УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной
собственностью 7
1.1. Специфика муниципальной собственности: общая характеристика,
виды 7
1.2. Методы управления муниципальной собственностью 14
1.3. Параметры оценки эффективности управления муниципальной
собственностью 21
2. Сравнительный анализ управления муниципальной собственностью
в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 27
2.1. Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 27
2.2. Анализ системы управления муниципальной собственностью в
городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 31
2.3. Оценка эффективности управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 42
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью в
городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 56
3.1. Зарубежный опыт управления муниципальной собственностью .. 56
3.2. Направления совершенствования управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 59
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения
1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной
собственностью 7
1.1. Специфика муниципальной собственности: общая характеристика,
виды 7
1.2. Методы управления муниципальной собственностью 14
1.3. Параметры оценки эффективности управления муниципальной
собственностью 21
2. Сравнительный анализ управления муниципальной собственностью
в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 27
2.1. Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 27
2.2. Анализ системы управления муниципальной собственностью в
городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 31
2.3. Оценка эффективности управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 42
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью в
городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 56
3.1. Зарубежный опыт управления муниципальной собственностью .. 56
3.2. Направления совершенствования управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 59
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения
Актуальность исследования. Одним из важнейших институтов современного общества является местное самоуправление. Оно создано для решения и регулирования различных социальных, экономических, экологических, политических и других вопросов, которые возникают на местном уровне. Эффективность и реальность местного самоуправления обуславливается материально-финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении муниципальных образований и являющимися в своей совокупности финансово-экономическими основами местного
самоуправления.
Имущественные права муниципальных образований, средства местного бюджета, а также имущество, которое находится в муниципальной собственности, являются составляющей экономической основой местного самоуправления муниципального образования.
Наиболее важным элементом экономической основы муниципальных образований является имущество, находящееся в их собственности. Муниципальная собственность достаточно сложная категория, которая включает в себя социально-экономические отношения, отличающиеся многообразием и взаимосвязанностью между собой. Муниципальная собственность представляет собой определенную форму общественной собственности, относительно которой производятся взаимодействия территориально ограниченных субъектов социально-экономической системы. Это позволяет осуществить ресурсное обеспечение территории муниципального образования и сформировать условия его непрерывного функционирования. Сложность управления данной формой общественной собственности заключается в существовании разрыва между необходимостью рыночного управления объектами собственности и планово-административными методами управления в рамках системы
муниципального образования.
Среди проблем местного самоуправления вопросы формирования муниципальной собственности всегда находятся в центре внимания. Муниципальные образования (МО), как известно, пошли по пути принятия нормативно-правовых актов о передаче объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления, в муниципальную собственность. Однако решение принималось по каждому конкретному объекту, поэтому это процесс носил зачастую спонтанный и затяжной характер.
На сегодняшний день существует актуальная проблема определения роли и места муниципального имущества в системе муниципального управления, что характеризует недостатки модели управления муниципальным имуществом.
Муниципальная собственность - это собственность административно-территориальных образований: районов, городов, поселков и тому подобное, а также других муниципальных образований.
Объект исследования - муниципальная собственность в городах- миллионниках РФ.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках РФ.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород и Самара на основании анализа эффективности управления на современном этапе.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику специфике муниципальной собственности;
- описать методы управления муниципальной собственностью;
- сформулировать параметры оценки эффективности управления муниципальной собственностью;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- провести сравнительный анализ системы управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- оценить эффективность управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- исследовать зарубежный опыт управления муниципальной
собственностью,
- разработать направления совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
- исследовать теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью,
- провести сравнительный анализ управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара,
- разработать направления совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
Теоретическую систематизацию вопросов муниципальной
собственности составляют труды таких ученых, как: Г.А. Бедов, Б.М. Бедин, Д.Г. Васильченко, Л.А. Днепровский, Д.В. Огнев, В.Л. Пригожин и ряд других ученых.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, описательные, аналитические, синтетические и статистические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлены актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, описаны теоретическая база исследования, методы, применяемые при написании работы, а также структура выпускной квалификационной работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов управления муниципальной собственностью. В главе дается общая характеристика и типология муниципальной собственности, определены методы управления муниципальной собственностью, выделены параметры оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
Вторая глава посвящена проведению сравнительного анализа управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках
Казань, Нижний Новгород, Самара. В главе дана характеристика нормативно-правовой системы, регламентирующей особенности управления муниципальной собственностью, проведен анализ системы управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара, приводится оценка эффективности управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
Третья глава посвящена проблемам совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара. Проанализирован зарубежный опыт в данной области, на основании которого разработаны рекомендации по совершенствованию управлением муниципальной собственностью в городах-миллионниках.
В заключении приведены выводы, полученные в ходе написания выпускной квалификационной работы.
самоуправления.
Имущественные права муниципальных образований, средства местного бюджета, а также имущество, которое находится в муниципальной собственности, являются составляющей экономической основой местного самоуправления муниципального образования.
Наиболее важным элементом экономической основы муниципальных образований является имущество, находящееся в их собственности. Муниципальная собственность достаточно сложная категория, которая включает в себя социально-экономические отношения, отличающиеся многообразием и взаимосвязанностью между собой. Муниципальная собственность представляет собой определенную форму общественной собственности, относительно которой производятся взаимодействия территориально ограниченных субъектов социально-экономической системы. Это позволяет осуществить ресурсное обеспечение территории муниципального образования и сформировать условия его непрерывного функционирования. Сложность управления данной формой общественной собственности заключается в существовании разрыва между необходимостью рыночного управления объектами собственности и планово-административными методами управления в рамках системы
муниципального образования.
Среди проблем местного самоуправления вопросы формирования муниципальной собственности всегда находятся в центре внимания. Муниципальные образования (МО), как известно, пошли по пути принятия нормативно-правовых актов о передаче объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления, в муниципальную собственность. Однако решение принималось по каждому конкретному объекту, поэтому это процесс носил зачастую спонтанный и затяжной характер.
На сегодняшний день существует актуальная проблема определения роли и места муниципального имущества в системе муниципального управления, что характеризует недостатки модели управления муниципальным имуществом.
Муниципальная собственность - это собственность административно-территориальных образований: районов, городов, поселков и тому подобное, а также других муниципальных образований.
Объект исследования - муниципальная собственность в городах- миллионниках РФ.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках РФ.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород и Самара на основании анализа эффективности управления на современном этапе.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику специфике муниципальной собственности;
- описать методы управления муниципальной собственностью;
- сформулировать параметры оценки эффективности управления муниципальной собственностью;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- провести сравнительный анализ системы управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- оценить эффективность управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- исследовать зарубежный опыт управления муниципальной
собственностью,
- разработать направления совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
- исследовать теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью,
- провести сравнительный анализ управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара,
- разработать направления совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
Теоретическую систематизацию вопросов муниципальной
собственности составляют труды таких ученых, как: Г.А. Бедов, Б.М. Бедин, Д.Г. Васильченко, Л.А. Днепровский, Д.В. Огнев, В.Л. Пригожин и ряд других ученых.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, описательные, аналитические, синтетические и статистические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлены актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, описаны теоретическая база исследования, методы, применяемые при написании работы, а также структура выпускной квалификационной работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов управления муниципальной собственностью. В главе дается общая характеристика и типология муниципальной собственности, определены методы управления муниципальной собственностью, выделены параметры оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
Вторая глава посвящена проведению сравнительного анализа управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках
Казань, Нижний Новгород, Самара. В главе дана характеристика нормативно-правовой системы, регламентирующей особенности управления муниципальной собственностью, проведен анализ системы управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара, приводится оценка эффективности управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
Третья глава посвящена проблемам совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара. Проанализирован зарубежный опыт в данной области, на основании которого разработаны рекомендации по совершенствованию управлением муниципальной собственностью в городах-миллионниках.
В заключении приведены выводы, полученные в ходе написания выпускной квалификационной работы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы об особенностях управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках.
Во-первых, управление муниципальной собственностью предполагает получение максимального социального эффекта. Одним из основных направлений деятельности муниципальных органов власти должно быть эффективное управление муниципальным имуществом. Являясь финансово¬экономическим фундаментом в системе местного самоуправления, муниципальная собственность лежит в основе методов реализации политики по социально-экономическому управлению городским поселением. Отметим, что муниципальная собственность, в первую очередь, обеспечивает интересы населения города, а не только органов местного самоуправления. Система управления муниципальной собственностью включает в себя грамотное и эффективное управление и распоряжение денежными средствами, муниципальными коммерческими и некоммерческими организациями, зданиями и сооружениями различного назначения, жилыми и нежилыми помещениями, автомобильными дорогами, инженерными сетями, земельными участками, объектами водного и лесного хозяйства, а также иным движимым и недвижимым имуществом.
Эффективное использование муниципальной собственности выступает гарантом пополнения городского бюджета за счет арендных платежей, позволяющих реализовать социальные программы, программы благоустройства территорий, развитие инфраструктуры муниципального образования.
Одновременно происходит увеличение уровня жизни населения, повышаются параметры качества жизни в населенном пункте, улучшается социально-экономическое положение населенного пункта.
Вовлечение в экономический оборот имеющегося на балансе муниципального образования имущества является непременным условием эффективного администрирования, реализуя социальную и экономическую функции, возложенные на муниципальные органы власти.
Во-вторых, анализ практических аспектов управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках показал, что основу нормативно- правовой базы функционирования составляют федеральное законодательство в сфере муниципального управления и земельных отношений, а также документы в сфере гражданских правоотношений. Федеральное законодательство дополняется муниципальными нормативно-правовыми актами, расширяющими объекты управления, методы управления ими и программы развития для конкретного населенного пункта с учетом его специфики и уровня социально-экономического развития.
В Казани ведется активная работа по совершенствованию существующей системы управления муниципальной собственностью, направленная на инвентаризацию имеющейся собственности и оценки ее состояния и рыночной стоимости. Основную часть доходов составляют объекты, относящиеся к земельной собственности (продажа и аренда муниципальных земель), что требует более пристального внимания Исполнительного комитета города Казани к данному вопросу.
Существует ряд проблем в сфере управления муниципальной собственностью, которые обусловлены недостаточным вниманием к данному направлению на протяжении десятилетий, которые состоят в наличии неиспользуемых земель, неучтенных земель, не приносящих дохода, низкий уровень доходов по причине недостаточно высокого качества и технического состояния объектов муниципальной собственности.
Проведенные нами расчеты показывают наличие отрицательной связи разной тесноты, что означает, что роль доходов от муниципального имущества имеет крайне незначительное влияние на бюджета муниципального образования. Это крайне негативная тенденция, поскольку муниципальной собственность при эффективном управлении ее имеет высокий потенциал пополнения бюджета. Тесная положительная связь (с увеличением величины доходов от муниципальной собственности показатели доходов бюджета повышаются) наблюдается в Нижнем Новгороде, что позволяет говорить о положительной ситуации в управлении данным направлением деятельности органов местного самоуправления в городе.
Выявленные недостатки связаны с несовершенством механизма управления имуществом не только этого муниципального образования, но и всей системы управления собственностью в России, а отсюда требуются её качественные изменения в целом. Это создаст единый организационно оформленный процесс управления муниципальным образованием, а имущество в рамках такого процесса будет рассматриваться как стратегически важный ресурс муниципального образования объективно необходимый в условиях становления и развития демократически устроенного государства с многосекторной рыночной экономикой.
В-третьих, рассмотрим ключевые направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью в исследованных городах-милионниках:
Во-первых, повышению эффективности управления муниципальной собственностью будет способствовать проведение регулярной инвентаризации состава и состояния объектов муниципального имущества. Без указанного мероприятия оказывается невозможным формирование реестра имущества, находящегося на балансе муниципального образования с последующим его поддержанием в рабочем состоянии для получения прибыли от его использования.
Процесс инвентаризации должен осуществляться одновременно с введением реестра объектов муниципальной собственности, осуществления ее классификации в зависимости от характера деятельности объекта. Отдельно необходимо закреплять в реестре пустующие помещения с целью дальнейшего их включения в доходную часть городского бюджета.
2. Перевод процесса управления на аутсорсинг, то есть предоставление полномочий по управлению муниципальной собственностью
профессиональным компаниям, специализирующимся на управлении
недвижимостью.
Обеспечить более эффективное использование муниципального имущества можно посредством привлечения дополнительных инвестиций, направленных на развитие качественных характеристик муниципального имущества.
3. Мониторинг состояния муниципальной собственности, своевременное финансирование мероприятий по поддержанию ее в надлежащем техническом состоянии, проведение регулярного контроля эффективности и целесообразности использовании муниципального имущества.
4. Развитие профессиональных качеств у сотрудников отдела управления муниципальной собственностью, развитие прикладных навыков управления и контроля эффективности управлением муниципальной собственностью.
5. Развитие системы управления муниципальной собственностью в рамках муниципально-частного партнерства, которое позволяет не только привлечь дополнительные средства в развития муниципального имущества, но и обеспечивает эффективными кадрами среди предпринимателей, нацеленных на результат и получение прибыл от развития сегмента городской экономики.
Во-первых, управление муниципальной собственностью предполагает получение максимального социального эффекта. Одним из основных направлений деятельности муниципальных органов власти должно быть эффективное управление муниципальным имуществом. Являясь финансово¬экономическим фундаментом в системе местного самоуправления, муниципальная собственность лежит в основе методов реализации политики по социально-экономическому управлению городским поселением. Отметим, что муниципальная собственность, в первую очередь, обеспечивает интересы населения города, а не только органов местного самоуправления. Система управления муниципальной собственностью включает в себя грамотное и эффективное управление и распоряжение денежными средствами, муниципальными коммерческими и некоммерческими организациями, зданиями и сооружениями различного назначения, жилыми и нежилыми помещениями, автомобильными дорогами, инженерными сетями, земельными участками, объектами водного и лесного хозяйства, а также иным движимым и недвижимым имуществом.
Эффективное использование муниципальной собственности выступает гарантом пополнения городского бюджета за счет арендных платежей, позволяющих реализовать социальные программы, программы благоустройства территорий, развитие инфраструктуры муниципального образования.
Одновременно происходит увеличение уровня жизни населения, повышаются параметры качества жизни в населенном пункте, улучшается социально-экономическое положение населенного пункта.
Вовлечение в экономический оборот имеющегося на балансе муниципального образования имущества является непременным условием эффективного администрирования, реализуя социальную и экономическую функции, возложенные на муниципальные органы власти.
Во-вторых, анализ практических аспектов управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках показал, что основу нормативно- правовой базы функционирования составляют федеральное законодательство в сфере муниципального управления и земельных отношений, а также документы в сфере гражданских правоотношений. Федеральное законодательство дополняется муниципальными нормативно-правовыми актами, расширяющими объекты управления, методы управления ими и программы развития для конкретного населенного пункта с учетом его специфики и уровня социально-экономического развития.
В Казани ведется активная работа по совершенствованию существующей системы управления муниципальной собственностью, направленная на инвентаризацию имеющейся собственности и оценки ее состояния и рыночной стоимости. Основную часть доходов составляют объекты, относящиеся к земельной собственности (продажа и аренда муниципальных земель), что требует более пристального внимания Исполнительного комитета города Казани к данному вопросу.
Существует ряд проблем в сфере управления муниципальной собственностью, которые обусловлены недостаточным вниманием к данному направлению на протяжении десятилетий, которые состоят в наличии неиспользуемых земель, неучтенных земель, не приносящих дохода, низкий уровень доходов по причине недостаточно высокого качества и технического состояния объектов муниципальной собственности.
Проведенные нами расчеты показывают наличие отрицательной связи разной тесноты, что означает, что роль доходов от муниципального имущества имеет крайне незначительное влияние на бюджета муниципального образования. Это крайне негативная тенденция, поскольку муниципальной собственность при эффективном управлении ее имеет высокий потенциал пополнения бюджета. Тесная положительная связь (с увеличением величины доходов от муниципальной собственности показатели доходов бюджета повышаются) наблюдается в Нижнем Новгороде, что позволяет говорить о положительной ситуации в управлении данным направлением деятельности органов местного самоуправления в городе.
Выявленные недостатки связаны с несовершенством механизма управления имуществом не только этого муниципального образования, но и всей системы управления собственностью в России, а отсюда требуются её качественные изменения в целом. Это создаст единый организационно оформленный процесс управления муниципальным образованием, а имущество в рамках такого процесса будет рассматриваться как стратегически важный ресурс муниципального образования объективно необходимый в условиях становления и развития демократически устроенного государства с многосекторной рыночной экономикой.
В-третьих, рассмотрим ключевые направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью в исследованных городах-милионниках:
Во-первых, повышению эффективности управления муниципальной собственностью будет способствовать проведение регулярной инвентаризации состава и состояния объектов муниципального имущества. Без указанного мероприятия оказывается невозможным формирование реестра имущества, находящегося на балансе муниципального образования с последующим его поддержанием в рабочем состоянии для получения прибыли от его использования.
Процесс инвентаризации должен осуществляться одновременно с введением реестра объектов муниципальной собственности, осуществления ее классификации в зависимости от характера деятельности объекта. Отдельно необходимо закреплять в реестре пустующие помещения с целью дальнейшего их включения в доходную часть городского бюджета.
2. Перевод процесса управления на аутсорсинг, то есть предоставление полномочий по управлению муниципальной собственностью
профессиональным компаниям, специализирующимся на управлении
недвижимостью.
Обеспечить более эффективное использование муниципального имущества можно посредством привлечения дополнительных инвестиций, направленных на развитие качественных характеристик муниципального имущества.
3. Мониторинг состояния муниципальной собственности, своевременное финансирование мероприятий по поддержанию ее в надлежащем техническом состоянии, проведение регулярного контроля эффективности и целесообразности использовании муниципального имущества.
4. Развитие профессиональных качеств у сотрудников отдела управления муниципальной собственностью, развитие прикладных навыков управления и контроля эффективности управлением муниципальной собственностью.
5. Развитие системы управления муниципальной собственностью в рамках муниципально-частного партнерства, которое позволяет не только привлечь дополнительные средства в развития муниципального имущества, но и обеспечивает эффективными кадрами среди предпринимателей, нацеленных на результат и получение прибыл от развития сегмента городской экономики.



