, что был проведен конкурентный анализ с помощью теории эффективной конкуренции. Для этого выделены такие группы критериев, как: производственный процесс; финансовые показатели; сбыт и продвижение продукции; качество и цена. При этом максимальное значение коэффициента конкурентоспособности 15. В нашем случае его значение 8,1, что говорит о конкурентоспособности, которую необходимо повышать.
Далее был составлен SWOT-анализ, который помог выявить сильные и слабые стороны ООО «Виктория». Отметим, что к сильным сторонам относятся непосредственно положительные тенденции развития, которые были выявлены в рамках анализа. К слабым сторонам – те факторы, которые являются негативными в деятельности ООО «Виктория».
В работе были отмечены основные конкуренты предприятия и проведен анализ конкурентоспособности, который помог установить тот факт, что в своей деятельности ООО «Виктория» необходимо особое внимание уделять таким конкурентам, как ООО «СтройМаркет» и ООО «Прораб». Именно они являются наиболее конкурентоспособными. Кроме этого в рамках анализа конкурентоспособности было установлено, что ООО «Виктория» имеет проблемы относительно коммуникационной политики, что выражено в слабом продвижении своих услуг на рынке г. Горно-Алтайск.
Последней задачей была разработка рекомендаций и оценка их эффективности. В первую очередь, предприятию необходимо разработать программу лояльности для своих клиентов, что поможет в дальнейшем, как удержать уже имеющихся, так и привлечь новых. Исходя из выявленных слабых сторон ООО «Виктория», предприятию рекомендовано совершенствовать рекламную политику, в частности продвигать свои услуги с помощью сайта, который необходимо создать, и Instagram.
Оценка экономической эффективности показала, что общие затраты составят 394,7 тыс. руб. При этом экономический эффект – 316,2 тыс. руб. Также был проведен повторный анализ конкурентоспособности экспертным методом, который доказывает, что конкурентоспособность ООО «Виктория» повыситься, в сравнении с другими конкурентами.
Исходя из всего вышесказанного, предложенные рекомендации будут эффективными, а основная цель работы достигнута.
Исходя из этого, необходимо было решить ряд задач, первой из которых было рассмотрение теоретических основ понятия конкурентоспособности.
Соответственно, было отмечено, что конкурентоспособность предприятия представляет собой способность предприятия работать и эффективно использовать свой производственный потенциал, удерживать свои конкурентные преимущества с положительной динамикой по сравнению с другими организациями в динамичной конкурентной среде
Определить конкурентоспособность предприятия можно лишь в сравнении его с другими фирмами в разных масштабах. Понятие «конкурентоспособность предприятия» является относительным, например, в рамках региональной отраслевой группы предприятие может конкурировать с другими организациями, а вот это же предприятие уже в рамках мирового рынка не в силах конкурировать. Поэтому, оценивать степень конкурентоспособности возможно лишь после того, как определены базовые объекты для сравнения, данными объектами должны выступать компании – лидеры для более адекватной оценки.
Конкурентоспособность на прямую зависит от факторов, которые считаются составляющими конкурентоспособности. Конкурентоспособность можно рассматривать не только с точки зрения влияния на нее внутренней и внешней сред, но и сравнивая свои сильные и слабые стороны с другими предприятиями, аналогичными в продукции и на том же рынке. Тогда сравнение будет производиться по нескольким позициям
Как было отмечено в рамках процесса управления конкурентоспособностью, необходимо выделить три ее уровня: стратегический, тактический и текущий (оперативный). При этом в процессе управления конкурентоспособностью особое место занимает процесс оценки конкурентоспособности. В работе было рассмотрено две группы методов данной оценки, а именно: аналитические и графические.
Главная цель управления конкурентоспособностью заключается в умении определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе собственные преимущества. Отметим, что представленный алгоритм управления конкурентоспособностью может быть рассмотрен как универсальное средство для оценки конкурентоспособности строительных предприятий.
Современные условия, связанные с усилением конкурентной борьбы между компаниями, требуют от руководителей сервисных предприятий непрерывного поиска новейших методов оценки и повышения конкурентоспособности.
В рамках решения второй задачи проводилось исследование предприятия, расположенного в г. Горно-Алтайск – ООО «Виктория», которое занимается торговлей строительных материалов. Отмечено, что организационно- правовая форма предприятия – это общество с ограниченной ответственностью, согласно этому ООО «Виктория» имеет, как определенные права, так и обязанности.
Было отмечено, что организационная структура данного общества построена по линейно-функциональной схеме, а общее число сотрудников составляет 44 человека.
Анализируя финансово-хозяйственные показатели деятельности ООО
«Виктория» были представлены, в первую очередь, финансовые результаты
деятельности хозяйства. Кроме этого были представлены и другие показатели, в частности: показатели эффективности основных фондов, показатели эффективности использования материальных ресурсов, показатели производительности труда, ликвидность баланса и коэффициенты ликвидности и оборачиваемости. Практически все показатели финансово-хозяйственной деятельности имеют неплохие значения.
Анализ конкурентоспособности был начат, в первую очередь, с анализа внешней среды. Следующим этапом анализа среды, был анализ согласно модели Портера 5 сил. Соответственно, анализ пяти сил Портера говорит о том, что в своей деятельности ООО «Виктория» должна учитывать все угрозы.
Далее была проведена оценка конкурентоспособности ООО «Виктория» с помощью экспертного метода. Полученная оценка конкурентоспособности выявила то, что предприятие имеет определенные проблемы. Кроме этого анализ конкурентоспособности был проведен графическим методом. Был представлен многоугольник конкурентоспособности, исходя из данных проведенной экспертной оценки.
Также отметим, что был проведен конкурентный анализ с помощью теории эффективной конкуренции. Для этого выделены такие группы критериев, как: производственный процесс; финансовые показатели; сбыт и продвижение продукции; качество и цена. При этом максимальное значение коэффициента конкурентоспособности 15. В нашем случае его значение 8,1, что говорит о конкурентоспособности, которую необходимо повышать.
Далее был составлен SWOT-анализ, который помог выявить сильные и слабые стороны ООО «Виктория». Отметим, что к сильным сторонам относятся непосредственно положительные тенденции развития, которые были выявлены в рамках анализа. К слабым сторонам – те факторы, которые являются негативными в деятельности ООО «Виктория».
В работе были отмечены основные конкуренты предприятия и проведен анализ конкурентоспособности, который помог установить тот факт, что в своей деятельности ООО «Виктория» необходимо особое внимание уделять таким конкурентам, как ООО «СтройМаркет» и ООО «Прораб». Именно они являются наиболее конкурентоспособными. Кроме этого в рамках анализа конкурентоспособности было установлено, что ООО «Виктория» имеет проблемы относительно коммуникационной политики, что выражено в слабом продвижении своих услуг на рынке г. Горно-Алтайск.
Последней задачей была разработка рекомендаций и оценка их эффективности. В первую очередь, предприятию необходимо разработать программу лояльности для своих клиентов, что поможет в дальнейшем, как удержать уже имеющихся, так и привлечь новых. Исходя из выявленных слабых сторон ООО «Виктория», предприятию рекомендовано совершенствовать рекламную политику, в частности продвигать свои услуги с помощью сайта, который необходимо создать, и Instagram.
Оценка экономической эффективности показала, что общие затраты составят 394,7 тыс. руб. При этом экономический эффект – 316,2 тыс. руб. Также был проведен повторный анализ конкурентоспособности экспертным методом, который доказывает, что конкурентоспособность ООО «Виктория» повыситься, в сравнении с другими конкурентами.
Исходя из всего вышесказанного, предложенные рекомендации будут эффективными, а основная цель работы достигнута.
Подобные работы
- Методика оценки конкурентоспособности предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение конкурентоспособности предприятия туристской индустрии (Организация туроператорских и турагентских услуг, Алтайский институт труда и права)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Анализ ликвидности и платежеспособности организации и пути их повышения (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»)
Курсовые работы, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Анализ особенностей
управления конкурентоспособностью компании
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Финансовая устойчивость предприятия (Алтайский институт финансового управления)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Роль и место банковских институтов в развитии финансовых супермаркетов
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Отчет по производственной практике (Алтайский институт экономики, магазин обуви и аксессуаров ООО «Кари» (г. Барнаул))
Отчеты по практике, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях санкционной экономики (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



