Введение 3
1. Природа как фактор устойчивого развития городской среды 6
1.1. Исторические аспекты экологического дизайна 6
1.2. Теоретические аспекты экологического дизайна 14
1.3. Экологическая тематика в городском арт-дизайне 25
1.4. Растительность как средство композиции и фактор экологической устойчивости 31
2. Экологический ландшафтный дизайн как средство изменения качеств городской среды 40
2.1. Экология городской среды на примере г.Казани 40
2.2. Ландшафтное преобразование береговых территорий на примере
г.Казани и г. Кукмор 45
2.3. Садово-парковый ландшафт на примере г. Казани и г. Кукмор 51
3. Экспериментальное изучение особенностей работы кружка по экологическому образованию младших школьников 58
3.1. Определение уровня экологической воспитанности 58
3.2. Разработка дидактического материала экологического содержания 61
3.3. Результаты экспериментальной работы по теме исследования 70
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения
Экологическая тематика в настоящее время включена в список государственных приоритетов стратегического развития и стала отдельным направлением работы правительства в 2017 г., который был объявлен Годом экологии в России.
Проблемы экологического состояния городов связаны с потребительским и безответственным отношением общества к окружающей среде, к природным объектам в городском пространстве. Жители современного мегаполиса значительно удалены от естественной среды, не ощущают зависимости от природных процессов, не понимают необходимости сосуществования с природой. Для изменения сложившейся критической ситуации необходимы междисциплинарные исследования, привлечение средств науки, образования, искусства и дизайна.
С развитием крупных городов и связанного с их ростом заметного ухудшения состояния окружающей среды понимание человечеством экологических приоритетов становится все более необходимым. В результате активного процесса урбанизации и не всегда рационального использования природных ресурсов многие города подошли к такому состоянию, которая неблагополучна с точки зрения экологии. Высокая концентрация различных видов человеческой деятельности, создав ряд безусловных преимуществ, привела, тем не менее, к нарушению оптимального баланса между естественными и искусственными компонентами ландшафта. Все ближе подступая к критической черте, за которой процесс ухудшения состояния биосферы становится неконтролируемым, города испытывают острую необходимость в поддержке и максимального увеличения природной составляющей среды.
В связи с этим заметно возрастает необходимость комплексного исследования урбанизированных и природных систем с последовательным анализом их элементов, влияющих на устойчивость среды в целом. Только при системном рассмотрении проблем взаимодействия города с измененной природой в его структуре и окружении могут быть найдены возможные средства совершенствования городской среды [10 с. 13].
Так же нужно выделить возможности дизайна городской среды в формировании экологической культуры. Это, прежде всего, обеспечение возможности «общения» с природой, наличие рекреационных зон, улучшение качества городской среды. Включение объектов ландшафтного дизайна в среду города, сохранение естественных природных объектов улучшают микроклимат, способствуют поддержанию чистоты воздуха, позволяют комфортно ходить пешком в «зеленых коридорах», выгуливать собак, просто любоваться природой. Также организация пространства города средствами ландшафтного проектирования позволяет обеспечить возможность пользоваться велосипедами (дорожки, площадки, стоянки).
Актуальность настоящего исследования, определяется, прежде всего, экологическим состоянием города. В связи с этим становится актуальным исследование взаимосвязей ландшафтного дизайна и устойчивости городской среды, а также изучение вопросов рационального использования природных ресурсов и создания условий для самоподдержания природы.
Цель данной работы:
Определение роли экологического дизайна, как одного из наиболее актуальных, современных проектно-художественных направлений в условиях экологического кризиса для улучшения городской среды на примере городов Республики Татарстан( г.Казань и г.Кукмор).
Задачи для достижения целей:
1) Изучить историю экологического дизайна городской среды и экологическое проектирование в контексте исторического развития;
2) Исследовать структуру экологического дизайна как вида проектной деятельности;
3) Рассмотреть роль экологического дизайна в современной проектной практике и ландшафтный дизайн, как средство изменения качеств окружающей среды;
4) Изучить садово-парковый ландшафт на примере г. Казани и г. Кукмор;
5) Разработать проектную работу со школьниками на тему: «Экологический дизайн городской среды».
В данной работе мы предпринимаем попытку систематизировать научные и художественно-проектные истоки экологического дизайна, т. е. те направления научных исследований и проектировочной практики, которые послужили предпосылками его возникновения.
Объект исследования: экологический дизайн городской среды г.Казани и г.Кукмор
Предмет исследования: структура связей объектов дизайна и природной среды, измененной в результате человеческой деятельности; новые формы и методы художественно-проектной практики с использованием экологических технологий. Факторы, раскрывающие инновационные, гуманистически ориентированные резервы экологического дизайна.
Практическая значимость: данная работа может служить методологической основой для учебного процесса в школе.
Теоретическая значимость: в данной работе предложен системный и междисциплинарный подход к феномену экологического дизайна, определены его принципы, а также социокультурные условия.
Теме экология уделяется большое внимание во всем мире, так в России 2017 год признан годом экологии, что подтверждает наличие стремления к развитию и распространению во всех областях принципов экологии.
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены теоретические аспекты экологического дизайна, история экологического дизайна городской среды, экологический ландшафтный дизайн как средство изменения качеств городской среды. Также была проведена экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников в процессе работы кружка « В гармонии с природой».
Таким образом, экологический дизайн- это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среде, сохранению природной среды. Это область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека. Его целью является создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды. Экологический дизайн подразумевает целостный подход к проектированию любых объектов, которые связаны с деятельностью человека, от миниатюрных предметов, используемых в быту, до дизайна зданий, городов и ландшафтов.
В данной работе были рассмотрены такие города РТ как Казань и Кукмор. Рассмотрев экологическое состояние Казани, была написана глава ландшафтное преобразование береговых территорий. В данной главе было рассмотрено преобразование береговых территорий оз. Кабан, р. Казанка (г.Казань) и р.Нурминка (г.Кукмор). Исследование показало, что архитекторы старались учесть все теоретические аспекты эко-дизайна. Например: деревянные настилы, деревянные урны и скамейки, посадка цветов, деревьев, очищение от мусора. Эко-дизайн играет огромную роль как в большом так и в малом городе. Так же стоит рассмотреть садово-парковый ландшафт, как вид эко-дизайна. В 2017 году было реконструировано огромное количество парков и скверов. По данным «МУП трест «Горводзеленхоз» в 2010 году в Казани было 99 парков,скверов и садов, а к 2017 году их стало 140.
Так же стоит выделить возможности дизайна городской среды в формировании экологической культуры. Экологическая культура начинается с малых лет, поэтому в школьной программе темы по экологии можно встретить почти в каждом классе. Учащиеся изучают экологию, экологический дизайн, растительность, садово-парковые зоны, учатся бережному отношению к природе, так же ученики с удовольствием разрабатывают проектные работы по сохранению природы.
Анализ экспериментального изучения особенностей работы кружка по экологическому образованию младших школьников приведенных в 4 «А» и в 4 «Б» классах, на базе МБОУ «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского района показал, что разработанный нами кружок «В гармонии с природой» повысил уровень экологического воспитания школьников, так же у учащихся повысился интерес к эко-дизайну, природе.
1. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта.
Книги, монографии
2. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева / Под ред. Н.Д. Андреевой. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 208 с.
3. Ашихмина Т. А. Школьный экологический мониторинг / Т. А. Ашихмина. - М.: Агар, 2000. - 385 с.
4. Бабакова, Т.А. Экологическое краеведение в школе: актуальность и проблемы Т.А. Бабакова. - Казань, 1990. - 154 с.
5. Бабакова, Е.А. Теория и практика экологического краеведения в школе. / Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сб. трудов // под ред. А.Н. Захлебного и Л.П. Симоновой-Салеевой. - М., 1997, С.82-93
6. Баринова М. Цветы большого города . Что посадить в каменных джунглях // Цветочный клуб. - 2014. - № 7/8. - С. 42-45.
7. Винокурова, Н.Ф. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова // География и экология в школе XXI века. - 2008. - №3. - С. 47-52.
8. Винокурова, Н.Ф. Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 120 с.
9. Волошинская А.А. Опыт реализации концепции креативного города в
России: [Мышкин, Пермь] / А.А. Волошинская, В.М. Комаров //
Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 4. - С. 637-648.
10. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: теория и практика / О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сб. материалов Всероссийской конференции.- М.:, 2007
11. Демидова Н. Н. Экологический дизайн городской среды: на пути к гармонии человека и природы / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова // География в школе. -2015. -№ 8. - С. 19-25.
12. Демидова Н.Н., Баталова Э.Н., Камерилова Г.С. Современный урбодизайн: культурно-экологический вектор развития Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 25
13. Ермаков, Д.С. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения / Д. С. Ермаков, Т.Д. Петрова // Школьные технологии. - 2003. - №6. - С. 23 - 29.
14. Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. Экологическое образование от изучения экологии - к решению экологических проблем. - Новомосковск: НФ УРАО, 2005. - 142с.
15. Ефимов А. В. Колористика города. Теория и практика / А.В. Ефимов, Н.Г. Панова// Архитектура и строительство России. -2015.- № 6. -С. 24-33.
16. Жвирблис Л. Экологический стрит-арт : как уличные художники используют растения в своих произведениях // Цветоводство. -2015. -№ 1. -С. 44-45.
17. Задворянская Т.И., Антонова В.В., Зеленая архитектура как ресурс для формирования компенсирующей природы города, Посадский Я.В. Архитектурные исследования. 2017. № 3 (11). С. 44-50.
18. Камерилова Г.С., Демидова Н.Н., Теоретические аспекты экодизайна урбанизированной среды // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.;
19. Калошина Л. Город для всех : конкурс студенческих работ в области создания безбарьерной городской среды // Архитектура. Строительство. Дизайн. -2015. -№ 1. - С. 70-73.
20. Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование [Текст]: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. / Е.Ю.Колбовский. - М.: Издательский центр «Академия, 2008. - 336 с.
21. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры М.: МГХПУ им. Строганова, 2000. — 105 с.
22. Корсак М.В., Формирование экологически устойчивой городской среды средствами ландшафтной архитектуры, Вестник Приднестровского университета. Серия: Медико-биологические и химические науки. 2017. Т. 2. № 2 (56). С. 136-143.
23. Михайлов С. М. Пешеходная улица как арт-объект в дизайне современного города / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова // Архитектура и строительство России. - 2017. - № 1.- С. 76-83.
24. Лихачёв, Д.С. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Д.С. Лихачёв // Экологическое образование в России: теоретические аспекты: Сб. трудов к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. - М., 1997. - С. 68-8
25. Моисеев Ю. М. Стратегия и тактика управления образом города / Ю.М. моисеев, А.А. Биккиняева, Д.А. Степанова // Архитектура и строительство России. -2016. -№ 4. -С. 52-61.
26. Мороз А. В. О городском дизайне замолвите слово // Архитектура и время.
- 2016. -№ 2. - С. 11-13.
27. Михайлов С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды, Докторская диссертация, Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, Москва-2011.
28. Мукажанов Т.А. Экология города,Усть-Каменогорск: Издательство, 2007.
— 227 с.
29. Муромцева И.Г., Исторические аспекты экологической устойчивости как направления в дизайне городской среды, Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2 (2). С. 7.
30. Набережные //Проект Россия. - 2015. - № 1. - С. 45-102.
31. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды Спб.: Полиграфист, 2002. — 295 с.
32. Нестерев С.А. Архитектурно-ландшафтный дизайн в структуре реализации принципов экологической устойчивости, гуманизации и социальной ориентированности городской среды. 2014, с.- 489-492
33. Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Юрайт, 2017. - 196 с.
34. Панкина М.В. Феномен экологического дизайна: онтологический анализ. М.: Наука-Информ, 2014. 156 с.
35. Панкина М.В. Феномен экологического дизайна: культурологический анализ Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Екатеринбург, 2016. — 282 с.
36. Панкина, М. В. Экологическая компетенция специалистов дизайн- образования / М. В. Панкина, С. В. Захарова // XXI век - век дизайна: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2014. - С. 119-126.
37. Полухин О.Н. (ред.) Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах Материалы VI Между- нар. Науч. Конф. 12-16 октября 2015 г. — Белгород: Политерра, 2015. — 429 с.
38. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — 2-е изд. — спб.: Питер, 2013. — 256 с.
39. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой(экологическая психология) Москва, 2015. (2-е издание, стереотипное)- 214с.
40. Стольберг Ф.В. Экология города (урбоэкология) Учебник. - К.: Либра, 2000. - 464 с.
41. Хайдарова М.М., Байкулова Н.А., Компенсация природы в городской среде, В сборнике: Будущее науки - 2015 Сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции в 2 -х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 92-95.
42. Уваров А.В. Экологический дизайн. История, теория и методология экологического проектирования.- Москва,2015, -с.192.
43. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования.- Москва, 2010.-С.145.
Электронные ресурсы
44. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды [Электронный ресурс].- СПб. : 2002. - Режим доступа:http://www.studmed.ru/nefedov-va-landshaftnyy-dizayn-i-ustoychivost-sredy 7 0ebb491 dc3.html.
45. Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн : учебное пособие для
бакалавриата и магистратуры : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям. [Электронный ресурс ]- 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - Режим доступа:
http://unatlib.ru/centers/cei/information-resources/eco-gadgets/3545-pankina-m-v-zakharova-s-v-ekologicheskij-dizajn.
46. Киселева Е. В., Советова Т. М. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. [Электронный ресурс]—2017.—№3.—С.560 - 562. URL. Режим доступа:https://moluch.ru/achieve.