Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа процесса управления благоустройством территории 8
1.1. Благоустройство города: понятие и содержание 8
1.2. Нормативно-правовая база по управлению благоустройством
территории в современной России 17
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса управления благоустройством в городах-миллионниках РФ 29
2.1. Общая характеристика сферы благоустройства городов-миллионников:
Казань, Самара, Нижний Новгород 29
2.2. Сравнительный анализ процесса управления благоустройством
территории в городах-миллионниках современной России 45
2.3. Оценка благоустройства парков г. Казани: результаты эмпирического
исследования 58
Глава 3. Направления развития благоустройства территорий в городах-
миллионниках РФ 63
3.1. Мероприятия по совершенствованию процесса управления
благоустройством в городах-миллионниках 63
3.2. Процесс управления благоустройством территории в г. Казани 71
3.3. Проект по благоустройству парка 76
Заключение 85
Библиографический список
Большая часть населения планеты проживает в городах. Под влиянием производственной и рекреационной деятельности горожан интенсивно деградируют наиболее привлекательные природные комплексы - берега рек, озёр, зелёные насаждения, окрестности историко-культурных памятников, интересных объектов культуры. Природа в городе и его окрестностях подвергается тяжкому испытанию.
Благоустройство является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства, так как, прежде всего, работы по благоустройству направлены на то, чтобы жильцам было удобно и комфортно в своём городе, в своём доме. Следует отметить, что именно в этой сфере создаются условия, необходимые для обеспечения высокого уровня жизни как отдельного человека, так всех жителей города, района, квартала, микрорайона. В конечном итоге всё это влияет на дальнейшее развитие и процветание города. Очевидно, что система благоустройства призвана не только создавать красивую картинку города, но и наполнять её содержанием так, чтобы синонимами города стали такие слова, как «комфортный», «развитый», «безопасный», «удобный», «чистый» и т.п.
Система благоустройства и озеленения включает в себя комплекс программ и планов, составные части которых, имеют между собой тесные связи. В этом аспекте комплексное благоустройство означает разработку и реализацию той совокупности мероприятий, которые направлены на создание и развитие эстетичности и социально-экологической организованной городской среды.
Важнейшими составными частями этой среды являются приведение в порядок дворовых фасадов зданий; архитектурно-планировочную
организацию территории; реконструкцию; освещение территорий, зданий, сооружений, зеленых насаждений; размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна; размещение рекламы, элементов визуальной коммуникации и информации.
Деятельность муниципальных органов в области благоустройства очень важна для создания благоприятного имиджа города или района и от того, насколько эффективно данная работа выполняется, зависит удовлетворённость населения своим местом жительства (городом, районом, микрорайоном). То есть благоустройство имеет больше социальное значение, что и обуславливает значимость исследований в данной области и необходимость разработки практических рекомендаций и мероприятий по благоустройству города.
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы - исследовать процесс управления благоустройством городов-миллионников в современной России и разработать мероприятия по его совершенствованию.
Объектом изучения является благоустройство городов-миллионников в современной России на примере Казани, Нижнего Новгорода и Самары.
Предметом изучения является процесс управления благоустройством в городах-миллионниках современной России на примере Казани, Нижнего Новгорода и Самары.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие и содержание благоустройства территорий;
2) проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую процесс управления благоустройством территории городов -миллионников;
3) провести сравнительный анализ работы по благоустройству в городах-миллионниках;
4) провести сравнительный анализ процесса управления благоустройством в городах-миллионниках;
5) провести наблюдение на предмет благоустройство парков города;
6) оценить и проанализировать зарубежный опыт по совершенствованию процесса управления благоустройством в городах - миллионниках;
7) разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления в городах-миллионниках;
8) разработать проект благоустройства парка города Казани.
Среди учёных, занимающихся изучением благоустройства территорий, можно выделить следующих: Гладов А.В., Семкина О.С., Скопинский А.И., Свиридова Е.С., Мищенко В.В., Королёва Е.Н., В.С. Занадворов,
А.В. Занадворова, В.Б. Зотов и другие.
В своих работах такие авторы, как В.В. Таболин, В.С. Занадворов, А.В. Занадворова, В.Б. Зотов, Ю.Л. Хотунцев, И.А. Николаевская 1, Ю.П. Бочаров, О.К. Кудрявцев , Я.Т. Кравчук , Л.Е. Бирюкова рассматривали проблемы управления озеленением и благоустройства городов.
Также вопрос формирования понятия благоустройства территории был рассмотрен Мищенко В.В и Королёвой Е.Н в статье «К вопросу об определении термина «благоустройство» в современных условиях». В ней авторы рассматривают как становление термина, так и проблемы современного понятия и раскрывают значимость данной сферы для жизни населения. Статья Гладова А.В. посвящена вопросам благоустройства городской среды и важнейшему элементу благоустройства - озеленению. Автор поднимает вопрос о реформировании местного самоуправления в городе. Семкина О.С., Скопинский А.И., Свиридова Е.С. в своих работах анализировали систему управления благоустройством территории муниципального образования, обращая особое внимание на теоретические основы благоустройства муниципального образования и роли управления благоустройством в развитии территории МО.
В своей работе «Эстетическая визуализация городского пространства» Середа Т. и Мягченко Г.Ю. раскрывают проблемы эстетизации и благоустройства городов. Выдвигаются положения о положительном влиянии благоустройства города на целесообразные и благоприятные условия жизни городского населения.
Опыт и история развития благоустройства Казани были рассмотрены авторами Мубаракшиной А.Г. , Замановой Г.Р. , Буровой Т.Ю.
Однако, несмотря на наличие целого ряда интересных исследований, остаются нерешёнными важные в теоретическом и практическом планах вопросы, что предопределило актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Информационной базой работы послужили законодательные и другие нормативные акты; официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, официальные материалы органов местного самоуправления выбранных городов-миллионников; соответствующие методические материалы; публикации в
специализированной научной и периодической печати; материалы научно-практических конференций.
В выпускной квалификационной работе используются методы сравнительного анализа, ранжирования, наблюдения, анализа статистических данных.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе «Теоретические и правовые аспекты анализа процесса управления благоустройством территории» рассмотрена сущность благоустройства территории, определены основные нормативно-правовые акты его регулирующие.
Во второй главе «Практические аспекты анализа процесса управления благоустройством в городах-миллионниках РФ» определена методика оценки уровня благоустройства выбранных городов -миллионников, проведена оценка городов-миллионников с точки зрения уровня их благоустроенности, а также проанализирован опрос населения жителей г. Казани на предмет благоустройства парков города. В третьей главе «Направление развития благоустройства территорий в городах-миллионниках» рассмотрен зарубежный опыт совершенствования процесса управления
благоустройством городов-миллионников, выявлены основные проблемы и разработаны рекомендации совершенствования процесса управления благоустройством в г. Казани, а также составлен проект благоустройства парка им. Петрова.
Благоустройство является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства, так как, прежде всего, работы по благоустройству направлены на то, чтобы жильцам было удобно и комфортно в своём городе, в своём доме. Следует отметить, что именно в этой сфере создаются условия, необходимые для обеспечения высокого уровня жизни как отдельного человека, так всех жителей города, района, квартала, микрорайона. Комплексное благоустройство означает разработку и реализацию совокупности мероприятий, которые направлены на создание и развитие эстетичности и социально-экологической организованной городской среды.
В процессе изучения благоустройства территории при написании выпускной квалификационной работы нами была достигнута цель исследовать процесс управления благоустройством городов-миллионников в современной России и разработать мероприятия по его совершенствованию.
Нами была дана характеристика сферы благоустройства городов - миллионников: Казань, Самара, Нижний Новгород. Так, нами были
проанализированы 14 показателей из методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (см. Рис. 1-13, Табл.2), согласно которым лидирующее положение занимает Казань, затем Нижний Новгород и Самара. Далее были охарактеризованы позиции данных городов по трем рейтингам: Рейтингу городов по качеству сферы здравоохранения и обеспечения безопасности, Рейтингу городов по состоянию и качеству обслуживания жилого фонда, Рейтингу городов по состоянию дорожного хозяйства, по которым лидером является также город Казань. Также было проанализировано финансирование
сферы благоустройства в данных городах, что характеризуется расходами на уровне 3-6% из бюджета.
В процессе эмпирического исследования была составлена авторская методика оценки благоустроенности парков, и для анализа были выбраны парки ЦПКиО им. Горького, Парк им. Петрова, Парк ДК Химиков, ПКиО Крылья Советов, Парк им. Урицкого. Парки были проанализированы по 10 критериям (см. Табл. 10), где лидирующие позиции заняли парки ЦПКиО им. Горького и ПКиО Крылья Советов, а аутсайдером среди исследуемых нами парков стал Парк им. Петрова.
Также был изучен зарубежный опыт совершенствованию процесса управления благоустройством в городах-миллионниках, в качестве характерных черт которого были отмечены: привлечение частных
инвестиций (благотворительные компании, меценаты или организации, заинтересованные в этом) на финансирование благоустройства, наличие системы комплексного независимого контроля в структуре управления благоустройством. Анализируя процесс благоустройства в городах- миллионниках нами были отмечены как общие проблемы, так и частные. Так, среди общих проблем исследуемых городов: недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней; отсутствие системы комплексного независимого контроля в структуре управления благоустройством; отсутствие инициативы у жителей городов.
Среди частных проблем в сфере управления благоустройством городов-миллионников отметим: Казань - 1) недостаток общественных
пространств на периферии города; 2) недостаток и низкое качество озеленения центральных пространств города; 3) недостаточное качество и разнообразие утилитарных услуг общественных пространств; Самара - 1) низкая экологическая культура населения, связанная с затаптыванием газонных площадей и с отсутствием парковочных мест для автотранспорта и потому его ставят там, где придется, в том числе и на газоны; 2) зеленые насаждения располагаются фрагментарно и бессистемно и в целом не
удовлетворяют нормам СНИПа (в 2 раза меньше нормы); 3) массовое использование типовых решений, когда соседние дворы всего микрорайона обустраиваются стандартными типовыми конструкциями детских площадок. Это исключает индивидуальный взгляд на конкретный двор и не дает комплексного развития территории микрорайона, когда в каждом дворе имеется своя тематическая, спортивная или детская площадка, а в целом территория оборудована с учетом досуга всех категорий и возрастов жителей; Нижний Новгород - 1) неравномерность распределения
растительности на площади города (Сормовский район города является самым зеленым районом, Ленинский район характеризуется большим количеством скверов и парков, находящихся в неудовлетворительном состоянии); 2) проблемы несанкционированных городских свалок; 3) ненадлежащее состояние парков города, сопровождающееся старыми объектами озеленения, моральным и физическим износом паркового оборудования, неухоженностью.
По каждой из выделенных нами проблем был дан ряд рекомендаций (см. Табл. 13-15). Внедрение данных предложений поспособствует позитивному развитию благоустройства и озеленения в России, ведь только комплексный анализ имеющихся проблем, а также постоянный мониторинг и контроль смогут положительно повлиять на благоустройство городов - миллионников.
В силу отстающего положения парка имени Петрова нами был предложен проект реконструкции и ремонта парка и пакет мероприятий для повышения его востребованности и популярности, практическая реализация которого поспособствует улучшению парка и его привлекательности . Стоимость проекта составила 4 000 000 руб., а среди мероприятий отметили: установка малых архитектурных форм (урны в количестве 20 шт.),
реконструкция детского городка (установка качелей в количестве 5 шт.), замена газонного покрытия в парке, реставрация фонтана и заполнение его водой, очистка и благоустройство территории парка.
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (Дата обращения: 13.03.2018 г.);
2) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.
№ 190-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51040/ (Дата
обращения: 17.02.2018 г.);
3) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 33773/ (Дата обращения: 17.02.2018 г.);
4) Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/ (Дата обращения: 17.02.2018 г.);
5) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64299/ (Дата обращения: 17.02.2018 г.);
6) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/ (Дата обращения: 17.02.2018 г.);
7) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 22481/ (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
8) Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 44571/ (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
9) Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 г. №33-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6072/ (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
10) Об охране окружающей среды: Федеральный закон от
10.01.2002 г. №7-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34823/ (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
11) Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995
г. №74-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8515/ (Дата
обращения: 15.03.2018 г.);
12) Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов: Приказ Минстроя России от 13.04.2017 г. № 711/пр [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 215687/ (Дата обращения: 20.02.2018 г.);
13) Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 г. № 691/пр [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456057487 (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
14) Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75: СП 82.13330.2016 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456054208 (Дата обращения: 15.02.2018 г.)
15) Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского
округа от 06.09.2012 г. № Ф06-6943/12 по делу N А65-32512/2011
[Электронный ресурс] // Система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/39037495/ (Дата обращения: 15.05.2018 г.);
16) Стратегия Казани-2030 [Электронный ресурс] // Официальный
портал органов местного самоуправления города Казани. - Режим доступа: https://www.kzn.ru/o-kazani/strategiya-kazani-2030/ (Дата обращения:
15.04.2018 г.);
17) Стратегия 2025. «Живая стратегия города» [Электронный ресурс]
// Администрация го Самара. - Режим доступа:
http://samadm.ru/docs/strategiya-2025/ (Дата обращения: 15.04.2018 г.);
18) Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы: Постановление
администрации города Нижнего Новгорода от 25.01.2017 г. № 190
[Электронный ресурс] // Система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/45715938/#block 103 (Дата обращения: 15.04.2018 г.);
19) Устав муниципального образования города Казани: Решение представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 г. № 3-5 [Электронный ресурс] // Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. - Режим доступа: https://www.kzn.ru/o-kazani/ustav-kazani/ (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
20) Устав городского округа Самара Самарской области: Решение
Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. № 294 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы городского округа Самара. - Режим доступа: http://gordumasamara.ru/ustav-gorodskogo-okruga-samara/ (Дата
обращения: 15.03.2018 г.);
21) Устав города Нижнего Новгорода: Постановление Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 г. № 91 [Электронный ресурс] // Законодательство России. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=152015466&rdk=&backlink=1 (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
22) О правилах благоустройства города Казани: Решение Казанской
городской Думы от 18.10.2006 г. № 4-12 [Электронный ресурс] //
Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. - Режим доступа: https://www.kzn.ru/nayti-dokument/munitsipalnye-pravovye-
akty-i-inaya-ofitsialnaya-informatsiya/2388/ (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
23) Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара: Постановление Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. № 404 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/945019942 (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
24) Об утверждении Правил благоустройства города Нижнего
Новгорода: Постановление Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2007 г. № 56 [Электронный ресурс] // Законодательство России. - Режим доступа:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=152017669&rdk=&backlink=1 (Дата обращения: 15.03.2018 г.);
25) Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс] // Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. - Режим доступа: http://minstroy.tatarstan.ru/rus/- prioritet-proekthtm.htm (Дата обращения: 15.04.2018 г.);
26) Приоритетный проект «Формирование комфортной городской
среды» [Электронный ресурс] // Администрация го Самара. - Режим доступа: http://samadm.ru/authority/the department of development and ecology/the- formation-of-a-comfortable-urban-environment-2018/ (Дата обращения:
15.04.2018 г.);
27) Об утверждении плана реализации муниципальной программы
«Благоустройство города Нижнего Новгорода» на 2018-2020 годы на 2018 год: Постановление Администрация города Нижнего Новгорода
Нижегородской области от 22.03.2018 г. № 761 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465581477 (Дата обращения: 15.04.2018 г.);
28) О бюджете муниципального образования города Казани на 2017
год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Решение Казанской городской Думы от 14.12.2016 г. № 6-12 [Электронный ресурс] // Система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/22556230/ (Дата обращения:
15.04.2018 г.);
Статистические материалы:
29) Сборник «Регионы России. Основные характеристики субъектов
Российской Федерации - 2017 г.» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики . - Режим доступа:
http://www. gks.ru/bgd/regl/b 17 14sZMain.htm (Дата обращения: 02.04.¬
12.05.2018 г.);
30) Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели
- 2017 г.» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b17 14p/Main.htm
(Дата обращения: 02.04.-12.05.2018 г.);