Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа

Работа №45684

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
493
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования проблем конкурентоспособности
городов 6
1.1. Понятие конкурентоспособности города, факторы ее формирования 6
1.2. Инструменты и методы управления конкурентоспособностью города ... 12
1.3. Зарубежный опыт оценки и повышения конкурентоспособности городов-
миллионников 18
2. Практические аспекты анализа конкурентоспособности городов-
миллионников (на примере приволжского федерального округа) 23
2.1. Методика оценки конкурентоспособности городов 23
2.2. Количественный анализ конкурентоспособности городов-миллионников
Приволжского федерального округа 27
2.3. Анализ эффективности управления конкурентоспособностью города-
миллионника 38
3. Пути повышения конкурентоспособности городов-миллионников
приволжского федерального округа 47
3.1. Основные направления развития конкурентных преимуществ 47
3.2. Механизмы реализации конкурентоспособности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации обуславливает наличие некоторых территориальных диспропорций, в том числе и среди городов- миллионников. В условиях неравномерного территориального развития возникает ситуация развития конкурентной борьбы между городами, в том числе и городами-миллионниками, когда от эффективности управления зависит степень инвестиционной привлекательности муниципального образования, качества жизни населения, развития малого и среднего предпринимательства и т.д.
Традиционные методы управления городами в настоящее время не позволяют в полной мере реализовывать потенциал, что требует формирование нового методического аппарата по разработке мер повышения конкурентных преимуществ городов-миллионников. Подбор эффективных методов управления выступает в качестве ключевого фактора развития не только самого города, но и прилегающих территорий, в том числе и всего региона, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическая база исследования. Общетеоретические проблемы
управления развитием городов исследованы в работах отечественных экономистов, в частности, В.Л.Абрамова, Н.Т.Агафонова, Н.А.Аитова, Ю.П.Алексеева, А.Н.Алисова, М.В.Борщевского, А.М.Брячихина,
A. Г.Воронина, В.А.Воротилова, А.Л.Гапоненко, М.В.Глазырина,
Г.И.Граника, Ю.С.Дульщикова, И.А.Ильина, Н.Я.Калюжновой,
B. В.Кистанова, В.Н.Лексина, В.Я.Любовного, В.К.Мамутова,
C. Б.Мельникова, В.А.Николаева, В.П.Орешина, Т.М.Орловой,
А.П.Панкрухина, Е.Г.Панченко, А.Н.Пилясова, М.В.Савельевой,
В.Г.Старовойтова, Б.С.Хорева, Н.Г.Чумаченко, А.Н.Швецова, Р.И.Шнипера, Б.М.Штульберга и др.
Объект исследования - города-миллионники ПФО.
Предмет исследования - условия формирования и развития конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского федерального округа.
Цель исследования - провести оценку конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие конкурентоспособности города, определить факторы ее формирования;
- рассмотреть инструменты и методы управления
конкурентоспособностью города;
- провесит анализ зарубежного опыта оценки и повышения конкурентоспособности городов-миллионников;
- изучить методику оценки конкурентоспособности городов;
- провести количественный анализ конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа,
- проанализировать эффективность управления
конкурентоспособностью города-миллионника,
- сформулировать основные направления развития конкурентных преимуществ городов-миллионников,
- определить механизмы реализации конкурентных преимуществ городов-миллионников.
При написании работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, аналитические, статистические, графические, математические, описательный методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении рассмотрены актуальность исследования,
сформулированы объект, предмет, цель исследования, описаны методы и структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования проблем конкурентоспособности городов. Дано определение понятию конкурентоспособности города, факторы ее формирования,
проанализированы инструменты и методы управления
конкурентоспособностью города, описан зарубежный опыт оценки и повышения конкурентоспособности городов-миллионников.
Во второй главе рассмотрены практические аспекты анализа конкурентоспособности городов-миллионников (на примере Приволжского Федерального округа). В главе описывается методика оценки конкурентоспособности городов, проведен количественный анализ конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского федерального округа, анализируется эффективность управления конкурентоспособностью города-миллионника.
Третья глава посвящена путям повышения конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского Федерального округа. Исследованы основные направления развития конкурентных преимуществ городов- миллионников, описаны механизмы реализации конкурентоспособности городов-миллионников.
В заключении обобщены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, конкурентоспособность города - это способность территории увеличивать или удерживать за собой доли рынка, используя при этом природные ресурсы, рабочую силу и капитал, с целью расширения и совершенствования производств для роста качества жизни населения и поддержания сильного эффективного управления.
В качестве условий повышения конкурентоспособности городов следует выделить уровень управления ресурсным потенциалом города, наличие программы маркетинга территории, а также стратегического планирования городской территории. При наличии развитой инфраструктуры, высокой инвестиционной привлекательности территории, а также полноценного использования социально-экономических условий.
Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью городов- миллионников показывает, что применение стратегического планирования дает положительные результаты в повышении инвестиционной привлекательности, как базиса развития территории. В рамках данного направления осуществляется не только формирование благоприятных налоговых режимов, но, в первую очередь, выстраивание инфраструктуры для комфортного управления финансовыми активами.
Наиболее разработанным подходом к определению
конкурентоспособности территории или региона можно считать сравнительный анализ и составление на его основе рейтинга. В качестве базовых элементов рейтинга нами были выбраны такие блоки, как демографическая ситуация («Население»), экономическое положение региона («Экономика»), «Инфраструктура» - обеспеченность объектами инфраструктуры и уровня благоустроенности городов-миллионников ПФО, а также блок «Экология», в котором учитывается уровень экологического состояния городской среды, как фактора комфортности проживания и конкурентоспособности города.
Анализ статистических данных и отчетов о состоянии окружающей среды городов-миллионников ПФО позволили сделать следующие выводы. Имеет место определенный разброс в показателях исследуемых городов- миллионников ПФО, что отражает уровень их социального (демографического) развития, что нашло отражение в полученных рангах. Представленные данные показывают, что самый высокий ранг в данном блоке имеет Казань (суммарное значение рангов 8), самый низкий рейтинг у Перми (суммарное значение рангов 27). Уровень их экономического развития также сильно отличается, что нашло отражение в полученных рангах. Представленные данные показывают, что самый высокий ранг в данном блоке имеет Казань (суммарное значение рангов 8), самый низкий рейтинг у Перми (суммарное значение рангов 20). Уровень развития городской инфраструктуры также варьирует, самый высокий ранг в данном блоке имеет Нижний Новгород (суммарное значение рангов 6), самый низкий рейтинг у Перми и Самары (суммарное значение рангов 15). По экологической составляющей лидером является Нижний Новгород с суммой баллов 6, в числе аутсайдеров - Казань и Уфа (по 9,5 балла каждый).
Итоговая оценка конкурентоспособности городов позволяла сделать вывод о лидерстве Казани (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 35,5 балла), как города с максимальным уровнем конкурентоспособности среди городов-миллионников Приволжского федерального округа. Незначительно отстает Нижний Новгород (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 43 балла), который занимает вторую позицию в рейтинге конкурентоспособности городов - миллионников ПФО, являющийся абсолютным лидером по экологической компоненте оценки. Незначительный разброс баллов наблюдается в группе «аутсайдеров» рейтинга. Третье место занимает Самара (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 59,5 балла). Четвертое место в рейтинге принадлежит Уфе (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 68,5 балла). Замыкает рейтинг город Пермь (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 70,5 балла), который по всем категориям оценки занимал 4 - 5 позицию.
Власти городов-миллионников при повышении
конкурентоспособности используют различные направления развития. Для Казани приоритет отдается развитию туристского кластера, предпринимательской инфраструктуры, формирования положительного имиджа города. Муниципальные власти Уфы ориентируются на повышение инвестиционной привлекательности города, что дает положительные результаты в виде повышения международных рейтингов и относительно высоких показателях привлеченных инвестиций, в том числе и зарубежных. Руководство Нижнего Новгорода делает акцент на комплексное развитие города, в том числе и на экологической составляющей. В Перми отмечается приоритет на развитие промышленного сегмента экономики города, как базиса развития конкурентоспособности. Администрация Самары ориентирована на формирование благоприятной городской среды и развитие инфраструктуры.
Базируясь на решении ключевых проблем, имеющих место в рейтинге конкурентоспособности городов-миллионников, выявленных в предыдущей главе, нами были сформулированы ряд предложений, которые будут стимулировать рост конкурентоспособности городов-миллионников ПФО. К данным направления относится повышение ключевых параметров оценки: повышение уровня социально-экономического развития, инвестиционную привлекательность, создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства качества жизни населения, уровня благоустройства территории города, повышение качества среды обитания горожан, в том числе и в отношении экологического состояния населенного пункта.
При этом следует отметить, что в развитии города должен присутствовать и стратегический компонент развития, который будет определять вектор развития на среднесрочную перспективу. Ключевую роль здесь играет маркетинг городской территории и программы стратегического планирования развития года на среднесрочную перспективу.
Механизмами повышения конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа выступают активное взаимодействие органов муниципальной власти и общественных организаций, а также предпринимательских структур, расширение возможностей электронного правительства, повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг, как условий формирования положительного имиджа города, а, следовательно, получения конкурентных преимуществ.



1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378
3. Постановление Администрации городского округа город Уфа
Республики Башкортостан № 1861 от 10.05.2012 г. «Об утверждении
Положения о межведомственной инвестиционной комиссии при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан». // СПС «Консультант Плюс»
4. Решение Казанской городской Думы от 14 декабря 2016 года N 2¬12 «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446400472
5. Решение Пермской городской думы от 22 апреля 2014 года N 85
«Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года» (с изменениями на: 18.11.2014) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/428689597
6. Постановление Администрации города Нижнего Новгорода от
25.01.2017 № 190 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://нижнийновгород.рф/gorod/biznes/strategicheskoe-planirovanie/dokumenti- strategicheskogo-planirovaniya/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya- goroda-nizhne/
7. Стратегия комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года: Решению Думы городского округа Самара от 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru/26347774- Strategiya-kompleksnogo-razvitiya-gorodskogo-okruga-samara-na-period-do- 2025-goda.html
8. Economist Intelligence Unit: Рейтинг конкурентоспособности городов мира 2012 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2017/03/14/4114
9. Важенин, С.Г. Конкурентное сотрудничество и интеграционная зрелость территорий / С.Г. Важенин, И.С. Важенина // Журнал экономической теории. 2015. № 4. С. 113-121.
10. Вальвашов, А.Н. Методологические аспекты анализа конкуренции городов / А.Н. Вальвашов // Человек. Сообщество. Управление.
2015. № 1. С. 93-102.
11. Визгалов, Д.В. Маркетинг города: практическое пособие / Д.В. Визгалов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2018. - 110 с.
12. Воронов, Ю.П. Агломерации и урбанизированные кластеры: к новым объектам проектирования и управления / Ю.П. Воронов, С.А. Заусаев, С.А. Смирнов // Вестник НГУЭУ. 2014. № 1. С. 101-115.
13. Гапоненко А. Стратегическое управление / А. Гапоненко, А. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2017. - 312 с.
14. Гуляева, В. И. Брендинг территории как инструмент повышения конкурентоспособности региона/ В.И. Гуляева, А.С. Коптяева //Редакционная коллегия: Кулаков Петр Алексеевич-главный редактор, к. т. н. - 2017. - С. 65.
15. Данилов, И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) / И.П. Данилов - М.: Изд-во «Канон +»РООИ «Реабилитация», 2017. - 368 с.
16. Джегутанов, В.В. Конкурентоспособность города: сущность, критерии и показатели / В.В. Джегутанов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 322-327.
17. Мир и Лондон: всемирный центр влияния: Доклад Savills World Research. 2017. - 24 с.
18. Мозговая, Ю. А. Маркетинг территорий как фактор
экономического роста / Ю. А. Мозговая. И. С. Болотова // Вестник
Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1 (49). - С. 321 - 326.
19. Николаева, Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд
зарубежных ученых / Н.А. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом.
2016. № 6. С. 69 - 75.
20. Осадчая, С. М. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности территории в рамках формирования и реализации стратегии социально-экономического развития / С.М. Осадчая, А.С. Голикова //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - №. 6. - С. 278-289.
21. Савельев, Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике/ Ю.В. Савельев; Институт экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2018. - 516 с.
22. Соловьева, И.А. Мировые и российские тенденции городского развития: интеграция, глобализация, конкуренция и кластеризация городов / И.А. Соловьева // Региональная экономика: теория и право. 2016. № 12. - С. 28 - 37.
23. Тарасова, Е. Е. Маркетинговые исследования региональных приоритетных и социально значимых рынков для обеспечения конкурентоспособности региона / Е. Е. Тарасова. А. Н. Агаева, Л. А. Исаенко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 11-2(64-2). - С. 266-273.
24. Татаркин, А.И. Конкурентное позиционирование регионов и территорий в пространственном развитии России / А.И. Татаркин // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8. С. 148-158.
25. Фролов, Д.П. Маркетинговый подход к управлению пространственным развитием / Д. П. Фролов // Пространственная экономика. 2013. № 2. С. 65-86.
26. Фролов, Д.П. Оптимизация модели региональной
пространственной политики / Д.П. Фролов, В.С. Трубина // Журнал экономической теории. 2017. № 4. С. 149-158.
27. Begg I. Cities and Competitiveness. Urban Studies, 1999, vol. 36, no. 5-6, pp. 795-810.
28. Giffinger R., Kramar H., Haindl G. The role of rankings in growing city competition. In: Proceedings of the 11th European Urban Research Association (EURA) Conference, Milan, Italy, 2008, October 9-10 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://publik.tuwien.ac.at/files/PubDat 167218.pdf
29. Kresl P.K., Gappert G. (eds). The Determinants of Urban Competitiveness: A Survey. In: North American Cities and the Global Economy. London, Sage Publications, 1995, pp. 45-68.
30. Krugman P.R. Making Sense of the Competitiveness Debate. Oxford Review of Economic Policy, 1996, vol. 12, no. 3, pp. 17-25 [Электронный ресурс] - Режим доступа: 10.1093/oxrep/12.3.17
31. The Competitiveness of Cities. A Report of the Global Agenda Council on Competitiveness. Cologny, Geneva, World Economic Forum, 2014, pp. 5-6

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ