Введение 3
1. Теоретические основы функционирования международных финансовых
центров 6
1.1. Определения, классификации, факторы конкурентоспособности и
характеристика рынка международных финансовых центров 6
1.2. Закономерности функционирования и пространственного размещения
международных финансовых центров и их влияние на интеграционные процессы 14
2. Анализ деятельности международных финансовых центров на
современном этапе развития 22
2.1. Сравнение позиций международных финансовых центров и
финансовых рынков стран их базирования в рейтингах международных организаций 22
2.2. Анализ показателей конкурентоспособности международных
финансовых центров на современном этапе развития 28
3. Подходы к формированию прогнозов развития международных
финансовых центров в России и за рубежом 40
3.1. Тенденции и перспективы развития международных финансовых
центров в России и за рубежом 40
3.2. Проект по созданию международного финансового центра в Москве:
текущий статус и дальнейшие перспективы 61
Заключение 77
Список использованных источников
В современной глобальной финансовой архитектуре ведущие и во многом определяющие ее дальнейшую эволюцию позиции удерживаются мировыми финансовыми центрами (МФЦ), которые представляют собой важную институциональную составляющую как мирового финансового рынка (МФР), так и региональных финансовых рынков интеграционных союзов. Россия, несмотря на введенные в 2014 г. экономические санкции, в основном коснувшиеся деятельности российских участников МФР, продолжает оставаться одним из заметных акторов мирового финансового рынка и поэтому ищет новые пути и перспективы имплементации национального финансового рынка (НФР) в глобальную финансовую архитектуру. В связи с этим становится актуальной проблема участия России в интеграционных финансово-экономических объединениях, таких как Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС), а также создания регионального финансового центра в ЕАЭС. В настоящее время принято решение о создании регионального финансового центра государств - участников ЕАЭС в Астане.
Современная иерархичная структура международных финансовых центров сформировалась под влиянием совокупности факторов, которая дополняется новыми с течением времени. История развития рыночных отношений в Западной Европе и Северной Америке, с одной стороны, позволяет объяснить лидерство двух глобальных финансовых центров - Лондона и Нью- Йорка - среди остальных центров финансовой активности на сегодняшний момент. С другой стороны, возникновение и бурное развитие международных финансовых центров Азии во второй половине XX века ставит под сомнение главенство исторического фактора как основополагающего в лидерстве мировых финансовых центров в Великобритании и США.
Необходимость научного прогнозирования направлений развития любого немонопольного рынка и его участников продиктована конкуренцией. Подобные исследования на регулярной основе проводят администрации ведущих международных финансовых центров, в том числе - финансируя профильные рейтинговые агентства. Определение наиболее перспективных международных финансовых центров является актуальным в первую очередь для развивающихся стран, стремящихся к диверсификации структуры национальной экономики и углублению локального финансового рынка.
Степень разработанности проблемы. Проблема определения закономерностей пространственного размещения и особенностей развития международных финансовых центров рассматривается в трудах преимущественно зарубежных ученых и экспертов: Ч. Киндлебергера, Ю. Кассиса, У. Голдсмита, Й. Палмберг, Д. Эллиота, С. Чжао, Дж. Пуна, Р. Лаулажайнена.
Уникальные определения и классификации финансовых центров встречаются в работах как российских исследователей: А.А. Сахаров, Л.С. Худякова, Е.В. Семенцова, В.В. Климачев, А.В. Тимофеев, так и иностранных специалистов: Н. Трифт, Г. Рид, Д. Арнер, С. Сассен.
Существенный вклад в разработку данных проблем внесли экономисты Международного валютного фонда, Всемирного банка и Министерства финансов Республики Индия.
Возможности и необходимые условия для создания отечественного международного финансового центра в своих работах предложили Ю.Н. Гусев, И.А. Розинский, С.Р. Моисеев, А.В. Навой, А.В. Дюрягин, П.В. Алексеев, А.В. Левченко, О.В. Хмыз.
Целью исследования является изучение роли международных финансовых центров в интеграционных процессах, а также тенденции и перспективы их развития в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходим решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы функционирования международных финансовых центров;
- Провести анализ деятельности международных финансовых центров на современном этапе развития;
- Определить подходы к формированию прогнозов развития международных финансовых центров в России и за рубежом.
Объектом исследования выступают международные финансовые центры.
Предметом исследования является роль международных финансовых центров в интеграционных процессах.
Методологические и теоретические основы исследования. Методология исследования основана на принципах междисциплинарного научно-системного подхода к исследованию и логических методах экономического анализа: экономической интерпретации, количественных и качественных методах исследования, синтезе теоретического и практического материала. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации, сравнения. Анализ фактического материала представлен в виде диаграмм, таблиц и графиков.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, мировой экономики, истории экономики и финансов. В работе использовались публикации международных организаций и крупных консалтинговых компаний, профильных институтов и ассоциаций, материалы научных конференций и семинаров, научные статьи в периодических изданиях, а также материалы, размещенные в сети Интернет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов и внести определенные предложения.
Во-первых, большинство современных мировых финансовых центров в процессе формирования и эволюции прошли путь от региональных до мировых финансовых центров (Сингапур, Гонконг, Шанхай, Люксембург и др.). В частности, проведенный в статье анализ исторического опыта Люксембурга, формировавшегося как региональный финансовый центр Европейского союза и постепенно переросшего в мировой финансовый центр, доказывает, что такой опыт исключительно полезен в контексте намерений создать в Астане региональный финансовый центр государств - участников ЕАЭС.
Во-вторых, экономика страны, на территории которой предполагается размещение регионального финансового центра, должна характеризоваться высокими показателями развития. Речь идет о таких показателях, как темпы экономического роста, уровень доходов на душу населения, степень развития обрабатывающей промышленности, степень развитости финансовой архитектуры национального рынка, а также присутствия отдельных международных организаций. В стране размещения регионального финансового центра необходима высокая степень развитости сферы услуг, в том числе так называемых финтехнологий.
В-третьих, инвестиционный климат в стране предполагаемого размещения регионального финансового центра должен обеспечивать максимальную льготность для инвесторов-нерезидентов. Речь в частности идет о наличии развитой системы различных мер, направленных на помощь инвесторам: специальных промышленных зон, поддерживаемых государственными программами финансирования бизнес-инкубаторов, специальных инновационных деловых центров. Инвестиционный климат включает в себя также специальные программы по налоговым льготам и системе налогообложения прибылей инвесторов.
В-четвертых, проведенный в статье анализ показал, что основной тенденцией современной эволюции и региональных, и мировых финансовых центров является их переход от офшорности к оншорности. В случае последней речь идет о переходе к полной транспарентности всех финансовых операций и региональных, и международных финансовых центров. Парадигма полной транспарентности характеризует программу развития Люксембурга как финансового центра «LUXFIN-2020». Этот проект предусматривает: 1) обеспечение статуса Люксембурга как центра передового опыта в области трансграничного финансирования; 2) создание в Люксембурге базового регионального европейского оншорного финансового хаба; 3) обеспечение лидирующих позиции Люксембурга в ЕС в сфере инновационных финансовых технологий.
В-пятых, к числу основных факторов и мотивов создания современного международного финансового центра в ЕС относятся: потребность в рациональном соединении свободных ресурсов национальных финансовых рынков государств - членов ЕС с реальным сектором экономики с акцентом на более активное развитие инновационных отраслей, малого и среднего бизнеса; требование повышения устойчивости регионального финансового рынка ЕС за счет сбалансированного использования трех ресурсных источников: фондового рынка, банковского кредитования и средств государственных финансов для поддержания экономического роста и занятости.
В-шестых, с учетом перспектив создания в Астане (Казахстан) регионального финансового центра необходимо принимать во внимание разработанный в Люксембурге план действий. Этот план предусматривает реализацию перечня конкретных мероприятий и индикативный временной график их исполнения в период до конца 2018 г.: финансирование инноваций и стартапов; создание благоприятных условий для выхода компаний на финансовый рынок; содействие инвестированию в долгосрочные инфраструктурные проекты и развитию розничного и институционального инвестирования; расширение финансовых возможностей банков в стимулировании экономического роста, включая развитие в ЕС рынков секьюритизированных активов.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1012-р от 19 июня 2013 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», п. 55 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/docs/2709/.
2. Распоряжение Правительства РФ от 05.10.2016 N 2085-р «О признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 19.06.2013 N 1012-р» / [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа:https: //government.consultant.ru/documents/3712735.
3. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2009 N 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2009, N 29, ст. 3700
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)
5. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
6. Болвачев А., Наумов Ф. Перспективы Москвы как мирового финансового центра // Депозитариум. 2016. №. 9. С. 4-8.
7. Булатов А.С. Офшорная деятельность российских резидентов // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 149-160.
8. Губанов Р.М. Деофшоризация экономики: реалии, возможности и риски // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 10. С. 58-64.
9. Звонова Е.А., Ершов М.В., Кузнецов А.В. и др. Реформирование мировой финансовой архитектуры и российский финансовый рынок. М.: РУСАЙНС, 2016. 430 с.
10. Канашевский В.А. О праве, применимом к офшорным трастам, и об их признании // Закон. 2013. № 4. С. 63-67.
11. Навой А.В. Валютно-финансовые критерии интеграции в ЕАЭС // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 6-12.
12. Павлов П.В. Офшорная деятельность: вопросы правовой
регламентации // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 31-39.
13. Петров Ю.А. Деофшоризация экономики - противодействие «минимизации налогов» и пресечение утечки капитала // Российский экономический журнал. 2013. № 6. С. 15-35.
14. Пищик В.Я., Алексеев П.В. О концептуальных подходах к валютной унификации в процессе создания Евразийского экономического союза // Деньги и кредит. 2015. № 9. С. 20-26.
15. Пищик В.Я. Региональное валютно-финансовое сотрудничество в рамках формируемого Евразийского экономического союза // Финансы, деньги, инвестиции. 2014. № 4. С. 12-16.
16. Пищик В.Я., Звонова Е.А. Институциональные аспекты регулирования валютно-финансовых отношений в ЕАЭС // Вестник Финансового университета. 2014. № 6. С. 92-100.
17. Туруев И.Б. Офшоры - тормоз развития или экономическая необходимость // Вестник МГИМО (Университета). 2014. № 1. С. 136-140.
18. Хейфец Б.А. Антиофшорное наступление мирового сообщества и российская практика // Финансы. 2010. № 2. С. 12-17.
19. Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская практика // Вопросы экономики. 2013. № 7. С. 29-48.
20. Хейфец Б.А. Офшорные финансовые сети российского бизнеса // Вопросы экономики. 2009. № 1. С. 52-67.
21. Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. М.: Институт экономики РАН, 2016. - 86 с.
22. Худякова Л.С., Сидорова Е.А. Реформа регулирования финансового сектора в Европейском союзе // Деньги и кредит. 2014. № 4. С. 28-34.
23. Экономические связи и развитие ЕАЭС [Электронный ресурс] // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. 2017. Август. № 23. URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/14124.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
24. История создания РФЦА [Электронный ресурс] // Официальный сайт
Национального банка Республики Казахстан. 2013. 5 дек. URL:
http://nationalbank. kz/document/?docid=4658&to%20=get&switch=russian (дата обращения: 10.05.2018).
25. Темирханов А. Региональный финансовый центр Алматы: полная
безнадега [Электронный ресурс] // Forbes-Казахстан. 2015. 6 апр. URL:
https://forbes. kz/finances/finance/regionalnyiy_finansovyiy_tsentr_almatyi_polnaya_beznadega (дата обращения: 10.05.2018).
26. «План нации - 100 конкретных шагов»: Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100 (дата обращения: 10.05.2018).
27. О Центре [Электронный ресурс] // Официальный сайт
Международного финансового центра «Астана». URL:
http://www.aifc.kz/index_ru.html#(дата обращения: 10.05.2018).
28. Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 г.
№ 438-V «О Международном финансовом центре «Астана» (с изменениями от 13.03.2017 г.) // Zakon.kz. URL: http://online.zakon.kz/Document/7doc_
id=39635390 (дата обращения: 10.05.2018).
29. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском
референдуме 30 августа 1995 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на10.03.2017 г.) // Zakon.kz. URL:
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029#pos=1188;-148 (дата
обращения: 10.05.2018).
30. Страны ЕАЭС создадут общий финансовый рынок без введения
единой валюты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2015. 17 июля. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/23 -07-2015-2.aspx (дата обращения: 10.05.2018).
31. ЕЭК создает комфортное пространство для потребителей и поставщиков финансовых услуг в странах ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2017. 30 авг. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/30-08-2017-1.aspx (дата обращения: 10.05.2018).
32. Тимур Жаксылыков: «Интеграция по всем азимутам» [Электронный
ресурс] // Экономика и жизнь. 2017. 24 авг. URL: https://www.eg-
online.ru/article/353218/(дата обращения: 10.05.2018).
33. Никулина Е. Наднациональный финансовый регулятор предложили разместить в Астане [Электронный ресурс] // Литер. 2016. 21 июня. URL: https://liter.kz/ru/articles/show/21094- nadnacionalnyi_finansovyi_regulyator_predlozhili_ razmestit_v_astane (дата обращения: 10.05.2018).
34. Мурычев А.В. Формирование общего финансового рынка ЕАЭС: преимущества и вызовы для стран-участников [Электронный ресурс] // Официальный сайт российского союза промышленников и предпринимателей. URL: http://www. orlov.rspp.ru/viewpoint/view/951(дата обращения: 10.05.2018).
35. ЕЭК создает комфортное пространство для потребителей и поставщиков финансовых услуг в странах ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2017. 30 авг. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/30-08-2017-1.aspx (дата обращения: 10.05.2018).
36. ЕАБР: После трех лет падения начался рост взаимных инвестиций в Евразийском экономическом союзе - взаимные ПИИ ЕАЭС выросли на 16% [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского банка развития. URL: https:// eabr.org/press/news/eabr-posle-trekh-let-padeniya-nachalsya-rost-vzaimnykh- investitsiy-v-evraziyskom-soyuze-vzaimnye-pii/(дата обращения: 10.05.2018).
37. Банк России запустит блокчейн-проект в финансовой сфере ЕАЭС [Электронный ресурс] // Век. 2017. 5 июня. URL: https://wek.ru/bank-rossii- zapustit-blokchejn-proekt-v-finansovoj-sfere-eayes(дата обращения: 10.05.2018).
38. ICO (Initial Coin Offering) - создание или эмиссия некоторого количества токенов для продажи инвесторам с целью собрать необходимые средства для дальнейшего развития проекта или криптовалюты. Подробнее см., например: Акст Р. Анатомия краудфандинга, или Феномен ICO [Электронный ресурс] // Google Books. URL: https://books.google.ru(дата обращения: 10.05.2018).
39. IPO (от англ. Initial Public Offering) - первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц.
40. Кузнецова Н. Астана станет новой криптовалютной гаванью
[Электронный ресурс] // Инвест Форсайт. 2017. 17 июня. URL:
https://www.if24.ru/astana-kriptovalyutnaia-gavan/(дата обращения: 10.05.2018).
41. Отечественный биткоин зашифруют в России [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. 2017. 4 сент. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/90478(дата обращения: 10.05.2018).
42. В Беларуси создана информационная сеть по технологии блокчейн -
Нацбанк [Электронный ресурс] // Интерфакс-Запад. 2017. 17 июля. URL:
https://www. interfax.by/news/belarus/1227474 (дата обращения: 10.05.2018).
43. В Кыргызстане намерены построить дата-центр для изучения
блокчейна [Электронный ресурс] // Forklog. 2017. 18 июля. URL:
http://forklog.com/v-kyrgyzstane-namereny-postroit-data-tsentr-dlya-izucheniya- blokchejna/(дата обращения: 10.05.2018).