Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА В РОССИИ

Работа №45644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Общая характеристика особых экономических зон 6
1.1. Понятие, цели и предпосылки создания особых экономических зон 6
1.2. Типы особых экономических зон 11
2. Особенности формирования и развития особых экономических зон в
России 19
2.1. Территориально-функциональные особенности особых экономических
зон промышленно-производственного типа 19
2.2. Общая характеристика особой экономической зоны «Иннополис» 38
2.3. Деятельность особой экономической зоны «Алабуга» 50
3. Методические особенности изучения темы Особых экономических зон
промышленно-производственного типа в курсе школьной географии 58
3.1. Изучение темы исследования в курсе школьной географии 58
3.2. Разработка и проведение урока по географии 70
3.3. Методика проведения урока по географии с использованием
современной технологии 74
3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 79
Заключение 83
Список использованных источников 85

В условиях стремительного роста глобализации важнейшим фактором развития стран становится рост конкурентоспособности их экономики, усиливающей их позиции в системе международного разделения труда. Поэтому практически повсеместно растёт интерес к поиску новых факторов и форм, способствующих занятию более выгодных позиций в конкурентной борьбе. Одним из действенных хозяйственных элементов такого рода стали особые экономические зоны (ОЭЗ).
Практикой их функционирования доказано, что создание ОЭЗ способствует активизации внешнеэкономической деятельности за счёт привлечения иностранных инвестиций, использования передовых технологий. Оно также повышает конкурентоспособность национальной продукции, расширяет её поставки на внутренний рынок, способствует оживлению экономики депрессивных районов. Поэтому география ОЭЗ очень широка и их число стремительно растёт. Функционируют они уже примерно во многих странах мира, в число занятых в них исчисляется многими миллионами.
Опыт создания и функционирования ОЭЗ стал объектом всестороннего изучения учёными и практиками самых разнообразных отраслей знаний. Географические аспекты организации и функционирования ОЭЗ были рассмотрены в работах А.А. Минца и B.C. Преображенского, Л.Б. Вардомского, В.П. Максаковского, П.Я. Бакланова, Н.В. Смородинской, В.И. Бутова, Д. Дергачёва и др.
Конкретно внимание работы будет уделено ОЭЗ промышленно-производственного типа.
Несмотря на огромное количество работ, посвящённых данной проблематике, очень многие аспекты формирования и развития ОЭЗ до настоящего времени остаются недостаточно исследованными. Это объясняется, с одной стороны, высокой динамикой развития системы ОЭЗ, постоянно обогащающейся как новыми зонами, так и их новыми типами, а также непрерывным совершенствованием структуры и механизмов их работы. С другой стороны, чрезвычайно разнообразна и также продолжает усиливаться географическая мозаика ОЭЗ, определяемая как межгосударственными, так и внутригосударственными различиями. Особенно ощутимо отсутствие обобщающих аналитических работ, в том числе и географического характера, посвящённых становлению ОЭЗ в России.
В этой связи, актуальность работы определяется недостаточной изученностью в школьном курсе географии:
1) ОЭЗ как части географического пространства, несущих определённую «функцию места»;
2) географических факторов формирования ОЭЗ;
3) специфики формирования ОЭЗ в России;
4) возможностей и путей использования передового мирового опыта создания ОЭЗ промышленно-производственного типа в российских условиях.
Цель работы заключается в комплексном анализе создания и функционирования ОЭЗ промышленно-производственного типа в России и внедрение знаний по данной теме в школьный курс географии. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику ОЭЗ в Российской Федерации;
- провести анализ особенностей ОЭЗ промышленно-производственного типа;
- определить преимущества и проблемы развития особых экономических зон в республике Татарстан;
- разработать и провести урок, используя различные виды методик.
Объектом исследования являются особенности и перспективы развития ОЭЗ промышленно-производственного типа в России.
Предметом исследования являются особые экономические зоны.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных между собой глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время особые экономические зоны промышленно- производственного прочно вошли в мировую хозяйственную практику, и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
В ходе проведенного исследования был осуществлен комплексный анализ создания и функционирования ОЭЗ промышленно-производственного типа в России. При переходе к практической части исследования был проведен анализ учебно-методических комплексов, который показал, что существует недостаточная изученность темы Особых экономических зон в школьном курсе географии, хоть и широко освещаются смежные темы, такие как «Географические особенности экономики России»;
«Машиностроительный комплекс»; «ТЭК»; «Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества»; «АПК»; «Инфраструктурный комплекс»; «Хозяйство отдельно взятого района», «География народного хозяйства Республики», «Экономико-географические районы и города». В связи с этим была предпринята разработка и внедрение знаний по данной теме в школьном курсе географии.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику ОЭЗ в Российской Федерации;
- провести анализ особенностей ОЭЗ промышленно-производственного типа;
- определить преимущества и проблемы развития особых экономических зон в республике Татарстан;
- разработать и провести урок, используя различные виды методик.
Площадкой для осуществления практической части исследования выступила Общеобразовательная школа-интернат «ГТ-лицей федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани.
В ходе прохождения преддипломной практики, будучи учителем 9-го класса, мною были проведены 2 урока среди двух параллельных классов. Первый урок был традиционного типа: закрепление изученного материала, обобщения и систематизации знаний. Использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Второй урок, экспериментальный, был проведен с использованием проектной деятельностью учащихся, где класс был разделен на две группы для анализа заданной ситуация и представления своего проекта.
Проведенный после этого контроль знаний (тест) показал, что учащиеся, которые были в экспериментальном классе, получили оценки за тест в целом лучше, чем сверстники из параллельного класса - средний балл по классу был 4,58 против 4,0 у первого класса.
Это позволяет сделать вывод о том, что работа в группах способствует более глубокому усвоению знаний, мотивирует на учебную деятельность, а также позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Предложенные в рамках исследования методические разработки находятся в стадии внедрения в Общеобразовательную школу-интернат «ГТ- лицей федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани.
Цель выпускной квалифицированной работы была успешно достигнута.



1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская Г азета. - 2005. - № 162.
2. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская Газета. - 2007. - № 254.
3. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская Газета. - 1999. - № 134.
Стандарты
4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты от 01.03.2012 // Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2012.
Книги, монографии
5. Авдокушкин Е.Ф. Особые (свободные) экономические зоны. - М.: Арт-М. - 2016. - 89 с.
6. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.: Новый рубеж. - 2016. - 105 с.
7. Бабурина В.Л. Экономическая и социальная география России. География экономических районов России. - М.: Ленанд. - 2017. - 634 с.
8. Бунге В. Теоретическая география: Учебник для вузов. - М.:
Прогресс. - 2014. - 38 с.
9. Бурханов М.Н. Экономическая география. - Спб.: Наука. - 2015. - 132 с.
10. Вардомский Л.Б. Особая экономическая зона. - М.: Прогресс. - 2015. - 50 с.
11. Видяпин В.И. Экономическая география России: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2008. - 533 с.
12. Гафуров И.Р., Сафиуллин М.Р., Нургатина Л.А. Методология формирования особых экономических зон в регионе (на примере ОЭЗ «Алабуга»). - М.: Проспект. - 2015. - 80 с.
13. Голубчик М.М. Социально-экономическая география. - М.: Юрайт.
- 2018. - 419 с.
14. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Статут. - 2016. - 50 с.
15. Доронин И.Ю. Мировой рынок капиталов: перспективы для России.
- М.: Экономика и жизнь. - 2015. - 28 с.
16. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс: Учебник. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа. - 2001. - 384 с.
17. Друзик Я.С. Особые экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учебное пособие. - М.: ФУА-информ. - 2016. - 68 с.
18. Жижина Ю.А. Поурочные разработки к УМК Дронова В.П. (География, 9 класс). - М.: Вако. - 2018. - 336 с.
19. Замятин Б.В. Образование ОЭЗ. - М.: Российский экономический журнал. - 2014. - 71 с.
20. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Особые экономические зоны. - М.: Эксмо.
- 2016. - 92 с.
21. Касьянова Н.В. География. Введение в географию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль. КИМ. ФГОС. - М.: Русское слово. - 2017. - 64 с.
22. Корнейчук Н.А. Специальные экономические зоны: опыт и перспективы. - М.: Вопросы экономики. - 2016. - 114 с.
23. Клюев Н.Н., Яковенко Л.М. Экологическая география России. Природопользование на рубеже веков. Пособие для учителя. - М.: Русское слово. - 2017. - 96 с.
24. Кузнецов А.Г. Особенности ОЭЗ России. - М.: Экономика и жизнь. - 2015. - 101 с.
25. Маергойз И.М. Уникальность экономико-географического положения Дальнего Востока и некоторые проблемы его использования в перспективе. - М.: Вестник МГУ. - 2015. - 106 с.
26. Маркусенко М.Н. Экономическая модель функционирования ОЭЗ в Республике Татарстан: Учебное пособие. - М.: Арт-М. - 2014. - 98 с.
27. Мозиас П. ОЭЗ: тенденции мирового опыта. - М.: Финансы и бизнес. - 2015. - 89 с.
28. Морозова Т.Г. Экономическая география России (учебное пособие).
- 2011. - 147 с.
29. Овчинникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства: Учебное пособие для студентов экономических спец. вузов. - СПб.: СПбГУАП. - 2015.
- 48 с.
30. Савкин И.М. География. Материал к каждому уроку (ФГОС). - М.: Учитель. - 2016. - 159 с.
31. Самончева Е.В. География. 9 класс. Технологические карты уроков по учебнику В.П.Дронова, И.И.Бариновой. ФГОС. - М.: Учитель. - 2016. - 237 с.
32. Сберегаев Н.А. Особые экономические зоны в России. - М.: Статут.
- 2016. - 77 с.
33. Тайсин А.С. География Республики Татарстан: учебное пособие для 8-9 кл. сред. общеобрзоват. шк. -2-е изд., доп. - Казань: Магариф. - 2002. - с. 231 с.
34. Цуканова Т.Г. Использование типологического подхода в социально-экономической географии: Монография. - Р.: РПУ. - 2016. - 56 с.
Печатная периодика
35. Хайруллина Н.М.., Бекетова С.И. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения и воспитания в области географии»: методические указания. - Казань: ГБУ «РЦМКО». - 2015. - 64 с.
Интернет-ресурсы
36. Виды объектов особых экономических зон в России // URL: http: //www.russez.ru/types_obj ects.
37. Максаковский В. П. Географическая картина мира: Пособие для
вузов // URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/127765/143/Maksakovskiii _-_Geograficheskaya_kartina_mira_Posobie_dlya_vuzov_Kn._I Obshchaya_
harakteristika_mira._Global%27nye_p--chestva.html.
38. Особенности создания и функционирования особых экономических зон на территории Дальнего Востока и Байкальского региона // URL: http://lawinrussia.ru/content/glava-3-osobennosti-sozdaniya-i-funkcionirovaniya- osobyh-ekonomicheskih-zon-na-territorii.
39. Российские особые экономические зоны - ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан) // URL: http://www.rosez.ru/rosez/oez-alabuga- respublika-tatarstan.
40. Российские ОЭЗ: цели, задачи, особенности // URL:
http://www.rosoez.ru/cheki/rossijskie-ojez-celi-zadachi-osobennosti.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ