РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей младшего дошкольного возраста 8
1.1. Сущность и содержание понятия «внимание» 8
1.2. Особенности внимания детей младшего дошкольного возраста.... 19
1.3. Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста 42
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 42
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 56
2.3. Рекомендации воспитателям, родителям по развитию внимания у
детей младшего дошкольного возраста 64
Заключение 76
Литература 79
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей младшего дошкольного возраста 8
1.1. Сущность и содержание понятия «внимание» 8
1.2. Особенности внимания детей младшего дошкольного возраста.... 19
1.3. Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста 42
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 42
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 56
2.3. Рекомендации воспитателям, родителям по развитию внимания у
детей младшего дошкольного возраста 64
Заключение 76
Литература 79
Приложение
Современное информационное общество нуждается в личности, способной к проявлению исследовательской активности, самостоятельному поиску и обработке знаний в разных сферах жизнедеятельности. Это обусловливает характерное для настоящего времени повышение внимания к развитию познавательно-исследовательской деятельности обучающихся на всех уровнях системы образования. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, рассматривает познавательно - исследовательскую деятельность, наряду с общением и игрой, в качестве сквозных механизмов развития ребенка и выделяет «экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)» в числе одного из семи видов деятельности детей раннего возраста, посредством которых реализуются задачи и содержание образовательной программы (п. 2.7).
Актуальность исследования, заключается в том, что дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция внимания. Если в раннем возрасте внимание ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то дошкольник сам начинает определять собственное внимание.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что в этот период складывается новая система психических функций.
Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития психических функций и двигательных способностей детей в процессе воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях.
Подвижные игры, в соответствии с нашими климатическими условиями, наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка, а так же при формировании произвольного внимания.
Игры с движениями дают детям яркие мгновения человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущения умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовлетворение. В исследованиях ученых доказано, что целенаправленные эмоциональные и двигательные нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить развитие произвольного внимания детей.
Через подвижные игры можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка при его же активной помощи.
Поэтому важна системная работа, предусматривающая разнообразные подвижные игры для формирования произвольного внимания у дошкольников, учитывая возраст и индивидуальные особенности состояния здоровья детей.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Ряд ученых утверждают (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.), что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают (Баскакова И.И., Гильбух Ю.З., Гоноболи Ф.Н.), что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.
Проблемами исследования внимания занимались такие известные ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали различные теории внимания, но несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По- прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания. А такого аспекта как подвижные игры в развитии внимания требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие внимания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «внимание»;
- проанализировать особенности внимания детей младшего дошкольного возраста;
- изучить развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста;
- разработать рекомендации воспитателям, родителям по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие внимания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность младших дошкольников как средство развития внимания.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- использование развивающих упражнений, направленных на развитие внимания;
- использование развивающих заданий по развитию свойств внимания.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались
следующие методы исследования:
1) теоретический метод (анализ литературоведческих, психологопедагогических и научно-методических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для ДОО, беседы с воспитателями и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) наблюдение за процессом развития внимания детей младшего дошкольного возраста;
4) опытно-экспериментальная работа.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №345 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Методологической основой исследования явились:
- принципы отечественной психологии: единство сознания и
деятельности, развитие личности в деятельности, единство биологического и социального в развитии человека, разработанные в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко, А. В. Запорожца, Л. М. Аболина, В. К. Вилюнаса;
- труды П.Я. Гальперина о волевой образующей когнитивного самоконтроля;
- положение Д. Б. Эльконина о необходимости ориентироваться не на уже имеющиеся психические функции, а на те, которые следует формировать путем построения деятельности, соответствующей возрасту;
- научная работа С.Г. Якобсон, Н.М. Сафоновой о применении так называемого логико-психологического анализа деятельности при изучении ранних форм произвольного внимания дошкольника;
- научные работы А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконина, в которых игра рассматривается как деятельность, оказывающая определенное воздействие на психическое развитие дошкольника
- работы о значении подвижных игр для двигательной активности дошкольников (А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский, Н.А. Ноткина, М.А. Рунова, С.С.Прищепа и др.).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в 2017 году.
На первом этапе эксперимента изучалась и анализировалась психологопедагогическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза; проводился формирующий этап эксперимента.
На третьем этапе осуществлялись анализ результатов исследования и выводов предыдущих этапов; качественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация; оформлялись результаты исследования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Актуальность исследования, заключается в том, что дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция внимания. Если в раннем возрасте внимание ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то дошкольник сам начинает определять собственное внимание.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что в этот период складывается новая система психических функций.
Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития психических функций и двигательных способностей детей в процессе воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях.
Подвижные игры, в соответствии с нашими климатическими условиями, наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка, а так же при формировании произвольного внимания.
Игры с движениями дают детям яркие мгновения человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущения умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовлетворение. В исследованиях ученых доказано, что целенаправленные эмоциональные и двигательные нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить развитие произвольного внимания детей.
Через подвижные игры можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка при его же активной помощи.
Поэтому важна системная работа, предусматривающая разнообразные подвижные игры для формирования произвольного внимания у дошкольников, учитывая возраст и индивидуальные особенности состояния здоровья детей.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Ряд ученых утверждают (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.), что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают (Баскакова И.И., Гильбух Ю.З., Гоноболи Ф.Н.), что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.
Проблемами исследования внимания занимались такие известные ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали различные теории внимания, но несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По- прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания. А такого аспекта как подвижные игры в развитии внимания требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие внимания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «внимание»;
- проанализировать особенности внимания детей младшего дошкольного возраста;
- изучить развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста;
- разработать рекомендации воспитателям, родителям по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие внимания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность младших дошкольников как средство развития внимания.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- использование развивающих упражнений, направленных на развитие внимания;
- использование развивающих заданий по развитию свойств внимания.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались
следующие методы исследования:
1) теоретический метод (анализ литературоведческих, психологопедагогических и научно-методических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для ДОО, беседы с воспитателями и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) наблюдение за процессом развития внимания детей младшего дошкольного возраста;
4) опытно-экспериментальная работа.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №345 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Методологической основой исследования явились:
- принципы отечественной психологии: единство сознания и
деятельности, развитие личности в деятельности, единство биологического и социального в развитии человека, разработанные в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко, А. В. Запорожца, Л. М. Аболина, В. К. Вилюнаса;
- труды П.Я. Гальперина о волевой образующей когнитивного самоконтроля;
- положение Д. Б. Эльконина о необходимости ориентироваться не на уже имеющиеся психические функции, а на те, которые следует формировать путем построения деятельности, соответствующей возрасту;
- научная работа С.Г. Якобсон, Н.М. Сафоновой о применении так называемого логико-психологического анализа деятельности при изучении ранних форм произвольного внимания дошкольника;
- научные работы А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконина, в которых игра рассматривается как деятельность, оказывающая определенное воздействие на психическое развитие дошкольника
- работы о значении подвижных игр для двигательной активности дошкольников (А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский, Н.А. Ноткина, М.А. Рунова, С.С.Прищепа и др.).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в 2017 году.
На первом этапе эксперимента изучалась и анализировалась психологопедагогическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза; проводился формирующий этап эксперимента.
На третьем этапе осуществлялись анализ результатов исследования и выводов предыдущих этапов; качественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация; оформлялись результаты исследования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенная нами организация опытно-экспериментального исследования свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы:
Теоретический анализ по проблеме развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста позволил нам сделать следующие выводы:
Внимание - важный психический процесс, являющийся условием успешного осуществления любой деятельности детей, как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. Данной проблемой занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные ученые, такие как, Г.А. Урунтаева, Дж. Миль, И. Гербарт, Л.С. Выготский, Л.Н.Леонтьев, Н.Ф.Добрынин, П.Я.Гальперин, Р.С.Немов, С. Л.Рубинштейн, Т. Рибо, и др.
В младшем дошкольном возрасте выделяют следующие особенности развития свойств внимания: значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Развитие свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если:
- использовать развивающие игры и упражнения, направленные на развитие внимания.
- использовать развивающие задания по развитию свойств внимания.
Моделирование и целеполагание, являющиеся обязательной частью
исследования, позволяют успешно организовать исследование по развитию свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста.
В результате изучения состояния проблемы развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста в практике ДОО мы выяснили, что в
ДОО организованы недостаточные условия для полноценного развития свойств внимания у дошкольников. Наблюдается недостаточная компетентность педагогов по вопросу развития свойств внимания детей дошкольного возраста, в планах не прослеживается работа по развитию свойств внимания, наблюдается недостаточный уровень развития свойств внимания у детей экспериментальной группы.
Диагностика уровня развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста включала 3 задания, направленных на выявление уровня развития свойств внимания младших дошкольников по следующим направлениям: «объем», «концентрация», «распределение», «устойчивость», «колебание», «переключаемость».
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента мы выяснили, что в ДОО ведется работа по развитию внимания у детей дошкольного возраста, однако этой работы недостаточно. Результаты проведенной нами диагностики развития свойств внимания в контрольной и экспериментальной группе детей младшего дошкольного возраста говорят нам о недостаточном уровне развития свойств внимания в этих группах.
В результате проведенной нами теоретической и опытноэкспериментальной работы по проблеме психолого-педагогических условий развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста можно заключить следующее:
С целью повышения уровня развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной группе мы составили и перспективный план работы по развитию свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр и упражнений по пяти свойствам внимания (объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключаемость). Данную работу мы апробировали с целью подтверждения нашей гипотезы.
После проведенного нами эксперимента уровень развития свойств внимания значительно повысился. К высокому уровню относятся три ребенка (20%), к среднему уровню одиннадцать детей (73,3%) и к низкому - один ребенок (6,7%).
В результате повторной диагностики уровня свойств внимания младших дошкольников в контрольной и экспериментальной группах мы выяснили, что после проведенного нами эксперимента уровень развития свойств внимания в экспериментальной группе значительно повысился. Уровень развития свойств внимания в контрольной группе остался неизменным.
Таким образом, на основе результатов проведенной программы условий развития были сформированы рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогическим условиям развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста, теоретически обосновали технологическую карту внедрения программы по психолого-педагогическим условиям развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретический анализ по проблеме развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста позволил нам сделать следующие выводы:
Внимание - важный психический процесс, являющийся условием успешного осуществления любой деятельности детей, как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. Данной проблемой занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные ученые, такие как, Г.А. Урунтаева, Дж. Миль, И. Гербарт, Л.С. Выготский, Л.Н.Леонтьев, Н.Ф.Добрынин, П.Я.Гальперин, Р.С.Немов, С. Л.Рубинштейн, Т. Рибо, и др.
В младшем дошкольном возрасте выделяют следующие особенности развития свойств внимания: значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Развитие свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если:
- использовать развивающие игры и упражнения, направленные на развитие внимания.
- использовать развивающие задания по развитию свойств внимания.
Моделирование и целеполагание, являющиеся обязательной частью
исследования, позволяют успешно организовать исследование по развитию свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста.
В результате изучения состояния проблемы развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста в практике ДОО мы выяснили, что в
ДОО организованы недостаточные условия для полноценного развития свойств внимания у дошкольников. Наблюдается недостаточная компетентность педагогов по вопросу развития свойств внимания детей дошкольного возраста, в планах не прослеживается работа по развитию свойств внимания, наблюдается недостаточный уровень развития свойств внимания у детей экспериментальной группы.
Диагностика уровня развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста включала 3 задания, направленных на выявление уровня развития свойств внимания младших дошкольников по следующим направлениям: «объем», «концентрация», «распределение», «устойчивость», «колебание», «переключаемость».
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента мы выяснили, что в ДОО ведется работа по развитию внимания у детей дошкольного возраста, однако этой работы недостаточно. Результаты проведенной нами диагностики развития свойств внимания в контрольной и экспериментальной группе детей младшего дошкольного возраста говорят нам о недостаточном уровне развития свойств внимания в этих группах.
В результате проведенной нами теоретической и опытноэкспериментальной работы по проблеме психолого-педагогических условий развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста можно заключить следующее:
С целью повышения уровня развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной группе мы составили и перспективный план работы по развитию свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр и упражнений по пяти свойствам внимания (объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключаемость). Данную работу мы апробировали с целью подтверждения нашей гипотезы.
После проведенного нами эксперимента уровень развития свойств внимания значительно повысился. К высокому уровню относятся три ребенка (20%), к среднему уровню одиннадцать детей (73,3%) и к низкому - один ребенок (6,7%).
В результате повторной диагностики уровня свойств внимания младших дошкольников в контрольной и экспериментальной группах мы выяснили, что после проведенного нами эксперимента уровень развития свойств внимания в экспериментальной группе значительно повысился. Уровень развития свойств внимания в контрольной группе остался неизменным.
Таким образом, на основе результатов проведенной программы условий развития были сформированы рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогическим условиям развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста, теоретически обосновали технологическую карту внедрения программы по психолого-педагогическим условиям развития свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста.



