Приёмы психологического воздействия, используемые следователем, дознавателем, при допросе обвиняемых, подозреваемых (Горно-Алтайский государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Также есть доклад.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДОПРОС КАК СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ 6
1.1 Понятие, содержание и задачи допроса 6
1.2 Общие правила производства допроса 14
1.3 Нормативно-правовые основы свободы следователя в выборе тактики допроса, правомерность применения приёмов психологического воздействия 20
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ДОПРОСЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) 29
2.1 Проблематика допроса совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) 29
2.2 Психологические приёмы воздействия при допросе совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) (в том числе ранее судимых, совершивших преступление в группе) 36
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) 44
2.1 Проблематика допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) 44
2.2 Психологические приемы воздействия при допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) (в том числе ранее судимых, совершивших преступление в группе, воспитывающихся в неблагополучных семьях) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Также есть доклад.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДОПРОС КАК СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ 6
1.1 Понятие, содержание и задачи допроса 6
1.2 Общие правила производства допроса 14
1.3 Нормативно-правовые основы свободы следователя в выборе тактики допроса, правомерность применения приёмов психологического воздействия 20
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ДОПРОСЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) 29
2.1 Проблематика допроса совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) 29
2.2 Психологические приёмы воздействия при допросе совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) (в том числе ранее судимых, совершивших преступление в группе) 36
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) 44
2.1 Проблематика допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) 44
2.2 Психологические приемы воздействия при допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) (в том числе ранее судимых, совершивших преступление в группе, воспитывающихся в неблагополучных семьях) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
В последние годы проявляется повышенный интерес к психологическим аспектам деятельности по расследованию преступлений. Это обусловлено, с одной стороны, расширением проблематики психологических исследований, а с другой стороны – утилитарной потребностью в таких исследованиях правоохранительных органов в области дознания, расследования и судебного разбирательства по уголовным делам, а также профилактики преступлений.
Коммуникации между людьми, любое взаимодействие между ними не представляется возможным без использования ими, даже бессознательно, приёмов психологического воздействия друг на друга. И допрос как коммуникативное следственное действие в этом отношении не является исключением.
Актуальность изучения приёмов психологического воздействия, используемых следователем и дознавателем при допросе подозреваемых и обвиняемых состоит в том, что показания этих субъектов уголовного процесса выступают самыми важными доказательствами по делу и итоги допроса зависят, главным образом, от правильного выбора и умения лица, проводящего допрос, применить такие приёмы на допросе.
Проблема действенности проведения допроса и применения его результатов одна из главных в деятельности следователя (дознавателя), а по его владению искусством допроса судят о его профессионализме и компетентности. Некоторые сложности, появляющиеся в работе следователей (дознавателей), в некоторой степени связаны с недостаточной теоретической разработанностью использования приёмов психологического воздействия, относящихся к оценке и применению показаний, полученных на допросе, в ходе дельнейшего расследования преступления.
Характеризуя степень разработанности темы исследования, следует указать, что над проблематикой такого следственного действия, как допрос, работали А. П. Аленин, Р. С. Белкин, Г. Г. Доспулов, С. П. Ефимичев, М. И. Кулагин, М. И. Порубов, А. Ю. Ямпольский и другие учёные-процессуалисты.
Приёмы психологического воздействия, используемые при допросах различных субъектов уголовно процесса, исследовались с трудах А. Н. Васильева, Г. Г. Доспулова, Г. С. Казиняна, Л. М. Карнеевой, В. С. Комарова, А. Я. Маркова, А. Р. Ратинова, Н. А. Селиванова, А. Б. Соловьева, М. С. Строговича, М. Л. Якуба и других учёных.
Цель работы заключается в исследовании приёмов психологического воздействия, используемых следователем, дознавателем при допросе обвиняемых, подозреваемых.
Достижение данной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
изучить понятие, содержание и задачи допроса;
охарактеризовать общие правила производства допроса;
описать нормативно-правовые основы свободы следователя в выборе тактики допроса, правомерность применения приемов психологического воздействия;
выявить проблематику допроса совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых);
проанализировать психологические приёмы воздействия при допросе совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых);
выявить проблематику допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых);
проанализировать психологические приёмы воздействия при допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых).
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся между следователем (дознавателем) и подозреваемым (обвиняемым) в процессе производства такого следственного действия, как допрос.
Предметом исследования в работе выступают приёмы психологического воздействия, используемые следователем (дознавателем) при допросе подозреваемого (обвиняемого).
Методологическую основу исследования образует комплекс научных методов, центральное место в которых занял диалектический подход к познанию действительности.
Среди общенаучных методов исследования применялись системный метод, давший возможность рассмотреть формальное и правовое содержание допроса, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, систематизации и классификации.
Часто-научными методами стали юридическая герменевтика, позволяющая, помимо интерпретации смысла текста нормативно-правовых актов, провести также анализ содержания правовой ситуации; сравнительно-правовой и системно-структурный методы, методы юридической и криминальной психологии.
Теоретическая основа исследования включает работы по уголовному процессу, труды по производству допроса, в том числе публикации в научных периодических изданиях последних лет таких авторов, как Б. Т. Безлепкин, / А. Д. Гильфанова, В. О. Захарова И. Кертес, М. Д. Лавкель, О. Н. Процюк, Ч. Р. Садрашев, Е. Б. Тарасова и др.
Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими нормативными документами.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список источников и используемой литературы.
Коммуникации между людьми, любое взаимодействие между ними не представляется возможным без использования ими, даже бессознательно, приёмов психологического воздействия друг на друга. И допрос как коммуникативное следственное действие в этом отношении не является исключением.
Актуальность изучения приёмов психологического воздействия, используемых следователем и дознавателем при допросе подозреваемых и обвиняемых состоит в том, что показания этих субъектов уголовного процесса выступают самыми важными доказательствами по делу и итоги допроса зависят, главным образом, от правильного выбора и умения лица, проводящего допрос, применить такие приёмы на допросе.
Проблема действенности проведения допроса и применения его результатов одна из главных в деятельности следователя (дознавателя), а по его владению искусством допроса судят о его профессионализме и компетентности. Некоторые сложности, появляющиеся в работе следователей (дознавателей), в некоторой степени связаны с недостаточной теоретической разработанностью использования приёмов психологического воздействия, относящихся к оценке и применению показаний, полученных на допросе, в ходе дельнейшего расследования преступления.
Характеризуя степень разработанности темы исследования, следует указать, что над проблематикой такого следственного действия, как допрос, работали А. П. Аленин, Р. С. Белкин, Г. Г. Доспулов, С. П. Ефимичев, М. И. Кулагин, М. И. Порубов, А. Ю. Ямпольский и другие учёные-процессуалисты.
Приёмы психологического воздействия, используемые при допросах различных субъектов уголовно процесса, исследовались с трудах А. Н. Васильева, Г. Г. Доспулова, Г. С. Казиняна, Л. М. Карнеевой, В. С. Комарова, А. Я. Маркова, А. Р. Ратинова, Н. А. Селиванова, А. Б. Соловьева, М. С. Строговича, М. Л. Якуба и других учёных.
Цель работы заключается в исследовании приёмов психологического воздействия, используемых следователем, дознавателем при допросе обвиняемых, подозреваемых.
Достижение данной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
изучить понятие, содержание и задачи допроса;
охарактеризовать общие правила производства допроса;
описать нормативно-правовые основы свободы следователя в выборе тактики допроса, правомерность применения приемов психологического воздействия;
выявить проблематику допроса совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых);
проанализировать психологические приёмы воздействия при допросе совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых);
выявить проблематику допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых);
проанализировать психологические приёмы воздействия при допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых).
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся между следователем (дознавателем) и подозреваемым (обвиняемым) в процессе производства такого следственного действия, как допрос.
Предметом исследования в работе выступают приёмы психологического воздействия, используемые следователем (дознавателем) при допросе подозреваемого (обвиняемого).
Методологическую основу исследования образует комплекс научных методов, центральное место в которых занял диалектический подход к познанию действительности.
Среди общенаучных методов исследования применялись системный метод, давший возможность рассмотреть формальное и правовое содержание допроса, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, систематизации и классификации.
Часто-научными методами стали юридическая герменевтика, позволяющая, помимо интерпретации смысла текста нормативно-правовых актов, провести также анализ содержания правовой ситуации; сравнительно-правовой и системно-структурный методы, методы юридической и криминальной психологии.
Теоретическая основа исследования включает работы по уголовному процессу, труды по производству допроса, в том числе публикации в научных периодических изданиях последних лет таких авторов, как Б. Т. Безлепкин, / А. Д. Гильфанова, В. О. Захарова И. Кертес, М. Д. Лавкель, О. Н. Процюк, Ч. Р. Садрашев, Е. Б. Тарасова и др.
Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими нормативными документами.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список источников и используемой литературы.
Допрос – это регламентированный уголовно-процессуальным законом устный диалог между должностным лицом, уполномоченным на его проведение, и подозреваемым, обвиняемым, свидетелем и потерпевшим.
Содержание допроса составляет процесс передачи/получения информации о расследуемом событии и (или) обстоятельствах и лицах, связанных с данным событием.
Главной задачей допроса является получение полных и объективно отражающих действительность показаний, которые являются источником доказательств.
Производство допроса всех участников уголовного дела регулируется общими правилами, что обусловлено единством природы их показаний. Допрос проводится по месту производства предварительного расследования. Общая продолжительность допроса в течение 1 дня не может превышать 8-ми часов.
Производство допроса включает 3 стадии:
1) вводная стадия - установление данных о личности допрашиваемого и о его взаимоотношениях с иными участниками уголовного процесса, разъяснение ему прав, обязанностей и ответственности;
2) стадия свободного рассказа допрашиваемого по предмету допроса;
3) вопросно-ответная стадия, заключающаяся в постановке следователем (дознавателем) вопросов допрашиваемому и ответов на них последнего.
Ход допроса и его результаты оформляются протоколом.
Нормативно-правовые основы свободы следователя в выборе тактики допроса закреплены в ч. 2 ст. 189 УПК РФ, в соответствии с которой следователь и дознаватель свободны в выборе тактики допроса. При этом запрещается задавать допрашиваемому наводящие вопросы, т.е. вопросы, в содержании которых имеется предполагаемый ответ.
Правомерность применения приёмов психологического воздействия определяется необходимостью соблюдения принципов уголовного судопроизводства, уважением чести и достоинства личности, недопустимостью злоупотребления следователем процессуальными правами. Неправомерное психологическое воздействие на допрашиваемого может выражаться в принуждении и обмане.
Проблематика допроса совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) включает такие аспекты производства допроса, как проблема допустимости тактических приёмов, правомерности их использования, вопросы воздействия на личность допрашиваемого в условиях конфликтной ситуации «со строгим соперничеством», а также вопросы допустимости методов морального и психического принуждения.
Психологическое воздействие на допросе представляет собой преднамеренное, целенаправленное вмешательство допрашивающего в процессы психического отражения действительности допрашиваемого, которое может выражаться в виде эмоционального воздействия, направленного соответственно на эмоциональную сферу, а также в виде логического воздействия, которое взывает рациональным основам сознания допрашиваемого.
Важнейшей сферой применения психологических приёмов на допросе обвиняемого (подозреваемого) является установление психологического контакта, в процессе которого используется совокупность приёмов и средств, направленных на создание благоприятных условий общения между следователем и допрашиваемым, которые характеризуются достижением взаимопонимания и доверия, готовностью партнеров к обмену и передаче необходимой информации.
Психологические приёмы, применяемые при допросе обвиняемых (подозреваемых) в рецидивных или групповых преступлениях обусловлены социально-психологическими характеристиками преступной группы и индивидуальными качествами допрашиваемых, которые позволяют получить необходимую информацию об обстоятельствах расследуемого преступления и личности виновного.
Проблематика допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) включает такие аспекты производства допроса, как участие специалиста-психолога (педагога), учёт особенностей допроса данной категории участников дела, учёт характеристик личности несовершеннолетнего, использование для допроса специальных помещений, оборудованных зеркалом Гезелла.
Совокупность психологических приёмов воздействия при допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) имеет свои особенности в зависимости от стадии допроса.
На вступительной стадии используются приёмы установления психологического контакта и преодоления конформизма.
На стадии свободного рассказа важна правильная психологическая интерпретация следователем двигательной активности допрашиваемого.
На вопросно-ответной стадии используются такие приёмы психологического воздействия, как вызывание проговорок, внезапная постановка вопроса или предъявление доказательств, демонстрация следователем информированности об обстоятельствах дела, приём разжигания розни между соучастниками преступления, приём отвлечения внимания (косвенного допроса), «допущение легенды».
Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что показания обвиняемых и подозреваемых выступают самыми важными доказательствами по делу и итоги допроса этих участников уголовного процесса зависят, главным образом, от правильного выбора и умения лица, проводящего допрос, применить на допросе приёмы психологического воздействия.
Содержание допроса составляет процесс передачи/получения информации о расследуемом событии и (или) обстоятельствах и лицах, связанных с данным событием.
Главной задачей допроса является получение полных и объективно отражающих действительность показаний, которые являются источником доказательств.
Производство допроса всех участников уголовного дела регулируется общими правилами, что обусловлено единством природы их показаний. Допрос проводится по месту производства предварительного расследования. Общая продолжительность допроса в течение 1 дня не может превышать 8-ми часов.
Производство допроса включает 3 стадии:
1) вводная стадия - установление данных о личности допрашиваемого и о его взаимоотношениях с иными участниками уголовного процесса, разъяснение ему прав, обязанностей и ответственности;
2) стадия свободного рассказа допрашиваемого по предмету допроса;
3) вопросно-ответная стадия, заключающаяся в постановке следователем (дознавателем) вопросов допрашиваемому и ответов на них последнего.
Ход допроса и его результаты оформляются протоколом.
Нормативно-правовые основы свободы следователя в выборе тактики допроса закреплены в ч. 2 ст. 189 УПК РФ, в соответствии с которой следователь и дознаватель свободны в выборе тактики допроса. При этом запрещается задавать допрашиваемому наводящие вопросы, т.е. вопросы, в содержании которых имеется предполагаемый ответ.
Правомерность применения приёмов психологического воздействия определяется необходимостью соблюдения принципов уголовного судопроизводства, уважением чести и достоинства личности, недопустимостью злоупотребления следователем процессуальными правами. Неправомерное психологическое воздействие на допрашиваемого может выражаться в принуждении и обмане.
Проблематика допроса совершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) включает такие аспекты производства допроса, как проблема допустимости тактических приёмов, правомерности их использования, вопросы воздействия на личность допрашиваемого в условиях конфликтной ситуации «со строгим соперничеством», а также вопросы допустимости методов морального и психического принуждения.
Психологическое воздействие на допросе представляет собой преднамеренное, целенаправленное вмешательство допрашивающего в процессы психического отражения действительности допрашиваемого, которое может выражаться в виде эмоционального воздействия, направленного соответственно на эмоциональную сферу, а также в виде логического воздействия, которое взывает рациональным основам сознания допрашиваемого.
Важнейшей сферой применения психологических приёмов на допросе обвиняемого (подозреваемого) является установление психологического контакта, в процессе которого используется совокупность приёмов и средств, направленных на создание благоприятных условий общения между следователем и допрашиваемым, которые характеризуются достижением взаимопонимания и доверия, готовностью партнеров к обмену и передаче необходимой информации.
Психологические приёмы, применяемые при допросе обвиняемых (подозреваемых) в рецидивных или групповых преступлениях обусловлены социально-психологическими характеристиками преступной группы и индивидуальными качествами допрашиваемых, которые позволяют получить необходимую информацию об обстоятельствах расследуемого преступления и личности виновного.
Проблематика допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) включает такие аспекты производства допроса, как участие специалиста-психолога (педагога), учёт особенностей допроса данной категории участников дела, учёт характеристик личности несовершеннолетнего, использование для допроса специальных помещений, оборудованных зеркалом Гезелла.
Совокупность психологических приёмов воздействия при допросе несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) имеет свои особенности в зависимости от стадии допроса.
На вступительной стадии используются приёмы установления психологического контакта и преодоления конформизма.
На стадии свободного рассказа важна правильная психологическая интерпретация следователем двигательной активности допрашиваемого.
На вопросно-ответной стадии используются такие приёмы психологического воздействия, как вызывание проговорок, внезапная постановка вопроса или предъявление доказательств, демонстрация следователем информированности об обстоятельствах дела, приём разжигания розни между соучастниками преступления, приём отвлечения внимания (косвенного допроса), «допущение легенды».
Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что показания обвиняемых и подозреваемых выступают самыми важными доказательствами по делу и итоги допроса этих участников уголовного процесса зависят, главным образом, от правильного выбора и умения лица, проводящего допрос, применить на допросе приёмы психологического воздействия.



