Введение 3
1 Характеристика системы пенсионного обеспечения в России: структура и функции 6
1.1 Структура и этапы развития Пенсионного фонда России 6
1.2 Теоретические основы распределительной системы пенсионного обеспечения 22
1.3 Теоретические основы накопительной системы пенсионного обеспечения 29
2 Анализ управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда
Российской Федерации 41
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Пенсионного фонда
Российской Федерации 41
2.2 Анализ расходов средств Пенсионного фонда Российской
Федерации 46
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы пенсионного обеспечения 55
3.1 Основные направления совершенствования системы обязательного пенсионного обеспечения 55
3.2 Повышение эффективности распределения страховой нагрузки
между работником и работодателем 65
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
По мере старения общества более актуальным становится вопрос пенсионного обеспечения и перевода системы пенсионного обеспечения на накопительные принципы, претворить в жизнь которые и стремятся соответствующие органы путем пенсионной реформы. Для гражданина страны формирование сбалансированного бюджета кажется весьма далеким от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.
Выплачиваемые пенсионные пособия не в полной мере отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
В условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период
социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
В данной работе описываются некоторые вопросы формирования целевого внебюджетного фонда России, а так же его структура, состояние и перспективы развития, пенсионная реформа и ее результаты.
Предметом исследования выбрана система обеспечения пенсионного фонда Российской Федерации.
Цель ВКР — определить особенности управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда Российской Федерации на современном этапе.
Задачи исследования:
- изучить структуру и этапы развития Пенсионного фонда России;
- охарактеризовать распределительную систему пенсионного обеспечения;
- охарактеризовать накопительную систему пенсионного обеспечения;
- проанализировать динамику и структуру источников финансирования системы пенсионного обеспечения;
- проанализировать использование средств пенсионного фонда;
- определить основные направления совершенствования системы обязательного пенсионного обеспечения.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень научной разработанности, уточняются проблемные аспекты исследуемых вопросов, формулируется объект и предмет, цели и задачи ВКР, а также теоретическая и информационная база исследования.
В первой главе рассматривается система пенсионного обеспечения: структура и этапы развития Пенсионного фонда России, а именно изучается характеристика распределительной и накопительной системы пенсионного обеспечения.
Во второй главе проводится анализ состояния пенсионного обеспечения в Российской Федерации: анализ динамики и структуры
доходов системы пенсионного обеспечения и анализ расходов средств пенсионного фонда.
В третьей главе проводится разработка рекомендаций по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России.
В заключении содержится основные выводы и рекомендации по ВКР.
Практическая значимость проведённого исследования определяется тем, что в данной работе проведён анализ системы пенсионного обеспечения Российской Федерации, а также разработана система мероприятий по совершенствованию системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Государственное пенсионное обеспечение финансируется бюджетным или налоговым методом. Данный институт используется для лиц, в отношении которых другие институты пенсионного обеспечения по тем или иным причинам оказались недоступными или малоэффективными. Обязательное пенсионное страхование базируется на распределительном или накопительном методе финансирования. Данный институт получил широкое распространение в индустриальных и постиндустриальных обществах. С помощью коллективных форм страхования социальных рисков он позволяет сохранить жизненный уровень, достигнутый в трудоспособном периоде.
В зависимости от преобладающего метода финансирования пенсионного обеспечения выделяется две принципиально различных модели пенсионной системы: распределительная и накопительная. Между ними имеется множество промежуточных вариантов — смешанные модели пенсионной системы.
В непростых условиях для совершенствования системы пенсионного обеспечения, связанных с различными экономическими, демографическим, социальными и др. факторами, прежде чем вводить очередные меры по реформированию системы, необходимо провести расширенное обсуждение всевозможных изменений.
Данное мероприятие следует проводить не в рамках одного ведомства, а с привлечением экспертов из множества других институтов гражданского общества, чтобы была возможность оценить влияния тех или иных решений, на последствия для общества и государства в целом. Необходимо провести экономические расчеты в дальнесрочной перспективе, которые включали бы в себя различные сценарии развития событий, основанные не только на текущей ситуации в России, но и учитывали бы опыт других стран, в том числе и неуспешный, а также последствия на первый взгляд удачных механизмов.
Только после выработки единого решения, оцененного экспертами, прошедшего критику со всех сторон, следует принимать решения о дальнейших шагах по изменению будущего нашей пенсионной системы.
Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и, в первую очередь, макроэкономической ситуацией в нашей стране.
Одновременно с этим следует учитывать, что предусмотренные в Стратегии меры не будут эффективно реализованы, если одновременно не произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов и положения на рынке труда.
Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизации положения в формальном секторе и легализации неформального сектора рынка труда.
Однако реформа пенсионного обеспечения России не должна складываться только из простого преобразования системы, варьирования сумм взносов, а необходим комплекс мер как со стороны государства в виде законов, так и со стороны частного сектора, предприятий в части отклика на преобразования и сотрудничество с государством.
В целях совершенствования пенсионной системы в России можно рассмотреть следующие мероприятие: распределение страховой нагрузки между работником и работодателем — как условие повышения пенсионного обеспечения граждан.
Нагрузку необходимо распределить между работодателями и работниками, чтобы они понимали, что это и их ответственность. Но предлагаемая модель распределения страховой нагрузки — скорее идеал. Возложить страховую нагрузку в виде 5,5 % можно только на работников, 73
начиная где-то с пятого-шестого децилей (с зарплаты более 20000 руб. в месяц). Надо повышать МРОТ, снижать дифференциацию между самыми низкими и самыми высокими зарплатами, повышая их наименее низкодоходным.
Без решения вопроса с увеличением заработной платы, выведения ее из тени — не получится добиться большей дифференциации размера пенсий в зависимости от реального вклада за каждого работника в пенсионную систему, то есть в зависимости от размера зарплаты. Вводимая балльная система докажет свою неэффективность в этом отношении к 2020 году.
1 Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2016. — 63 с.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145--ФЗ (ред. от 28.12.2017).
3 Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год» от 02.10.2014 № 152-ФЗ. СПС Консультант Плюс.
4 Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год» от 30.09.2015 № 255 - ФЗ. СПС Консультант Плюс.
5 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 03.12.2016 № 216 - ФЗ. СПС Консультант Плюс.
6 Федеральный закон «Об основах обязательного социального
страхования» от 16.07.1999 г. №157 - ФЗ (ред. от 28.12.2017).
http://base.consultant.ru/cons/cgi.
7 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166 - ФЗ (ред. от 02.07.2017). http://base.consultant.ru/cons/cgi.
8 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» от 17.12.2001 г. №173 - ФЗ (ред. от 28.12.2017).
http://base.consultant.ru/cons/cgi .
9 Годовой отчет за 2015 год // Офиц. сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/
10 Годовой отчет за 2016 год // Офиц. Сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/
11 Годовой отчет за 2017 год // Офиц. сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/
12 Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2015. — 344 с.
13 Беляев А.А. Антикризисное управление: учебник. - М.: Юнити, 2016. — 311 с.
14 Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: Знание. - 2015. — 45 с.
15 Губина О.В. Анализ финансово -хозяйственной деятельности: практикум. - М.: Форум, 2015. —192 с.
16 Глазьев С.Ю. Ожидаемые направления экономической политики и социального поведения: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2017. — 125 с.
17 Завьялов Л.Н., Законодательство о пенсионной системе РФ:
тексты и комментарии. - М.: Юнити, 2016. — 386 с.
18 Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. - М.: Высшее
образование, 2016. — 300 с.
19 Кузнецов А.В. Пенсионная реформа в России, модель общего
равновесия. - М.: Издательство РПЭИ, 2016. —246 с.
20 Романова Е.В. Право социального обеспечения. - СПБ: Питер,
2014. — 200 с.
21 Середа Т.П. Пенсия на носу: расчет и оформление. Серия «50 способов». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 150 с.
22 Сергеева Т.Ю. Пенсия: актуальные вопросы, размеры, надбавки, страхование: Сам себе адвокат. - М.: Юрайт-Издат, 2015. — 130 с.
23 Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: Контур, 2014. — 35 с.
24 Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. - М.: Юрайт, 2016. — 199 с.
25 Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 615 с.
26 Анисин В.Л. Пенсионное обеспечение в России: основные проблемы и тенденции // Аналитический вестник. - 2015. - №19 — С. 5 - 12.
27 Астанина М.К. Реформирование пенсионной системы // Эксперт.
- 2017. - №5.— С. 11 - 28.
28 Беляков С.А. Материалы отчетности Министерства Экономики. Официальный сайт. 2017.
29 Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2016. - N 1. — С. 29-30.
30 Гонтмахер Е. В стране готовится новая пенсионная реформа // Новое время. - 2016. - N 25 (71). — С. 2^-23.
31 Гонтмахер Е. Пенсионное самообслуживание // Новое время. - 2016. - N 26 (121). — С. 2^-21.
32 Зурабов М.Ю. «О целях и ходе проведения пенсионной реформы» // Пенсия, 2017. - №4. — С. 21 - 25.
33 Комаров В. Первые итоги реализации пенсионной реформы // Финансы. - 2017. - № 3.