1. Государственная система управления охраны окружающей среды в России. Задачи экологической экспертизы и ОВОС. 1
2. Влияние температуры на живые организмы 6
3. Способы уменьшения загрязнения воздуха 10
4. Промышленные отходы и их переработка 14
5. Альтернативные источники получения энергии 18
Список литературы 23
Вопросы, связанные с управлением и охраной окружающей среды, находятся в Российской Федерации в ведении Министерства природных ресурсов. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Таким образом, МПР непосредственно не осуществляет охрану окружающей среды, а решает вопросы правового регулирования в этой сфере.
МПР, к примеру, вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства, и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств.
В составе Минприроды выделен ряд структурных подразделений, занимающихся более узкими вопросами.
По состоянию на сентябрь 2005 года такими подразделениями являются 4 агентства:
• Федеральное агентство водных ресурсов
• Федеральное агентство лесного хозяйства
• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
• Федеральное агентство по недропользованию
Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Сфера полномочий Федерального агентства водных ресурсов весьма обширна. Оно, например, организует перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод; организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов и так далее.
Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Оно организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр и др. функции.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет государственный мониторинг лесов; государственный учет лесного фонда; утверждение расчетных лесосек на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации; отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации; рассмотрение материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий; проведение лесоустройства и прочее.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации и прочее.
Еще одной структурой, подчиняющейся МПР является, Государственная служба охраны окружающей среды. Государственная служба охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Росэкология МПР России), сформирована и соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2000г. Основными задачами Росэкологии МПР России является:
• обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, осуществление государственного управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
• разработка и реализация мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов, биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение;
• координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных), в том числе и в зонах экологического бедствия;
• комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения соответствующей информацией в рамках своей компетенции;
• координация и планирование выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах, по вопросам охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, отнесенным к компетенции Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
• формирование инвестиционной политики в области охраны окружающей среды и содействие привлечению инвестиций для охраны окружающей среды.
Кроме рассмотренных выше структур, следует также упомянуть, что существуют государственные структуры, осуществляющее непосредственный контроль за использованием компонентов окружающей среды. К таким структурам относятся, например, лесная охрана, госохотинспекция, рыбнадзор, санитарно-эпидемиологические службы.
Наиболее действенным в деле сохранения окружающей среды является не ликвидация последствий негативного воздействия на окружающую среду, а их предупреждение. Решение задачи предупреждения негативного воздействия на окружающую среду осуществляется при помощи проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС, экологическая оценка).
Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В результате проведения экологической экспертизы производится предварительная проверка соответствия будущего промышленного объекта (или какого-либо другого объекта или вида деятельности) экологическим требованиям.
Экологическая экспертиза базируется на данных, полученных в ходе проведения процедуры экологической оценки над объектом экспертизы (ОВОС).
Цель экологической экспертизы – предупреждение вредных последствий для окружающей среды.
В настоящее время согласно действующему закону существует два основных вида экологической экспертизы – государственная и общественная.
Экологическая оценка (ОВОС) – это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.
Экологическая оценка
- это процесс, а не просто данные или документы, которые получаются в результате этого процесса.
- это процесс систематический, то есть следующий определенным правилам;
- экологическая оценка не ограничивается этапом планирования, но охватывает и этап осуществления намечаемой деятельности.
Процесс экологической оценки включает следующие основные составляющие:
• анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценка их значимости;
• консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;
• использование результатов прогноза воздействий и консультаций в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.
1. Берковский Б.М., Кузьминов В.А. «Возобновляемые источники энергии на службе человека», Москва, Наука, 1987 г., стр. 63-65
2. Голицин Г.С. Парниковый эффект и изменения климата. ж. Природа. 1993, №6 с. 10-15
3. Зерний А.Н. Преобразователь тепловой энергии (принцип работы, конструкция). НиТ, 2002.
4. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология. Ростов на Дону. 2000
5. Одум Ю. Экология. Москва, 1986.
6. Путилов А.В., Копреев А.А., Петрухин И.В. Охрана окружающей среды. –М.: 1991г
7. Руководство по оценке потенциальных возможностей возобновляемых источников энергии, Барьеры и результаты. ИНФОРСЕ-Европа, 1997