Введение 3
1 Федеративное устройство российской Федерации: понятие и сущность 4
2 Проблемы административно-территориального устройства субъекта РФ 7
3 Территориальная организация местного самоуправления 10
Заключение 13
Список использованных источников 15
Актуальность работы состоит в том, что осмысление и последовательное решение правовых проблем территориального устройства субъектов России во взаимосвязи с территориальным устройством Российской Федерации являются основополагающими факторами развития российской государственности и российского общества. Стабильность территориального устройства - это важнейший признак успешного развития государства, как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности. Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим.
Целью работы рассмотреть особенности территориального устройства в РФ и его значение для системы государственного управления. В соответствие с вышеуказанной целью работы, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть федеративное устройство в РФ: понятие и сущность;
- проанализировать проблемы административно-территориального устройства субъекта РФ;
- изучить территориальную организацию местного самоуправления.
Объектом исследования является государственное и муниципальное управление.
Предмет работы – особенности территориального устройства в РФ.
Методологическую основу работы составили следующие методы: логический, нормативный, метод анализа.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: Р.Г. Абдулатипов, Н.Н. Арзамаскин, Ю.П. Бойко, Л.М. Карапетян, С.С. кустов, А.А. Огородинаи др.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Современный этап развития российского федерализма является продолжением совершенствования федеративных отношений с момента принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации.
Прошедшие с этого времени реформы, направленные на выработку оптимальной формы внутригосударственного устройства Российской Федерации, основная часть которых проведена с 2000 по 2004 год, достигли определенных результатов в сфере укрепления вертикали власти, повышения эффективности управления страной и сохранения государственной целостности России. Помимо этого, с момента подписания Федеративного договора и принятия Конституции Российской Федерации идеи федерализма прочно вошли в сознание граждан России, в систему органов государственной власти, в формы и методы ее деятельности. Однако федеративные отношения в России и сегодня находятся в непростой ситуации.
Заложенная в Конституции отчасти противоречивая основа развития федерализма в России проходит испытание процессами во внешнеполитической сфере, накладывающими свой отпечаток на текущую практическую деятельность федеральной власти и субъектов федерации, а также взаимоотношения центра с политическими элитами отдельных регионов. Все это выводит на первый план критические мнения ученых и политиков относительно состояния российского федерализма, а также предложения о реформировании федеративного государственного строительства России вплоть до перехода к унитарному государству.
Обрисовав в данной работе все насущные проблемы территориального устройства России, можно сделать вывод, что реальностью наших дней стала необходимость нахождения их способов решения.
В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что приоритетными направлениями в развитии федеративных отношений в РФ решение следующих проблем:
1) сохраняющаяся юридическая и фактическая асимметрия субъектов РФ;
2) незавершенность разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами федерального уровня и государственными органами регионального уровня;
3) налаживание эффективного взаимодействия между центром и регионами по долговременным схемам и разовым проектам;
4) недостаточный демократизм государственной власти;
5) низкая политическая и правовая культура участников федеративных отношений в РФ.
На основе проблем российского федерализма необходимы следующие преобразования, а именно: внести изменения и дополнения в Федеральный закон о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов; создать механизм проведения проверки степени вмешательства в компетенцию субъектов Российской Федерации и создания возможностей для осуществления регионами собственного правового регулирования по соответствующим вопросам; усилить контроль над исполнением договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий для создания эффективных условий взаимодействия федеральных и региональных органов власти по отдельным предметам совместного ведения; разработать концепции экономического выравнивания регионов путём реорганизации поддержки развития регионов, распределения налоговых поступлений, бюджетного регулирования между федерацией и регионами; обеспечить в рамках компетенции Российской Федерации эффективной государственной власти, которая будет адекватной принципам разграничения полномочий между уровнями власти.