Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования Интернет- аддикции в конфликтологии 12
§1. Понятийный аппарат анализа феноменов межличностного конфликта и Интернет-зависимости 12
§2. Сравнительный анализ механизмов формирования зависимого поведения индивида в реальном и виртуальном пространстве 29
Глава II. Возможности и издержки Интернет-аддикции при регулировании межличностных конфликтов 44
§1. Эффективность регулирования межличностных конфликтов в рамках Интернет-зависимости 44
§2. Методы ухода от межличностных конфликтов, не связанные с аддиктивным поведением 58
Заключение 75
Список литературы 82
Приложение
Актуальность. В данной работе будет рассматриваться Интернет- адикция, как способ ухода от межличностных конфликтов. Межличностный конфликты, это противостояние двух сторон, которое включает в себе несогласованность или разногласие между индивидами. Они могут встречаться в повседневной жизни индивида постоянно. Данный вид конфликта может возникнуть как в реальном, так и виртуальном пространстве. Современный человек уже давно пользуется телефонами и другими технологическими устройствами изо дня в день. В наш век компьютерных технологий каждый знаком с таким понятием как Интернет. Глобальная сеть очень удобна для учебы и работы. В функционировании Интернета много плюсов, но существует и большое количество минусов.
На протяжении последних десятилетий часть информационного кон-тента, способствовала падению нравственных и духовных ценностей. Это породило рост агрессии среди людей. Коммуникаторы и гаджеты беспроводного пространства чаще использует молодое поколение. Интернет стал не только частью общественной жизни, но и значительной проблемой. Многие люди стали зависимы от планшетов, телефонов, гаджетов.
Рассматривая, какие бывают зависимости, нельзя упускать из виду один из самых новых ее видов - компьютерную зависимость. Она появилась вместе с широким распространением компьютерных технологий, когда этот вид коммуникации стал доступен всем.
Интернет-зависимость - актуальная тема сегодняшнего дня. Интернет, это огромная платформа для разных развлечений и развития человека. Но, к большому сожалению, все эти развлечения оказывают на человека психологическое давление. Кроме этого, Интернет - это разновидность конфликтной среды, но чаще всего он служит средством избавления от повседневных жизненных проблем: ссор, выяснения отношений и негативных мыслей.
Современный человек чаще всего встречается со стрессами из-за дня в день. Учёными уже было доказано, что стрессы имеют накопительный эффект и если вовремя не избавиться от негативных эмоций, то со временем человек либо впадет в депрессию, либо не сможет совладать с собою.
После того, как человек накапливает в себе обиду или негатив он может столкнуться с некоторыми формами психиатрических заболеваний. Чаще всего стрессы и негативные эмоции вызваны конфликтами, как внутри- личностными, так межличностными и даже групповыми. Исходя из этого индивид, выбирая методы ухода от конфликтогенной среды, не всегда делает ставку на правильные способы.
Степень изученной проблемы. Тема межличностных конфликтов хорошо разработана в российской и зарубежной литературе. Тема аддикции изучается не так давно, во всяком случае в России, но исследователи предают большое значение в данном направлении.
Основоположниками конфликтологии как науки считают немецкого социолога Р. Дарендорфа и представителя американской социологии Л. Козера. Исследованием межличностных конфликтов занимались такие ученые как, Р. Фишер и У. Юри именно они предложили более успешную модель переговоров. В этом же ряду можно вспомнить книгу Корелиус X., Фэйр Ш..
Труды отечественных ученых: Н.В Гришиной , С.А. Шеина, В. Андреева, А.А. Ершов, А.Я. Анцупова, А.И.Шипилов. и др., рассматривают меж-личностные отношения, как отношения общественные.'Кроме этого, Шипи¬лов выделил три периода протекания межличностного конфликта. А именно: -предконфликтная ситуация; -конфликт; - послеконфликтная ситуация.
К межличностным конфликтам относится, «конфликт между собственными и вынуждающими силами», который разработан Левиным и так же,как и многие исследователи описывается в трудах Н.В Гришиной. В теоретических и экспериментальных исследованиях достаточно широко изучались межличностные отношения в малых группах (Н.П. Аникеева , А.А. Бодалёв, Н.И.Гуткина (диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.) , Я.Л. Коломинский . Помимо этого, большое количество работ написано взаимодействии людей разных возрастов, между разными группами и разным социальным статусом, такие работы выпустили: В.И. Журавлева , Бородкин Ф.М., Коряк Н.М , Смирнова Е.О., Холмогорова В.М Рыбакова М.М. В. А. Соснин П. А. Лунев.
Аддикцию изучали: Э. Дж. Ханзян , который отмечает, что главным в аддиктивном поведении является не импульс к саморазрушению, а дефицит адекватной интернализации родительских фигур и нарушение способности к самозащите. Р.Ф.Теперик, она анализировала множество зависимостей, в том числе и зависимость от азартных игр. Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитрие¬ва, которые выпустили первое руководство по аддиктологии в России.
Совместно с Ц.П. Короленко также зависимое поведение исследовали: Т.А. Донских, Е.П. Ильин, но в данных работах речь больше идет о межличностном общении. Б.И. Хасана и Ю.А. Тюменева, которыми была разработана методика, опросник «группа риска наркозависимостей». Е.Ю. Федоренко, которая разработала методологические разработки зависимости выявления у детей от 6 до 8 лет .
Большой вклад в развитие аддиктивного поведения внесли такие исследователи, как: И.А. Кухаренко, М.В. Рычкова, Б.И. Хасан, им принадлежит - методика исследования динамики риска аддиктивного поведения в под-ростковом возрасте . Кроме того, риск зависимости, по их мнению ,а также мнению -Е.Ю. Федоренко, Т.И. Привалихиной, является показателем наличия некоторых дефицитов у человека. Но, к сожалению, очень много написано и изучено о зависимости от алкоголя, наркотиков, еды и любви, но очень мало об Интернет-зависимости
В России проблема Интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А. Е. Войскунским автор разработанности поведения в киберпространстве и автор литературы по данному направлению. В. Д. Менделевич выделил типы Интернет-зависимых личностей. В. А. Лоскутовой были изучены культуральные особенности у пользователей, которые используют русскоязычный Интернет. А. Ю. Егоровым , Е. А. Петровой , Н. В. Чудовой были исследованы особенности личности Интернет-зависимых пользователей.
По данным психолога Жичкиной А.Е. явление интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года . И действительно впервые данное понятие появилось в Америке. Первый кто начал разрабатывать данное понятие был американский врач-психиатр А. Голдберг, который впервые предложил термин интернет-зависимость в 1995 году.
Некоторые учёные серьёзно занимаются проблемой интернет- зависимости и внесли большой вклад в изучение данной проблемы, вот, например, доктор К. Янг, которая в 1996 году разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета, она считается родоначальником психологического исследования интернет- зависимости. . Д. Парсонс и А. Холл, которые представили термин интернет- зависимосимого поведения . Ш. Текл. Кроме иностранных ученых данная проблема волнует и отечественных А. В. Беляева , О. Генисаретский и Н.Носов, которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность» , С. Л. Новоселова. М.А. Шаталина , Щепилина Е. , И. Бурлаков .
Такой термин, как «Интернет-зависимость», появился не так давно, но уже вызывает большой научный интерес у широкого круга исследователей. Вопросы, касающиеся данной области недостаточно изучены и описаны в научной литературе. Интерес к данной зависимости начал развиваться не бо-лее двадцати лет назад. Но, кроме стремления изучения данной тематики, многие ученые до сих пор не признают важность и значимость данного тер-мина.
Объектом выступает Интернет-аддикция.
Предметом является Интернет-аддикция, как метод способствующий уходу от межличностных конфликтов.
Цель работы - выявить эффективность аддикции, как метода ухода от межличностного конфликта .
Задачи работы:
- определить, что такое зависимость и её признаки;
- выявить какую значимость занимает Интернет-аддикция в конфликтологии.
- выяснить откуда возникает зависимость и факторы, влияющие на такое поведение;
-найти сходства и различия формирования зависимого поведения в реальном и виртуальном пространстве.
- выделить виды конфликтов, от которых человек пытается убежать.
- проанализировать и дать оценку эффективности регулирования меж-личностных конфликтов объектом которых возникает зависимость человека в интернет-пространстве.
- провести собственное пилотажное исследование и на его основе вы-явить способы решения межличностных конфликтов, популярность аддикции, как метода ухода от конфликтов среди студенческой молодежи и в группе подростков.
Теоретико-методологическая основа.
Основной подход - системный. В основе данного методологического подхода лежит рассмотрение объекта, как целостность системы взаимосвязанных элементов и сущность отношений.
Основные теории - концепции межличностного конфликта, концепции Интернет-аддикции.
Эмпирическая основа - собственное исследование автора. В данной работе собственное исследование включает в себя сбор информации с помощью опроса, (интервью), на основе которых проводится анализ.
Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть применены в последующей деятельности, направленной на изучение аддикции, через призму конфликтологии. Данные материалы могут быть применены в ходе профилактики ухода от межличностных конфликтов .Пилотажное исследование в данной работе направленное на последующее развитие данной темы.
Новизна и самостоятельность работы заключается в том, что уход от межличностного конфликта анализируется посредством феномена Интер¬нет-зависимости, а подобный способ регулирования противоборства исследуется в рамках различных методов альтернативного регулирования существующих споров.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, первой главы, в которой два раздела, второй главы с двумя разделами, заключения, списка литературы и приложения.
Завершая выпускную квалификационную работу, автор приходит к следующим выводам. Рассмотрев проблему нужно отметить что, несмотря на то что, проблема Интернет-зависимости развивается, как и тема межличностного конфликта, данные понятия сложно совместить в рамках метода ухода. Нужно отметить, что на сегодняшний день проведены некоторые исследования, которые показали, что интернет занимает большое место в жизни каждого. Некоторые считают, что он негативно воздействуют на человека, а некоторые что наоборот он главный помощник в учебе и работе. Интернет - это удобная платформа для развития бизнеса и очень удобный ресурс для знаний, он легок и удобен в применении, с помощью его можно провести досуг и реализовать себя как личность, но у него есть и свои негативные стороны.
На сегодняшний день многие врачи утверждают, что он влияет на иммунную и нервную системы развивающегося организма, на гормональный баланс, работу артерий, и в особенности, что очень важно, на мышление человека . Человек рискует заработать психические расстройства, онкологию, слабоумие, болезни сердца. Но интернет — это не только источник заболеваний, помимо этого его можно рассматривать как конфликтогенную среду. Например, некоторые из опрошенных отметили что в интернете чаще можно встретить конфликты и возникают они из-за различия взглядов. На мой взгляд конфликты могут встречаться абсолютно везде как в реальном мире, так и в виртуальном, но кроме этого конфликты могут происходить из-за интернета ресурсов, а точнее интернет может стать причиной ссоры, так каждый третий развод происходит под воздействием социальных сетей .Всего насчитывается пять причин из-за конфликтов и разводов возлюбленных. Первая причина возникает, когда человек скрывает свое семейное положение и не афиширует свою личную жизнь. На основании этого партнер начинает думать, что его стыдиться или супруг, или супруга им неверен. Вторая при¬чина заключается во флирте. Если один из пары напишет под фотографией комментарий или сделает комплимент незнакомому для супруга или супруги человека, это может моментально вызвать подозрение. Третья причина - это личная переписка. Она не отражается на страницах пользователей, однако мужья и жены узнают о ней, когда один из них забывает осуществить выход из страницы или оставляет сотовый телефон без присмотра. Четвертая немаловажная причина - многие мужья и жены узнают об предательстве благо-верных, благодаря анонимным сообщениям от любовниц или любовников. Пятая причина, супруг или супруга регистрируются в сети не под своим именем и фамилией, но со своей фотографией и переписываются с противоположным полом и ведут довольно активные отношения. Узнав муж или, жена подают на развод. Из этого следует что интернет что каждый человек использует данный ресурс по-своему, это значит, что конфликтогенность зависит от самого человека. Он не спешит уладить ссору, а в первую очередь пытается доказать свою правоту. В любом случае конфликт он неизбежен, если есть какие-либо противоречия во взглядах и нормах.
Конфликт встречается в нашей жизни ежедневно, и, по мнению многих, является нормой. Так ответили большое количество опрошенных респондентов отвечая на вопросы формализованного интервью. Помимо этого, автор десятков публикаций по психологическим проблемам современной конфликтологии Н. В. Гришина тоже говорит о том, что это не только нормально, а ко всему этому конфликт сопутствует к внутренней жизни человека, а также взаимодействию с людьми. Она утверждает, что конфликт - это часть жизни человека . Я согласна с ее мнением конфликт встречается ежедневно. даже если человек, прожив день не столкнулся с разногласиями лично, то вокруг него все равно произойдет конфликт, он может пройти между посторонними людьми в маршрутке. Некоторые конфликты являются для человека не значительными и поэтому он их не замечает, но, тем не менее, влияние на самого индивида происходит. Поэтому некоторые из опрошенных ответили, что конфликт в их жизни бывает редко. На мой взгляд, человек за-поминает только те события, которые произвели на него более эмоциональный характер.
По мнению Н.В. Гришиной конфликт - это путь к изменению. Конечно, конфликт вызывает эмоции у человека, они бывают сильными, бывают сла-быми, но эмоциональное состояние, на мой взгляд, влияет на наши мысли и чувства, которые в свою очередь дают почву для размышления или заставляют человека идти на изменения. Мысли и чувства человека имеют большое влияние на жизнь человек, которыми индивиду всегда нужно с кем-нибудь поделиться или если они негативные, то избавиться. Тогда, чаще всего на помощь приходят близкие люди или спорт. Если человек не выговаривается или не вентилирует свои мысли, то он просто срывается на окружающих, что приводит к негативу. Но не всегда рядом находится человек, с которым можно поделиться своей ситуацией, своими эмоциями и чувствами, особенно если индивид находится в другом городе по каким- либо обстоятельствам, допустим учиться или работает, тогда на помощь приходит интернет.
Так, отвечая на вопросы для исследования, группа студентов-химиков подтвердила эти доводы и, отмечая, что Интернет - это не только средство для выражения своих чувств другому человек, но это и легкий способ, так как в современное время интернет существует практически в любой точке мира. Это значит, что у интернета есть такой плюс, как беспроводная связь, потому что человек выносит наружу что у него внутри и сохраняет свое здоровье делясь своими проблемами с близкими ему людьми, с людьми которым он доверяет.
Если говорить о интернет-зависимости, то молодые люди и дети больше всего подвержены зависимостям. Чаще всего, для подростка или же для молодого человека, жизнь-это просто череда удовольствий, веселья и приключений. Именно молодые люди находясь в беззаботном возрасте, чаще всего пробуют что-то новое, считая, что это делает их более взрослыми. Молодой человек, подросток и даже ребенок хочет узнать, что же будет, когда он попробует что-то иное и необычное и как же это будет действовать на его организм, не осознавая какие последствие это за собой влечет.
Совершая данные поступки эти люди не думают, что алкоголь, табак, наркотические вещества, и интернет и неправильное телевидение разрушают мозг, делая его глупее. Человек начинает забывать про свою совесть. Но люди, потребляющие что-либо из видов зависимости, скорее всего, просто по-смеются и скажут, что это абсолютно не так, что они смогут вовремя остановиться, но это не изменит никакой правды. Эти люди, которые подвержены влиянию средств адикции не замечают, как ими управляют, они находятся словно в каком-то безрассудном состоянии. Люди не знают, что девяносто процентов здоровья зависит прежде всего от самого человека и всего лишь десять процентов от врачей или же от воли случая.
Что касаемо профилактики, то коррекция интернет-зависимости требует длительного лечения специалиста-психотерапевтом индивидуально или в группе. Если хоть немного пошатнуть психику человека, то есть большая вероятность того, что человек уйдет искать облегчение. Чаще всего люди не могут морально бороться с проблемой, и кто-то берется за разные предметы, которые приводят их к зависимости . Чаще всего изначально это вредные привычки, которые все чаще начинают использоваться человеком и со временем он не может отказаться от них. Не стоит думать, что интернет - это самая безобидная зависимость человека. Интернет и его производные не меньше алкоголя, еды и наркотиков действует на человека, влияет на его мировоззрение и отношения ко всему окружающему. Человек раздражен и реагирует на разные фразы и вещи, которые исходят от окружения чаще всего по-другому, в отличие от человека не зависимого.
Чаще всего зависимый человек пытается дать отпор окружающим, ему со своей зависимостью хорошо находится в одиночестве. Ему нужно, чтобы ему не задавали лишних вопросов и не беспокоили лишний раз. Зависимость становиться лучшим другом такого человека. Такой человек не думает, что он зависим или по-другому аддитивен. Он просто спасает себя от лишних проблем и хочет уединения, так как считает, что его никто не понимает и таким образом протестует. По этому поводу очень много написано про внутри- личностный конфликт, который способствует развитию разных зависимостей, в том числе и Интернет-адикции. Данной тебе большое внимание уделил З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон.
Все разработки данных авторов связанны через разные подходы. З. Фрейд рассматривал внутреличностный конфликт через психику и первым охарактеризовал ее как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Он говорил, что к таким расстройствам относятся так называемые патогенные конфликты между Я (сознанием) или Сверх-Я (совестью) и сексуальностью. К. Хорни согласна с мнением З. Фрейдом. Она тоже считает, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, но не считает это условие достаточным. Она говорит о том, что конфликты, которые существуют между различными возможностями, убеждениями, мотивами человек может разрешить, осуществив выбор. Эриксон противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов. Он считает, что данный вызов приводит человека к личностному росту, а также преодолению жизненных препятствий.
На мой взгляд, внутриличностный конфликт действительно способствует Интернет-адикции и другим зависимостям наиболее, чем межличностные конфликты. Очень часто проблемы которые повлияли с детства тянутся очень долгое время и человек не может с ними никак бороться сам, именно поэтому люди приходят к разным способам уничтожения себя, как личности, потому, что это снижает психическое напряжение, уменьшается тревога, подавляется актуальность воспоминаний, неприятных событий, повышается настроение благодушия, чувство психического дискомфорта, происходит повышение самооценки, вырастает самоуважение, уверенность в се¬бе, отмечается прилив сил, чувство гармонии с миром и с собой. Человек становится общительнее. Появляется потребность, выраженная в получении поддержки и одобрения, в реагировании эмоций и чувств в беседе, но стоит вспомнить какие последствия бывают далее.
Дальше все намного хуже, ведь после приема и расслабление, идет ломка, зависимость, нервозность и ухудшение здоровья. Но вся проблема со- зависимости идет в голове у человека, так называемая поломка, ведь внешний мир, на который смотрит человек, это отражение внутреннего мира. Я выяснила, что зависимость в молодежной среде действительно опасна, ведь она влияет как на человека, так и на окружающих его людей и на его отношения, доказательством этому служат ответы, полученные в ходе исследования, в которых говориться о том, что в некоторых семьях все чаще становит¬ся заметно, что домочадцы проводят очень много времени в виртуальной среде не замечая других.
Данные проблемы могут проявляться между молодыми парами, где молодой человек очень много общается, используя Интернет, и при этом очень мало внимания уделяет своей девушке, по этому поводу нередко возникают ссоры. Проблемы изучения адиктивного поведения действительно существуют. Очень мало тех, кто заинтересован этой темой и готов изучать ее очень глубоко, хотя эти понятия, как аддикция и конфликтность в молодежной среде очень актуальны на сегодняшний день.
1) Алкоголизм и другие зависимости.Зависимость от Интернета. [Электрон-ной ресурс] /Режим доступа: http: //narkodoc. livej ournal. com/37113. html,свободный. Проверено 31.05.18
2) Анализ факторов, влияющих на формирование интернет-аддикции [Электронной ресурс] текст научной статьи по специальности «Психология»
/Режим доступаhttps://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorov-vliyayuschih-na-formirovanie-internet-addiktsii свободный. Проверено31.05.18
3) Аникеева Нелли Петровна. Психологический климат в коллективе 1989 год [Электронной ресурс] /Режим доступаhttps://sheba.spb.ru/shkola/psih-klimat-1989.htm свободный. Проверено 31.05.18
4) Анцупов А.Я. Шипилов А.И [Электронный ресурс] Конфликтология: Учебник для вузов. —2-еизд., перераб.идоп. - М.: юнити-дана,2004. - Режим доступаhttps://studfiles.net/preview/5708259/ свободный. Проверено 31.05.18.
5) Алкоголизм и другие зависимости.Зависимость от Интернета. [Электронной ресурс] /Режим доступа: http: //narkodoc.livej ournal. com/37113. html,свободный. Проверено 31.05.18
6) Беляева Анна Владимировна Интернет-зависимость [Электронной ресурс]Современная психология информационный онлайн-журнал/Режим до-ступаhttp://pj3.ru/content/article.aspx?page=Internet-zavisimost свободный. Проверено 31.05.18
7) Библиотека Института современного развития. Интернет.ру социологические контуры. - Москва «ЭКОНИНФОРМ» 2009. -с.-70.
8) Бодалев А. А. Личность и общение избранные психологические труды. Издание 2-е, переработанное.Москва.Международная педагогическая академия 1995 год. [Электронный ресурс]Файловый архив студентов. /Режим до¬ступа.
9) Бородкин Ф.М., Коряк Н.М.Внимание: конфликт! Научно-популярное издание [Электронной ресурс] /Режим доступа
http://bookre.org/reader?file=782258&pg=2 свободный. Проверено 31.05.18
10) Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр. Наука и жизнь» 1999, N 5,
6,8,9 [Электронной ресурс]/Режим доступа
http://banderus2.narod.ru/90196.html,свободный. Проверено 31.05.18
11) Виртуальная реальность Н.А. Носов. Виртуальная философия [Электрон¬ной ресурс] /Режим доступа http://asu105.narod.ru/study/philosophy/theme_13.html свободный. Проверено 31.05.18
12) Гришина Н. В Психология конфликта 2-е издание, переработанное и дополненное [Электронной ресурс] — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 978-5-91180-895-2 / Режим доступа: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/grishina_psy_conf.pdfсвободный. Проверено 31.05.18
13) Г. Селье(1907-1982) теория стресса [Электронной ресурс] / Режим доступаhttp://zerostress.ru/chto-takoe-stress/teorii-stressaсвободный. Проверено 31.05.18
14) Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-16.
15) Гуткина Н.И [Электронной ресурс] Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.:' МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное, приложение /Режим доступа http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/c/c0/Гуткина^Ь свободный. Проверено 31.05.18
16) Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и под¬
ходах к их коррекции (Санкт-Петербург, Российская Федерация) [Электрон¬ной ресурс] /Режим доступа
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer01.php свободный. Проверено 31.05.18
17) Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. [ Электронной ресурс] Восприятие / Режим доступа:https://psy.wikireading.ru/17296 свободный. Проверено 31.05.18
18) Интернет-зависимость, Каковы психологические особенности ее возникновения. [Электронной ресурс] /Режим
доступа:https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/61922/, свободный. Проверено 31.05.18
19) Интернет-зависимость[Электронной ресурс] / Режим gocTyna:https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/61922/свободный. Проверено 31.05.18
20) История возникновения «Интернет - зависимости [Электронной ресурс]
файловый архив студентов/Режим доступа
https://studfiles.net/preview/5469004/page:2/ свободный. Проверено 31.05.18
21) История и понятие интернет-зависимости [Электронной ресурс] Интернет-зависимость Информационный портал о профилактике и лечении аддикции /Режим доступаhttp://netaddiction.ru/1 свободный. Проверено 31.05.18
22) Карвасарский Б.Д. Психологическое консультирование и психотерапия.Определение психотерапии и содержание основных понятий [Электрон¬ной ресурс] /Режим доступа: (Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. Учебник. - СПб.2007) https://studfiles.nct/preview/5247497/page:7/свободный. Проверено 31.05.18
23) Классификация видов школьных конфликтов (В.И. Журавлев). [Электронной ресурс] Файловый архив студентов/Режим доступа https://studfiles.net/preview/6149478/page:4/ свободный. Проверено 31.05.18
24) Козырев. Г.И. Конфликтология: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА- М, 2010.см.глава 5.
25) Коломинский Я. Л.Социальная психология взаимоотношений в малых
группах .Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов [Электронной ресурс] / Режим доступа
http://modernlib.ru/books/ya_l_kolominskiy/socialnaya_psihologiya_vzaimootnosheniy_v_malih_gruppah_uchebnoe_posobie_dlya_psihologov_pedagogov_sociologov/read свободный. Проверено 31.05.18
26) Концепции конфликтов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net/854228/menedzhment/kontseptsii konfliktovсвободный. - Проверено 31.05.18
27) Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. [Электронной ресурс] Библиотека» Популярная психология /Режим доступаhttps://www.psyoffice.ru/3993-kornelius-kh.-fjejjr-sh.-vyigrat-mozhet-kazhdyjj..htmlсвободный. Проверено 31.05.18
28) Короленко Ц.П,.Дмитриева Н.В психосоциональная аддиктология [Электронной ресурс] Издательство «Олсиб». 2001 /Режим доступа http://www.studmed.ru/view/korolenko-cp-dmitrieva-nv-psihosocialnaya-addiktologiya_3bc868c2860.html свободный. Проверено 31.05.18
29) Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus / А.В. Котляров - М.: «Психотерапия», 2006.
30) Механизмы формирования зависимого поведения [Электронной ресурс] /
Режим доступа
http: //studme. org/47340/pedago gika/mehanizmy formirovaniya zavisimogo povedeniyaсвободный. Проверено 31.05.18
31) Механика зависимости. Как побороть любую зависимость. Механизм реагирования нервной системы на зависимость [Электронной ресурс] /Режим доступаhttp://ntrez.ru/zavisimost.html,свободный. Проверено 31.05.18
32) Мир психологии и саморазвития [Электронной ресурс] Опросник К.Томоса «стиль поведения в конфликте» /Режим доступа:https://world- psychology.ru/oprosnik-k-tomasa-stil-povedeniya-v-konflikte-2/, свободный. 31.05.18
33) Новосёлова Светлана Леонидовна [Электронной ресурс] Публикации по
проблеме игры и развивающей предметной среды/Режим доступа http: //igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-2 свободный. Проверено 31.05.18
34) Основные направления в исследовании международных конфликтов. (Р.Дарендорф, Л.Козер). Исследования конфликтов [Электронной ресурс] / Режим доступаhttp://zdamsam.ru/a23771.htmlсвободный. Проверено 31.05.18
35) Особенности интернет аддикции и причины ее формирования [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docplaver.ru/38932440-Osobennosti-internet-addikcii-i-prichiny-ee-formirovaniya.htmlсвободный. - Проверено 31.05.18
36) Особенности психологической защиты у молодежи, склонной к Интернет-зависимости [Электронной ресурс] /Режим доступа
http://studbooks.net/1345913/psihologiya/ponyatie_vidy_intemet_zavisimostiсвободный. Проверено 31.05.18
37) Петрова Е. А.(действительные члены академии [Электронной ресурс]
Сайт, академия имеджелогии /Режим доступа
https://vocabulary.ru/person/petrova-elena-alekseevna.html свободный. Проверено 31.05.18
38) Поведение человека, как психологическое понятие. [Электронной ресурс] /Режим доступаhttp://www.studfiles.ru/preview/967082/page:3/свободный. Проверено 31.05.18
39) Практикум по конфликтологии 3-е издание Емельянов С.М. [Электрон-ной ресурс]Раздел второй. Психология конфликта. Тема пять. Теории поведения личности в конфликте. Стратегии поведения в конфликте. /Режим до-ступа:
http://bookap.info/okolopsy/emelyanov praktikum po konfliktologii/gl26.shtm,свободный. Проверено 31.05.18
40) Проблемы в семье из-за социальных сетей [Электронной ресурс] /Режим доступа https://socialnie-seti.info/novosti/problemy-iz-za-socialnyx-setej/свободный. Проверено 31.05.2018
41) Психосоциальная аддиктология [Электронной ресурс] /Режим доступа http://www.studfiles.ru/preview/2243538.Проверено 31.05.18
42) Рыбакова М.М. Педагогические ситуации и конфликты [Электронной ресурс] /Режим доступаhttp://bookitut.ru/Pedagogicheskaya-psikhologiya-khrestomatiya.23.html свободный. Проверено 31.05.18
43) Словари и энциклопедии на Академике. энциклопедия Академия. Большая психологическая энциклопедия .Агрессия [Электронной ресурс]./Режим доступа: https://psychology.academic.ru/33/агрессия свободный. Проверено 31.05.18
44) Словари и энциклопедии на Академике. Восприятие [Электронной ресурс] / Режим доступа: https://dic.academic.ru/свободный. Проверено 31.05.18
45) Словари и энциклопедии на Академике. Лингвистический энциклопедический словарь.[Электронной ресурс]Коммуникация./Режим доступа: https://les.academic.ru/518/Коммуникация свободный. Проверено 31.05.18
46) Смагин С.Ф. Аддиктивное поведение [Электронной ресурс] / Режим до-ступа http://magazines.russ.ru/neva/2006/1/ss16.htmlсвободный. Проверено 31.05.18
47) Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция[Электронной ресурс]Москва.Гуманитарный издательский центр «Владос» 2005 /Режим до- ступаhttp ://www. studmed.ru/view/smirnova-eo-holmogorova-vm-mezhlichnostnye-otnosheniya-doshkolnikov-diagnostika-problemy-korrekciya_566da955f3f.html свободный. Проверено 31.05.18
48) Соснин В. А. Лунев П. А..Руководство практического психолога Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения 1996 [Электронной ресурс] издательский центр «Академия», институт психологии РАН, 1996—220 с. /Режим доступаhttp://lib2.podelise.ru/docs/96433/index-19755-
1. html свободный. Проверено 31.05.18
49) Социальные сети. Влияние на психологическое здоровье. [Электронной ресурс] /Режим доступа http://medspecial.ru/news/1/18135/свободный. Проверено 31.05.2017
50) Текл.Ш.Жизнь на экране: идентичность в эпоху интернета. [Электронной ресурс] Нью-Йорк: Simon &Schuster, 1995
51) Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость [Электронной ресурс] /Режим доступаhttp://agrott.68edu.ru/besopas/6.pdf свободный. Проверено 31.05.18
52) Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения. Эдвард Дж. Ханзян [Электронной ресурс] /Режим доступа https://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/uyazvimost-sferyi-samoregulyatsii-addiktivnyih-148266.html свободный. Проверено 31.05.18
53) Файловый архив студентов . виды агрессии / [Электронной ресурс] Режим доступа:https://studfiles.net/preview/1741809/page:3/.Проверено 31.05.18.
54) Файловый архив студентов [Электронной ресурс] «силовые «методы решения конфликтов. /Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/4346497/page:8/свободный. Проверено 31.05.18.
55) Фишер Р., Юри У.Путь к согласию, или переговоры без поражения Пер. с анг. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка.— М.: Наука, 1992 [Электрон-ной ресурс] /Режим доступаhttps://cyberpedia.su/8x2960.htmlсвободный. Проверено 31.05.18
56) Что такое фолловер [Электронной ресурс] /Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-825893-chto-takoe-folloverсвободный. Проверено 31.05.18
57) Чудова Н.В. Особенности образа "Я" жителя интернета [Электронной ресурс] Библиотека сайта. Проблемы общения в интернете и форумные ролевые игры /Режим доступаhttp://septemberfox.ucoz.ru/biblio/chudova.html свободный. Проверено 31.05.18
58) Щепилиной Е.А. Опросник «Восприятие Интернета» [Электронной ресурс] /Режим доступаhttps://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00121.htm свободный. Проверено 31.05.18