БАНКИ РАЗВИТИЯ:МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы деятельности современных банков развития 5
1.1. Банки развития: эволюция, цели, функции, типы и их необходимость
в мировой экономике 5
1.2. Особенности и специфика современных банков развития 15
2. Аналитический обзор деятельности современных банков развития 23
2.1. Анализ деятельности многосторонних банков развития 23
2.2. Оценка результатов работы национального банка развития России (Внешэкономбанка) 36
3. Проблемы и перспективы развития современных банков развития 47
3.1. Современные реалии взаимоотношения России с мировыми банками развития 47
3.2. Сравнительная оценка эффективности и результативности банков развития 55
Заключение 66
Список использованных источников 71
Приложения
1. Теоретические основы деятельности современных банков развития 5
1.1. Банки развития: эволюция, цели, функции, типы и их необходимость
в мировой экономике 5
1.2. Особенности и специфика современных банков развития 15
2. Аналитический обзор деятельности современных банков развития 23
2.1. Анализ деятельности многосторонних банков развития 23
2.2. Оценка результатов работы национального банка развития России (Внешэкономбанка) 36
3. Проблемы и перспективы развития современных банков развития 47
3.1. Современные реалии взаимоотношения России с мировыми банками развития 47
3.2. Сравнительная оценка эффективности и результативности банков развития 55
Заключение 66
Список использованных источников 71
Приложения
Несмотря на недавний значительный рост, сегодня перед Россией стоят серьезные проблемы, которые вряд ли уйдут или решатся сами. Напротив, они требуют пристального внимания и ресурсов для своего эффективного успешного решения, если страна хочет повысить свою конкурентоспособность, диверсифицировать экономику, ускорить рост и обеспечить более равномерное распределение благ.
Один из инструментов стратегического воздействия на экономику, имеющихся в распоряжении правительств - это банк развития. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Более того, в условиях реформирования отечественной экономики из сырьевой направленности в инновационные рельсы подобные институты развития будут играть ключевую роль. Следовательно, тема исследования видится актуальной и значимой на современном этапе. Также необходимо понимать, что российский банк развития достаточно еще молод и неопытен по сравнению с международными банками развития, которые действуют уже не один и не два десятка лет, что дает возможность не совершать те ошибки российскому банку развития, которые совершали их международные аналоги в других странах.
Целью выпускной квалификационной работы является определение роли банков развития в развитии мировой и национальной экономик государств, в особенности представляет интерес российский опыт. Следовательно, объектом исследования является деятельность российского банка развития, предметом исследования выступают методы сравнения и синтеза, с использованием которых определялся эффективность и результативность деятельности мировых банков развития. Достижение цели побудило решение следующих задач:
- рассмотреть понятийный аппарат банков развития, их предназначение и место в современной экономике;
- раскрыть специфику и особенности деятельности мировых банков развития;
- оценить деятельность мировых банков развития;
- провести анализ деятельности российского банка развития;
- отразить современные реалии и проблемы взаимодействия России с мировыми банками развития;
- выявить роль и значимость банков развития для улучшения национальной экономики внутри государства на основе системы сбалансированных показателей.
Источниками информации при написании работы послужили во многом научные статьи в периодической печати, доклады и дискуссии на симпозиумах, форумах и конференциях. В силу того, что научной литературы в области исследования необходимости мировых банков развития еще не так много и только в начале 2010-х стали появляться книги, монографии и пособия в области надобности мировых банков развития в функционировании и становления мировой экономики. Естественно, использовались официальные сайты мировых банков развития и их собственные исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Один из инструментов стратегического воздействия на экономику, имеющихся в распоряжении правительств - это банк развития. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Более того, в условиях реформирования отечественной экономики из сырьевой направленности в инновационные рельсы подобные институты развития будут играть ключевую роль. Следовательно, тема исследования видится актуальной и значимой на современном этапе. Также необходимо понимать, что российский банк развития достаточно еще молод и неопытен по сравнению с международными банками развития, которые действуют уже не один и не два десятка лет, что дает возможность не совершать те ошибки российскому банку развития, которые совершали их международные аналоги в других странах.
Целью выпускной квалификационной работы является определение роли банков развития в развитии мировой и национальной экономик государств, в особенности представляет интерес российский опыт. Следовательно, объектом исследования является деятельность российского банка развития, предметом исследования выступают методы сравнения и синтеза, с использованием которых определялся эффективность и результативность деятельности мировых банков развития. Достижение цели побудило решение следующих задач:
- рассмотреть понятийный аппарат банков развития, их предназначение и место в современной экономике;
- раскрыть специфику и особенности деятельности мировых банков развития;
- оценить деятельность мировых банков развития;
- провести анализ деятельности российского банка развития;
- отразить современные реалии и проблемы взаимодействия России с мировыми банками развития;
- выявить роль и значимость банков развития для улучшения национальной экономики внутри государства на основе системы сбалансированных показателей.
Источниками информации при написании работы послужили во многом научные статьи в периодической печати, доклады и дискуссии на симпозиумах, форумах и конференциях. В силу того, что научной литературы в области исследования необходимости мировых банков развития еще не так много и только в начале 2010-х стали появляться книги, монографии и пособия в области надобности мировых банков развития в функционировании и становления мировой экономики. Естественно, использовались официальные сайты мировых банков развития и их собственные исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В заключение исследования необходимо подвести его основные итоги, а именно определить значимость банков развития для мировой экономики, их влияния на экономические процессы.
Было определено, что основная и структурная роль банков развития - предоставление доступа к финансовым ресурсам тем жизнеспособным участникам экономики, которые не могут получить финансирование через стандартные рыночные финансовые институты, прежде всего коммерческие банки. В этом качестве банки развития способствуют экономическому росту и развитию. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов коммерческих банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Вторая принципиальная функция банков развития, обозначившаяся в последние годы, - служить каналом пополнения ликвидности в периоды временных сбоев в функционировании финансовой системы. Такие сбои происходят в кризисы и тогда жизнеспособные предприятия, в нормальных условиях имеющие доступ к рыночным финансовым ресурсам, сталкиваются с проблемами ликвидности. Банки развития, являясь опытным кредитным институтом на финансовом рынке, обладая технологиями отбора жизнеспособных заемщиков, показали свою эффективность в качестве канала насыщения системы дополнительной ликвидностью для преодоления временных провалов финансового рынка. Задача состоит в обеспечении строго противоциклического присутствия банков развития во втором своем качестве, без затягивания присутствия банков развития в необычных для себя секторах дольше, нежели это необходимо для разрешения временных проблем финансового сектора.
В рамках обзора мирового опыта функционирования и развития банков развития была проанализирована деятельность многосторонних банков развития и национального банка развития России. Анализ позволил определить, что выделяемые отрасли у ЧБТР сопоставимы с отраслевыми особенностями МБРР. Однако ЧБТР, как и ЕБРР выдают кредиты в евро, а МБРР и ЕАБР - в американской валюте. У всех многосторонних банков развития наблюдается рост объемов кредитования. В отношении Российской Федерации было замечено, что МБРР и ЕБРР прекратили сотрудничество с Россией вследствие санкционных решений, и множество проектов было заморожено. Однако Россия наращивает сотрудничество с другими банками развития, как ЧБТР (где большая часть кредитов приходится именно на Россию) и ЕАБР (где большая часть проектов, но не подписанных, также приходятся на Россию).
Анализ финансовых показателей российского банка развития показал, что в динамике наблюдается стабильность ресурсной базы, который, впрочем, положительно повлиял на рост кредитного портфеля ВЭБ. В структуре портфеля кредитов российского банка развития доминируют кредиты на развитие инфраструктуры, которые в своей массе во многом относятся к инвестиционным кредитам, далее по структуре занимают кредиты химии и нефтехимии, машиностроению и агропромышленному комплексу. Заметим, что на долю промышленности приходится около половины всего кредитного портфеля ВЭБ. Банк развития также увеличивает финансовую поддержку экспорта. За 2015-2016 гг. выданные ВЭБ гарантии для поддержки экспорта выросли в 4 раза, но при этом ВЭБ перестал заниматься предэкспортным финансированием. ВЭБ активно развивает вложения в ценные бумаги, преимущественно в корпоративный сектор, а именно в долговые обязательства, на долю которых приходится свыше половины портфельных инвестиций, далее по структуре занимают государственные облигации, вложения в акции и депозитарные расписки. ВЭБ также активно увеличивает портфель участия, портфель гарантий и поручительств, что вкупе придал росту активам ВЭБ и улучшению финансового результата в динамике, хотя по итогам 2016 г. ВЭБ продолжил получать убытки, как и в 2015-2016 гг., хотя их объем снизился.
В ходе исследования было определено, что в системе взаимодействия России и мировыми банками развития (преимущественно регионального типа) в последние годы наметились сбои, что накладывает дополнительные угрозы для интеграции российской экономики на мировые рынки. Вследствие санкционных событий, под влиянием стран Запада откладывается вступление России в региональные банки развития. Россия не могла это воспринимать спокойно и сама по многим направлениям стала инициатором создания других банков развития, как НБР или развития банков развития, в которых она участвует, как АБИИ, ЕвБР и ЧБТР.
С целью определения возможных направлений дальнейшего взаимодействия России с банками развития была предложена модель, в основе которой лежит принцип «деревья-решения», где поэтапно определяются результаты деятельности двух сторон в части взаимодействия. Модель формирования стратегии взаимодействия России и банков развития состоит из четырех этапов и заключается в определении роли банков развития в России и формировании стратегии, в зависимости от двух компонентов: степень влияния финансовых средств на развитие экономики России и участие России в капитале банка развития. В результате образуется матрица двух показателей, где оба показателя могут быть высокими, низкими и комбинированными, на основе которых формируется дальнейшая стратегия России и банка развития по вопросам сотрудничества.
Апробация модели в части взаимодействия России с ЕАБР, ЧБТР и ЕБРР по итогам прошлого года показало, что в отношении взаимодействия России с ЕАБР следует придерживаться стратегии концентрации, в отношении связи с ЧБТР - стратегии интеграции, в отношении взаимосвязи с ЕБРР - стратегии сокращения. Учитывая, что НБР также за свое короткое время существования уже направил финансовые ресурсы на реализацию проектов в России, то с данными банками развития стратегия также будет концентрированного типа.
Расширение участия России в деятельности региональных финансовых институтов не только открывает более широкие возможности для получения ресурсов, но и является положительным сигналом для других инвесторов. Кроме того, такое участие способствует ускорению интеграции экономики в международное разделение труда, укрепляет позиции России в мировой финансовой системе, что дает определенные политические преимущества.
Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована не на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этом сообществе, ведь сотрудничество с ним заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, но и в комплексе взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике. В перспективе отношения с региональными банками развития могут стать для развивающихся стран более выгодными по сравнению с участием в МВФ или МБРР. Поэтому для России важно выработать четкую стратегию участия в деятельности этих международных финансовых организаций и построить такую структуру заимствований средств, которая отражала бы реализацию национальных интересов и соответствовала основным направлениям социально-экономического развития страны.
Сделать предварительный анализ издержек и выгод от вступления России в региональные финансовые организации развития довольно сложно, так как экономические издержки не всегда соизмеримы с политическими выгодами, и наоборот. Однако перед вступлением можно определить программу действий.
В рамках определения эффективности и результативности действий современных банков развития в мировой экономике предлагается использование систему сбалансированных показателей, в идеологии которой лежит фундамент двухкритериального анализа - социального эффекта и экономического эффекта с позиции ожиданий и факта наступления. В итоге образуется система координат и матрица, состоящая из девяти ячеек. Декомпозиция модели показала, что с позиции ожидаемого эффекта и фактического эффекта деятельность ВЭБ заметно уступает эффективности деятельности многосторонних банков развития. Ключевой причиной разницы эффекта видится в малой отдаче социальной значимости финансовой помощи в части развития инфраструктурных проектов российским банком развития. Следовательно, нашей стране необходимо проработать вопросы о росте эффективности банков развития для отечественной экономики, возможно, следует создать несколько банков развития, как, к примеру, на базе АО «Россельхозбанк» сделать российский банк развития в области агропромышленного комплекса, учитывая, что это единственный банк в стране, у которого полный пакет акций принадлежит государству.
Но важно понимать, что банки развития - это не только организации - доноры финансовых средств для любой экономики страны. Взаимодействие Российской Федерации с банками развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.
Банк развития необходимы мировой экономике, поскольку в современной сложившийся ситуации, когда страны сталкиваются с геополитикой, катаклизмами, стихийными бедствиями, войнами и террористическими угрозами, финансовая поддержка вышеупомянутых банков развития для нуждающихся в средствах государствах оказывается необходимой.
Было определено, что основная и структурная роль банков развития - предоставление доступа к финансовым ресурсам тем жизнеспособным участникам экономики, которые не могут получить финансирование через стандартные рыночные финансовые институты, прежде всего коммерческие банки. В этом качестве банки развития способствуют экономическому росту и развитию. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов коммерческих банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Вторая принципиальная функция банков развития, обозначившаяся в последние годы, - служить каналом пополнения ликвидности в периоды временных сбоев в функционировании финансовой системы. Такие сбои происходят в кризисы и тогда жизнеспособные предприятия, в нормальных условиях имеющие доступ к рыночным финансовым ресурсам, сталкиваются с проблемами ликвидности. Банки развития, являясь опытным кредитным институтом на финансовом рынке, обладая технологиями отбора жизнеспособных заемщиков, показали свою эффективность в качестве канала насыщения системы дополнительной ликвидностью для преодоления временных провалов финансового рынка. Задача состоит в обеспечении строго противоциклического присутствия банков развития во втором своем качестве, без затягивания присутствия банков развития в необычных для себя секторах дольше, нежели это необходимо для разрешения временных проблем финансового сектора.
В рамках обзора мирового опыта функционирования и развития банков развития была проанализирована деятельность многосторонних банков развития и национального банка развития России. Анализ позволил определить, что выделяемые отрасли у ЧБТР сопоставимы с отраслевыми особенностями МБРР. Однако ЧБТР, как и ЕБРР выдают кредиты в евро, а МБРР и ЕАБР - в американской валюте. У всех многосторонних банков развития наблюдается рост объемов кредитования. В отношении Российской Федерации было замечено, что МБРР и ЕБРР прекратили сотрудничество с Россией вследствие санкционных решений, и множество проектов было заморожено. Однако Россия наращивает сотрудничество с другими банками развития, как ЧБТР (где большая часть кредитов приходится именно на Россию) и ЕАБР (где большая часть проектов, но не подписанных, также приходятся на Россию).
Анализ финансовых показателей российского банка развития показал, что в динамике наблюдается стабильность ресурсной базы, который, впрочем, положительно повлиял на рост кредитного портфеля ВЭБ. В структуре портфеля кредитов российского банка развития доминируют кредиты на развитие инфраструктуры, которые в своей массе во многом относятся к инвестиционным кредитам, далее по структуре занимают кредиты химии и нефтехимии, машиностроению и агропромышленному комплексу. Заметим, что на долю промышленности приходится около половины всего кредитного портфеля ВЭБ. Банк развития также увеличивает финансовую поддержку экспорта. За 2015-2016 гг. выданные ВЭБ гарантии для поддержки экспорта выросли в 4 раза, но при этом ВЭБ перестал заниматься предэкспортным финансированием. ВЭБ активно развивает вложения в ценные бумаги, преимущественно в корпоративный сектор, а именно в долговые обязательства, на долю которых приходится свыше половины портфельных инвестиций, далее по структуре занимают государственные облигации, вложения в акции и депозитарные расписки. ВЭБ также активно увеличивает портфель участия, портфель гарантий и поручительств, что вкупе придал росту активам ВЭБ и улучшению финансового результата в динамике, хотя по итогам 2016 г. ВЭБ продолжил получать убытки, как и в 2015-2016 гг., хотя их объем снизился.
В ходе исследования было определено, что в системе взаимодействия России и мировыми банками развития (преимущественно регионального типа) в последние годы наметились сбои, что накладывает дополнительные угрозы для интеграции российской экономики на мировые рынки. Вследствие санкционных событий, под влиянием стран Запада откладывается вступление России в региональные банки развития. Россия не могла это воспринимать спокойно и сама по многим направлениям стала инициатором создания других банков развития, как НБР или развития банков развития, в которых она участвует, как АБИИ, ЕвБР и ЧБТР.
С целью определения возможных направлений дальнейшего взаимодействия России с банками развития была предложена модель, в основе которой лежит принцип «деревья-решения», где поэтапно определяются результаты деятельности двух сторон в части взаимодействия. Модель формирования стратегии взаимодействия России и банков развития состоит из четырех этапов и заключается в определении роли банков развития в России и формировании стратегии, в зависимости от двух компонентов: степень влияния финансовых средств на развитие экономики России и участие России в капитале банка развития. В результате образуется матрица двух показателей, где оба показателя могут быть высокими, низкими и комбинированными, на основе которых формируется дальнейшая стратегия России и банка развития по вопросам сотрудничества.
Апробация модели в части взаимодействия России с ЕАБР, ЧБТР и ЕБРР по итогам прошлого года показало, что в отношении взаимодействия России с ЕАБР следует придерживаться стратегии концентрации, в отношении связи с ЧБТР - стратегии интеграции, в отношении взаимосвязи с ЕБРР - стратегии сокращения. Учитывая, что НБР также за свое короткое время существования уже направил финансовые ресурсы на реализацию проектов в России, то с данными банками развития стратегия также будет концентрированного типа.
Расширение участия России в деятельности региональных финансовых институтов не только открывает более широкие возможности для получения ресурсов, но и является положительным сигналом для других инвесторов. Кроме того, такое участие способствует ускорению интеграции экономики в международное разделение труда, укрепляет позиции России в мировой финансовой системе, что дает определенные политические преимущества.
Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована не на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этом сообществе, ведь сотрудничество с ним заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, но и в комплексе взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике. В перспективе отношения с региональными банками развития могут стать для развивающихся стран более выгодными по сравнению с участием в МВФ или МБРР. Поэтому для России важно выработать четкую стратегию участия в деятельности этих международных финансовых организаций и построить такую структуру заимствований средств, которая отражала бы реализацию национальных интересов и соответствовала основным направлениям социально-экономического развития страны.
Сделать предварительный анализ издержек и выгод от вступления России в региональные финансовые организации развития довольно сложно, так как экономические издержки не всегда соизмеримы с политическими выгодами, и наоборот. Однако перед вступлением можно определить программу действий.
В рамках определения эффективности и результативности действий современных банков развития в мировой экономике предлагается использование систему сбалансированных показателей, в идеологии которой лежит фундамент двухкритериального анализа - социального эффекта и экономического эффекта с позиции ожиданий и факта наступления. В итоге образуется система координат и матрица, состоящая из девяти ячеек. Декомпозиция модели показала, что с позиции ожидаемого эффекта и фактического эффекта деятельность ВЭБ заметно уступает эффективности деятельности многосторонних банков развития. Ключевой причиной разницы эффекта видится в малой отдаче социальной значимости финансовой помощи в части развития инфраструктурных проектов российским банком развития. Следовательно, нашей стране необходимо проработать вопросы о росте эффективности банков развития для отечественной экономики, возможно, следует создать несколько банков развития, как, к примеру, на базе АО «Россельхозбанк» сделать российский банк развития в области агропромышленного комплекса, учитывая, что это единственный банк в стране, у которого полный пакет акций принадлежит государству.
Но важно понимать, что банки развития - это не только организации - доноры финансовых средств для любой экономики страны. Взаимодействие Российской Федерации с банками развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.
Банк развития необходимы мировой экономике, поскольку в современной сложившийся ситуации, когда страны сталкиваются с геополитикой, катаклизмами, стихийными бедствиями, войнами и террористическими угрозами, финансовая поддержка вышеупомянутых банков развития для нуждающихся в средствах государствах оказывается необходимой.
Подобные работы
- Банки развития: мировой опыт и особенности деятельности в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - МИРОВОЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Центральные банки развитых и развивающих стран: особенности и перспективы функционирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы и тенденции развития мирового рынка страховых услуг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022



