Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - применение антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления по г. Радужный (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).
Есть аннотация к работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие и сущность антикоррупционных стандартов деятельности органов местного самоуправления 6
1.2. Проблемы нормативного регулирования применения антикоррупционных стандартов деятельности органов местного самоуправления 15
1.3. Проблемы внедрения новых антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления 25
2. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА РАДУЖНЫЙ 31
2.1. Критерии оценки эффективности применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления г. Радужный 31
2.2. Актуальные проблемы применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления г. Радужный 44
2.3. Способы повышения эффективности применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления г. Радужный 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 62
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что эффективность и законность деятельности органов местного самоуправления – основа стабильного и устойчивого развития всей системы муниципальной власти, условие формирования доверия населения к власти, которое является важной основой, обеспечивающей взаимодействие власти и населения.
Одним из факторов, препятствующих стабильному и устойчивому развитию системы государственного и муниципального управления, подрывающих доверие населения к власти, является коррупция. Фраза, что коррупция «разъедает» государственный и муниципальный аппараты управления, является насколько расхожей, настолько и верной. Чиновники, допускающие в своей служебной деятельности коррупционные управления, практически сводят на нет все усилия государства по оптимизации системы государственного и муниципального аппарата, формированию государственной и муниципальной власти, отвечающей требованиям современного общества.
В одном из последних обращений к Федеральному Собранию, Глава нашего государства отметил, что «борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества» [3]
Иными словами, борьба с коррупцией в системе государственной или муниципальной власти – это действительно тщательная, кропотливая и системная работа, связанная в том числе с совершенствованием системы антикоррупционных стандартов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Цель исследования – оценка эффективности применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления по г.Радужному
Задачи работы:
Изучить понятие и сущность антикоррупционных стандартов деятельности органов местного самоуправления;
Охарактеризовать проблемы нормативного регулирования применения антикоррупционных стандартов деятельности органов местного самоуправления;
Исследовать проблемы внедрения новых антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления;
Определить критерии оценки эффективности применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления г. Радужный;
Выявить актуальные проблемы применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления г. Радужный;
Предложить способы повышения эффективности применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления г. Радужный.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере противодействия коррупционным проявлениям
Предмет исследования - эффективность применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления по г.Радужному. Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (контент-анализ, метод моделирования и т.д.).
Теоретическая основа исследования – научная литература в сфере государственного и муниципального управления.
В частности, можно отметить исследования таких авторов, как О. Айрапетов, Ю. Боруленков, Д. Декке, М. Костенников, А. Мелконян, Ф. Смирнов и др.
Вопросы, связанные с противодействием коррупционных проявлений в системе органов муниципальной власти достаточно глубоко изучены отечественной наукой. Вместе с тем, значимость и проблематика данных вопросов обуславливает необходимость новых исследований в этом направлении.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на три параграфа каждый, заключение и список использованных источников.
1) Проблематика понимания и сущности антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления, во-первых, обусловлена тем, что законодательство понимает коррупцию и коррупционные действия достаточно узко, увязывая их исключительно с незаконным непосредственным получением муниципальным служащим в свою пользу или польщу третьих лиц материального вознаграждения, а также с тем, что государство при реализации антикоррупционной политики не учитывает укоренившееся в нашем обществе специфическое отношение к коррупции, в соответствии с которым значительным числом граждан она воспринимается как пусть и противоправный, но действенный способ решения тех или иных вопросов при взаимодействии с органами власти.
Соответственно, в первую очередь необходимо изменить законодательство - в ст. 1 ФЗ «О коррупции» коррупцию необходимо понимать как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения материальной или нематериальной выгоды для себя или третьих лиц, а также в расчете на получение такой выгоды в будущем.
Кроме того, необходимо повысить эффективность государственной антикоррупционной пропаганды, направленной на формирование в обществе стойкого неприятия коррупции.
Здесь следует отметить, что если конкретное лицо или все общество «привыкли» полагать, что коррупция представляет собой негативное явление, но в случае личной необходимости «положительно» относятся к такому механизму разрешения какого-либо вопроса с публичными органами, вряд ли государственная антикоррупционная пропаганда приведет к положительному эффекту - здесь ее образно можно сравнить с антитабачной пропагандой- да, курильщик и без «пугающих» изображениях на пачках сигарет знает, что курение вредит его здоровью, но по тем или иным причинам продолжает курить.
Соответственно, антикоррупционная пропаганда должна быть в первую очередь направлена на подрастающее поколение в рамках школьной образовательной программы.
Сегодняшний школьник, который через 15-20 лет станет социально активным членом общества, должен в принципе не воспринимать коррупционные механизмы, как, например, гражданин, приобретший билет на поезд, также попросту не думает о том, что помимо этого должен еще «вознаградить» проводника, машиниста, начальника поезда и др.
Иными словами, преодоление коррупции возможно только в том случае, когда будет воспитано – именно воспитано, а не перевоспитано – поколение, не принимающее саму суть таких отношений гражданина и власти. Это, безусловно, не значит, что в настоящее время необходимо пустить вопросы противодействия коррупции «на самотек» - активные действия государства по предупреждению и покаранию коррупционных проявлений и являются важным инструментом воспитания такого поколения.
2) Проблематика нормативного закрепления антикоррупционных стандартов в деятельности муниципальных служащих связана с тем, что, во-первых, далеко не всегда - не на всех уровнях, не во всех регионах и (или) муниципальных образованиях - система антикоррупционных стандартов закреплена нормативно, во-вторых, даже нормативное закрепление такой системы грешит многочисленными абстракциями, которые крайне сложно применить и, главное, проверить, на практике.
Соответственно, необходимо закрепление антикоррупционных стандартов в деятельности муниципальных служащих и на уровне федерального законодательства (в ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), и на уровне регионального (в законодательстве субъектов Российской Федерации, регулирующих основы муниципальной службы в регионе), и на уровне муниципальных актов.
Кроме того, желательно отказаться от таких терминов, как «честность», «нетерпимость к коррупции» и т.д. Как бы хороши и правильны ни были данные термины с точки зрения этики муниципальной службы, будучи возведенными в ранг правовых норм они по сути превращаются в абстракцию, теряя свое конкретное и проверяемое содержание. Нормы соответствующих правовых актов должны звучать более жестко и носить императивный характер – запрещать, пресекать и т.д.
3) Проблематика внедрения новых антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления, во-первых, обуславливается необходимостью выработки предложений по конкретному содержанию таких стандартов, дабы избежать вышеупомянутых формальных абстракций о «неподкупности и нетерпимости», во-вторых, необходимостью выработки конкретных механизмов внедрения таких стандартов – они должны характеризоваться возможностью их практического применения и оценки соответствия деятельности муниципальных служащих таким стандартам.
Предложения относительно новых антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления и механизмов их внедрения можно внести после анализа антикоррупционной деятельности конкретного органа муниципальной власти, в данном случае администрации города Радужный.
4) Проблематика система критериев оценки эффективности антикоррупционных стандартов в деятельности муниципальной власти города Радужный в первую очередь обусловлена тем, что среди таких критериев – исключительно «математические» показатели, включающие в себя сухие цифровые показатели – количество выявленных коррупционных правонарушений, количество нарушений требований о предоставлении информации о доходах и т.д.
Безусловно, статистические показатели играют важную и порой незаменимую роль в изучении того или иного предмета, однако их все же недостаточно для уяснения сути - действительно ли в деятельности органов местного самоуправления города Радужный исключена и преодолена коррупционная составляющая, или же органы муниципальной власти подвержены коррупционным проявлениям, несмотря на внешне положительные статистические показатели.
Анализ критериев оценки эффективности применения антикоррупционных стандартов в деятельности органов местного самоуправления г. Радужный указывает на то, что в данном случае совершенно не применяются «внешние» критерии, связанные с оценкой коррупционной составляющей в деятельности органов местного самоуправления города Радужный со стороны населения муниципального образования, что неразрывно связано со слабостью общественного контроля за деятельностью органов муниципальной власти.
Иными словами, органы муниципальной власти, фактически выступая институтом, «обслуживающим» интересы населения муниципального образования, не предоставляют этому населению реальной возможности контроля, выражающегося в том числе в сфере прямой оценки наличия коррупционной составляющей в деятельности муниципальной власти. Соответственно, решение проблемы реализации антикоррупционной политики видится в повышении роли общественности в сфере контроля за деятельностью органов местного самоуправления, в том числе в сфере противодействия коррупции.
5) Проблематика реализации антикоррупционных стандартов в деятельности администрации города Радужный во многом обусловлена небольшим населением муниципального образования, что обуславливает многочисленные лично-родственные связи между муниципальными служащими и лицами, подпадающими под организационно-распорядительную деятельности органов местного самоуправления.
Это, помимо прочего, обуславливает латентный характер коррупционных проявлений во взаимоотношениях органов муниципальной власти и общества (населения, коммерческих структур и т.д.). Соответственно, меры внутреннего муниципального контроля за соблюдением служащими органов местного самоуправления антикоррупционных стандартов не смогут обеспечить реализацию антикоррупционной политики, и на уровне муниципального образования г. Радужный необходимо усиление полномочий органов общественного контроля за деятельностью муниципальной власти.
6) Проблематика повышения эффективности антикоррупционных стандартов в деятельности администрации города Радужный в первую очередь обусловлена «слабостью» общественного контроля и отсутствием у данного института реальных полномочий по воздействию на деятельность органов местного самоуправления города.
Очевидно, что «виновным» здесь является федеральное законодательство, до предела сузившее число субъектов общественного контроля, и фактически сделавшее общественный контроль «продолжением» муниципальной власти, а не самостоятельным звеном, которое полномочно оценивать деятельность органов местного самоуправления с точки зрения реализации антикоррупционной политики и в императивном порядке требовать от органов местного самоуправления принятия конкретных мер по устранению коррупционных проявлений в их деятельности. Вместе с тем, федеральное законодательство, пусть и установившее жесткие рамки общественного контроля, формально не запрещает органам местного самоуправления г. Радужный проявить «политическую волю» и изменить, например, порядок формирования Общественного Совета при администрации, включив в него представителей общественности, позволить населению различными путями, в том числе посредством опроса на Интернет-сайте городской администрации, высказать свое мнение относительно того, действительно ли в органах местного самоуправления города Радужный преодолена коррупционная составляющая, или же муниципальным служащим города свойственны коррупционные действия, что требует принятия жестких мер, вплоть до увольнения муниципальных служащих, которые «обвиняются» населением муниципального образования в коррумпированности.
Проектным предложением выступает внедрение в деятельности администрации города Радужный нового антикоррупционного стандарта, связанного с тем, что деятельность каждого муниципального служащего, осуществляющего административно-распорядительные функции, должна непосредственно оцениваться населением муниципального образования посредством опроса на сайте городской администрации, а так же опросных листов, расположенных в здании (помещении) муниципального органа. Такие опросы должны носить анонимный характер, и быть связанными с наличием в действиях данного служащего коррупционной составляющей. Очевидно, что результаты таких опросов нельзя будет с полной уверенностью назвать объективными, не обусловленными субъективным негативным отношением гражданина или представителя юридического лица к органам власти в целом, или же «местью» за не удовлетворившие гражданина или представителя юридического лица законные и обоснованные действия муниципального служащего. Однако в целом именно общественный контроль является важнейшим антикоррупционным фактором, соответственно, органам власти необходимо начать «доверять» обществу. Если деятельность муниципального служащего с точки зрения коррупционных проявлений оценивается населением негативно, в отношении него должны проводиться тщательные проверки относительно соблюдения им антикоррупционных требований, в том числе с привлечением правоохранительных органов.
1. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 30. – Ст. 4213.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 52. – Ст. 6228.
3. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 10. – Ст. 1152.
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 декабря 2016 // Российская газета. – 2016. – 03 дек. - № 8459.
5. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2017 года № 18-4/10/В-7931 «О направлении рекомендаций по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2017. - № 12.
6. Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами», утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25 сентября 2012 года № 34. // Российская газета. – 2012. – 28 сент. - № 6011.
7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2008 года № 86-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» // Новости Югры. – 2008. – 28 сент. - № 112.
8. Закон Красноярского края от 07 июля 2009 года № 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» // Наш Красноярский край. – 2009. – 10 июл. - № 87.
9. «Положение об общественном Совете города Радужный», утв. Постановлением главы города Радужный от 29 марта 2015 года № 13-г// Новости Радужного. – 2015. – 31 мар. - № 24.
10. Постановление главы города Радужный от 21 ноября 2011 года № 31-г «О межведомственном Совете при главе города Радужный по противодействию коррупции» // Новости Радужного. – 2011. – 23 нояб.- № 83.
11. Постановление Администрации города Радужный от 20 августа 2010 года № 379 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов в администрации города Радужный» // Ознакомление - архив администрации города Радужный
12. Методические рекомендации по соблюдении муниципальными служащими администрации города Радужный антикоррупционных стандартов от 15 марта 2016 года // Документ официально опубликован не был. Режим доступа – ознакомление в архиве администрации города Радужный.
13. «План по противодействию коррупции в городе Радужный на 2018-2019 годы», утв. Постановлением Главы города Радужный от 15 января 2018 года // Ознакомление - архив администрации города Радужный
14. Справочно-аналитическая информация отдела муниципальной службы и кадровой политики администрации города Радужный // Ознакомление - архив администрации города Радужный
15. Отчеты о проведении проверок соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликтов интересов в администрации города Радужный за 2014 – 2018 гг // Ознакомление - архив администрации города Радужный
16. Айрапетов О.Р. К проблеме отношения российского обществе к коррупции / О.Р. Айрапетов // Вестник МГУ . – 2016. - № 2. – С. 105-112.
17. Боруленков Ю.П. К вопросу о сущности коррупционных проявлений в деятельности государственных и муниципальных служащих / Ю.П. Боруленков // Вестник Академии Следственного комитета РФ. – 2016. - № 2. – С. 70-76.
18. Боруленков Ю.П. Психофизиологическое исследование кандидата на должность государственной службы / Ю.П. Боруленков. – М.: Городец, 2016. – 192 с.
19. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. – М.: Директ-медиа, 2015. – 450 с.
20. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. – М.: Городец, 2014. – 372 с.
21. Гневко В.А. Муниципальное управление: подготовка и повышение квалификации служащих / В.А. Гневко. – М.: КноРус, 2016. – 288 с.
22. Горшенков Г.Н. Антикоррупционная политика и деятельность / Г.Н. Горшенков // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. - № 2. – С. 77-81.
23. Декке Д.А. Практика и проблемы внедрения антикоррупционных стандартов для государственных и муниципальных служащих / Д.А. Декке // Вестник Пермского государственного университета. – 2017. - № 2. – С. 65-70.
24. Ерохина Ю.В. Можно ли отсутствие механизмов общественного контроля отнести к коррупциогенным факторам / Ю,В. Ерохина // Мониторинг правоприменения. – 2016. - № 4. – С. 42-46.
25. Ершов Д.А. Государственное и муниципальное управление / Д.А. Ершов. – М.: Гросс-Медиа, 2016. – 582 с.
26. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. - 2014. - № 5. - С. 6-11.
27. Клюквин А.В. Антикоррупционная политика: состояние, проблемы и перспективы / А.В. Клюквин. – М.: Юрайт, 2015. – 244 с.
28. Костенников М.В. Антикоррупционные стандарты государственной гражданской и муниципальной службы / М.В. Костенников // Мониторинг правоприменения. – 2014. -№ 4. – С. 28-32.
29. Крючков А.В. Антикоррупционная политика в России: политологический анализ // Философия права. – 2015. - № 3. – С. 33.37.
30. Мелконян А. В. Коррупция в системе государственной службы России и её предупреждение / А. В. Мелконян// Молодой ученый. - 2017. - №5.1. - С. 38-44.
31. Моисеев А.Д. Муниципальное управление / А.Д. Моисеев. – М.: Юрайт, 2014. – 305 с.
32. Наумов А.В. К вопросу о проблематике преодоления коррупции на муниципальном уровне / А.В. Наумов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2017. - № 2. – С. 61-66.
33. Потомский В.В. Коррупция как социально-политическое явление / В.В. Потомский // Вестник Поволжского института управления. – 2017. - № 4. - С. 104-110.
34. Реутов В.П. Понятие, цели и задачи общественного контроля // Вестник Пермского государственного университета,. - 2014. - вып. 3 (92). - С. 191-195.
35. Смирнов Ф.Ф. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих / Ф.Ф. Смирнов / Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 5. – С. 28-33.
36. Сморчков А.И. К вопросу о проблемах реализации государственной и муниципальной антикоррупционной политики / А.И. Сморчков // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2015. - № 3. – С. 33-37.
37. Тепляшин И.В. Причины возникновения коррупции и роль российской общественности в антикоррупционном механизме / И.В. Тепляшин // Государство и право. – 2014. -№ 1. – С. 59-63.
38. Щедий М.В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции / М.В. Щедий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. - № 5. – С. 55-59.
39. Щедий М.В. Особенности развития антикоррупционного потенциала гражданского общества в современной России / М.В. Щедий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. - № 1. – С. 80-86.
40. Чертова А.В. Особенности реализации антикоррупционной политики на муниципальном уровне / А.В. Чертова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2017. - № 4. – С. 41-45.