Введение 3
1 Теоретические основы ассортиментной политики предприятия 6
1.1 Сущность и понятие ассортимента 6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента 12
1.3 Методология создания нового товара 16
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ИП Колобова Ю.А 24
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 24
2.2 Анализ финансового состояния ИП Колобова Ю.А 27
2.3 Анализ ассортиментной политики 38
3 Разработка проекта по расширению ассортимента выпускаемой
продукции 43
3.1 Экономическое обоснование расширения ассортимента 43
3.2 Инвестиционный проект расширения ассортимента продукции 48
3.3 Оценка эффективности реализации инвестиционного проекта 52
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение
Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем обстоятельством, что ассортиментная политика выступает в качестве одного из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в процессе борьбы компании с конкурентами. Формирование и дальнейшая реализация ассортиментной политики организаций необходима для определения условий их безубыточной работы, управления размером прибыли в целях оптимизации влияния налогообложения, а также прогнозирования объема инвестиций, необходимых для развития бизнеса.
Выверенная и грамотная ассортиментная политика организаций в сфере общественного питания способна обеспечить основу успешной деятельности. Глубина и ширина ассортимента, его доступность и уровень качественного состава дают возможность определить возможности организации в сфере привлечения посетителей, степени их удовлетворенности.Таким образом, ассортиментная политика является фактором, который определяет финансовый результат деятельности организаций сферы общественного питания.
В качестве объекта исследования выступает деятельность ИП Колобова Ю.А., осуществляемая на рынке общественного питания, а предметом является действующая ассортиментная политика ИП Колобова Ю.А.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке инвестиционного проекта, направленного на расширение ассортимента реализуемой продукции ИП Колобова Ю.А.
Для решения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических основ ассортиментной политики предприятия;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности и ассортиментной политики ИП Колобова Ю.А.;
разработка проекта по расширению ассортимента выпускаемой
продукции.
В процессе работы были использованы следующие общенаучные методы исследования:
- метод анализа;
- метод группировки;
- метод сравнения.
Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена тем обстоятельством, что представленные в работе разработки в дальнейшем могут быть использованы ИП Колобова Ю.А.в целях расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Теоретической основой исследования являются работы таких авторов, как Е.В. Одинцова, Н.Г. Новикова, В.Н. Наумов, М.М. Мухина, А.Ф. Никишин, Н.Н. Кулакова, Д.В. Гордеев и других, которые в своих исследованиях раскрывают сущность и значение ассортиментной политики.
Правую основу исследования составили Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Структура выпускной квалификационной работы представлена такими элементами, как введение, основная часть, состоящая из 3-х глав, заключение, список использованных источников, а также приложения.
Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, сформулированы цель и задачи, а также объект и предмет исследования.
В первой главе изучены теоретические основы ассортиментной политики предприятия. Определены сущность и понятие ассортимента, факторы и методы, оказывающие влияние на формирование ассортимента, а также раскрыта методология создания нового товара.
Во второй главе на основе бухгалтерской финансовой отчетности ИП Колобова Ю.А.проведен анализ текущего финансового состояния и эффективности деятельности в сфере общественного питания, изучена действующая ассортиментная политика.
В третьей главе на основе полученных данных представлено экономическое обоснование расширения ассортимента выпускаемой продукции ИП Колобова Ю.А., разработан инвестиционный проект расширения ассортимента продукции, а также проведена оценка эффективности его реализации.
В заключении представлены основные выводы по проведенному исследованию.
По результатам проведенного исследования следует заключить, что ассортиментная политика предприятия является ключевой областью управления в деятельности любого предприятия. По сути, именно ассортимент является тем элементом, который связывает предприятие и рынок, являясь объектом экономического обмена и средством удовлетворения существующей потребности.
Управление ассортиментом представляет собой деятельность соответствующих служб предприятия по контролю, анализу и принятию управленческих решений в области маркетинга, сбыта и производства с целью адаптации ассортимента к потребностям покупателей.
Факторы, оказывающие влияние на формирование ассортимента, делятся на две большие группы:
- общие факторы;
- специфические факторы.
При формировании ассортиментной политики нужно учитывать весь спектр перечисленных факторов, так как почти все они, так или иначе, влияют на формирование ассортиментной политики. Но преимущественное внимание следует уделять тем факторам, которые оказывают наибольшее влияние на специфику конкретного предприятия.
По результатам проведенного анализа деятельности ИП Колобова Ю.А. было установлено, что ИП финансово устойчиво, находится вне зависимости от кредиторов. Проведенный анализ относительных показателей ликвидности и платежеспособности ИП Колобова Ю.А. указывает на высокий уровень платежеспособности. По итогам 2017 г. ИП Колобова Ю.А. обладает абсолютной ликвидностью баланса.
Показатели рентабельности продаж и рентабельности активов увеличиваются, при этом наблюдается незначительное сокращение показателя рентабельности собственного капитала.
Несмотря на то, что структура ассортимента оставалась практически неизменной, наблюдается увеличение выручки ИП Колобова Ю.А. с 10 523 тыс. руб. в 2016 г. до 14 342 тыс. руб., составив тем самым 3 819 тыс. руб. Чистая прибыль увеличилась с 277 тыс. руб. в 2016 г. до 436 тыс. руб. по итогам 2017 г.
Выявленные тенденции указывают на высокую степень эффективности деятельности, осуществляемой ИП Колобова Ю.А., а также верно принятую стратегию развития.
Вместе с тем, несмотря на положительные показатели спроса и рентабельности, значительное влияние оказывает фактор конкуренции. Так, в течение 2017 г. в непосредственной близости от кофейни «Coffee Bean» появилось 2 заведения похожего типа:
- кафе «Изумруд»;
- бар-ресторан «Агат».
В целях определения необходимости расширения ассортимента кофейни «Coffee Bean» было решено провести опрос посетителей. По результатам проведенного анализа следует заключить, что необходимость расширения ассортимента «Coffee Bean» обусловлена увеличением влияния конкурентов, а также пожеланиями клиентов кофейни. Принято решение по реализации следующих направлений:
- разработка «летнего» меню, которое будут составлять различные виды мороженого;
- увеличение ассортимента соусов.
В целях реализации данных мероприятий необходимо приобретение как производственного оборудования, так и различных средств труда. Общая сумма затрат, необходимых для реализации предложенных мероприятий, составляет 39 694 руб., при этом большую часть данных затрат составляют затраты на приобретение морозильного ларя GELLAR FG 775 E.
После реализации инвестиционного проекта, направленного на расширение ассортимента реализуемой продукции, суммарное ожидаемое увеличение ежемесячной выручки кофейни «Coffee Bean» составит 85 050 руб., что возможно благодаря наценке в размере 57 512 руб.
Следовательно, руководство кофейни сможет окупить затраты на приобретение оборудования и средств труда уже по истечении первого месяца реализации проекта (57 512 руб. > 39 694 руб.).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер.
закон: принят Гос. Думой 26.01.1996 N 14-ФЗ; по состоянию на 30.05.2018] // Доступ из СПС Гарант Плюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 30.05.2018).
2. О защите конкуренции: Федер. закон [от 26.07.2006 N 135-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — 31 июля. — ст. 3434.
3. Асташова Ю.В. Анализ и оптимизация ассортимента предприятия общественного питания: маркетинговый подход // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/10/8049 (дата обращения: 11.04.2018).
4. Базюкина А.И. Совершенствование ассортиментной политики магазинов детской одежды // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 28-36.
5. Балакирев С.В. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля. - 2014. - № 2. - С. 26-33.
6. Боровкова Е.Е. Проблемы формирования ассортиментной политики предприятий розничной торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6 (июнь). - С. 181-185 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15210.htm (дата обращения: 02.05.2018).
7. Бубенцова В.Ф. Стратегия разработки и выведения на рынок нового продукта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11239 (дата обращения: 20.05.2018).
8. Воронина А.М., Сергиенко Е.С. Товарный ассортимент производственной компании: теоретическая сущность и методы оценки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60556 (дата обращения: 13.05.2018).
9. Голиков И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 10. - С. 1251-1264.
10. Гордеев Д.В. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 2. - Ч. 1. - С. 59-63.
11. Губарь А.Н. Подходы к формированию оптимального товарного
ассортимента предприятия // Современные научные исследования и инновации.
2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53448 (дата обращения: 14.05.2018).
12. Капустенко И.С., Зорина Т.П. Ассортиментная политика // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view7idM2624 (дата обращения: 20.05.2018).
13. Карась А.И., Карпенко Т.В. Анализ существующих подходов к оценке ассортиментной политики торгового предприятия // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/504/3461 (дата обращения: 26.04.2018).
14. Качановская А.В. Инновационный подход к управлению товарным ассортиментом // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1631/18856 (дата обращения: 26.04.2018).
15. Кулакова Н.Н., Семененко М.Г., Князева И.В., Черняев С.И.,
Черняев С.И. Анализ ассортимента продукции с целью повышения прибыли // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2016. - № 10-1. - С. 116-116 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://applied-research.ru/ru/article/view?id=4087 (дата обращения: 16.05.2018).
16. Лисовский П.В. Управленческие перспективы планирования ассортимента // Справочник экономиста. - 2015. - № 7. - С. 54-66.
17. Мажара А.В., Батова Т.Н. Классификация основных показателей товарного ассортимента предприятия // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 1. - С. 7-10.
18. Мухина М.М., Никишин А.Ф. Формирование ассортимента
торговых организаций на основе товарных брендов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61026 (дата обращения: 11.05.2018).
19. Наумов В.Н. Ассортиментно-ценовая политика: сущность и содержание // Институт проблем предпринимательства. 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000683 (дата обращения: 04.05.2018).
20. Новикова Н.Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия розничной торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2015. - № 5. - С. 40-45.
21. Одинцова Е.В. Управление производственной программой
промышленного предприятия на основе оптимизации ассортиментной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.goodstudents .ru/assortiment-analysis/1425-pr-programm.html (дата
обращения: 16.05.2018).
22. Официальный сайт сети кофеен «Coffee Bean». - Режим доступа: https:ZZwww.coffeebean.ru/ (дата обращения: 16.05.2018).
23. Прокопчук А.А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации ZZ Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2015. - № 5. - С. 127-132.
24. Савельева И.П., Капустинская Л.В. Маркетинговые факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики компании ZZ Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - C. 5-8.
25. Семирханова О.Н., Петрякова С.Ю. Эффективные методы анализа и управления ассортиментом продукции ZZ Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 56-60 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZe-koncept.ruZ2016Z86911.htm (дата обращения: 29.04.2018).
26. Семирханова О.Н., Петрякова С.Ю., Семирханов О.Р. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции как ключевой фактор устойчивого развития предприятия ZZ Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 86-90 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ruZ2017Z970032.htm (дата обращения: 29.04.2018).
27. Согачева О.В., Амбарян А.С., Бесчерева О.В. Формирование ассортиментной политики предприятия ZZ Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 551-554. - Режим доступа: https:ZZmoluch.ru/archiveZ110Z26723Z (дата обращения: 26.04.2018).
28. Сотничек А.А. Проблемы формирования товарной политики
предприятия ZZ Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2013Z01Z19551 (дата обращения: 11.05.2018).
29. Татаринова Е.Д., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента продажи товаров на основе ABC-XYZ-анализа ZZ Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7393 (дата обращения: 22.04.2018).
30. Цуканова А.С., Марченко Е.Н. Формирование ассортиментной
политики как фактора роста объема продаж // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2017/2668/31896 (дата обращения: 16.05.2018).
31. Шкуропацкая В.К., Клочко И.Л., Фалько Л.Ю. Пути совершенствования ассортимента предприятий малого и среднего бизнеса // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view7idM3663 (дата обращения: 12.05.2018).