Есть приложение (Перечень целевых комплексных программ в СССР и в РФ).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1 Понятие и сущность комплексных программ 5
1.2 Исторические аспекты применения комплексных программ в экономике России 8
1.3 Опыт применения государственных комплексных программ развития в различных странах 13
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ 23
2.1 Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе 23
2.2 Методические аспекты разработки целевых программ развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
В настоящее время приоритетным направлением развития признается как переход к инновационной экономике, которая служит катализатором ускорения его развития, а также роста конкурентоспособности, особенно в современных условиях глобализации мировой экономики. Однако переход к инновационной экономике требует развития сети инновационных систем, основанной на формировании комплексных программ, поскольку они обеспечивают наилучшие условия для оптимального социально-экономического развития страны.
Проблемы разработки и реализации комплексных программ приобретают существенное значение в современных условиях развития экономики.
Разработанный механизм комплексных программ позволит максимально эффективно и экономически эффективно использовать ограниченные бюджетные средства. Поэтому решение проблем разработки и реализации комплексных программ и совершенствование подхода к применению программного целевого метода становится наиболее актуальным.
Состояние экономики Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран, определяется качеством управления на всех уровнях и, прежде всего, на федеральном и региональном уровнях. Базовый уровень системы управления определяется качеством стратегических планов развития.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активно влияют на его социально-экономическое развитие и должны быть направлены на реализацию крупномасштабных, наиболее важных для государственных инвестиций и научно-технических проектов, направленных на решение системные проблемы, отнесенные к компетенции федеральных органов исполнительной власти. В настоящем документе обсуждаются целевые программы и их роль в социально-экономическом развитии регионов. Эта тема актуальна, потому что программный метод наиболее эффективен в управлении регионом и страной в целом.
Объектом изучения этой курсовой работы является комплексная программа экономического развития страны.
Предметом исследования является применение и эффективность целевых программ в управлении российской экономикой.
Целью этой курсовой работы является рассмотрение комплексных программы экономического развития страны.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить понятие и сущность комплексных программ;
- описать исторические аспекты применения комплексных программ в экономике России;
- проанализировать опыт применения государственных комплексных программ развития в различных странах;
- выявить основные приоритеты социально-экономического развития
Российской Федерации в среднесрочной перспективе;
- провести методические аспекты разработки целевых программ развития.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных специалистов, нормативно-правовая база всех уровней государственной власти, документы, отчеты, а также Интернет-ресурсы, сведения государственной статистики.
Комплексные программы экономического развития играют огромную роль в политике. Они способствуют укреплению экономических связей, территориальной целостности, созданию и развитию региональных рынков, институциональной и рыночной инфраструктуры, занятости и повышению уровня жизни.
Исходя из результатов проделанной работы, можно сделать следующие основные выводы:
- комплексная программа представляет собой комплекс исследований, разработок, производства, социально-экономических, организационных, экономических и других видов деятельности, связанных с ресурсами, исполнителями и условиями реализации, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки;
- комплексные программы являются важным инструментом для эффективного использования средств федерального бюджета, что позволяет обеспечить максимальную концентрацию ресурсов в ключевых областях роста национальной экономики и конкурентоспособных отраслей, в том числе с высоким инновационным потенциалом;
- разработка программы - целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов на разных уровнях.
Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы; вопросы разработки концепций развития отраслей рассматриваются в нормативно-правовых и иных актах РФ, посвященных разработке концепций развития, а также непосредственно в текстах таких документов (программ, прогнозов, стратегий).
Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. Проблемы разработки и реализации целевых программ приобретают существенное значение в современных условиях развития экономики.
Хорошо разработанный механизм целевых программ позволит максимально эффективно и экономично использовать ограниченные бюджетные средства. Поэтому решение проблем разработки и реализации целевых программ и совершенствование подхода к применению целевого метода программы становится наиболее актуальным.
Таким образом, только с использованием комплексного подхода к решению проблем программно-целевого планирования может быть достигнут высокий уровень экономического развития страны.
1. Федеральный закон N 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 23 июня, 3 июля 2016 г.),
2. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (ред. от 15.02.2017) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 г. Москва «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 588 от 2 августа 2010 г. «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 24 января 2017 г. № 67 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
7. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утв. Постановлением Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594, в ред. от 15.02.2017 г.)
8. Андреев, Е.И. Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е.И. Андреева, И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская - М.: Издательство «Проспект», 2014. - 72 с.
9. Булгакова, Л.Н. Совершенствование методов оценки потенциала устойчивого развития региона // Управление экономическими системами. - 2014. - №2. - Режим электронного доступа: URL: http://uecs.mcnip.ru.
10. Булгакова, Л.Н. Методические аспекты разработки целевых программ развития // Управление экономическими системами. - 2017. - №1. - Режим электронного доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-razrabotki-tselevyh-programm-razvitiya
11. Жданчиков, П.А. Структурный анализ эффективности федеральных целевых программ // Экономический анализ: теория и практика. - №12(178). - 2013. - С. 13-16.
12. Перцов, Л.В. Эволюция практики применения комплексных программа регионального развития в современной России // Вопросы государственного и муниципального развития. - №1. - 2016. - С. 21-24.
13. Погосян, Т.В. Зарубежный опыт программно-целевого планирования на федеральном уровне // Вестник университета. № 3- 2015. - С. 29-31.
14. Юсупов, Р.М. Формирование механизма управления региональными подсистемами жилищного хозяйства и сферы коммунальных услуг на основе программно-целевого подхода: автореферат дисс. к.э.н. / Р.М. Юсупов. - Кисловодск: КИЭП, 2014. - 21.