Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №45675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной
собственностью 7
1.1. Специфика муниципальной собственности: общая характеристика,
виды 7
1.2. Методы управления муниципальной собственностью 14
1.3. Параметры оценки эффективности управления муниципальной
собственностью 21
2. Сравнительный анализ управления муниципальной собственностью
в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 27
2.1. Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 27
2.2. Анализ системы управления муниципальной собственностью в
городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 31
2.3. Оценка эффективности управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 42
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью в
городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 56
3.1. Зарубежный опыт управления муниципальной собственностью .. 56
3.2. Направления совершенствования управления муниципальной
собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара 59
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения


Актуальность исследования. Одним из важнейших институтов современного общества является местное самоуправление. Оно создано для решения и регулирования различных социальных, экономических, экологических, политических и других вопросов, которые возникают на местном уровне. Эффективность и реальность местного самоуправления обуславливается материально-финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении муниципальных образований и являющимися в своей совокупности финансово-экономическими основами местного
самоуправления.
Имущественные права муниципальных образований, средства местного бюджета, а также имущество, которое находится в муниципальной собственности, являются составляющей экономической основой местного самоуправления муниципального образования.
Наиболее важным элементом экономической основы муниципальных образований является имущество, находящееся в их собственности. Муниципальная собственность достаточно сложная категория, которая включает в себя социально-экономические отношения, отличающиеся многообразием и взаимосвязанностью между собой. Муниципальная собственность представляет собой определенную форму общественной собственности, относительно которой производятся взаимодействия территориально ограниченных субъектов социально-экономической системы. Это позволяет осуществить ресурсное обеспечение территории муниципального образования и сформировать условия его непрерывного функционирования. Сложность управления данной формой общественной собственности заключается в существовании разрыва между необходимостью рыночного управления объектами собственности и планово-административными методами управления в рамках системы
муниципального образования.
Среди проблем местного самоуправления вопросы формирования муниципальной собственности всегда находятся в центре внимания. Муниципальные образования (МО), как известно, пошли по пути принятия нормативно-правовых актов о передаче объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления, в муниципальную собственность. Однако решение принималось по каждому конкретному объекту, поэтому это процесс носил зачастую спонтанный и затяжной характер.
На сегодняшний день существует актуальная проблема определения роли и места муниципального имущества в системе муниципального управления, что характеризует недостатки модели управления муниципальным имуществом.
Муниципальная собственность - это собственность административно-территориальных образований: районов, городов, поселков и тому подобное, а также других муниципальных образований.
Объект исследования - муниципальная собственность в городах- миллионниках РФ.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках РФ.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород и Самара на основании анализа эффективности управления на современном этапе.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику специфике муниципальной собственности;
- описать методы управления муниципальной собственностью;
- сформулировать параметры оценки эффективности управления муниципальной собственностью;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- провести сравнительный анализ системы управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- оценить эффективность управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара;
- исследовать зарубежный опыт управления муниципальной
собственностью,
- разработать направления совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
- исследовать теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью,
- провести сравнительный анализ управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара,
- разработать направления совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
Теоретическую систематизацию вопросов муниципальной
собственности составляют труды таких ученых, как: Г.А. Бедов, Б.М. Бедин, Д.Г. Васильченко, Л.А. Днепровский, Д.В. Огнев, В.Л. Пригожин и ряд других ученых.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, описательные, аналитические, синтетические и статистические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлены актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, описаны теоретическая база исследования, методы, применяемые при написании работы, а также структура выпускной квалификационной работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов управления муниципальной собственностью. В главе дается общая характеристика и типология муниципальной собственности, определены методы управления муниципальной собственностью, выделены параметры оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
Вторая глава посвящена проведению сравнительного анализа управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках
Казань, Нижний Новгород, Самара. В главе дана характеристика нормативно-правовой системы, регламентирующей особенности управления муниципальной собственностью, проведен анализ системы управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара, приводится оценка эффективности управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара.
Третья глава посвящена проблемам совершенствования управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Казань, Нижний Новгород, Самара. Проанализирован зарубежный опыт в данной области, на основании которого разработаны рекомендации по совершенствованию управлением муниципальной собственностью в городах-миллионниках.
В заключении приведены выводы, полученные в ходе написания выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы об особенностях управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках.
Во-первых, управление муниципальной собственностью предполагает получение максимального социального эффекта. Одним из основных направлений деятельности муниципальных органов власти должно быть эффективное управление муниципальным имуществом. Являясь финансово¬экономическим фундаментом в системе местного самоуправления, муниципальная собственность лежит в основе методов реализации политики по социально-экономическому управлению городским поселением. Отметим, что муниципальная собственность, в первую очередь, обеспечивает интересы населения города, а не только органов местного самоуправления. Система управления муниципальной собственностью включает в себя грамотное и эффективное управление и распоряжение денежными средствами, муниципальными коммерческими и некоммерческими организациями, зданиями и сооружениями различного назначения, жилыми и нежилыми помещениями, автомобильными дорогами, инженерными сетями, земельными участками, объектами водного и лесного хозяйства, а также иным движимым и недвижимым имуществом.
Эффективное использование муниципальной собственности выступает гарантом пополнения городского бюджета за счет арендных платежей, позволяющих реализовать социальные программы, программы благоустройства территорий, развитие инфраструктуры муниципального образования.
Одновременно происходит увеличение уровня жизни населения, повышаются параметры качества жизни в населенном пункте, улучшается социально-экономическое положение населенного пункта.
Вовлечение в экономический оборот имеющегося на балансе муниципального образования имущества является непременным условием эффективного администрирования, реализуя социальную и экономическую функции, возложенные на муниципальные органы власти.
Во-вторых, анализ практических аспектов управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках показал, что основу нормативно- правовой базы функционирования составляют федеральное законодательство в сфере муниципального управления и земельных отношений, а также документы в сфере гражданских правоотношений. Федеральное законодательство дополняется муниципальными нормативно-правовыми актами, расширяющими объекты управления, методы управления ими и программы развития для конкретного населенного пункта с учетом его специфики и уровня социально-экономического развития.
В Казани ведется активная работа по совершенствованию существующей системы управления муниципальной собственностью, направленная на инвентаризацию имеющейся собственности и оценки ее состояния и рыночной стоимости. Основную часть доходов составляют объекты, относящиеся к земельной собственности (продажа и аренда муниципальных земель), что требует более пристального внимания Исполнительного комитета города Казани к данному вопросу.
Существует ряд проблем в сфере управления муниципальной собственностью, которые обусловлены недостаточным вниманием к данному направлению на протяжении десятилетий, которые состоят в наличии неиспользуемых земель, неучтенных земель, не приносящих дохода, низкий уровень доходов по причине недостаточно высокого качества и технического состояния объектов муниципальной собственности.
Проведенные нами расчеты показывают наличие отрицательной связи разной тесноты, что означает, что роль доходов от муниципального имущества имеет крайне незначительное влияние на бюджета муниципального образования. Это крайне негативная тенденция, поскольку муниципальной собственность при эффективном управлении ее имеет высокий потенциал пополнения бюджета. Тесная положительная связь (с увеличением величины доходов от муниципальной собственности показатели доходов бюджета повышаются) наблюдается в Нижнем Новгороде, что позволяет говорить о положительной ситуации в управлении данным направлением деятельности органов местного самоуправления в городе.
Выявленные недостатки связаны с несовершенством механизма управления имуществом не только этого муниципального образования, но и всей системы управления собственностью в России, а отсюда требуются её качественные изменения в целом. Это создаст единый организационно оформленный процесс управления муниципальным образованием, а имущество в рамках такого процесса будет рассматриваться как стратегически важный ресурс муниципального образования объективно необходимый в условиях становления и развития демократически устроенного государства с многосекторной рыночной экономикой.
В-третьих, рассмотрим ключевые направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью в исследованных городах-милионниках:
Во-первых, повышению эффективности управления муниципальной собственностью будет способствовать проведение регулярной инвентаризации состава и состояния объектов муниципального имущества. Без указанного мероприятия оказывается невозможным формирование реестра имущества, находящегося на балансе муниципального образования с последующим его поддержанием в рабочем состоянии для получения прибыли от его использования.
Процесс инвентаризации должен осуществляться одновременно с введением реестра объектов муниципальной собственности, осуществления ее классификации в зависимости от характера деятельности объекта. Отдельно необходимо закреплять в реестре пустующие помещения с целью дальнейшего их включения в доходную часть городского бюджета.
2. Перевод процесса управления на аутсорсинг, то есть предоставление полномочий по управлению муниципальной собственностью
профессиональным компаниям, специализирующимся на управлении
недвижимостью.
Обеспечить более эффективное использование муниципального имущества можно посредством привлечения дополнительных инвестиций, направленных на развитие качественных характеристик муниципального имущества.
3. Мониторинг состояния муниципальной собственности, своевременное финансирование мероприятий по поддержанию ее в надлежащем техническом состоянии, проведение регулярного контроля эффективности и целесообразности использовании муниципального имущества.
4. Развитие профессиональных качеств у сотрудников отдела управления муниципальной собственностью, развитие прикладных навыков управления и контроля эффективности управлением муниципальной собственностью.
5. Развитие системы управления муниципальной собственностью в рамках муниципально-частного партнерства, которое позволяет не только привлечь дополнительные средства в развития муниципального имущества, но и обеспечивает эффективными кадрами среди предпринимателей, нацеленных на результат и получение прибыл от развития сегмента городской экономики.


1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрании
законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4350
5. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 251
6. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.09.1999, N 39, ст. 4626
7. Постановление Самарской Городской Думы от 30.05.2002 N 154 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Самары" (вместе с "Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Самары") // "Самарская газета", N 106, 11.06.2002
8. Авакьян, С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России / С.А. Авакъян // Местное самоуправление в России. М.: Инфра М., 2017. - С. 43 - 57.
9. Акмалова, А.А. Актуальные проблемы муниципального права России: Курс лекций / А.А. Акмалова. - М.: Изд-во РАГС, 2016. 400 с.
10. Андреева, Н. А. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью / Н.А. Андреева, А.Л. Носов // Концепт. - 2015. - №. 12. - С. 24 - 29.
11. Аничкова, А. А. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью / А. А. Аничкова // Проблемы современной экономики. - 2017. - № 2 (38). - С. 77 - 79.
12. Бабушкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие / А.М. Бабушкина. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 480 с.
13. Барсукова, В. А. История развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями / В.А, Барсукова // Вестник ОмГУ. 2009. №3 С. 249-257.
14. Бедов, Г.А. Муниципальная собственность как объект управления / Г.А. Бедов, В.Б. Нескородов // Экономика региона. 2007. - № 18. - С. 1113. - 1115.
15. Боровская, М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления / М.А. Боровская. - Таганрог, 2016. - 156 с.
16. Ворова, Е.В. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / Е.В. Ворова. Ярославль: МУБиНТ. 2017. - 120 с.
17. Вступительное слово Президента РФ В.В. Путина на совещании по вопросам приватизации, состоявшегося 1 февраля 2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.kremlin.ru / events / president / news / 51249
18. Выдрин И. В. Становление и развитие института муниципальной собственности в Российской Федерации / И.В. Выдрин // Ученые записки РГСУ. 2012. №5. С. 84-90.
19. Глазков, Е.А. Муниципальная собственность как собственный
правовой институт / Е.А.Глазков // Закон и право. - 2017. - №8. - С.83 - 85.
20. Глазков, Е.А. Муниципальная собственность как собственный
правовой институт / Е.А.Глазков // Закон и право. - 2017. - №8. - С.84.
21. Глазков, Е.А.Глазков, Е.А. Муниципальная собственность как собственный правовой институт/Е.А.Глазков // Закон и право. -2012. -№8. С.83 - 89.
22. Государственное и муниципальное управление собственностью: Монография / Под редакцией П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. - М.: Мир науки, 2014. - 143 с.
23. Дамдинсурен, Г. Эффективные механизмы зарубежной и российской практики управления муниципальной собственностью / Г. Дамдинсурен, И.В. Ямщикова, Е.Ю. Боброва // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2017. - Т. 7. - №. 3 (22). - С. 11 - 18.
24. Дубровин, О.В. Конституционно-правовые основы
институционализации муниципальной собственности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О.В. Дубровин. - Челябинск,
2012. - 32 с.
25. Еремин, С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью : учеб. пособие / С.Г. Еремин. М.: Юстицинформ, 2014. 280 с.
26. Игнатова, Т. В. Управление муниципальной собственностью в аспекте теории конкурентоспособности территории / Т.В. Игнатова, Т.В. Мартыненко //Гуманитарий Юга России. - 2018. - Т. 7. - №. 2. - С. 44 - 49.
27. Иневатова, О. А. Теоретические аспекты управления муниципальным имуществом / О.А. Иневатова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2017. - С. 20-24.
28. Колесникова К.И. Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России / К.И. Колесникова // Научный вестник УАГС. 2018. № 3. - С. 55 - 59.
29. Колесниченко, Е.А.Колесниченко, Е.А. Проблемы управления собственностью на муниципальном уровне / Е.А.Колесниченко, Е.В. Качалкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2017. - №2(46). - С.242 - 246.
30. Колюшин, Е.И. Муниципальное право России: курс лекций / Е.И. Колюшин. М.: Инфра-М, 2018. - 464 с.
31. Кононова, Н.Л. Конституционно-правовое регулирование муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.Л. Кононова. - М., 2009. - 25 с.
32. Коречков, Ю.В. Государственный и муниципальный кредит. Учебное пособие / Ю.В. Коречков.- Ярославль: МУБиНТ, 2016. - 196 с.
33. Коробко, В. И. Теория управления: учебники и учебные пособия для ВУЗов / В. И. Коробко. - М.: Юнити-Дана. - 2016. - 383 с.
34. Кухтин, П.В. Зарубежный опыт государственного управления землями крупных городов / П.В. Кухтин // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6 (25). С. 105.
35. Ланкина, В.Е. Экономическая теория / В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2018. - 540 с.
36. Лихоманов, О. В. Анализ адекватности кадастровой стоимости объектов недвижимости рыночным условиям (на примере Волгоградского региона) / О. В. Лихоманов, М. С. Куканова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2016. - № 3 (36). - С. 145-154.
37. Лушникова, Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом / Т.Ю. Лушникова, А.М. Ахатова // Вестник Челябинского государственного ун-та. 2015. № 1 (356). Управление. Вып. 10. С. 22-30.
38. Мержо, М. О совершенствовании системы управления государственной и муниципальной собственностью в регионах Российской Федерации / М. Мержо //Общество и экономика. - 2016. - №. 9. - С. 117-128.
39. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад. - М.: Экон-Информ, 2017. - 524 с.
40. Митрофанова, К. В. Институт муниципальной собственности в науке муниципального права / К.В. Митрофанова //Вестник магистратуры. - 2017. - №. 2-1. - С. 161 - 162.
41. Модин, Н.А.Модин, Н.А. Возможно ли участие населения муниципального образования в управлении муниципальной собственностью / Н.А.Модин // Современное право. -2010. -№9. - С.26 - 29.
42. Модин, Н.А.Модин, Н.А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования / Н.А. Модин // Российская юстиция. - 2012. -№7. С.43 - 49.
43. Моисеев, А. Д. Муниципальное управление: учебные пособия для ВУЗов / А.Д. Моисеев. - М.: Юнити-Дана. - 2015. - 159 с.
44. Муллагаллева, З.З. Проблемы управления муниципальной собственностью / З.З. Муллагаллева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - №4. - С.72 - 79.
45. Муниципальная программа "Управление муниципальным имуществом муниципального образования г. Казани на 2016 - 2018 годы". - Казань, 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ