Введение 3
1. Теоретические основы банковского розничного бизнеса 6
1.1. Экономическая сущность и виды банковских продуктов,
направленных на розничный сегмент 6
1.2. Рынок розничных продуктов и его специфика в системе
клиентоориентированных отношений 17
2. Комплексный анализ розничных банковских продуктов 27
2.1. Анализ современных тенденций развития розничных банковских
услуг и продуктов в Российской Федерации 27
2.2. Оценка эффективности продвижения и продаж банковских продуктов
для розницы по материалам ПАО «Росбанк» 43
3. Направления развития банковского обслуживания в целях повышения
эффективности розничного бизнеса 60
3.1. Перспективы развития розничного банковского бизнеса по
совершенствованию продуктовой линейки 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности розничного
банковского обслуживания в ПАО «Росбанк» 69
Заключение 81
Список использованных источников 86
Качество и доступность банковских продуктов для различных слоев населения России являются одним из основных критериев социально-экономической эффективности национальной кредитно-банковской системы и условием ее конкурентоспособности. Розничные банковские услуги выступают важным инструментом решения многих задач экономического и социального характера, причем от качества и доступности этих услуг в значительной мере зависят платежеспособный спрос и, следовательно, темпы роста экономики, благосостояние населения, социальный климат в обществе.
В настоящее время розничный сегмент банковского бизнеса является одним из важнейших направлений функционирования коммерческих банков. Он характеризуется высокой доходностью, достаточно быстрым ростом розничных портфелей, активным введением инновационных продуктов и услуг, направленностью на удовлетворение потребностей клиентов и рост качества их обслуживания, повышение у населения культуры потребления финансовых продуктов. В этой сфере активно используются маркетинговые акции, партнерские, бонусные и дисконтные программы, банки широко представлены в Интернете и социальных сетях. Каждый банк самостоятельно определяет стратегию своего поведения и развития на розничном рынке, круг клиентов, на обслуживание которых он будет ориентирован, спектр продуктов и услуг, которые будет реализовывать и продвигать.
Основная задача российских банков - это качественное клиентское обслуживание. Завоевание клиентской базы в настоящее время банки связывают с внедрением и развитием новых современных услуг и банковских продуктов. Вместе с тем, необходимо отметить, что в условиях России новые технологии не противоречат развитию региональной и розничной сети, а, наоборот, способствуют их активному росту. Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению линейки банковских продуктов и снижению их себестоимости.
Все это обуславливает актуальность выпускной темы выпускной квалификационной работы. Цель работы - изучение розничного бизнеса коммерческих банков России и ПАО «Росбанк» в частности разработка рекомендаций по продвижению банковских продуктов для физических лиц через каналы обслуживания на основании анализа розничных банковских продуктов ПАО «Росбанк», разработка рекомендаций по улучшению качества их предоставления физическим лицам на примере отделения Банка.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить понятие, содержание и виды банковских продуктов и услуг, оказываемых населению;
- рассмотреть специфику банковского розничного бизнеса в системе клиентоориентированных отношений;
- провести анализ тенденций развития розничных продуктов и услуг в банковском секторе России;
- оценить уровень эффективности розничного банковского обслуживания в ПАО «Росбанк»;
- выявить проблемы банковских продаж продуктов и услуг для населения и предложить пути их решения;
- разработать систему принятия решений в рамках определения эффективного и быстрого способа банковской продажи розничному клиенту через имитационную модель.
Объектом исследования выступает розничные банковские операции.
Предметом исследования является взаимоотношения кредитных организаций и физических лиц.
Теоретической и методической основой выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические сборники Федеральной службы государственной статистики, бюллетени банковской статистики Банка России, научно-методическая литература и материалы научных конференций.
В отечественной экономической науке проблемам развития розничных банковских продуктов и их продвижению на рынок посвящены труды Г.Н. Белоглазовой, С.А. Гурьянова, А.Н. Иванова, Е.Ф. Жукова, Р.А. Исаева, Г.Г. Коробовой, О.И. Лаврушина, В.Д. Маркова, А.В. Романова и других. Большинство работ посвящены общим проблемам продвижения банковских продуктов, однако вопросы предоставления услуг физическим лицам в современных условиях мирового финансового кризиса пока не в полной мере нашли должное отражение в научных трудах.
Текст работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Розничное обслуживание как отдельное и особое направление банковской деятельности на современном этапе играет огромную роль, как для самих кредитных организаций, так и для клиентов - физических лиц. Коммерческим банкам розничные клиенты приносят куда больше доходов и выгоды (в процентном отношении на единицу предоставляемой услуги), чем обслуживание юридических лиц. Для населения возможность применения и использования банковских продуктов дает право удовлетворить свои потребности в полном объеме, в необходимом количестве и нужном качестве.
Эффективность предоставления банковских операций и услуг определяет такие важные параметры, как ее ресурсная база, управленческий и кадровый потенциалы, состояние инфраструктуры, способность банков развивать новые технологии. Также необходимо постоянно повышать качество и снижать издержки, связанные с оказанием банковских операций и услуг.
Многообразие форм и видов услуг со стороны кредитных организаций физическим лицам, способствуют устойчивому развитию розничного обслуживания. На современном этапе физическое лицо, придя в коммерческий банк, может получить комплекс услуг, как традиционно банковских, так и неспецифических данному учреждению, в результате удовлетворив свои потребности в полном объеме. Такая возможность стала благодаря тому, что современные банки стали более клиенторриентированными, поскольку им нужно выдерживать и без того сильную конкуренцию со стороны как кредитных организаций, так и других финансовых учреждений.
Становление партнерских отношений в результате проведения клиентоориентированной политики значительно повышают качество банковского обслуживания. А качество банковского обслуживания, как уже упоминалось выше, нередко становится решающим фактором для розничного массового клиента при выборе банка. При низкой оценке банковского обслуживания для сохранения прежних позиций процентные ставки и дополнительные сервисы кредитной организации должны радикально отличатся от конкурентов, а это практически невозможно в современной банковской системе. Поэтому проведение качественной клиентоориентированной политики является необходимым фактором для успешного развития коммерческого банка и банковской системы в целом. При этом не стоит забывать, что на качество банковского розничного обслуживания в последнее время все большую роль для клиентов играет наличие дистанционного банковского сервиса и развитости системы электронного банкинга у кредитной организации в целом. Электронный банкинг позволяет банкам знать своего клиента в лицо, кроме этого анализировать степень востребованности его услуг, то есть мониторив клиента, банк может предложить те услуги, которые будут ему привлекательны.
Итоги анализа тенденций развития банковских услуг в розничном сегменте России показали, что за 2016-2017 гг. наиболее популярные и востребованные населением банковские операции увеличиваются, следовательно, розничный сегмент стал все больше использовать банковские продукты для удовлетворения своих потребностей, и связь банка с населением становится более близкой, чем это было раньше, когда население России меньше доверяло финансовым институтам.
Благодаря розничной сфере многие банковские услуги совершенствуются, улучшается качество обслуживания, обновляется продуктовая линейка, апробируются новые технологические процессы автоматизации, которые в последующем внедряются и для корпоративного обслуживания. Для самого розничного сегмента банковские услуги также играют огромную роль, поскольку благодаря рознице многие потребности населения удовлетворяются в необходимых объемах в нужное время. Кроме этого за счет таких продуктов и услуг, как электронный банкинг и пластиковые карты, физические лица все чаще и больше стали оплачивать свои платежи на дистанционном уровне, что также увеличивает доверие населения кредитным организациям. Вклады населения играют ключевую роль в формировании ресурсной базы банковского сектора. Розничные кредиты также демонстрируют рост в абсолютном плане, в том числе и из-за внедрения новых программ, стимулирующих розницу брать залоговые кредиты.
Анализ на микроуровне, по материалам ПАО «Росбанк» показал, что розничный сегмент для Банка имеет важное значение, является стратегическим направлением развития Банка в части активных операций, поскольку на долю розничных ссуд приходится свыше 40% всех активов Банка. В сегменте привлечения ресурсов вклады населения играют меньшую роль, тем не менее, привлеченные средства от населения ежегодно росли в анализируемом периоде. Г оворя об эффективности продаж банковских услуг и продуктов в деятельности ПАО «Росбанк» было замечено, что наблюдается снижение чистых процентных доходов от депозитно-кредитного направления, снизилась эффективность карточного бизнеса, снижаются доходы от прочих операций, следовательно, можно сделать выводы, что позиции Банка в розничном сегменте за 2015-2017 гг. ухудшились, поскольку падал спрос со стороны розницы на услуги Банка.
Следовательно, определено, что актуальными проблемами развития клиентских взаимоотношений отечественных банков с розничными лицами сегодня являются: слабая техническая оснащенность российских банков по разработке новых, интересных, и востребованных для розничных клиентов продуктов; низкая эффективность каналов продвижения банковских продаж и сбыта на розничном сегменте; недостаточная автоматизация продуктовой продажи наряду с несовершенным информационным обеспечением продвижения новых банковских продуктов в рамках определения эффективности каналов сбыта банковских продаж.
Для устранения данных проблем в работе был предложен алгоритм действий банков, который позволит совершенствовать работу в области розничных продаж.
Во-первых, в отношении разработки новых банковских продуктов и услуг банкам необходимо активизировать свои усилия именно в пакетированном обслуживании. Но состав продуктов и услуг в тот или иной пакет должен проходить через определенный фильтр, которым мог бы стать опросник на сайте самого банка среди клиентов - физических лиц. Банкам проще было бы формировать новые пакеты услуг и продуктов, которые в дальнейшем бы успешно продавались и тиражировались. Во-вторых, в части информативно- автоматизационных решений по доставке банковских продуктов и услуг неплохо было бы насытить опросник отдельной вставкой, через которую розничный клиент мог бы сам сформировать свой пакет услуг и определить базовую цену для такого пакета. В-третьих, все это применять в различных горизонтах планирования, с учетом клиентских отношений. Суть сводится к тому, что банковские решения могли быть не портфельными, а индивидуальными и делать это не через активные продажи, а через существующие каналы связи с населением.
Современные реалии таковы, что холодные звонки и навязывание услуг банков клиентам испытали свой потенциал для развития клиентских взаимоотношений с банками. Более того, данные каналы сбыта никогда не отличались высокой эффективностью, следовательно, в банковской среде необходимо реформировать процесс продвижения и продажи банковских услуг клиентам, в особенности для розничных. С целью определения эффективности каналов сбыта и методов банковских продаж в отношении розничных клиентов построена имитационная модель на основе транспортной задачи.
Модель позволяет отобрать наиболее эффективные каналы сбыта в отношении каждого метода продаж, согласно установленным лимитам или порогам кредитной организации в отношении, как каналов сбыта, так и способов продаж. Модель легка в построении, адаптивна к различным массивам данных, гибка в отношении изменения внутренних данных в плане эффективности перекрестных данных. Следовательно, используя данную модель, банки могут управлять эффективностью не только методами продаж, но и каналами сбыта, с учетом моделирования кредитные организации могут трансформировать и модернизировать лимит продаж по каждому каналу сбыта и выстраивать различные стратегии в области продвижения банковских продуктов до розничного лица.
Банкам не стоит забывать повышать и эффективность розничного обслуживания, одним из показателей которой может стать оптимизация предоставления услуг. Данная процедура была нами рассмотрена в виде транспортной задачи на примере ПАО «Росбанк». На примере существующих рабочих процессов среднестатистического офиса ПАО «Росбанк» были оптимизированы все звенья, участвующие в обслуживании физических лиц, что в конечном итоге благоприятно должно отразиться на работе Банка по улучшению качества обслуживания населения и эффективности рабочего процесса.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 23.05.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 31.05.2018.
2. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.12.2003 г., № 177 - ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 31.05.2018.
3. О потребительском кредите (займе) [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 21.12.2013 г., № 353-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 31.05.2018.
4. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. / под общ ред. В.И. Букато. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.
5. Виноградова Т.Н. Банковские операции: учебное пособие. / Т.Н. Виноградова - М.: «Феникс», 2018. - 379 с.
6. Гурьянов С.А. Маркетинг банковских услуг: Учеб. пособие. / С.А. Гурьянов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 59 с.
7. Дериг Х.-У. Универсальный банк - банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века. / Пер. с нем. Под ред. Р.О. Куропаткина. - М.: Межд. отношения, 2016. - 383 с.
8. Егоров Е.В. Маркетинг банковских услуг: Учеб. Пособие / Е.В. Егоров - М.: ТЕИС, 2016. - 102 с.
9. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д. Банки и небанковские кредитные организации. / под общ. ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. - 559 с.
10. Зверев О.А., Нестеренко А.В. Инновационные технологии в розничном банковском бизнесе / под общ. ред. О.А. Зверева. - М.: Палеотип,
2015. - 164 с.
11. Ивашкин Ю.А. Мультиагентное моделирование в имитационной системе Simplex3. / Ю.А. Ивашкин. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 350 с.
12. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов А.В. Банковский розничный бизнес: учебное пособие. / под общ. ред. Н.В. Калистратова. - М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2016. - 424 с.
13. Колесникова В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. / под общ. ред. В.И. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 480 с.
14. Кушнарева Т.Е. Все, что должен знать руководитель о финансах. / Т.Е. Кушнарева. - М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2009. - 85 с.
15. Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. Банковское дело: Учебник. / под общ. ред. О.И. Лаврушина. - М.: Кнорус, 2016. - 800 с.
16. Пухов А.В. Продажи и управление бизнесом в розничном банке. / А.В. Пухов. - М.: КНОРУС, 2012. - 272 с.
17. Семериков А.В. Решение транспортных задач. / А.В. Семериков. - Ухта: УГТУ, 2013. - 58 с.
18. Уткин Э.А. Банковский маркетинг: Учебник. / Э.А. Уткин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
19. Чижов Н.А. Управление клиентской базой банка: практическое пособие. / Н.А. Чижов. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 284 с
20. Викулин А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг: дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2017. 312 с.
21. Авдонин Т.Ю. Особенности построения банковского розничного бизнеса за рубежом. / Т.Ю. Авдонин // Банковское дело. - 2016. - № 12. - C. 69-72.
22. Акинин П.В., Акинина В.П., Кравченко И.И. Инновации в коммерческом банке как антикризисные инструменты / П.В. Акинин, В.П. Акинина, И.И. Кравченко // Банковские услуги. - 2017. - № 2. - С. 25-33.
23. Готовчиков И.Ф. Пути создания эффективных информационно-аналитических банковских технологий / И.Ф. Готовчиков // Банковские технологии. - 2017. - № 3. - С. 20-24.
24. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития. / В.С. Захаров // Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Димитровград. - 2017. - С. 251-254.
25. Зенов В.В. Нестеренко Е.А. Организационные основы современной системы продаж банковских продуктов / В.В. Зенов, Е.А. Нестеренко // Известия Саратовского университета. - 2016. - Том 12. - С. 72-75.
26. Лукьяненько В. Банковский маркетинг: использование зарубежного опыта / В. Лукьяненко // Человек и труд. - 2016. - № 9. - С. 69-70.
27. Малангуч О.Н. Розничная стратегия коммерческих банков / О.Н. Малангуч // Финансовое обозрение. - 2016. - № 35. - С. 11-14.
28. Нарубина Л.Л. Организация и стратегия построения розничного банкинга / Л.Л. Нарубина // Банковские технологии. - 2017. - № 8. - С. 18-23.
29. Николаева Т.Е. К вопросу о прозрачности новых банковских продуктов / Т.Е. Николаева // Бизнес и банки. - 2017. - № 47. - С. 1-3.
30. Окунь А.Л. Отдельные аспекты продвижения банковских продуктов и услуг / А.Л. Окунь // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 5. - С. 420-428.
31. Попова А.А. Стратегии розничного банковского бизнеса. / А.А. Попова // Банковские услуги. - 2016. - № 7. - С. 34-42.
32. Секирин А. Практические аспекты маркетинга в банковских учреждениях / А. Секирин // Банковские технологии. - 2015. - № 12. - С. 60-64.
33. Семенов С.И. Банковская услуга как результат интеграции банка в мировую финансовую систему. / С.И. Семенов // Банковские технологии. - 2016. - № 9. - С. 71-74.
34. Солдатова Е.В. Процессный подход к управлению клиентоориентированным коммерческим банком. / Е.В. Солдатова // Эксперт. - 2016. - № 31. - С. 82-84.
35. Яковлев В.В. Рычаги развития банковского обслуживания частных клиентов / В.В. Яковлев // Банковское обозрение. - 2016. - № 17. - С. 59-63.
36. Динамика официального курса заданной валюты. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.cbr.ru/currency base/dynamics/
37. Информация по ПАО «Росбанк». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=450000347
38. Коммерческая эффективность ПАО «Росбанк». [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http: //analizbankov.ru/bank. php?BankId=ro sbank-
2272&BankMenu=analiz dohodnosti&fform=rentabelnost
39. Обзор банковского сектора РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.cbr.ru/analytics/bank system/obs 186 .pdf
40. Основные показатели развития национальной платежной системы.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/statistics/p sys/print.aspx?file=sheet001 .htm&pid=psrf&sid=ITM30245
41. Отчетность ПАО «Росбанк». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.rosbank.ru/ru/about/disclosure/reports .php
42. ПАО «Росбанк». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.banki .ru/banks/bank/ro sbank/
43. Сведения о привлеченных и размещенных средствах. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors
44. Статистический бюллетень Банка России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs
45. Уровень жизни. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/level/