Введение 4
1 Рейтинговая система оценки качества обучения 10
1.1. Организация учебного процесса на основе модульно-рейтинговой системы оценки 10
1.2 Балльно-рейтинговая система контроля и оценки результатов обучения 17
1.3 Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы 30
2 Создание системы балльно-рейтинговой оценки результатов обучения для студентов стоматологического факультета ТГМУ по дисциплине «иммунология-клиническая иммунология» 36
2.1 Методические рекомендации по оценке знаний студентов при модульно-рейтинговой системе 36
2.2 Требования к преподавателям при введении модульно-рейтингововой и предлагаемой системы назначения баллов 40
Заключение 45
Список используемой литературы 49
Приложения 52
В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал студентов. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний студентов. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного цикла и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Требования к качеству подготовки студентов формируются вне системы образования. Так, складывающиеся рыночные отношения с их жесткой конкурентной природой, современные социально-экономические преобразования в стране требуют прихода на предприятия специалистов, способных системно, творчески мыслить и принимать эффективные нестандартные решения в непредвиденных обстоятельствах. Внедрение рыночных механизмов экономики дополнительно выдвигает необходимость таких качеств у работника, как деловая инициатива, предприимчивость.
Студент может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития. Это может быть достигнуто благодаря использованию системы оценивания знаний, побалльно-рейтинговой технологии.
Актуальность исследования Актуальность этих программ обусловлена необходимостью приступить к практической реализации системы оценивания знаний, по балльно-рейтинговой технологии в различных ее вариантах и альтернативах, как одной из инновационных технологий в образовательном процессе высшей медицинской школы, призванной повысить качество подготовки будущего специалиста.
Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении подходов к обеспечению продуктивности образовательного процесса в вузе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс формирования профессиональных компетенций студентов стоматологического факультета по дисциплине клиническая иммунология медицинского Вуза.
Предмет исследования - балльно-рейтинговая система оценки качества обучения стоматологического факультета по дисциплине клиническая иммунология. медицинского вуза как средство обеспечения продуктивности образовательного процесса.
Гипотеза исследования. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения
студентов вуза может эффективно способствовать повышению продуктивности образовательного процесса при соблюдении следующих условий;
1) вариативности содержания образования и возможности проектирования студентами индивидуальных образовательных траекторий;
2) компетентного подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов;
3) инновационного характера образовательной среды.
Цель данной работы – разработка и апробирование балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения студентов стоматологического факультета ТГМУ по дисциплине клиническая иммунология.
Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной применению балльно-рейтинговой технологии преподавания в высшем образовании и в первую очередь, в медицинском ВУЗе.
2. Разработка положений и критериев балльно-рейтинговой системы оценки результатов образования студентов стоматологического факультета ТГМУ по дисциплине иммунология - клиническая иммунология.
3. Проведение анализа результатов оценки балльно-рейтинговой технологии обучения студентов стоматологического факультета ТГМУ по дисциплине иммунология - клиническая иммунология.
Методологическую основу исследования составили основные данные отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов о теории сознания и саморазвития человека (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Фролов, Д.В. Эльконин и др.), о дискретности и непрерывности развития личности (В.П. Зинченко, Г.П. Щедровицкий и др.), об общественной природе воспитания человека, условиях и факторах развития его личности, о деятельностном характере воспитания человека, о единстве обучения, воспитания и развития личности, а также нормативные документы в области образования, в области высшего профессионального образования.
Теоретико-методологическую основу составили:
-балльно-рейтинговая оценка учебных достижений студентов при модульно блочном обучении в медицинском вузе (А.Я. Осин, Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, Г.Н. Бондарь, М.М. Цветкова, Н.Г. Садова)
- концепция системного подхода к непрерывному обучению (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.В. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);
- идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, особо подчеркивающей значимость преобразования учащегося в субъект учения, самообразование и самореализация как необходимые условия развития личности учащегося (Л.Ф. Спирин, Е.Н. Шиянов и др.);
- основные положения и концепции психолого-педагогической науки в контексте связи общего и профессионального образования (М.И. Махмутов, Ю.П. Петров и др.), и подготовки учащейся молодежи в системе непрерывного образования (Н.А. Алексеев, М.И. Махмутов, Е.В. Ткаченко и др.);
- методология комплексного и системного исследования в области психологии и педагогики (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов и др.);
- научные положения педагогов и психологов по проблеме формирования профессиональной направленности (Ю.А. Кореляков, Л.М. Митина, В.А. Ядов и др.);
- концепция самоконтроля как важнейшего механизма рефлексии, определяющего процесс саморазвития личности, ее деятельность и поведение (Е.П. Бочарова, И.А. Зимняя, Г.С. Никифорова и др.);
- концепция самовоспитания и самообразования личности (А.И. Донцов, Н.К. Сергеев, Г.С. Никифоров и др.).
Организация и методы исследования определялись его целью и необходимостью одновременного решения теоретических, эмпирических и практических задач.
В исследованиях на различных его этапах приняли участие 50 студентов стоматологов - второго курса, изучающих курс «Клиническая иммунология» в течение 2014-2015 учебного года.
Из системы теоретических методов исследования применялись: анализ философской, психологической и педагогической литературы, нормативных документов, программ вузовской документации, обобщение и описание эмпирического материала; теоретическое осмысление состояния педагогической подготовки в условиях медицинского образования, анализ статистических данных, образовательных программ по профессиональной подготовке медицинского ВУЗа.
Статистическая обработка результатов исследования производилась с помощью t-критерия Стьюдента, системы вариационного анализа. Все расчеты осуществлялись на персональном компьютере, на безе процессора Intel Core i3 в программе «Статистика 6».
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены строгостью понятийного аппарата исследования, четким определением предметной области и задач исследования, обстоятельным теоретическим анализом проблемы, широким применением эмпирических методов и методов современного математического измерения, применимостью полученных результатов на практике в вузах, установленной эффективностью их внедрения, а также репрезентативностью выборки лиц, привлеченных к исследованию.
Основные этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ ВПО «ТГМУ» МЗ РФ в течение 2014 -2015 учебного года.
На первом, эмпирическом этапе была изучена философская, отечественная и зарубежная психологическая и педагогическая литература по проблемам методологии, теории и практики профессионального образования курсантов ФПК; обосновывались методологические и теоретические основы исследования; определялись противоречия и формировались цель, объект, предмет настоящего исследования. Это позволило выделить исследуемую проблему, обосновать ее актуальность и значимость. На этом же этапе был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза.
На втором констатирующем этапе предусматривалась разработка концептуальной модели организации процесса преобразования обучаемого в субъект профессионального самоопределения обучающихся; определение организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию обучаемого в качестве субъекта профессионального самоопределения; уточнение цели, задач, содержание и методик проведения опытно-экспериментальной работы.
На третьем, констатирующем этапе была осуществлена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и предложенной концептуальной модели технологической организации процесса формирования обучаемого как субъекта профессионального самоопределения в конкретных педагогических условиях, обеспечивающих эффективность этого процесса.
На четвертом, обобщающем этапе завершилась опытно-экспериментальная работа, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, осуществлялось их внедрение в практику работы ВУЗа, разрабатывались конкретные рекомендации по организации процесса формирования обучаемого как субъекта профессионального самоопределения.
Научная новизна исследования заключается в определении основных характеристик системы оценивания знаний, побалльно-рейтинговойтехнологии в различных ее вариантах и альтернативах модульно-блочной технологии, что позволяет корректировать их применение с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса, направленного на эффективное развитие личности обучающихся как субъекта профессионального самоопределения. В разработке и экспериментальной проверке в опытно-экспериментальном обучении модели применения системы оценивания знаний побалльно-рейтинговоймодульно-блочной технологии в медицинском ВУЗе и экспериментальном доказательстве эффективности ее применения в процессе формирования профессиональных ВУЗов у студентов стоматологического факультета, изучающих предмет «Клиническая иммунология».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
- систематизированы различные теоретические подходы к проблеме использования комплекса системы оценивания знаний побалльно-рейтинговой технологии в развитии профессиональных способностей обучающихся;
- определены сущность, структура, содержание и механизм реализации системы оценивания знаний побалльно-рейтинговой технологии;
- выявлена совокупность педагогических, организационных, субъектных, воспитательных технологий, направленных на эффективную реализацию процесса формирования обучающихся как субъекта профессионального самоопределения;
- в определении принципов, содержания, методов и форм учебной работы по реализации системы оценивания знаний по балльно-рейтинговой технологиив развитии профессиональных компетенций студентов стоматологического факультета.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы:
- при внедрении балльно-рейтинговой системы оценивания знаний модульно-блочного обучения на различных уровнях образования по развитию профессиональных компетенций учащихся;
- для составления методических рекомендаций по повышению эффективности процесса развития профессиональных способностей учащихся.
Структура выпускной аттестационной работы. Выпускная аттестационная работа изложена на 52 страницах машинописного текста и содержит введение, две главы, состоящие из параграфов, заключение, выводы и рекомендации для внедрения в педагогическую практику, библиографию (29 ист.). Работа иллюстрирована……. таблицами, рисунком.
Существенным достоинством российской высшей медицинской школы всегда являлась направленность на глубокую клиническую подготовку студентов. Много времени традиционно уделялось и в настоящее время отводится на обучение «у постели больного», на демонстрацию и разбор клинических наблюдений, на освоение практических навыков, что способствует формированию основ клинического мышления.
К числу проблем высшего медицинского образования России, требующих решения, можно отнести: некоторую, возможно излишнюю, фундаментализацию при относительно невысокой мотивации студентов к изучению базовых дисциплин; перегруженность учебных курсов, обусловленную увеличением объема знаний, необходимых для формирования специалиста-профессионала, и желанием преподавателей дать как можно более глубокую подготовку по каждой изучаемой дисциплине; сложность включения в учебный процесс новых курсов, формирующихся на «стыках» различных областей медицинской науки и практики; формирование недостаточно общих и цельных (интегрированных) представлений о едином конечном предмете изучения – человеке и всей совокупности его физиологических и патологических особенностей.
Вместе с тем, быстрое развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий и стремительное расширение спектра лекарственных препаратов определяют неуклонное повышение требований к качеству подготовки выпускников медицинских ВУЗов, способному удовлетворить потребности меняющегося рынка труда. Повышение качества выпускников медицинских ВУЗов, в том числе получивших образование по такой базовой медицинской специальности, как «Стоматологическое дело», является обязательным условием дальнейшего развития всей области здравоохранения в целом, как ее практического, так и научного звеньев.
Важным стимулом модернизации высшего медицинского образования, безусловно, является возрастание конкуренции между различными медицинскими ВУЗами как отечественными, так и зарубежными, что определяется подписанием Российской Федерацией Болонской декларации, и ее интеграцией в европейское образовательное пространство. Все изложенное выше, определяет необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса в высшей медицинской школе России.
Очевидно, что достижение все более высокого качества обучения в высшей медицинской школе может быть обеспечено только за счет интеграции науки, образования, и инновационной деятельности. Основополагающее значение для совершенствования образовательного процесса в высшей медицинской школе имеет применение новых обучающих технологий, одной их которых является балльно-рейтинговая система контроля модульного обучения.
Результаты внедрения балльно-рейтинговая система контроля в образовательный процесс по специальности «Иммунология-клиническая иммунология»., можно классифицировать по разным направлениям. Будет способствовать:
1. совершенствованию образовательного процесса в медицинском вузе, поскольку позволит осуществить переход от информационно-сообщающего обучения на обучение, моделирующее и формирующее будущую профессиональную деятельность врача. Переход на активные формы, позволит готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся производственно-экономическим условиям.
2. существенному повышению качества подготовки выпускника, поскольку позволит преподавателям лучше управлять деятельностью студентов в процессе обучения, а студентов больше работать самостоятельно, получать консультативную помощь у преподавателей, усваивать учебное содержание при работе с первоисточником и дополнительной литературой.
3. более полному удовлетворению потребностей рынка медицинских услуг, поскольку она предусматривает: Возможность адаптации содержания к потребностям студентам, учет их интересов и проблем. Возможность коррекции содержания в соответствии с заявленной работодателями потребности в определенных медицинских кадрах. Расширение рынка сбыта образовательных услуг. Формирование портфеля заказов с учетом потребностей отрасли.
4. инновационному развитию медицинских ВУЗов и медицинских факультетов университетов.
Можно выделить достоинства системы обучения по модульно рейтинговой системе. Следует отнести:
• четкую структуру курса обучения, упорядоченность;
• возможность отслеживания связей между элементами;
• наглядность, осознание перспективы;
• индивидуальный подход к обучению студентов;
• гибкость представленной информации;
• развитие у студентов продуктивного мышления;
• многофункциональность;
• возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем;
• активизации познавательной деятельности;
• комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;
• кумулятивный принцип оценивания работы студентов;
• возможность самоконтроля и самооценки;
• формирование самостоятельности;
• тренировку в выборе, т.е. определенную свободу;
• ответственность за свой выбор, избавление от потребительской позиции;
• формирование субъективной позиции в учебной деятельности, накопительный принцип формирования самооценки.
Перестройка образовательного процесса с внедрением балльно-рейтинговой системы контроля модульной технологии будет способствовать более тесной интеграции медицинских ВУЗов с другими образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и учреждениями практического здравоохранения.
Балльно-рейтинговая система контроля модульного обучения, имеющее своей главной целью достижение эффективного результата в усвоении научных знаний и формировании профессиональных и личностных качеств врачей, можно рассматривать в качестве перспективного средства совершенствования образовательного процесса в медицинских ВУЗах.
Рекомендации для внедрения в педагогическую практику
В качестве рекомендаций представляется логичным и закономерным продолжение внедрения балльно-рейтинговой системы контроля модульных образовательных технологий в системе обучения студентов, позволит более эффективно и целенаправленно развивать профессиональные знания.
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч.1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – 126 с.
2. Васильева Е.Ю. Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе: учеб.пособие/Е.Ю,Васильева и др. Архангельск:ИЗД-во Сев. гос. Мед.ун-та, 2012. 283 с.
3. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? – М.: Просвещение, 2010. – 90 с.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология – М.: Народное образование, 2012. – 240 с.
5. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. – М.: Народное образование, 2009 // Школьные технологии, 2007. – 135 с.
6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2009. – 176 с.
7. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании,Ростов н/Д.:Аркол, 2012.386 с.
8. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система – плюсы и минусы/ Г.Ю. Капустина// Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. – С. 46-48.
9. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний// Тезисы международной научно-практической конференции. Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы – М., 2012. – С. 63-78.
10. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?/ Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. – М.: Чистые пруды, 2012. – 244 с.
11. Калужская М.В., Уколова О.С. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова // Педагогический вестник. – 2010. – №23-24. – С. 36-40.
12. Кларин М.В. Как легко и с пользой провести аттестацию: психологические рекомендации для администрации и учителей/ М.В. Кларин // Директор школы. – 2005– №6. – С. 1-8.
13. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006. – 257 с.
14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. – М.: Пед. о-во России, 2010. – 198 с.
15. Логинова Г.А. Новая форма контроля/ Г.А. Логинова// Народное образование. – 2008. – №4. – С. 119-121.
16. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов/ Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Союз, 2002. – 249 с.
17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2010. – 211 с.
18. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с.
19. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). – М.: МПА, 2010. – 150 с.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Народное образование, 2007. – 165 с.
21. Семенов В.А. Управление познавательными поступками учеников на их персональных маршрутах в пространстве дидактических событий/ В.А. Семенов// Школьные технологии. – 2010. – №6. – С. 64-83.
22. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: введение в теорию и методику эвристической деятельности. –М.:Аспект Пресс, 2011. –320 с.
23. Сыромолотов Е.Н. Годятся ли школьные оценки для ВУЗов?/ Е.Н. Сыромолотов// Информатика и образование. – 2010. – №8. – С.111-116.
24. Табаков Т.П. Реформа системы педагогического образования/ Т.П. Табаков// Народное образование. – 2010. – №5. – С. 41-46.
25. Томилова М.И. Развитие оценочной компетентности преподавателя вуза:дис….канд.пед.наук. Великий Новгород, 2013, 208 с.
26. Томилова М.И. Развитие оценочной деятельности преподавателя в системе постдипломного образования //Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова.2011. №5,6. С. 240-244.
27. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы – М.: Сентябрь, 2011. – 147 с.
28. Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю. – М.: Педагогика, 2012. – 278 с.
29. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов.– СПб: Питер, 2011. – 149 с.