Введение
Глава 1. Просветительский контент на Российском телевидении 7
1.1 Историко-теоретические аспекты формирования просветительского
контента на телевидении 7
1.2 Формы общения со зрителем на образовательных телеканалах 11
1.3 YouTube, как современная медиа-площадка для создания новых
форматов контента 15
1.4 Анализ контента просветительских YouTube каналов “GalileoRU”,
“Теперь я Знаю”, “QWERTY” 19
Глава 2. Производство авторской программы “Простые, вещи” 24
2.1 Основные принципы создания YouTube программ. Этапы и методы
производства 24
2.2 Авторские особенности программы, методы создания 31
2.3 Организация съемочного процесса авторской программы “Простые
вещи” 37
Заключение 41
Список использованной литературы
СМИ - это зеркало, зеркало, без сомнений, многогранное - от газет местного масштаба до центральных телеканалов. Печатные издания читает далеко не каждая семья, а телевизор имеется в любом доме. И по данным статистики, гражданин нашей страны в день проводит перед телевизионным экраном от трех до трех с половиной часов. В среднестатистическом российском доме телевизор работает около 7 часов в сутки (это совсем не значит, что его непрерывно смотрят, специалисты по психологии убеждены, что и фоновое вещание способно оказывать довольно мощное воздействие на сознание и подсознание).
Общество, может быть, медленно понимает, какую новую и влиятельную мощь оно получило в лице телевидения. Телевидение несет информацию, расширяет кругозор, волнует, радует и разочаровывает человека; в любом случае оно делает его жизнь богаче и разнообразнее. Оно не имеет возможности дать хлеба, однако способно дать любому зрелище.
Телевидение не знает географических пределов, преодолевает место и время. Оно делает человека соучастником событий, которые совершаются без него.
ТВ продолжает развиваться, как в техническом отношении, так и в содержательном. Общая тенденция современного мира - бурное развитие информационного пространства и каналов распространения информации.
Телевидение создает фон нашей жизни, формирует наши привычки, завлекает к обсуждению разных проблем, активно влияет на массовое сознание. Большая часть рейтинговых телеканалов нацелена на функции развлечения и информирования населения. Тем не менее, общественный запрос на просветительскую продукцию телевидения существует.
Актуальность исследования состоит в том, что современном мире, вступившем в эпоху непрерывного беспрецедентного научно-технического прогресса, с каждым днем все большую значимость приобретает поиск возможностей повышения уровня информированности общества об исследованиях и достижениях ученых. Популяризация науки, широкое распространение знаний, являющихся сегодня государственным достоянием и капиталом, ставятся в число ключевых национальных приоритетов мировых держав. Одним из основных средств популяризации науки, безусловно, является научно-просветительское телевидение.
Непременно, перспективы у такого рода телевидения есть. К сожалению, его сегодняшнее состояние очень уязвимо, так как находится в зависимости и от значения культуры телеаудитории, и от интересов бизнеса, имея в виду кабельных операторов. По моему твердому убеждению, образовательные каналы постоянно должны быть в главном сервисе (пакете), а не в тематическом
В России данный формат имеет возможность быть полностью востребован. Новым каналам, естественно, будет тяжело выходить на рынок, так как на нем уже укрепились знаменитые бренды. Очень многое станет находиться в зависимости от избранной темы и свойства программ.
История отечественного научно-просветительского телевидения представляется драматичной: за бурным расцветом, наблюдавшимся в советские годы, последовал глубокий кризис, затянувшийся с постперестроечных времен по настоящее время. Высокий уровень социальной значимости популяризации науки требует скорейшего поиска путей преодоления кризиса направления, создания условий для его возрождения и поиск новых форм подачи научного материала для широкой аудитории.
Степень изученности этой темы не очень обширна. Актуальных работ, представляющих тему современной формы подачи просветительского контента на телевидении практически не представлено в чистом виде. Однако есть наработки по этой теме. В электронном ресурсе “Информационное общество”дается подробный анализ сложных процессов, происходящих сегодня в информационном обществе, об электронных СМИ как феномене культуры, однако в его книге не конкретизировано рассмотрены моменты, связанные с новыми формами взаимодействия телевидения с аудиторией. Также книга Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации в которой представлена теория об особенностях коммуникации телевидения с аудиторией.
Объектом исследования в данной работе является просветительское телевидение в современных реалиях конвергенции
Предметом- специфика подачи научно-просветительского контента.
Цель данной работы - рассмотреть формы подачи просветительского контента на телевидении, выявить тенденции поиска новых форм общения со зрителем.
Задачи
1) Изучить историко-теоретические аспекты формирования просветительского контента на телевидении
2) Определить как телевидение взаимодействует с современными видео-хостингами
3) Определить, какой формы образовательный контент имеет большую популярность среди аудитории
4) Создать свой авторский проект просветительской тематики.
Эмпирической базой дипломной работ, которая носит творческий характер послужили три выпуска авторской программы “Простые вещи”, посвященные раскрытию интересных фактов об истории бытовых вещей.
Методами исследования выступили: метод анализа историко¬
теоретического формирования просветительского контента на телевидении. Сравнение - познавательная операция, определяющая сходства или различия объектов, их тождество.Контент анализ каналов на видео-хостинге УоиТиЬе. Главный метод- метод творческого эксперимента в ходе которого была создана программа “Простые вещи”.
Научная новизна продиктована необходимостью переосмысления современных жанров и подходов просветительского телевидения в условиях легкодоступности знаний и информатизации общества.
Практическая значимость заключается в том, что знания, полученные в результате этого исследования, могут послужить почвой для переосмысления жанров и форм подачи контента на современном телевидении.
Структура дипломной работы данная дипломная работа состоит из введения, двух глав и ctvb параграфов.
Входе работы было выявлено, что сейчас- это очень серьезная площадка со своими правилами и огромным охватом аудитории. На этой медиа-платформе продолжают жить старые телевизионные проекты, которые мало того, что не теряют популярность, так её еще и набирают.
Кроме того, здесь еще и появляются новые жанры, которые пользуются спросом у аудитории. Это открытая площадка, на которой каждый может начать с нуля ничего не вкладывая в отличие от телевидения, где создание контента- это сложно организованный процесс, от заявки, до съемок и монтажа.
Сейчас идет активная конвергенция телевидения и новых медиа-платформ, таких как YouTube. Но на данный момент она только начинается, так как вся суть объединения пока сводится лишь к тому, что Телеканалы лишь загружают материал отснятый для телеэфира на хостинг.
Просветительские передачи- неотъемлемая часть современного телевидения. Эти жанры и формы должны постоянно идти в ногу со временем и следить за откликом аудитории. Совершенствование форм подачи образовательного материала первостепенная задача, так как сейчас в условиях информатизации общества существует огромное количество источников информации. Такие передачи помогает нам на протяжении всей жизни развиваться и познавать мир. Таким методом мы усваиваем информацию легче, чем если бы нам приходилось читать книги или научные диссертации. Безусловно они тоже важны. Но благодаря познавательным телеканалам мы имеем более четкое представление об изучаемом.
Познавательные передачи можно смотреть, когда отдыхаешь. Одновременно получаешь удовольствие и полезную информацию. Такие передачи стали давно частью образовательной системы. Без них многое станет непонятным. Из них мы узнаем о динозаврах вымерших миллионы лет назад, о глубинах и тайнах всемирного океана, о загадочном и неизведанном космосе, о нашей цивилизации, о наших предках. Очень поучительно и интересно одновременно.
Создание таких передач - это огромный труд, проделанный тысячами работниками, которые трудятся каждый день что бы добыть полезную информацию, чтобы удивить зрителя.просветительское телевидение открывает тайны древних загадок. Оно доступно всем. В эпоху информационного века каждый может совершенствоваться духовно, всего лишь подключив в свой дом телевидение. И вся информация, накопленная веками человечеством, будет доступна.
В процессе съемки программы “простые вещи”, было выявлено, что создание качественного, профессионального продукта требует от автора высокого профессионализма и высокой меры ответственности за свой продукт и умение ориентироваться в запросах аудитории.
Также важнейшим условием эффективности и востребованности познавательного контента сегодня является высокий художественный стиль. Умение автора подобрать концепцию своей программы, которая бы гармонично соответствовала преподносимому материалу.
Объектом проведенного нами исследования просветительское телевидение в условиях конвергенции, предметом изучения выступила специфика подачи просветительского контента. В ходе исследования было выяснено, какие форматы передач имеют больший отклик у аудитории.
1. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М.: Издательство ИКАР, 2002. -260 с.
2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. - М., 2011. 85- с.
3. Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации: Очерки теории научно¬популярного кино. М.: Искусство, 1982. - 350 с.
4. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 2011. -145 с.
5. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. -416 с.
6. Згуриди A.M. Экран. Наука. Жизнь. М.: Искусство, 1983. - 166 с.
7. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Наука, 1978. -224 с.
8. Лапина И.Ю. Основные тенденции функционирования научно-популярного телевидения: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2005. -127 с.
9. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-Холдинг, 2004. - 316 с.
10.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М., 2009. -57 с.
11.Опыхтина Л.М. Популяризация науки на телевидении. Становление и современное состояние: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.10. М., 1979. - 191 с.
12. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. - М.: Руп-холдинг, 2005.
13. Самарцев О.Р. Телевидение в системе образования: Дис. . канд. филол. наук. 10.01.10. М., 1995. - 125 с.
14. Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения. Ульяновск: УГУ, 2008. -175 с.
15. Соколов А. Г. Монтаж. Телевидение. Кино. Видео: Учебник: В 2 ч. М.: 625, 2000. Ч. 1. С. 32.
16. Телевизионная журналистика / 4-е издание //Под ред. Г.В. Кузнецова,
В.Л. Цвика, АЛ. Юровского. М.: МГУ, Высшая школа, 2012. -56 с.
17. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. - М.: Аспект-пресс, 2010.