Оценка конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования проблем конкурентоспособности
городов 6
1.1. Понятие конкурентоспособности города, факторы ее формирования 6
1.2. Инструменты и методы управления конкурентоспособностью города ... 12
1.3. Зарубежный опыт оценки и повышения конкурентоспособности городов-
миллионников 18
2. Практические аспекты анализа конкурентоспособности городов-
миллионников (на примере приволжского федерального округа) 23
2.1. Методика оценки конкурентоспособности городов 23
2.2. Количественный анализ конкурентоспособности городов-миллионников
Приволжского федерального округа 27
2.3. Анализ эффективности управления конкурентоспособностью города-
миллионника 38
3. Пути повышения конкурентоспособности городов-миллионников
приволжского федерального округа 47
3.1. Основные направления развития конкурентных преимуществ 47
3.2. Механизмы реализации конкурентоспособности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования проблем конкурентоспособности
городов 6
1.1. Понятие конкурентоспособности города, факторы ее формирования 6
1.2. Инструменты и методы управления конкурентоспособностью города ... 12
1.3. Зарубежный опыт оценки и повышения конкурентоспособности городов-
миллионников 18
2. Практические аспекты анализа конкурентоспособности городов-
миллионников (на примере приволжского федерального округа) 23
2.1. Методика оценки конкурентоспособности городов 23
2.2. Количественный анализ конкурентоспособности городов-миллионников
Приволжского федерального округа 27
2.3. Анализ эффективности управления конкурентоспособностью города-
миллионника 38
3. Пути повышения конкурентоспособности городов-миллионников
приволжского федерального округа 47
3.1. Основные направления развития конкурентных преимуществ 47
3.2. Механизмы реализации конкурентоспособности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации обуславливает наличие некоторых территориальных диспропорций, в том числе и среди городов- миллионников. В условиях неравномерного территориального развития возникает ситуация развития конкурентной борьбы между городами, в том числе и городами-миллионниками, когда от эффективности управления зависит степень инвестиционной привлекательности муниципального образования, качества жизни населения, развития малого и среднего предпринимательства и т.д.
Традиционные методы управления городами в настоящее время не позволяют в полной мере реализовывать потенциал, что требует формирование нового методического аппарата по разработке мер повышения конкурентных преимуществ городов-миллионников. Подбор эффективных методов управления выступает в качестве ключевого фактора развития не только самого города, но и прилегающих территорий, в том числе и всего региона, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическая база исследования. Общетеоретические проблемы
управления развитием городов исследованы в работах отечественных экономистов, в частности, В.Л.Абрамова, Н.Т.Агафонова, Н.А.Аитова, Ю.П.Алексеева, А.Н.Алисова, М.В.Борщевского, А.М.Брячихина,
A. Г.Воронина, В.А.Воротилова, А.Л.Гапоненко, М.В.Глазырина,
Г.И.Граника, Ю.С.Дульщикова, И.А.Ильина, Н.Я.Калюжновой,
B. В.Кистанова, В.Н.Лексина, В.Я.Любовного, В.К.Мамутова,
C. Б.Мельникова, В.А.Николаева, В.П.Орешина, Т.М.Орловой,
А.П.Панкрухина, Е.Г.Панченко, А.Н.Пилясова, М.В.Савельевой,
В.Г.Старовойтова, Б.С.Хорева, Н.Г.Чумаченко, А.Н.Швецова, Р.И.Шнипера, Б.М.Штульберга и др.
Объект исследования - города-миллионники ПФО.
Предмет исследования - условия формирования и развития конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского федерального округа.
Цель исследования - провести оценку конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие конкурентоспособности города, определить факторы ее формирования;
- рассмотреть инструменты и методы управления
конкурентоспособностью города;
- провесит анализ зарубежного опыта оценки и повышения конкурентоспособности городов-миллионников;
- изучить методику оценки конкурентоспособности городов;
- провести количественный анализ конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа,
- проанализировать эффективность управления
конкурентоспособностью города-миллионника,
- сформулировать основные направления развития конкурентных преимуществ городов-миллионников,
- определить механизмы реализации конкурентных преимуществ городов-миллионников.
При написании работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, аналитические, статистические, графические, математические, описательный методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении рассмотрены актуальность исследования,
сформулированы объект, предмет, цель исследования, описаны методы и структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования проблем конкурентоспособности городов. Дано определение понятию конкурентоспособности города, факторы ее формирования,
проанализированы инструменты и методы управления
конкурентоспособностью города, описан зарубежный опыт оценки и повышения конкурентоспособности городов-миллионников.
Во второй главе рассмотрены практические аспекты анализа конкурентоспособности городов-миллионников (на примере Приволжского Федерального округа). В главе описывается методика оценки конкурентоспособности городов, проведен количественный анализ конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского федерального округа, анализируется эффективность управления конкурентоспособностью города-миллионника.
Третья глава посвящена путям повышения конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского Федерального округа. Исследованы основные направления развития конкурентных преимуществ городов- миллионников, описаны механизмы реализации конкурентоспособности городов-миллионников.
В заключении обобщены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.
Традиционные методы управления городами в настоящее время не позволяют в полной мере реализовывать потенциал, что требует формирование нового методического аппарата по разработке мер повышения конкурентных преимуществ городов-миллионников. Подбор эффективных методов управления выступает в качестве ключевого фактора развития не только самого города, но и прилегающих территорий, в том числе и всего региона, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическая база исследования. Общетеоретические проблемы
управления развитием городов исследованы в работах отечественных экономистов, в частности, В.Л.Абрамова, Н.Т.Агафонова, Н.А.Аитова, Ю.П.Алексеева, А.Н.Алисова, М.В.Борщевского, А.М.Брячихина,
A. Г.Воронина, В.А.Воротилова, А.Л.Гапоненко, М.В.Глазырина,
Г.И.Граника, Ю.С.Дульщикова, И.А.Ильина, Н.Я.Калюжновой,
B. В.Кистанова, В.Н.Лексина, В.Я.Любовного, В.К.Мамутова,
C. Б.Мельникова, В.А.Николаева, В.П.Орешина, Т.М.Орловой,
А.П.Панкрухина, Е.Г.Панченко, А.Н.Пилясова, М.В.Савельевой,
В.Г.Старовойтова, Б.С.Хорева, Н.Г.Чумаченко, А.Н.Швецова, Р.И.Шнипера, Б.М.Штульберга и др.
Объект исследования - города-миллионники ПФО.
Предмет исследования - условия формирования и развития конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского федерального округа.
Цель исследования - провести оценку конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие конкурентоспособности города, определить факторы ее формирования;
- рассмотреть инструменты и методы управления
конкурентоспособностью города;
- провесит анализ зарубежного опыта оценки и повышения конкурентоспособности городов-миллионников;
- изучить методику оценки конкурентоспособности городов;
- провести количественный анализ конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа,
- проанализировать эффективность управления
конкурентоспособностью города-миллионника,
- сформулировать основные направления развития конкурентных преимуществ городов-миллионников,
- определить механизмы реализации конкурентных преимуществ городов-миллионников.
При написании работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, аналитические, статистические, графические, математические, описательный методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении рассмотрены актуальность исследования,
сформулированы объект, предмет, цель исследования, описаны методы и структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования проблем конкурентоспособности городов. Дано определение понятию конкурентоспособности города, факторы ее формирования,
проанализированы инструменты и методы управления
конкурентоспособностью города, описан зарубежный опыт оценки и повышения конкурентоспособности городов-миллионников.
Во второй главе рассмотрены практические аспекты анализа конкурентоспособности городов-миллионников (на примере Приволжского Федерального округа). В главе описывается методика оценки конкурентоспособности городов, проведен количественный анализ конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского федерального округа, анализируется эффективность управления конкурентоспособностью города-миллионника.
Третья глава посвящена путям повышения конкурентоспособности городов-миллионников Приволжского Федерального округа. Исследованы основные направления развития конкурентных преимуществ городов- миллионников, описаны механизмы реализации конкурентоспособности городов-миллионников.
В заключении обобщены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.
Таким образом, конкурентоспособность города - это способность территории увеличивать или удерживать за собой доли рынка, используя при этом природные ресурсы, рабочую силу и капитал, с целью расширения и совершенствования производств для роста качества жизни населения и поддержания сильного эффективного управления.
В качестве условий повышения конкурентоспособности городов следует выделить уровень управления ресурсным потенциалом города, наличие программы маркетинга территории, а также стратегического планирования городской территории. При наличии развитой инфраструктуры, высокой инвестиционной привлекательности территории, а также полноценного использования социально-экономических условий.
Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью городов- миллионников показывает, что применение стратегического планирования дает положительные результаты в повышении инвестиционной привлекательности, как базиса развития территории. В рамках данного направления осуществляется не только формирование благоприятных налоговых режимов, но, в первую очередь, выстраивание инфраструктуры для комфортного управления финансовыми активами.
Наиболее разработанным подходом к определению
конкурентоспособности территории или региона можно считать сравнительный анализ и составление на его основе рейтинга. В качестве базовых элементов рейтинга нами были выбраны такие блоки, как демографическая ситуация («Население»), экономическое положение региона («Экономика»), «Инфраструктура» - обеспеченность объектами инфраструктуры и уровня благоустроенности городов-миллионников ПФО, а также блок «Экология», в котором учитывается уровень экологического состояния городской среды, как фактора комфортности проживания и конкурентоспособности города.
Анализ статистических данных и отчетов о состоянии окружающей среды городов-миллионников ПФО позволили сделать следующие выводы. Имеет место определенный разброс в показателях исследуемых городов- миллионников ПФО, что отражает уровень их социального (демографического) развития, что нашло отражение в полученных рангах. Представленные данные показывают, что самый высокий ранг в данном блоке имеет Казань (суммарное значение рангов 8), самый низкий рейтинг у Перми (суммарное значение рангов 27). Уровень их экономического развития также сильно отличается, что нашло отражение в полученных рангах. Представленные данные показывают, что самый высокий ранг в данном блоке имеет Казань (суммарное значение рангов 8), самый низкий рейтинг у Перми (суммарное значение рангов 20). Уровень развития городской инфраструктуры также варьирует, самый высокий ранг в данном блоке имеет Нижний Новгород (суммарное значение рангов 6), самый низкий рейтинг у Перми и Самары (суммарное значение рангов 15). По экологической составляющей лидером является Нижний Новгород с суммой баллов 6, в числе аутсайдеров - Казань и Уфа (по 9,5 балла каждый).
Итоговая оценка конкурентоспособности городов позволяла сделать вывод о лидерстве Казани (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 35,5 балла), как города с максимальным уровнем конкурентоспособности среди городов-миллионников Приволжского федерального округа. Незначительно отстает Нижний Новгород (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 43 балла), который занимает вторую позицию в рейтинге конкурентоспособности городов - миллионников ПФО, являющийся абсолютным лидером по экологической компоненте оценки. Незначительный разброс баллов наблюдается в группе «аутсайдеров» рейтинга. Третье место занимает Самара (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 59,5 балла). Четвертое место в рейтинге принадлежит Уфе (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 68,5 балла). Замыкает рейтинг город Пермь (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 70,5 балла), который по всем категориям оценки занимал 4 - 5 позицию.
Власти городов-миллионников при повышении
конкурентоспособности используют различные направления развития. Для Казани приоритет отдается развитию туристского кластера, предпринимательской инфраструктуры, формирования положительного имиджа города. Муниципальные власти Уфы ориентируются на повышение инвестиционной привлекательности города, что дает положительные результаты в виде повышения международных рейтингов и относительно высоких показателях привлеченных инвестиций, в том числе и зарубежных. Руководство Нижнего Новгорода делает акцент на комплексное развитие города, в том числе и на экологической составляющей. В Перми отмечается приоритет на развитие промышленного сегмента экономики города, как базиса развития конкурентоспособности. Администрация Самары ориентирована на формирование благоприятной городской среды и развитие инфраструктуры.
Базируясь на решении ключевых проблем, имеющих место в рейтинге конкурентоспособности городов-миллионников, выявленных в предыдущей главе, нами были сформулированы ряд предложений, которые будут стимулировать рост конкурентоспособности городов-миллионников ПФО. К данным направления относится повышение ключевых параметров оценки: повышение уровня социально-экономического развития, инвестиционную привлекательность, создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства качества жизни населения, уровня благоустройства территории города, повышение качества среды обитания горожан, в том числе и в отношении экологического состояния населенного пункта.
При этом следует отметить, что в развитии города должен присутствовать и стратегический компонент развития, который будет определять вектор развития на среднесрочную перспективу. Ключевую роль здесь играет маркетинг городской территории и программы стратегического планирования развития года на среднесрочную перспективу.
Механизмами повышения конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа выступают активное взаимодействие органов муниципальной власти и общественных организаций, а также предпринимательских структур, расширение возможностей электронного правительства, повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг, как условий формирования положительного имиджа города, а, следовательно, получения конкурентных преимуществ.
В качестве условий повышения конкурентоспособности городов следует выделить уровень управления ресурсным потенциалом города, наличие программы маркетинга территории, а также стратегического планирования городской территории. При наличии развитой инфраструктуры, высокой инвестиционной привлекательности территории, а также полноценного использования социально-экономических условий.
Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью городов- миллионников показывает, что применение стратегического планирования дает положительные результаты в повышении инвестиционной привлекательности, как базиса развития территории. В рамках данного направления осуществляется не только формирование благоприятных налоговых режимов, но, в первую очередь, выстраивание инфраструктуры для комфортного управления финансовыми активами.
Наиболее разработанным подходом к определению
конкурентоспособности территории или региона можно считать сравнительный анализ и составление на его основе рейтинга. В качестве базовых элементов рейтинга нами были выбраны такие блоки, как демографическая ситуация («Население»), экономическое положение региона («Экономика»), «Инфраструктура» - обеспеченность объектами инфраструктуры и уровня благоустроенности городов-миллионников ПФО, а также блок «Экология», в котором учитывается уровень экологического состояния городской среды, как фактора комфортности проживания и конкурентоспособности города.
Анализ статистических данных и отчетов о состоянии окружающей среды городов-миллионников ПФО позволили сделать следующие выводы. Имеет место определенный разброс в показателях исследуемых городов- миллионников ПФО, что отражает уровень их социального (демографического) развития, что нашло отражение в полученных рангах. Представленные данные показывают, что самый высокий ранг в данном блоке имеет Казань (суммарное значение рангов 8), самый низкий рейтинг у Перми (суммарное значение рангов 27). Уровень их экономического развития также сильно отличается, что нашло отражение в полученных рангах. Представленные данные показывают, что самый высокий ранг в данном блоке имеет Казань (суммарное значение рангов 8), самый низкий рейтинг у Перми (суммарное значение рангов 20). Уровень развития городской инфраструктуры также варьирует, самый высокий ранг в данном блоке имеет Нижний Новгород (суммарное значение рангов 6), самый низкий рейтинг у Перми и Самары (суммарное значение рангов 15). По экологической составляющей лидером является Нижний Новгород с суммой баллов 6, в числе аутсайдеров - Казань и Уфа (по 9,5 балла каждый).
Итоговая оценка конкурентоспособности городов позволяла сделать вывод о лидерстве Казани (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 35,5 балла), как города с максимальным уровнем конкурентоспособности среди городов-миллионников Приволжского федерального округа. Незначительно отстает Нижний Новгород (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 43 балла), который занимает вторую позицию в рейтинге конкурентоспособности городов - миллионников ПФО, являющийся абсолютным лидером по экологической компоненте оценки. Незначительный разброс баллов наблюдается в группе «аутсайдеров» рейтинга. Третье место занимает Самара (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 59,5 балла). Четвертое место в рейтинге принадлежит Уфе (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 68,5 балла). Замыкает рейтинг город Пермь (суммарное количество баллов по 4 блокам рейтинга составляет 70,5 балла), который по всем категориям оценки занимал 4 - 5 позицию.
Власти городов-миллионников при повышении
конкурентоспособности используют различные направления развития. Для Казани приоритет отдается развитию туристского кластера, предпринимательской инфраструктуры, формирования положительного имиджа города. Муниципальные власти Уфы ориентируются на повышение инвестиционной привлекательности города, что дает положительные результаты в виде повышения международных рейтингов и относительно высоких показателях привлеченных инвестиций, в том числе и зарубежных. Руководство Нижнего Новгорода делает акцент на комплексное развитие города, в том числе и на экологической составляющей. В Перми отмечается приоритет на развитие промышленного сегмента экономики города, как базиса развития конкурентоспособности. Администрация Самары ориентирована на формирование благоприятной городской среды и развитие инфраструктуры.
Базируясь на решении ключевых проблем, имеющих место в рейтинге конкурентоспособности городов-миллионников, выявленных в предыдущей главе, нами были сформулированы ряд предложений, которые будут стимулировать рост конкурентоспособности городов-миллионников ПФО. К данным направления относится повышение ключевых параметров оценки: повышение уровня социально-экономического развития, инвестиционную привлекательность, создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства качества жизни населения, уровня благоустройства территории города, повышение качества среды обитания горожан, в том числе и в отношении экологического состояния населенного пункта.
При этом следует отметить, что в развитии города должен присутствовать и стратегический компонент развития, который будет определять вектор развития на среднесрочную перспективу. Ключевую роль здесь играет маркетинг городской территории и программы стратегического планирования развития года на среднесрочную перспективу.
Механизмами повышения конкурентоспособности городов- миллионников Приволжского федерального округа выступают активное взаимодействие органов муниципальной власти и общественных организаций, а также предпринимательских структур, расширение возможностей электронного правительства, повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг, как условий формирования положительного имиджа города, а, следовательно, получения конкурентных преимуществ.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КАЗАНИ В СРАВНЕНИИ С ГОРОДАМИ-МИЛЛИОННИКАМИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В
ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



