ВВЕДЕНИЕ 3
Глава1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ 5
1.1. Понятие и сущность органа исполнительной власти 5
1.2 Классификация органов исполнительной власти 10
Глава 2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ 16
2.1. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура 16
2.2. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Актуальность исследования обусловлена важностью функций, выполняемых органами исполнительной власти при осуществлении ими государственного управления. В разные периоды развития государства на первый план могут выходить различные его функции. На современном этапе развития нашей страны, к имеющим существенное значение, относятся функции, связанные: с формированием эффективно работающей системы и структуры органов государства; с организацией эффективной политической системы государства; с укреплением общественных институтов, которыми обеспечивается необходимый уровень демократии; с созданием административно-правовых социальных регуляторов, которые обеспечивают защиту прав и свобод граждан, повышение уровня благосостояния граждан России, развитие науки, образования и т.д.
Основная цель деятельности государственных органов, как это установлено в Конституции России , заключается в обеспечении благополучия и успешного развития России, незыблемости её демократического фундамента. Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, лежит на государстве. Именно этим определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспеченность правосудием. Иные цели государства вытекают из целей и задач государственных органов и служат достижению основной цели.
Цель курсовой работы – провести комплексное исследование органов исполнительной власти России.
Задачи курсовой работы:
− изучить понятие и сущность органы исполнительной власти
− проанализировать виды органов исполнительной власти
− охарактеризовать систему и структуру органов исполнительной власти;
− рассмотреть Правительство РФ как высший орган исполнительной власти;
Объект исследования - общественные отношения в сфере функционирования органов исполнительной власти в России.
Предмет исследования – статус органов исполнительной власти.
Проблематику, связанную с функционированием органов государственной власти, затрагивали в своих исследованиях многие авторы, такие, как: М.Авдеенкова, С.А.Авакьян, Д.Н.Бахрах, В.Г.Вишняков, Н.А.Боброва, Ю.А.Дмитриев, О.Е.Кутафин, Т.Д.Зражевская, В.О.Лучин, Л.В. Лазарев, О.В.Мартышин, А.М.Николаев, Т.Я.Хабриева, Н.А.Михалева, Г.В.Атаманчук, Ю.И.Скуратов, В.Е.Чиркин, Ю.Н.Старилов и другие.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы современных российских авторов, таких, как С.А. Авакьян, А.В. Безруков, В.А.Виноградов, В.Г.Вишняков, В.В.Гончаров, П.А. Денисенко, А.И. Казанник, А.Н. Костюков, В.В. Кудинов, Н.С. Кутузова, А.Н. Мещеряков.
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. использование указанных методов дало возможность всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Структура курсовой работы определена целью и задачами и, соответственно, включает в себя введение, две главы, включающих четыре параграфа, заключение и список использованных источников и литературы.
Подводя итог курсовой работы, сформулируем основной вывод, к которому привело проведённое исследование. Было выяснено, что федеральные органы исполнительной власти, представляют собой не что иное, как формируемые в системе исполнения государственные органы, обладающие установленной законодательными и другими нормативно-правовыми актами компетенцией (функции, задачи и полномочия), которая направлена на реализацию законов и других нормативно-правовых актов в определённых сферах жизнедеятельности государства.
В юридической науке принято включать в федеральные органы исполнительной власти РФ: Правительство России, в качестве высшего исполнительного органа государственной власти нашей страны, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Уместно обратить внимание, что осуществление своих полномочий указанными органами производится в сфере административного права. А, соответственно, деятельность органов исполнительной власти обладает государственно-властным характером и является единым процессом, в рамках которого исполнительная и распорядительная стороны взаимообусловлены.
В общих полномочиях Правительства РФ закреплены общие принципы его деятельности. Это не означает, что нормы-принципы теряют свою юридическую обязательность. Напротив, выражая фундаментальные организационные закономерности развития системы управления, они предъявляют повышенные объективные требования к юридической силе нормативных актов.
Общие полномочия Правительства России сформулированы в ст. 13 ФКЗ № 2. В соответствии с данной статьёй, Правительство России в границах принадлежащих ему полномочий, должно гарантировать единство системы исполнительной власти в нашей стране, направлять и осуществлять контроль за деятельностью её органов; разрабатывать федеральные отраслевые программы и гарантировать их исполнение, а также реализует имеющееся у него право законодательной инициативы. Правительство не располагает правом освобождать себя от исполнения общих полномочий, оно обязано принимать правовые акты по их реализации. Отступления от общих полномочий либо их неприменение означают нарушение юридических норм со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Нельзя не отметить, что до настоящего времени, так и не был принят закон, который бы регламентировал вопросы, связанные с формированием и деятельностью системы федеральных органов исполнительной власти, в действующем в настоящее время законодательстве не получили закрепления виды указанных органов и их организационно-правовые формы, что создаёт ощутимые проблемы в сфере правовой регламентации их работы.
В связи с этим, на первый план выходит необходимость кодификации действующего законодательства, с чем связано решение задачи заключающейся в разработке Федерального закона о системе федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Данный Закон должен объединять общие административно-правовые нормы, которыми, в частности, устанавливаются основания формирования и работы системы административных органов, включая сюда органы исполнительной власти, присущие им правовые формы и методы их работы. При этом необходимо сформулировать общие понятия государственного управления, исполнительной власти и административно-публичной деятельности, раскрыть ее принципы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712
3. Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» ( ред. 22 ноября .2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2290
Научная и специальная литература
4. Административное право России. Первая часть: Учебник. – М.: Издательство «Зерцало-М», 2015- 320 с.
5. Астафичев П.А. Конституционное право России / П.А. Астафичев. – М.: Инфра-М, 2015. – 580 с.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Статут, 2016. – 670 с.
7. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Современное право. – 2015. – № 6. – С. 29.
8. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. - 2013. - № 3. - С.16-17.
9. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В.Г. Вишняков // Журнал российского права. - 2017. - № 8. - С.52-56.
10. Гончаров В.В. Принципы формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации: институционально-политический анализ / В.В. Гончаров. - М.: ИД «АТИСО», 2014. – 210 с.
11. Гончаров В.В., Жилин С.М. Понятие и сущность государственной власти: конституционно-правовой анализ / В.В. Гончаров // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2015. - № 1 (16). - С. 42 -48.
12. Кудинов В.В. К вопросу о полномочиях Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 11. - С. 17-19.
13. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Норма, Инфра-М, 2017. – 870 с.
14. Система органов государственной власти: учебное пособие. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 340 с.
15. Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления: монография / Г.А. Бученков, Ю.А. Головин, Д.В. Карпухин и др.; под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. – М.: Юстиция, 2016. – 254 с.
16. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / Рук. авторского колл. и отв. редактор Авакьян С.А. – М.: Юстицинформ, 2014. – 298 с.
17. Умнова И.А., Алешкова, И.А. Конституционное право Российской Федерации / И.А. Умнова, И.А. Алешкова. – М.: Юрайт, 2017. – 385 с.
18. Хорьков В.Н. К вопросу о правовом статусе Правительства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 10. - С. 11-15.