Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ИКТ-компетентности школьника на элективных курсах по географии

Работа №45512

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
475
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Становление информационных технологий в
образовании 6
1.1. Применение информационных технологий в географии 6
1.2. Проблемы развития информационных технологий в
образовании 26
2. Обзор электронных средств учебного назначения 30
2.1. Предмет география и ее специфика 30
2.2. Аудиовизуальные средства 32
2.3. Интерактивные карты 34
2.4. Интерактивная доска 37
2.5. Мультимедийные презентации Power Point 42
2.6. Stratum 2000 43
2.7. 1C: конструктор интерактивных карт 45
2.8. Геоинформационные системы 47
3. Использование ИКТ технологий в учебном процессе 51
3.1. Правила для безопасной работы детей за компьютерами 51
3.2. Использование моделей программы «stratum 2000» в обучении географии
3.3. Разработка занятия для элективного курса по географии 60
3.4. Эффективность использования информационных технологий
Заключение 71
Список использованных источников 73


XXI век это время, вступления человечества в новую эру, эру постиндустриального или информационного общества, уникального тем, что его характеризует быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время мы стали свидетелями глобального социального процесса - информатизация общества. Это явление проникло во все сферы человечества, открыло новые возможности. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии. Трудно приставить дом без телевизора и компьютера, человека который не умеет пользоваться интернетом. Информационные технологии используются повсеместно: в быту, на производстве, в малых, средних и крупных компаниях. Научные исследования играют ведущую роль в создании информационных технологий, поэтому каждое открытие, сделанное в той или иной прикладной науке, открывает новые горизонты в развитии информационных технологий и тем самым в развитии той или иной науки в целом. Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в тех огромных возможностях, которые несут в себе информационные технологии по сравнению с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе, и в том числе, на уроках географии.
Современные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, уделяют большое внимание формированию у школьников, заканчивающих общеобразовательные учреждения, информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Для этого учитель должен уметь применять в образовательном процессе различные электронные средства учебного назначения. Согласно ФГО по географии, требования к предметным результатам освоения курса географии на профильном уровне должны отражать владение умениями работы с геоинформационными системами (ГИС), формировать у обучающихся таких предметных и метапредметных умений, как ориентирование на местности, использование географической карты, статистических данных, современных геоинформационных технологий для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельную деятельность, и личностную ответственность обучающихся (т.е. ключевые компетентности).
Государственный стандарт общего среднего образования по географии требует, чтобы изучение данного предмета в школе было направлено на овладение умениями ориентироваться на местности; использование одного из «языков» международного общения — географической карты, статистических материалов, современных геоинформационных технологий для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных. В настоящее время в ряде стран мира (в частности, в США, Великобритании, Австрии и др.) цифровые образовательные ресурсы и географические информационные системы широко применяются в школьном географическом образовании. О необходимости внедрения геоинформационных технологий в систему общего образования России говорили еще 10 лет назад. Однако проблема использования и применения различных информационных технологий в средней школе на практическом уровне до настоящего времени не решена. Так как учителя не используют всех возможностей информационных технологий. Для этого нужно создать методическую систему обучения, по созданию и использованию учебных информационных технологий в различных курсах средней школы.
Предмет исследования - Информационные технологии, применяемы при обучении географии.
Объект исследования - способы использования информационных технологий на уроках и внеучебной деятельности.
Цели: определение места информационных технологий в процессе обучения и формирования у учащихся знаний по информационным технологиям в географии.
Задачи:
- дать определение основным понятиям информационных технологий
- представить классификация информационных технологий
- описать программные средства учебного назначения
- изучить средства информационных ресурсов, применяемые на уроках географии: аудиовизуальные средства, интерактивная карта, интерактивная доска, разработать элективный курс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была нацелена на установление решения проблемы по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность, элективные курсы, и в процесс обучения географии.
В процессе написания работы, были изучили и проанализировали литературные источники по проблеме становления и развития информационных технологий в учебной деятельности, рассмотрены классификации информационных технологий и их многообразии, рассмотрены этапы информатизации образования в Республике Татарстан. Изучены, охарактеризованы и проклассифицированы информационные технологии, которые, непосредственно, можно использовать при обучении географии в школе.
В предлагаемой работе делается попытка осветить и конкретизировать ряд вопросов, касающихся непосредственно темы внеурочной деятельности по географии, какие существуют особенности, виды, какие формы и методы могут быть применены. Были затронуты вопросы об использовании информационных технологий на элективных курсах, провели мониторинг учащихся по данной теме, в результате которого разработано занятие.
Исследования показали, что использование информационных технологий положительно влияет на учащихся, а следовательно и на весь процесс обучения, позволяя раскрыть свои творческие способности, усиливая мотивацию обучения, повышая интерес к предмету. В ходе учебной и внеурочной деятельности, работая самостоятельно, школьники приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Из результатов исследования следует, что уровень знаний в обоих группах, как был примерно одинаковый, так и остался почти на том же уровне. Однако познавательный интерес к в экспериментальной группе увеличился несколько сильнее, чем в контрольной группе. Из этого следует, что для повышения качества образования необходимо систематическое использование ГИС.
В целом, можно отметить, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты в полной мере.
Подводя итог, хочется отметить, что приоритетным направлением деятельности в области информационных технологий - должно стать развитие учебно-методического обеспечения, разработка структуры и содержания подготовки специалистов — учителей географии в области информационных технологий. Разработка структуры учебно-методического обеспечения должна учитывать достижения ведущих отечественных педагогических вузов. Наряду с подготовкой специалистов, необходимо осуществлять переподготовку и подготовку учителей географии в области современных информационных технологий.
Информационные технологии, значительно усиливают деятельностный аспект обучения. Учащиеся самостоятельно добывают «новые знания», одновременно усваивая новые приемы работы, транслирующие особенности современных научных методов географического познания. Они получают начальную подготовку и опыт практической деятельности с использованием этих технологий. Информационные технологии способствуют достижению важной цели, заложенной ФГОС второго поколения, — личностному результату образования.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) / Российская газета, N 303, 2012.
2. Итоговый отчет. Министерства образования и науки Республики Татарстан о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Республики Татарстан, Министерство Образования РТ, 2016 год
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. -М.: Изд. ИНТ, 2014.- 168 с.
4. Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.2.2821-10 "Требования для использования компьютерных и цифровых приборов".
Книги, монографии
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2012. — 476 с.
6. Аксакалова Г. П., Андреева Н.В., Г слева В.П. Внеурочные занятия по географии./ Г.П Аксклова, Н.В Андреева, В.П Голова — М.: Просвещение, 2016. — 125 с
7. Белашова И. В. Использование школьной геоинформационной системы «Живая география» как средство повышения эффективности учебного процесса./ И.В Белашова - М.: Академия, 2013. - 74 с.
8. Галанов, А.Б. Новые информационные технологии для учителей- предметников/А.Б. Галанов.-Уфа: изд-во БИРО, 2014. - 56 с.
9. Георгиев, П. Роль аудиовизуальных учебно-технических средств для развития познавательной деятельности учащихся/П. Георгиев. - М., 2014. - 7 с.
10. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы внеклассной работы по географии/В.В. Гузеев,- М.: Народное образование, 2012. - 128с.
11. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий / В.Г Домрачев., И.В. Ретинская - М.: Академия, 2013. - 192 с.
12. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Захарова И. Г. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
13. Лиознер В.Л. К уроку географии/В.Л Лиознер.- М: Издательство «Наука», 2011.- 56 с.
14. Локшина, Л.М. Использование технических средств при обучении географии/Л.М. Локшина.- Минск: Парк. света, 2012. -46 с.
15. Лопатов К.А. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /К.А Лопатов. — М.: Педагогика, 2015. — 97 с.
16. Макарова, Н.В. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке учащихся/Н.В. Макарова/ Компьютерные учебные программы и инновации, -2014. -70 с.
17. Осетрова, Н.В. Книга и электронные средства в образовании/Н.В. Осетрова, А.И. Смирнов, А.В. Осип.- М.: Логос, 2014. - 144 с.
18. Петрова, Н.Н. География. Внеурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.- М.: Школа-Пресс, 2015. - 126 с.
19. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий./ Г.К. Селевко Т. 1. - М.: Народное образование, 2015. - 187 с.
20. Слизких Е. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии через применение информационно-коммуникационных технологии/ Е.А Слизких -М.: Народное образование, 2013.- 98 с.
21. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступниц- кий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 520 с.
22. Терентьева М.А., Фесенко В.В. Техника нового поколения в учебном процессе на примере использования мультимедийного проектора / М.А. Терентьева, В.В Фесенко - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2012.-290 с.
23. Фесенко В. В., Прончев Г. Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе / В. В Фесенко, Г. Б. Прончев Спб: СМИО, 2011.-150 с.
Печатная периодика
24. Алешкина О.В., Бочарникова Э. А. Использование
геоинформационных систем на уроках географии / О.А Алешкина, Э.А Бочарникова // Научно-методический журнал «Молодой учитель». - 2014. - N 12. - С.53.
25. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий /В.Г Домрачев, И.В Ретинская// Информ. технологии.- 2013. - N2. - С.64
26. Николина В.В. Географическое образование школьников в изменяющемся мире/ В.В Николина // Научно-методический журнал «География в школе». - 2013. - C.63.
27. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении/Д.В. Новенко// Научно-методический журнал «География в школе.
- 2014. - N5. - С.48.
28. Роберт, И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования/И.В. Роберт// Информатика и образование.- 2012. - N4.- С.27
29. Роберт, И.В. Средства новых информационных технологий в школе/И.В. Роберт// Информатика и образование.- 2013. -№2.- С.65.
30. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / С.Е. Румянцева// Научно-методический журнал «География в школе».- 2014.
- N6. - C.80.
31. Рыжаков М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития М.В. Рыжаков// Научно-методический журнал «География в школе». - 2013. - N10.- С.54.
32. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности
использования./ Е.А. Таможняя// Научно-методический журнал «География в школе».- 2016.- N4.- С.46.
Диссертации
33. Дацюк, Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникативных технологий в учреждениях общего и среднего образования/ Г.И Дацюк : Дис. канд. пед. наук. М.: 2013. - 235 с.
34. Петрова, И.П. Разработка образовательной технологии «Компьютерная анимация как средство медиа образования»/ И.П Петрова : Дисс. канд. пед. наук; М., 2012.-213 с.
Авторефераты диссертаций
35. Мягков, И.Ф. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся. Автореф. дисс. канд. психол. паук; М.,2013.-21 с.
Отчеты о научно-исследовательской работе
36. Врагов Н.В Компьютеризация учебного процесса/ В.Н Врагова - Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск,2013- 67 с.
37. Громов Ю. Ю., Дидрих И. В., Иванова О. Г., Ивановский М. А., Однолько В. Г. Информационные технологии / Ю. Ю. Громов, И.В. Дидрих, О.Г Иванова, М.А. Ивановский, В.Г. Однолько - Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с.
38. Уленгов Р.А., Уразметов И.А., Габдрахманов Н.К., Давлетбаева К.С. Проблемы и перспективы применения геонформационных систем в школьной географии в условиях внедрения новых образовательных стандартов / Р.А. Уленгов, И.А. Уразметов, Н.К. Габдрахманов, К.С Давлетбаева - Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3
39. Уленов Р.А. Использование геоинформационных систем на уроках географии как средство формирования ИКТ-компетентности/Р.А. Уленов, И.А. Уразметов, С.Н. Июдина // Векслинские чтения. География, географическое образование и туризм: материалы I Всероссийской конференции. - Казань. из-во КФУ, 2017. С. 184-188
40. Шавалиева З.Д Применение интерактивных моделей на базе «stratum-2000» в обучении географии/ З.Д. Шавлиева. Сборник научных статей Казанского федерального университета 2016 года: сб. статей / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 265-268


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ