Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование образа «Я» дошкольника через индивидуальную работу (Барнаульский Педагогический Колледж)

Работа №45193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
402
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Опытно-педагогическая работа была проведена на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» в селе Боровиха Первомайского района Алтайского края. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, на момент проведения эксперимента всем детям было по 6 лет.
Введение 3
1 Психологические основы становления и развития образа «Я» дошкольника 6
1.1 Характеристика образа «Я» 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 10
1.3 Особенности образа «Я» в дошкольном возрасте 13
2 Индивидуальная работа как средство формирования образа «Я» дошкольников 18
2.1 Особенности и значение индивидуальной работы в работе с дошкольниками 18
2.2 Специфика организации индивидуальной работы с дошкольниками в процессе формирования образа «Я» 21
3 Опытно-педагогическая работа по формированию образа «Я» у дошкольников через индивидуальную работу 26
3.1 Организация и методы опытно-педагогической работы 26
3.2 Анализ результатов педагогического исследования 31
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А 46
Приложение Б 79


Современное состояние нашего общества и напряженные условия его функционирования обуславливают рост значения личности каждого человека. Образ «Я», складывающийся в результате жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, и, в свою очередь, отражается на отношении с обществом и миром в целом. В связи с этим возникает проблема формирования « Я – образа», который зарождается в дошкольном возрасте, являющимся сензитивным для формирования самооценки, осознания себя в системе человеческих отношений.
В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и становление собственной картины «Я», образа себя, Я-концепции, что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте.
Проблемой изучения образа «Я» занимались У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс, М.И. Лисина, С.Г. Якобсон, и др. «Я-концепция», описанная Р. Бернс предполагает, что «…описательная часть …» и есть образ «Я». По его мнению «…Я-концепция формируется под воздействием внешних влияний, которые испытывает индивид и играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий» [1, с. 102]. Американский психолог У. Джеймс проводил важное различие между двумя аспектами себя, названными «Я» и «Мое». Аспект «Я», часто называемый субъективным «Я», относится к внутреннему чувству «я есть», «я существую» [7, с. 245]. Аспект «Мое», иногда называемый объективным «Я», охватывает набор свойств или качеств, которые объективно известны или присущи личности: сюда входят физические характеристики, темперамент и социальные навыки. В настоящее время принято считать, что ребенок обладает неким примитивным чувством обособленности с самого рождения. В частности, в первый год жизни младенец осознает себя как деятеля, способного организовывать события вокруг себя. С точки зрения дошкольного возраста, именно он «заставил» произойти какое-либо событие ‒ таким образом, ребенок начинает ощущать свою эффективность и силу, т.е. ощущать себя.
Вторым важным шагом для ребенка становится понимание того, что он тоже объект в окружающем мире и потому имеет определенные качества и свойства, например пол, размер, имя, а также такие качества, как застенчивость или смелость, ловкость или неуклюжесть. Именно это самоосознание служит отличительной чертой понятия «Мое». Объективное «Я» формируется у ребенка уже в период дошкольного возраста. Как только у ребенка появляется самоосознание, меняется целый спектр проявлений его поведения.
Другим следствием появления у ребенка самоосознания становится выражение таких эмоций, как смущение, гордость или стыд. Чувство стыда ребенок испытывает в том случае, если, по его мнению, он не соответствует стандарту, тогда как гордость, напротив, возникает тогда, когда ребенок способен соответствовать стандарту. К школьному возрасту дети уже усваивают эти стандарты и ожидания и становятся более автономными в своих суждениях. Элементы самовоспитания и самокоррекции в дошкольном возрасте только начинают складываться в пространстве «Я». Вместе с тем тенденция влиять на ребенка, давая ему представления о себе, слишком велика со стороны значимых окружающих его людей. Поэтому важно создать те психолого-педагогические условия, которые позволяют открывать и развивать в себе способности, формировать увлечения, интересы, расширять знания о себе, которые станут строительным материалом собственного «Я». Помочь в этом может индивидуальный подход к воспитанию ребенка дошкольного возраста.
Индивидуальная работа с дошкольниками направлена в конечном итоге на то, чтобы помочь ребенку осознать свое «Я» в нашем мире: не навязать это «Я», а именно подтолкнуть ребенка к самостоятельному осознанию.
Становление личности происходит под влиянием социального окружения. Отсюда проблема формирования образа «Я» не теряет свой актуальности.
Проблема исследования заключается в поиске условий по формированию образа «Я» дошкольников с помощью индивидуальной работы в условиях ДОУ
Цель работы – изучить условия применения индивидуального подхода при работе с дошкольниками для формирования их образа «Я».
Объект исследования – особенности формирования образа «Я» дошкольников.
Предмет исследования – процесс формирования образа «Я» через индивидуальную работу с дошкольниками.
Гипотеза: индивидуальная работа на занятиях способствует формированию образа «Я» у дошкольников при следующих условиях:
- своевременная и в системе индивидуальная работа с дошкольниками по формированию образа «Я»;
- дидактические материалы подбираются в соответствии с возрастом дошкольников;
- учитываются индивидуальные особенности детей.
Цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть психолого-педагогические условия формирования образа «Я» дошкольников.
3. Разработать комплекс индивидуальных занятий с детьми по формированию образа «Я».
4. Составить рекомендации родителям по формированию образа «Я».
5. Осуществить экспериментальное исследование по формированию образа «Я» у дошкольников.
При написании работы были использованы такие методы исследования, как анализ, обобщение материалов исследования, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность данной темы исследования бесспорна. Проведенный теоретический анализ подходов показал, что в рамках исследования проблем самосознания образу «Я» отводится ведущая роль: он характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания. В ходе исследования определено, что дошкольный возраст является начальным периодом осознания ребенка самого себя, оценки своих потребностей и возможностей. В данном периоде необходимо заложить основы для развития адекватной самооценки, которая поможет ребенку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели. Особенности формирования позитивного образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В процессе решения первой задачи исследования «Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме» был сформулирован вывод о том, что потребность в познании себя является одной из фундаментальных для человека. Это знание создает основу, фундамент для запуска механизмов саморазвития и самореализации. Очевидно значение научного осмысления формирования образа «Я» личности как управляемого процесса, позволяющего ребенку успешно преодолеть психологический переход от эгоцентризма к децентрации. Способность к децентрации и рефлексии важна для полноценного становления образа «Я». Рефлексия усиливает самоконтроль и делает более возможным приспособление к социально разделяемой системе моральных правил. Замена внешнего контроля на внутренний дает ребенку большую самостоятельность, учит видеть мир с точки зрения другого человека.
В ходе решения задачи «Раскрыть психолого-педагогические условия формирования образа «Я» дошкольников» было сформулировано ряд выводов, представленных следующим образом:
1. Определено, что уровни развития образа «Я» дошкольника являются базовыми основаниями для развития гармоничной личности. Содержательно это означает, что на определенном уровне развития образа «Я» ребенка требуется специфическая, адекватная его опыту, организация воспитания как процесса формирования потребностей в творческом самопознании, эмоционально-ценностном отношении к себе, а также трансляции своего позитивного образа «Я» на отношения со взрослыми и сверстниками.
2. Установлено, что важным этапом в работе по формированию положительного образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста является совместная работа психолога дошкольного учреждения и родителей. Для успешной работы нужно убедить родителей в важности формирования образа «Я» и в необходимости заниматься с ребёнком дома, тогда педагогическая работа будет носить систематический и целенаправленный характер. С этой целью с родителями рекомендуется проводить разнообразные современные формы работы.
В процессе решения задачи «Разработать комплекс индивидуальных занятий с детьми по формированию образа «Я» были разработано групповое занятия с включением в него индивидуальной работы по теме «Чудесные самоцветы».
Результатов решения задачи «Составить рекомендации родителям по формированию образа «Я»» явились практические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по формированию у них образа «Я» в условиях семьи.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы на практическом уровне была организована и реализована опытно-педагогическая работа по формированию образа «Я» детей старшего дошкольного возраста. С этой целью были подобраны три методики, которые позволили изучить разные компоненты данного явления. Для формирования образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста был выбран такой метод индивидуальной работы, как портретная живопись, поскольку через изображение различных автопортретных образов можно сформировать у дошкольника устойчивый положительный образ «Я» и тем самым изменить общий эмоциональный настрой ребенка. Дети в течение формирующего этапа исследования не только знакомились с произведениями живописи, но и занимались анализом эмоционального состояния людей, которые на них были изображены, в игровой форме демонстрировали различные эмоции, жесты и мимику. Основным этапом формирующего эксперимента стала индивидуальная работа детей над автопортретами, над изображением родных и друзей с тем, чтобы они смогли лучше узнать не только других людей, но посредством этого заняться собственным самопознанием, формированием положительного образа «Я».
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что мероприятия, основанные на организации индивидуальной деятельности дошкольников, включающей изучение портретной живописи и изобразительную деятельность, оказывают позитивное влияние на формирование положительного образа «Я» детей, что проявляется в изменении самооценки на более адекватную, в приобретении более содержательных представлений детей о себе и других людях, в появлении правильной половозрастной идентификации.
Несомненно, что для формирования положительного образа «Я» детей старшего дошкольного возраста можно использовать и множество других методов, таких как ведение портфолио ребенка, метод проектов. Главное, что все это должно проходить в игровой форме и доставлять удовольствие детям.
Собранный в процессе работы теоретический и практический материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в разработке программ по формированию положительного образа «Я» их воспитанников.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута. Задачи решены, гипотеза подтверждена на теоретическом и практическом уровне.



1. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности / Р. Бернс. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 377 с.
3. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова. – М.: 2013 – 320 с.
4. Борисова, Е. Развитие творческих способностей дошкольников в рисовании / Н. Борисова // детский сад от А до Я. – 2012. – С. 85-88.
5. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. Общество России, 2012. – 147с.
6. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – 268 с.
7. Джеймс, У. Психология индивидуальности / У. Джеймс. – М.: Академия. 2014. – 745 с.
8. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2014. – 592с.
9. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. 2-е изд., ипр. / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
10. Зайцева, Н.В. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации / Н.В. Зайцева // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 767-769.
11. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2015. – 130 с.
12. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: Учеб пособие / В.М Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2014. – 506 с.
13. Корепатова, М.В. Формирование образа ребенка в системе дошкольного образования / М.В. Корепатова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 400 с.
14. Куликовская, В.Э. Развитие самосознания в дошкольном возрасте / В.Э. Куликовская // Вопросы психологии. – 2013. – №4. – С. 44-49.
15. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – 64 с.
16. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 384 c.
17. Люблинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие / А.А. Люблинская. – М.: Эксмо, 2015. – 267 с.
18. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
20. Минкина, Е.В. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / Е.В. Минкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 132 с.
21. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у дошкольников / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 25-31.
22. Опевалова, Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие /Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2013. – 148 с.
23. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – СПб.: Питер, 2015. – 856 с.
24. Шамис, В.А. Психологические аспекты рекламы / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – № 10. – С. 63-69.
25. Шамис, В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / В.А. Шамис. – Казань, 2015. – 160 с.
26. Шинкарева, Л.Д. Особенности развития образа «Я» у дошкольника / Л.Д. Шинкарева // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 74-78.
27. Юрчик, Р.О. Конспект занятия по формированию позитивного образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: kopilkaurokov.ru.
28. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 2013. – №8. – С. 55–61.
29. Яковлева, Н.Г. Саморазвитие в дошкольном возрасте как проблеме психолого-педагогических наук / Н.Г. Яковлева // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 111-112.
30. Яцук, О.Р. Индивидуальная работа в детском саду / О.Р. Яцук // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 85-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ