Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия 7
1.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия 7
1.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятии 14
1.3. Подходы к оценке эффективности маркетинга на предприятии 22
2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Бьюти» 31
2.1. Организационно- экономическая характеристика деятельности ООО «Бьюти» 31
2.2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Бьюти» 36
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности ООО «Бьюти» 58
3. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности
ООО «Бьюти» 75
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Бьюти» 75
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 79
Заключение 87
Список использованной литературы 92
Приложения
На сегодняшний день важной задачей является ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост. Изменение в отраслевой структуре занятости населения происходит в пользу непроизводственного сектора экономики, что свидетельствует о положительной тенденции перехода экономики на инновационный путь развития. Свыше 60% экономически активного населения в последнее время заняты в производстве услуг, что, безусловно, свидетельствует о принципиально новом этапе в общественном разделении труда, росте интереса к сфере услуг.
По мнению отечественных исследователей О.Н. Балаевой и И.М Никитиной сфера услуг занимает все более устойчивые позиции. Стремительное развитие сферы услуг К. Лавлок обуславливает целым рядом факторов:
- политика государства;
- тенденции бизнеса;
- совершенствование информационных технологий;
- социальные изменения [39].
Обратимся к официальным статистическим данным в вопросе вклада непроизводственной сферы в развитие экономики как страны так и регионов.
Общий оборот сферы услуг в 2016 году составил 74.68 трлн. рублей. В эту сумму не входят торговые услуги, а также услуги по продаже, ремонту и обслуживанию автомобилей, но сюда включен оборот услуг связи и транспорта. На основе данных Госкомстата можно сделать вывод о том, что рынок услуг с каждым годом увеличивается, и оборот в этой сфере экономики за последние десять лет вырос более чем в 3 раза.
В денежном эквиваленте, в среднем на одного жителя России в 2016 году было оказано услуг на сумму 51.1 тыс. рублей. Это на 6% больше чем в 2013 году. Больше всего было оказано услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве - на сумму 13.84 тыс. рублей на человека.
Что касается распределения оборота в сфере услуг среди субъектов Российской Федерации, то Поволжский федеральный округ, в который входит и Чувашская Республика, занимает одно из лидирующих позиций, где ему принадлежит около 20% оборота.
По мнению профессора И.Е Касатиной, в настоящее время по темпам ростa во многих странах лидирующими считаются деловые услуги (службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские работы, услуги по охране и обслуживанию помещений, кредитно-финансовые услуги, бухгалтерские и аудиторские операции, страховые услуги) [38]. В рамках этих услуг увеличивают свою долю и услуги салонов красоты.
В современной рыночной экономике маркетинг является неотъемлемой частью успешной деятельности любой организации. Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль, - что в соответствии с российским законодательством находит отражение в понятии «предприятие» и является его главной целью.
В связи со стремительным развитием сферы услуг необходимо совершенствование маркетинговой деятельности предприятий. Как известно, потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое активно занимается совершенствованием маркетинга.
Наиболее важным фактором является оценка эффективности работы отдела маркетинга на предприятии. Неэффективная работа маркетинговой службы любого предприятия ведет к снижению его конкурентоспособности и в конечном итоге к прекращению существования. Причинами возникновения подобной ситуации могут являться: неправильная оценка влияния факторов маркетинговой среды на деятельность организации, непродуманная политика продвижения и ценообразования и т. д. В связи с этим необходимо проводить оценку эффективности маркетинга. Ведь эффективная работа маркетинговой службы ведет к повышению конкурентоспособности предприятия.
Итак, все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы работы.
Исходя из темы работы, можно обозначить цель исследования - выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ООО «Эстель».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность маркетинга как инструмента повышения эффективности предприятия;
- охарактеризовать организацию маркетинговой деятельности на предприятии;
- рассмотреть подходы к оценке организации маркетинга на предприятии;
-дать организационно - экономическую характеристику деятельности ООО «Эстель»;
-проанализировать маркетинговую деятельность ООО «Эстель»;
- оценить эффективность маркетинговой деятельности ООО «Эстель»;
- дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Эстель»;
- оценить эффективность предложенных рекомендаций.
При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, анализ.
Объектом исследования является ООО «Эстель».
Предмет исследования - процесс совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
В ходе написания данной работы были использованы труды таких авторов, как Аверьянов А.И., Бочкин С.П., Монапова Л.А., Тихомиров В.П., Ярыгина О.Г. и другие.
Структура работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех взаимосвязанных глав, заключение, приложения и список использованной литературы.
В настоящее время маркетинговая деятельность является тем элементом, без которого невозможно полноценное функционирование предприятия. Так как именно благодаря ей организация является конкурентоспособной, приносит доход и успешно функционирует на рынке. Это обуславливает высокую значимость правильной организации маркетинговой деятельности на предприятии. Для того чтобы маркетинг способствовал повышению эффективности деятельности предприятия, необходимо систематически производить анализ потребителей, конкурентной среды, осуществлять исследование собственного товара, рекламной деятельности, обоснование эффективных методов продвижения товара.
Цель исследования заключалась в выявлении путей совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ООО «Эстель».
Объектом исследования данной работы выступало ООО «Эстель» - салон красоты в городе Новочебоксарск, который действует с 2008 года и предоставляет услуги, оказывающиеся кабинетами ногтевого сервиса, парикмахерских услуг, массажного и косметологического кабинета. За это время салон зарекомендовал себя с лучшей стороны, выполняя свою работу максимально качественно, благодаря чему стал одним из лучших в городе.
Выручка и прибыль салона «Эстель» ежегодно демонстрируют положительную динамику. За 2017 год выручка составила 2800000 рублей, а чистая прибыль 1120000 рублей. Как показал анализ, рентабельность предприятия за 2015-2017 года равна приблизительно 40 %. Это значит, что доля чистой прибыли в выручке равна 40 %. Также необходимо отметить рост заработной платы. С каждым годом показатель увеличивается на 7 %, что говорит о том, что предприятие заботится о своих сотрудниках, повышая их уровень материального достатка. В целом, финансовое состояние предприятия оценивается положительно.
Как показал SWOT-анализ, салон красоты «Эстель» имеет достаточное количество сильных сторон, среди которых 10 - летний опыт работы салона на рынке красоты, наличие высококвалифицированных мастеров, удобное месторасположение в центре города с наличием парковочных мест, большое количество постоянных клиентов. Большой опыт на рынке салонной индустрии, широта ассортимента услуг, новинки и использование высококачественной косметической линейки позволяет салону удержать клиентов в числе постоянных. Открытие кабинетов массажа и косметологии позволило удовлетворить измененные потребности аудитории.
На данный момент нет критических угроз, которые могли бы нарушить деятельность салона, перспектив для развития достаточно. Но главной слабой стороной салона является отсутствие маркетинга, как системы оперативной и стратегической деятельности, и, в связи с этим, заметно отставание по таким направлениям маркетинговой деятельности, как реклама и разработка программ стимулирования спроса. В связи с этим на деятельность «Эстель» могут негативно повлиять рекламные акции конкурентов, ухудшение экономического положения в стране, сезонные колебания.
Свои возможности «Эстель» может реализовать, делая упор на собственных сильных сторонах. Увеличить долю рынка салону помогут новые услуги, открытие которых произошло в последнее время. В силу того, что салон красоты работает уже более 10 лет и такое же долгое время является постоянным заказчиком продукции у поставщиков, то можно рассчитывать на выгодные предложения от них. Что касается государственной поддержки в регионе, то благодаря ей «Эстель» сможет расширить свою площадь, а также внедрить новые услуги.
Как такового отдела маркетинга в салоне «Эстель» не существует. Функции по ведению маркетинговой деятельности возложены на директора, и не могут быть выполняемыми на 100%, в силу его загруженности другими вопросами салона. Безусловно, с частью функций она справляется, но сводятся они все только к поддержанию хорошего имиджа и созданию теплой благоприятной атмосферы пребывания в салоне для клиента. Поскольку маркетинг все же является нечто большим, нежели поддержание имиджа и создание атмосферы, так была выявлена первая проблема в управлении маркетинговой деятельностью в салоне красоты «Эстель».
Как показал анализ, главной проблемой салона красоты «Эстель» является низкая эффективность использования малого количества маркетинговых инструментов на предприятии. Все, что использует салон для собственного продвижения - это реклама на телевидении. А присутствие салона красоты «Эстель» на просторах интернета с каждым месяцем сводится к минимуму. Единственное, что есть у предприятия - это страница в социальной сети Instagram, последние публикации которой были сделаны почти полгода назад. Присутствие предприятия в сети нельзя назвать успешным, а с течением времени оно и вовсе сойдет на нет. Причиной этому служит консервативное отношение руководства к рынку и нежелание развития в современных условиях.
Второй выявленной проблемой салона красоты «Эстель» является перегруженность администратора, который является организатором всей работы внутри салона, а также ответственным за прием звонков, встречу клиентов, за решение рабочих проблем, за ведение и состояние журналов записей. Важно отметить, что в салоне вся отчетность о клиентах до сих пор ведется на бумажных носителях, что составляет огромный риск потери информации. В случае пропажи или порчи журнала записей работа салона будет крайне затруднена. Как следствие, произойдет потеря важной информации и значительного количества клиентов, а значит и прибыли салона.
Третьей проблемой салона «Эстель» было выявлено отсутствие новых клиентов. Как показало анкетирование, 10 % опрошенных посетителей посещают салон менее полугода, а всего 5 % стали клиентами совсем недавно. Администрация не предусматривает акции по привлечению новых клиентов, а также не проводит партнерские программы, которые бы положительно сказались на приросте клиентской базы. Таким образом, эффективность маркетинговой деятельности в ООО «Бьюти» очень низкая. Для совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Бьюти» были разработаны три рекомендации.
В современном мире социальные сети для салона красоты - это источник как первичных, так и повторных продаж. В связи с этим, первой рекомендацией является внедрение специалиста по маркетингу и SMM продвижению. Именно он подберет качественный контент, разработает грамотный контент план. Посредством проведения акций и розыгрышей, работы с аудиторией будет мотивировать клиентов на повторные продажи, что привлечет большое количество новых подписчиков. За счет чего сразу увеличится охват аудитории и количество просмотров. Помимо этого, специалист правильно настроит SEO оптимизацию, что позволит держаться салону одним из первых в поисковой выдаче. Настройка специалистом таргетированной рекламы позволит привлечь целевую аудиторию. А сотрудничество с блогерами позволит повысить узнаваемость «Эстель».
Таким образом внедрение специалиста по маркетингу и SMM продвижению, затраты на которого обойдутся в 352200 рублей за 1 год, позволит увеличить прибыль в 2018 году на 25%, которая составит 1400000 рублей, так как в 2017 году прибыль была равна 1120000 рублей. Расчет эффективности данного мероприятия показал значение равное 0,8, что говорит о том, что в первый год внедрение специалиста будет малоэффективно, так как должно окупиться. Период окупаемости равен 1,2 лет. Следовательно, через год мероприятие окупит себя и будет приносить прибыль для салона красоты «Эстель».
Второй рекомендацией является внедрение системы CRM в работу салона красоты. Она позволит, во-первых, разгрузить обязанности администратора, во- вторых, анализировать количество прихода новых клиентов по данной акции, что позволит отслеживать эффективность системы скидок и выстроить в дальнейшем правильную маркетинговую стратегию. Кроме того, внедрение CRM поможет контролировать цепочку взаимодействия с лидом. Благодаря ей салон сможет отказаться от бумажных журналов учета, что позволит накапливать и сохранять всю информацию о клиентах на электронном носителе, а также не потерять ее. После внедрения данной системы возможно формировать выгодные предложения под отдельные группы клиентов и рассылать им смс уведомления. Внедрение CRM позволит увеличить прибыль предприятия на 20 %. Таким образом в 2018 году прибыль может быть равна 1344000 рублей, которая в 2017 году составляла 1120000 рублей. Эффективность данной рекомендации показала значительно высокий результат, который равен 12,4. Значение получилось высоким, так как данное мероприятие требует малых затрат в размере 18000 рублей в год. Внедрение системы можно по праву считать очень эффективным.
Третьей рекомендацией для салона «Эстель» является проведение партнерской программы «Преобразись с «Академией спорта» и салоном красоты «Эстель» за 2 месяца!». Она позволит, во-первых, увеличить прибыль салона на 21000 рублей, а, во-вторых, привлечь количество новых клиентов в размере 75 человек, что составляет примерно 3 % посетителей фитнес-центра «Академия спорта». Эффективность данного проекта равна 2,1. Это значит, что проведение партнерской программы позитивно скажется на работе салона красоты и будет эффективно для него.
Таким образом, все три предложенные рекомендации оказались эффективными для предприятия. Их внедрение позволит салону «Эстель» увеличить собственный доход, а также расширить клиентскую базу. Также это повысит конкурентоспособность салона и внушит большее доверие клиентам, вследствие чего они надолго останутся в числе постоянных посетителей. Кроме того, в результате роста прибыли у предприятия будет больше возможностей для развития. Полученные средства можно будет вложить в новый эффективный маркетинговый инструмент, который также будет способствовать развитию предприятия. Таким образом, данные мероприятия позволят совершенствовать маркетинговую деятельность салона красоты «Эстель».
1. Аверьянов А.И. Основы маркетинга/Аверьянов А.И.- М.: Изд-во
«Кнорус», 2015.-388 с.
2. Бардонов В.А.Маркетинг: от А до Я/ Бардонов В.А.-М.: Изд-во «Инфра - М», 2013. -354 с.
3. Баумгартен Л. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности /Баумгартен Л. В. - СПб.: Питер, 2014. - 414с.
4. Бочкин С.П.Курс лекций по маркетингу / Бочкин С.П. - М.: МГУ, Издательство «Инфра-М», 2014. -652 с.
5. Бурилова Е.М.Маркетинг: учебник для студентов вуза/ Бурилова Е.М. - М.: Изд-во «Образование», 2014. -305 с.
6. Вертеева В.П. Основы управления в индустрии услуг/ Вертеева В.П. - Мн.: Экспертное бюро,2013.-266 с.
7. Грачев И.Р. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ: учебник для студентов вуза/ Грачев И.Р.- М.: Изд-во «Инфра-М»,2013. -390 с.
8. Дорошенко М.Е. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Дорошенко М.Е. - М.:Изд-во «Юнити»,2014. -578 с.
9.Зернова М.Л. Основы маркетинга: от А до Я/ Зернова М.Л. - М.: Изд-во «Альфа-М»,2013. - 630 с.
10. Козлов Е.М. Основы маркетинга: учебное пособие / Козлов Е.М. - М.:Изд-во «Инфра»,2013. -372 с.
11. Коновальский И.М. Основы маркетинга: учебное пособие /
Коновальский И.М. - М.:Изд-во «Образование»,2015. - 400 с.
12. Круглов И.М. Курс лекций по маркетингу / Круглов И.М. М.:Изд-во «Ось-89»,2013. -144 с.
13. Любанова М.В.Основы управления в индустрии услуг: учебник для студентов вуза / Любанова М.В.- М.:Изд-во «Экономист»,2015. -247 с.
14. Лунев В.Л. Успешный маркетинг в современных инновационно- ориентированных компаниях. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития /Лунев В.Л.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 489 с.
15. Матвеев А.П. Тактика и стратегия управления фирмой/Матвеев А.П. - М.: Финпресс, НГАЗиУ,2013. - 255 с.
16. Мильгром Д.А. Подходы к оценке организации маркетинга на предприятии /Мильгром Д.А. // Маркетинг в России и за рубежом. -2015. - №2. - С.58.
17. Монапова Л.А. Экономика организации / МонаповаЛ.А.-М.:Изд-во «Зерра»,2014. -584 с.
18. Носикова Р.М. Курс управления предприятием/ НосиковаР.М.- М.:Издательство «Норма-Инфра-М», 2016. -369 с.
19. Самигуллина С.П. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / Самигуллина С.П..- М.:Издательство «Альфа», 2014. - 449 с.
20. Тарануха К. В. Менеджмент организации: учебное пособие /Тарануха К. В. -М.:Изд-во «Образование»,2013. - 265 с.
21. Терешенков А.М. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / Терешенков А.М. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 482 с.
22. Тихомиров В.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость/ Тихомиров В.П.- М.: Дашков и К, 2015. - 256 с.
23. Уварова К.СКурс управления предприятием: учебник /Уварова К.С.- М.: Инфра-М, 2015. -361 с.
24. Уруков В. К. Место и роль маркетинга в деятельности предприятия /Уруков В. К. // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 65.
25. ФилософоваТ.Г. Настольная книга маркетолога.: учебное пособие/ Философова Т. Г. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 417 с.
26. Целикова Л. В. Организация маркетинговой деятельности на предприятии / Целикова Л. В. //Маркетинг. - 2014. -№ 3.- С.61.
27. Ямбулатова А.М. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебник / Ямбулатова А.М. - М.: МОРКНИГА, 2015. - 267 с.
28. Ярыгина О.Г. Введение в теорию маркетинга: учебник/Ярыгина О.Г.- М.: Дашков и К, 2015. - 348 с.
29. Ястребов Д.А. Экономика и современный менеджмент: теория и практика / Ястребов Д.А. -М.:Издательство «Норм-М», 2014. -505 с.
Электронные ресурсы
30. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] /
Д. В Арутюнова // Учебное пособие. - 2010. - Режим доступа:
http: //www.studmed.ru/strategicheskiymenedzhment 1 bedfd2bdd9 .html
31. Дерюгина С. А Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание [Электронный ресурс] / С. Дерюгина. Режим доступа: http: // www. marketing. spb. ru/ read/ article/ a44. Html
32. Малашенко Н.П., Маркетинг на потребительском рынке / Н. П. Малашенко. [Электронный ресурс] - М.: Омега-Л, 2012. Режим доступа: http: //www.planetadruzey.com/art_view. php?id=256
33. Минцберг, Г. Стратегический процесс: проблемы, решения [Электронный ресурс] / Г.Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. - Режим доступа: http://www.ravnovesie.com/files/rv/062815293004.htm.
34. Мышляев С.А., За что отвечает отдел маркетинга, или проблемы организации маркетинговой деятельности на предприятиях сферы услуг [Электронный ресурс] // Журнал «Маркетинг услуг». - 2012. - №2. - Режим доступа: https://habr.com/company/piter/blog/161197/
35. Петушков А.В., Организация службы маркетинга на предприятии //
Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования». [Электронный ресурс] - 2013. - №6. - Режим доступа:
https://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0a65625b2bc79b5c53b88421306c36_1.htl
36. Райен, Дэмиен Краткий курс интернет-маркетинга / Дэмиен Райен , Келвин Джонс. [Электронный ресурс] - М.: ШКИМБ, 2013. -Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2464559/
37. Сухарев П.Н., Григоренко А.С. Метод SWOT-анализа: его
преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://wwW.rusnauka.com/29 NNM 2008/Economics/36103.doc.html
38. Управление бизнесом: от стратегических целей к реальным результатам// PricewaterhouseCoopers - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.vedomo sti .ru/research/102
39. Хант, Бен Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей [Электронный ресурс] / Бен Хант. - М.: Питер, 2012. - Режим доступа: https://habr.com/company/piter/blog/161197/
40.Черняховская Т.Н., Маркетинговая деятельность предприятия. Теория и практика [Электронный ресурс] / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2012. - Режим доступа: https://uchebnik.online/predpriyatii-
marketing/marketingovaya-deyatelnost-predpriyatiya.html
41.Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. Заведений [Электронный ресурс] / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - М.: Высш. шк., 2009. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002409503