Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества со склонностью к суицидальному риску в подростковом возрасте (Педагогика, психология, Омский Государственный Университет)
База исследования: Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина (г. Омск). В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 15-18 лет. Из них 6 лиц мужского пола и 24 лица женского пола.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Подходы к изучению суицидального риска у подростков 5
1.2. Факторы суицидального риска у подростков 9
1.3 Рекомендации, профилактика суицидального риска у подростков 12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧСЕКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА 16
2.1. Понятие и виды одиночества 16
2.2. Субъективное ощущение одиночества, как фактор суицидального поведения подростков 19
2.3. Рекомендации по снижению ощущения одиночества у подростков 24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ПОДРСОТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ 30
3.1. Рабочая концепция исследования, актуальность 30
3.2. Объект, предмет, цели задачи, гипотезы, подробное описание выборки, методы 31
3.3. Суицидальный риск у подростков результаты исследования и их обсуждение 34
3.4. Субъективное ощущения одиночества 36
3.5. Взаимосвязь между субъективным ощущениям одиночества и суицидальной направленностью 39
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность изучения феномена одиночества как фактора суицидального риска у подростков в начале двадцать первого столетия продиктована требованиями самой изменяющейся реальности. Каждый человек в жизни выполняет ту или иную роль, которая предписывает ему определенную систему действий, поведения. Подросток постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. Несоответствие между ними создает ощущение трудностей, потерянности, ненужности, невостребованности и приводит к депрессиям, создает ощущение одиночества.
Научная проблема исследования заключается в определении взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков. Данная проблема выделена в связи с ее недостаточной разработанностью в специальной литературе. В настоящее время есть достаточно теоретических и эмпирических исследований по проблеме суицидального риска и ощущения одиночества у подростков, однако проблема взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков раскрыта недостойно.
Степень разработанности проблемы. Проблема суицидального риска у подростков широко представлена в исследованиях современных ученых таких, как Г.С. Банников, И. Дубровина, О.В. Захарова, В.Е. Клочко и др. В работах Н.Д. Лебедкина, С.В. Малышевой и др. раскрыты понятия «суицид», «суицидальное поведение», «суицидальный риск».
В научных трудах М.В. Зотова, И.Ю. Кулагиной и др. дана характеристика возрастным особенностям подростков. Проблема подросткового одиночества раскрыта в трудах Д.А. Леонтьева, М.А. Щукиной, Г.А. Цукерман и др.
Цель исследования – определение уровня взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков.
Задачи:
1. Определить особенности суицидального риска в подростковом возрасте.
2. Раскрыть проблему субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте как фактор суицидального поведения.
3. Определить взаимосвязи субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков в эмпирическом исследовании.
Гипотеза исследования: суицидальный риск подростка зависит от уровня субъективного одиночества.
Объект исследования: суицидальное поведение подростков. Предмет исследования: взаимосвязь субъективного одиночества с уровнем суицидального риска подростков.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставление, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов диагностических методик.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе научных источников по проблеме суицидального риска подростков, обусловленного фактором ощущения одиночества. Анализ теоретических источников позволил уточнить такие понятия, как «суицидальный риск», «суицидальное поведение», «одиночество».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы психологами в организации профилактической работы с подростками по снижению суицидального риска среди подростков.
База исследования: Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина (г. Омск). В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 15-18 лет. Из них 6 лиц мужского пола и 24 лица женского пола.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Склонность к суицидальному риску чаще всего проявляется в подростковом возрасте. Основным фактором суицидального риска у подростков является одиночество и изолированность.
Одиночество впервые осознается человеком в подростковом возрасте, как ресурс развития личности и психологический феномен. Недоступные в реальной жизни различные социальные роли помогают им проигрывать уединенность, а также позволяет моделировать различные трудные и критические ситуации.
В условиях возрастного кризиса, подростки крайне остро переживают огорчения из-за чувства одиночества. Одних это чувство толкает на конфликты и агрессивные реакции, другие замыкаются в себе. Можно приводить множество других проявлений подобных эмоций, но все они имеют отношение к тому, что на психологическом языке зовётся «зацикленностью» человека на фрустрационных состояниях, ведущих к сицидальному риску.
С целью определения взаимосвязи между высоким уровнем субъективного одиночества подростков и суицидальным риском было организовано и проведено исследование. Результаты исследования позволили сформулировать вывод о том, что существует взаимосвязь между высоким уровнем субъективного одиночества подростков и такими субшкалами суицидального риска, как подростковая несостоятельность, социальный пессимизм, «слом культурных барьеров», подростковый максимализм. Также было выявлено, что существует взаимосвязь между средним уровнем субъективного ощущения одиночества и подростковым максимализмом.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.