Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
корпоративных конфликтов.
§1.Понятие “корпоративный конфликт”.
§2.Корпоративные конфликты в Соединенных Штатах Америки
§3.Корпоративные конфликты в России
Глава II. Сущность, виды и функции корпоративных конфликтов.
§1 Сущность корпоративных конфликтов.
§2.Основные виды корпоративных конфликтов
Глава III. Арбитражная судебная система как технология
урегулирования корпоративных корпоративных конфликтов
§1.История возникновения и развития арбитражный судов
§2.История развития Арбитражного Суда Республики Татарстан
Глава IV. Медиация как способ разрешения корпоративных
конфликтов.
§1.История медиации
§2.Развитие альтернативных методов урегулирования споров в России
§3. Условия разрешения корпоративных конфликтов в комнате
примирения Арбитражного Суда Республики Татарстан.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
За последние двадцать лет особенно актуальной становится тема корпоративного конфликта.
Практически во всех работах, посвященных тематике корпоративных конфликтов отмечается в качестве причины их возникновения неэффективное правовое регулирование деятельности юридических лиц. И действительно, законодательство, регулирующее создание и деятельность акционерных обществ, порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, к которым относятся акции, правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг претерпели неоднократные изменения.
Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, разработанная Министерством экономического развития и торговли в 2006 г. Несовершенство законодательного контроля, правовые пробелы образуют неблагоприятные правовые последствия при регулировании корпоративных отношений в Российской Федерации. Этим обусловлена актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности
В силу того, что конфликтология сравнительно молодая наука, корпоративные конфликты в своем большинстве изучались в юриспруденции. Тема корпоративных конфликтов была затронута еще во время Великой депрессии 30-х годов прошлого столетия в США в хрестоматийной дискуссии американских ученых А.Берле и Г.Минса. С тех пор проблему правового разрешения конфликта собственников корпорации и ее управляющих обсуждали в своих трудах многие американские и европейские ученые в области корпоративного права. Наиболее значимым среди них стало исследование группы профессора Гарвардского университета Р. Л. Порта, относящееся к 1998 году, в котором он проанализировал уровень законодательной защиты прав акционеров в государствах с англо-саксонской и континентальной правовыми системами, выявив при этом лидерство первых.
Литература, посвященная общим вопросам корпоративного права, весьма обширна, однако большинство работ разработаны специалистами в юридической сфере. Это работы А.Р.Андреевой , В.В. Долинской , О.А. МакаровойЗ, Е.И. Никологорской .
В сфере экономики также рассматривают корпоративное право. Среди экономических работ автор выделяет работы О.С.Виханского и А.И.Наумова , А.С.Семенова и Ю.С.Сизова .
Проблема существования корпоративных конфликтов заложена именно в том, что на сегодняшний день нет единой сформировавшейся концепции относительно определения природы корпоративных отношений и базовых принципов, определяющих возможности регулирования их деятельности.
Научная новизна. Одним из основных препятствий на пути становления эффективной системы корпоративного управления в России является недостаточность исторического опыта в этой области. На данный момент количество корпоративных конфликтов в Российской Федерации увеличивается, однако методы управления остаются все теми же, что может сказать об их неэффективности. Данная работа позволит проанализировать уже существующие методы управления и урегулирования конфликтов, а также выявить эффективность альтернативных способов разрешения конфликтов в корпоративной среде.
Объект исследования - корпоративные конфликты.
Предмет исследования - технологии урегулирования корпоративных конфликтов..
Цель данной работы - определить основные факторы, влияющие на выбор в применении той или иной технологии урегулирования корпоративных конфликтов (суд или медиации)
Задачи квалификационной работы:
• проанализировать существующие научные исследования, посвященные корпоративным конфликтам;
• выявить методы регулирования корпоративных конфликтов;
• изучить понятие “урегулирование корпоративных конфликтов”
• рассмотреть виды корпоративных конфликтов
• проанализировать эффективность урегулирования корпоративных конфликтов на примере работы комнаты примирения Арбитражного суда Республики Татарстан.
Для исследования корпоративных конфликтов, в рамках данной квалификационной работы, в рамках структурно-функционального подхода, были использованы методы анализа документов, общие методы исследования, такие как, системный, сравнительный анализ и эмпирический.
В работе использованы зарубежные и отечественные нормативно-правовые акты в области корпоративного права.
Данная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложений. Во введении раскрывается актуальность проблемы, научная разработанность, цели и задачи выпускной квалификационной работы, предмет и объект работы, теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая и практическая значимость.
Автором проанализированы корпоративные конфликты и формы их проявления в правовой и экономической сферах, рассмотрены закономерности возникновения и развития корпоративных конфликтов и эффективность применения методов их урегулирования. Практическая значимость заключается в выявлении эффективности применения технологий урегулирования корпоративного конфликта в Арбитражном суде РТ и заключается в возможности применения его на практике. Полученную информацию можно оформить в виде рекомендации для сотрудников Арбитражного суда Республики Татарстан и медиаторов, осуществляющих дежурство в комнате примирения.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 4 глав, включающие в себя 10 параграфов, заключения, списка использованной литературы и 3 приложения.
Глава 1 включает в себя рассмотрение понятия «корпоративный конфликт», используемых в разных странах.
В главе 2 основное внимание уделяется видам корпоративных конфликтов, а также их функциям.
В главе 3 рассматривается такая технология урегулирования конфликтов как арбитражный суд
Глава 4 посвящена изучению эффективности применения процедуры медиации в комнате примирения при разрешении корпоративных конфликтов в Арбитражном суде Республики Татарстан.
В настоящее время в приведены различные классификации корпоративных конфликтов, построенных в зависимости от принимаемого в основу критерия.
Арбитражный суд становится независимой судебной системой, что позволяет внедрять альтернативные способы разрешения конфликтов для их эффективного разрешения.
На сегодняшний день область арбитражных судов в России и, в частности, в Республике Татарстан стремительно развивается, также улучшается качество и условие арбитров, что способствует востребованности данных услуг. Данный факт подтверждается тем, что судейский корпус Арбитражного суда Республики Татарстан несколько лет подряд обучался конфликотологическим и медиационным техникам*, что демонстрирует особую заинтересованность и эффективность их применения в урегулировании конфликтов в том числе и в ходе судебных заседаний. Исследовав зарубежный опыт ведения медиации, можно сделать вывод о том, что на данном этапе процесс медиации полностью сформирован и имеет слаженную структуру. Накопление знаний происходило не одно десятилетие, и в итоге накоплено достаточно знаний для применения этого процесса в сфере досудебного разрешения конфликтов. За рубежом эта процедура является структурированной и имеет много положительных аспектов.
Что же касается отечественной медиации, то здесь мы стоим только в самом начале пути. Сравнительно недавно был принят закон о медиации*, который позволяет разрешить спор, не обращаясь в суд. Многие аспекты не доработаны. Большинство людей не готовы к данной процедуре. Но если медиация станет практиковаться, это приведет людей к новому пониманию спора, что позволит им не обращаться в суд. А мирно урегулировать свои проблемы.
В целом, медиация, если она правильно проведена, оказывает только положительный эффект. После окончания медиации эмоциональный диссонанс между конфликтующими сторонами должен исчезнуть, и разрешенный конфликт не должен мешать общению друг с другом. Это не означает обязательную гармонизацию или всепрощение, но понимание, ясность и умение управлять возможными оставшимися противоречиями - обязательный результат медиации.
Можно сделать вывод о том, что применение АРС (Альтернативные разрешение споров) в настоящее время является необходимым как для государства, так и для хозяйствующих субъектов. При этом переход к использованию АРС должен произойти гармонично не путем издания тех или иных законов обязывающих хозяйствующих субъектов использовать принудительно примирительные процедуры с целью снижения обращаемости в арбитражный суд, а именно добровольно, самими хозяйствующими субъектами, как вариант разрешения спорных ситуаций, самостоятельно, без участия государства.
Таким образом, проведенным экспертным интервью можно выявить, что корпоративные конфликты встречаются, но обращения к медиаторам, в том числе и в комнате примирения, крайне малы. Это связанно с тем, что многие учредители не осведомлены о том, что такое медиация, по каким принципам она работает, и какую она представляет эффективность.
Споры в корпоративных конфликтах чаще всего возникают из-за прав на долю в компании, обязательством контрагентов, как правильно и куда развиваться, куда тратить деньги (инвестиции), распределение чистой прибыли (дивиденды), выполнение или не выполнение обязанностей по договору.
Для популяризации эффективности процедуры медиации, в том числе и в комнате примирения, среди учредителей необходимо информировать с помощью: интернете - социальные сети, сайты. В регистрационной палате, в налоговых, проводить регулярные семинары, мастер классы, которые рассказывают о преимуществах медиации, нужна активизироваться в виде промо-активностей когда информировать всех участников процесса о том что, прямо здесь и сейчас можно пройти бесплатно первую встречу с медиатором. Должны быть яркие агитационные материалы в самих судах о эффективности медиации и комнаты примирения. Необходимость сделать медиацию обязательной, и досудебной.
1) Алексеев Г.В., А. Д. Бобрышев, Е.Н. Боханова [и др.]. Указ. соч. С. 11-13.
2) Андреева А.Р. Правовое регулирование корпоративных конфликтов в зарубежных странах на примере Великобритании и США. - Юриспруденция - 2010 г - С.1 - №20
3) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012. (в ред. от 15 февр. 2016 г.). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». режим доступа [свободный]. Проверено: 15 мая 2018 года.
4) Богатырева Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте // Управление персоналом. - 2008. - № 20.
5) Богачева Е.Л. Сущность, причины и виды корпоративных
конфликтов в акционерных обществах // Таврический научный обозреватель. 2015. №2-2. [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost- prichiny-i-vidy-korporativnyh-konfliktov-v-aktsionernyh-obschestvah режим
доступа [свободный]. Проверено: 15 мая 2018 года.
6) Большаков А.С. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000. - С. 43.
7) Ватцке Э.А. - «Истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации» — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — с.48
8) Виноградова Е. А. Альтернативное разрешение споров [Текст]: // Вестник Высшего арбитражного Суда РФ. 1997. №8, С. - 27.
9) Виханский О.С., Наумов. Менеджмент. - М.:МГУ. - 1997г. - С.14
10) Гвоздицин А. Г Еовременный социальный конфликт и его теория по Р. Дарендорфу [Текст] / А.Г. Гвоздицин - 2002. - 288с.
11) Давыденко Д.Л. // Примирительные процедуры в европейскойправовой традиции - 2013 г. - С 26.
12) Давыденко Д.Л. Как избежать судебного разбирательства/ Медиация - 2014г. - С.14.
13) Данельян А. А.Указ. соч. Корпорация и корпоративные конфликты / 2007 года - С. 111.
14) Дедов Д.И. Защита прав и законных интересов участников корпоративных отношений // Корпоративное право / Под ред. И.С. Шиткиной. М., 2008. С. 537.
15) Долинская В.В. Акционерное право//В.В.Долинская - Москва. 1997
- С. 12
16) Дорофеева Л.И. Менеджмент. - М.: Эксмо, 2007. - С. 151-152.
17) Емельянов С.М. - «Практикум по конфликтологии.» / СПб, «Феникс» 2004. - с. 179
18) Зайцев А. М., Кузнецов Н. В., Савельева Т. Л. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров [Текст]: учеб. пособие. - Саратов, 2000. - 221 с.
19) Здравомыслов А. Г. Социология конфликта [Текст]: учеб. пособие.
— М., 1996. - 51 с.
20) Калдина М. Медиация как альтернативный способ разрешения коммерческих споров [Текст] // Коллегия. 2005. N 1 - 3. С. 52 - 53.
21) Каменков В.С., - «Экономика и правосудие: Вопросы теории и практики» / Минск: «Харвест», 2006. - с. 368
22) Каржавина Н. С. Акционерное соглашение как способ преодоления корпоративного конфликта и проблема его действительности по российскому законодательству // Актуальные проблемы российского права. 2007. №1.
23) Карпенко А.Д. / Медиация — переговоры в ситуации конфликта — 2010 Г. - С.42.
24) Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. [электронный ресурс] https://haqqin.az/news/68298режим доступа [свободный]. Проверено: 15 мая 2018 года
25) Корпоративные конфликты (споры): учебно - практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. М., 2014. С.56-57.
26) Корпоративные конфликты: Причины их возникновения и способы преодоления / Г.В. Алексеев, А. Д. Бобрышев, Е.Н. Боханова [и др.]; под ред. А.С Семенова, Ю.С.Сизова. М., 2002. С.11.
27) Лебедев К. К. Развитие законодательства России на современном этапе: к итогам 2015 года/статья вторая. - В сб.: Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных научных исследований, 15-16 янв. 2016 года, г. СанктПетербург. СПб., 2016. С. 210¬213.
28) Макарова О.А. Корпоративное право - М., 2005 - С. 155
29) Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2006. - С. 520.
30) «Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями» / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2009. —с. 29
31) Никологорская Е.И. Урегулирование корпоративных конфликтов в акционерных правоотношениях - М., 2007. №7 - С. 78
32) Носырева Е. И. Перспективы развития альтернативного разрешения споров в Российской Федерации [Текст] // Законодательство. 2000. № 10. - С. 19.
33) Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2015 г. № 382- ФЗ // Собр. законодательстваРос.Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».режим доступа [свободный]. Проверено: 15 мая 2018 года
34) Организация деятельности судов. Учебник / под ред. Лебедева В.М. - М.: Норма, 2007.
35) Осипенко О. Сущность и основные типы корпоративных конфликтов.//Экономист.2013.№9 -69с.;
36) Осипенко О., Шаммасов Л. Причины конфликтов в деятельности руководства российскими компаниями. Акционерный вестник №11-12.2012. - 8с
37) Основы менеджмента / под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высшая школа, 2005. - С. 188.
38) Правовое положение акционерных обществ: Учебное пособие [электронный ресурс]http://www.allpravo.ru/library/doc99p/i6/item2202.htmlрежим доступа [свободный] Проверено: 15 мая 2018 года
39) Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юнити-Дана, 2005. - С. 138.
40) Романенко М.А. - «Медиация как форма альтернативного разрешения правовых конфликтов» // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, «Арсенал» 2012. - с.21
41) Семенов А.С., Сизов Ю.С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. - М.:КомКнига - 2006г.- С.24
42) Сердюк Е.Б. Акционерные общества и акционеры: корпоративные и обязательственные правоотношения. 2005. С 7-8.
43) Соединенные Штаты Америки. Федеральный Закон. Закон Харта- Скотта-Родино об антитрестовских усовершенствованиях [Федеральный закон начал действовать с 27 февраля 1977 г]. - Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сборник нормативных актов: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции. - М., 1987
44) Соединенные Штаты Америки. Федеральный Закон. Закон, дополняющий существующие законы против неправомерных ограничений и монополий, а также преследующий иные цели. [Федеральный закон принят от 15 октября 1914] - Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сборник нормативных актов: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции. - М., 1987.
45) Соловьев А.В. Конфликт в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогул // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 4.
46) Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
47) Бесемер Х.- «Медиация: Посредничество в конфликтах» / Перевод с нем. Н. В. Маловой — Калуга: Духовное познание, 2014. —с. 17
48) Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология: от исходных позиций теории до практики разрешения и предупреждения юридического конфликта [Текст]: учеб. пособие. - Саранск, 2001. - 153с.
49) Шамликашвили Ц. - «Медиация как метод внесудебного разрешения споров.» - Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, — М.: Идея - пресс, 2006, с. 43
50) Шатихина Н. С. Институт медиации в российском уголовном праве [Текст]:. - СПб., 2004. - 302 с.
51) Шеламова Г.М./ Деловая культура и психология общения