Выпускная квалификационная работа.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРСНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТОВ 6
1.1 Становление и развитие законодательства о конкурсном заключении контрактов в царской России 6
1.2 Становление и развитие законодательства о конкурсном заключении контрактов в советское время 17
1.3 Российское законодательство о конкурсном заключении контрактов в период с 90-х по 2013 год 24
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРСНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТОВ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ 35
2.1 Правовое регулирование конкурсного заключения контрактов 35
2.2 Преимущества и недостатки современной контрактной системы. Пути решения проблем действующей контрактной системы 54
ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНКУРСНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ 70
3.1 Законодательство о конкурсном заключении контрактов в Германии 70
3.2 Законодательство о конкурсном заключении контрактов во Франции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 110
Потребности государства в тех или иных товарах и услугах существовали всегда, а это значит, что государству всегда необходимы были законы, которые регулировали бы процесс поставки товаров и услуг для нужд государства.
Экономические преобразования, которые происходят в России, требуют значительного повышения роли законов о конкурсном заключении контрактов.
Для дипломной работы выбрана тема «Российское законодательство о конкурсном заключении контрактов».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что переход России к рыночным отношениям и формирование многоукладной экономики поставило перед государством проблемы, для решения которых необходимо было разработать и проводить единую государственную, научно-техническую и экономико-правовую политику в области информатизации и правового обеспечения института поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Настоящая дипломная работа посвящена исследованию российского законодательства о конкурсном заключении контрактов.
Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время заключить выгодный государственный или муниципальный контракт – цель многих предприятий. Получить желаемый результат можно только при условии глубокого знания российского законодательства и существующего опыта.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать российское законодательство о конкурсном заключении контрактов с самых ранних сохранившихся документов до наших дней, исследовать преимущества и недостатки нормативных правовых актов о конкурсном заключении контрактов.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
исследовать становление и развитие законодательства о конкурсном заключении контрактов в царской России;
проанализировать становление и развитие законодательства о конкурсном заключении контрактов в советское время;
изучить российское законодательство о конкурсном заключении контрактов в период с 90-х по 2013 год;
охарактеризовать современное законодательство в сфере конкурсного заключения контрактов;
обозначить преимущества и недостатки действующего законодательства в сфере конкурсного заключения контрактов;
привести зарубежный опыт контрактной системы на примере Германии и Франции.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, которые складываются в рамках конкурсного заключения контрактов.
Предметом исследования выступает правовые нормы и теоретические положения, определяющие общие положения конкурсного заключения контрактов.
Методологическую базу исследования составляют основополагающие законы и категории материалистической диалектики и теории познания, общенаучный диалектический метод. В настоящей работе применяются системный, сравнительно-правовой, формально-логический, анализ, синтез и другие методы.
В настоящей работе сделаны ссылки на труды таких ученых, как Кузнецов В.И. «Правовое регулирование института государственного заказа»; Гончаров Е.Ю. «История торгов в России. Конкурсные торги.»; Веденеев Г.М., Гончаров Е.Ю., Кобзев Г.Н. «Конкурсные торги в России: исторический опыт», Мельников В.В. «Становление системы правительственных закупок России на рыночных принципах». Дан анализ и ссылки на соответствующие статьи Конституции России, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса России и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Компания «Фогсофт» совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок России (АЭТП) запустили в социальной сети Facebook проект «История закупок государства Российского в лицах», с целью сбора важных фактов истории России о конкурсах и государственных закупках. При написании дипломной работы также использовалась информация этого проекта.
Для более полного изложения и раскрытия темы дипломной работы
(Главы 2) дан анализ общих положений (сфера применения, основные понятия, принципы, цели осуществления контрактной системы в сфере закупок) на основе принятого 5 апреля 2013 года и вступившего в силу с 1 января 2014 года Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» № 44-ФЗ.
Таким образом, исследование опирается на анализ законодательства, учебной литературы, комментариев и публикаций в периодической печати и сети Интернет. (Приложения к дипломной работе).
Подводя итоги, можно отметить, что в настоящей работе проанализировано российское законодательство о конкурсном заключении контрактов с самых ранних сохранившихся документов до наших дней, рассмотрен Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как основа правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Также в данной работе были выполнены следующие пункты, обозначенные в качестве задач на этапе начала работы:
исследовано становление и развитие законодательства о конкурсном заключении контрактов в царской России;
проанализировано становление и развитие законодательства о конкурсном заключении контрактов в советское время;
изучено российское законодательство о конкурсном заключении контрактов в период с 90-х по 2013 год.
дан анализ современного законодательства в сфере конкурсного заключения контрактов;
обозначены преимущества и недостатки действующего законодательства в сфере конкурсного заключения контрактов;
приведен зарубежный опыт контрактной системы на примере Германии и Франции.
В процессе исследования проведен анализ формирования и функционирования контрактной системы. В период перехода от советской системы государственного снабжения к контрактной системе России, отрасль государственного заказа переживала глубочайший кризис. Более 10 лет государство не могло создать альтернативу советской системе. Это конечно в первую очередь связано со сменой государственного строя, перехода от социалистической системы к капиталистической. Но с годами система менялась, принимались новые законы, подзаконные акты, нормативные акты.
К 2005 году России удалось создать систему государственных закупок. Закон 94 - ФЗ впервые упорядочил процедуру реализации государственного заказа, появилась централизованная информационная система поддержки в виде официального сайта государственных закупок. Этот сайт сделал единой систему государственного заказа страны. Данный закон существовал достаточно длительное время, но в связи с тем что, количество бюджетных средств расходуемых на государственные закупки растет с каждым годом, России просто необходимо было создать более эффективную систему государственных закупок, эффективно расходующую бюджетные средства.
При создании Закона 44-ФЗ законодатель в первую очередь руководствовался принципами прозрачности государственных закупок, свободной конкуренцией, борьбы с коррупцией. Добиться этих целей в полной мере пока не удалось. Это объясняется недоработками закона и его перегруженностью. Часто происходит неверное понимание некоторых положений закона, что приводит к путанице при осуществлении государственного заказа. Очевидно, что закон нуждается в доработке, его функционирование в нынешнем виде не может обеспечить государственные закупки в должном соотношении цены и качества товаров.
Преобладающим способом размещения заказа является аукцион в электронном виде, что является показателем неспособности или нежелания государственного заказчика проводить торги другим способом, который требует больших трудозатрат, но способный обеспечить поставку более качественных товаров. В Закон 44- ФЗ придется вносить корректировки, дополнения, изменения, для того чтобы система государственных закупок работала на должном уровне.
Действующая система регулирования законодательства в сфере размещения государственного заказа, направленная, прежде всего, на защиту конкуренции имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Некоторые положения Закона 44 - ФЗ остаются спорными до сих пор. Ясно только одно Закон № 44-ФЗ направлен на совершенствование системы государственного заказа.
Так, на наш взгляд, необходимо создание единой централизованной системы государственного (муниципального) заказа, которая бы реализовывала основные направления в государственной политике в рассматриваемой сфере, а также осуществляла бы контроль за всей действующей системой как предварительный, так и операционный. Кроме того, современная контрактная система основывается на критерии выбора поставщика в связи с наиболее никой ценой, которая пим предложена. Но при этом не учитывается качество продукции, услуг и работ. Эффективность контрактной системы оценивается только на основании того, сколько удалось сэкономить бюджетных средств. При этом потери при приобретении некачественных или низкого качества товаров, работ и услуг могут быть гораздо выше, чем та экономия, которую получил заказчик при заключении контракта. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести в Закон № 44-ФЗ и такой критерий как качество товаров, работ и услуг. Их подтверждением, например, может стать прохождение добровольной сертификации.
В целом можно сказать, что реформа системы государственных закупок в России проходит в верном направлении. Необходимо лишь проводить анализ исполнения государственных закупок, выявлять недостатки, вносить корректировки в законодательство и тогда, безусловно, удастся получить эффективную систему государственных закупок.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5.- Ст. 410.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 14. - Ст. 1652.
5. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 1994. № 34. Ст. 3540.
6. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 19. - Ст. 2302.
7. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3105.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7600.
10. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») // Собрание законодательства РФ. – 1997. -№ 15.- Ст. 1756,
11. Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631 (ред. от 05.10.2007) «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 44. - Ст. 4602.
12. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 978 (ред. от 27.01.2012) «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 2. - Ст. 102.
13. Постановление Правительства от 28.11.2013 № 1085 (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 49 (часть VII). - Ст. 6428.
14. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (ред. от 25.03.2010) «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 9. - Ст. 884.
15. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 12.02.2018) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 13. - Ст. 1880.
Специальная литература:
16. Абрегова А.А. Государственный контракт в России: проблемы развития института // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011. – С. 64-68.
17. Актуальные вопросы современного конкурентного права. Сборник научных трудов / отв. ред. М.А. Егорова. - М.: Юстицинформ, 2017. - Вып. 1. - 288 с.
18. Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Юрист. - 2013. - № 14. - С. 3-8.
19. Антонов В.И., Киселева О.В. Pарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. - C.56-59
20. Баранова А.Г. Особенности современных контрактных систем на примере зарубежных стран // Инноватика и экспертиза. – 2014.- № 1. - С. 211.
21. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 304 с.
22. Беляева О.А. Правовое регулирование закупок, осуществляемых бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2016. - Вып. 21. - С. 129 - 145.
23. Беляева О.А. Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ. С постатейными материалами и подзаконными актами. Контрактная система в вопросах и ответах (поглавный).- М.: Книжный мир, 2014. – 576 с.
24. Бондарева Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2016. - № 3. – С. 30 – 37.
25. Бурмистров А.А. Становление института государственного заказа в России: вопросы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. – 2010. - № 4. С. 289-290.
26. Булей Н.В. Этапы развития государственных закупок и подрядных торгов в России // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 1. - С. 45.