Объект исследования - администрация Индустриального района города Барнаула.
Введение 3
Глава 1 Механизм реализации полномочий районной администрации в городе 6
1.1 Организация деятельности районной в городе администрации 6
1.2 Акты районной в городе администрации 11
1.3 Взаимодействие районной в городе администрации с органами муниципального образования и органами государственной власти 14
Глава 2 Проблемы организации деятельности районной в городе администрации 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Органы местного самоуправления занимают важное место в современной России.
В столь обширном государстве, как Российская Федерация, на федеральном уровне и уровне субъектов федерации попросту невозможно учесть все потребности городов и районов, и тем более эффективно разрешать местные вопросы.
Именно в целях эффективного решения местных вопросов и функционирует система органов местного самоуправления (муниципалитетов), На федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации устанавливаются, условно говоря, «общие правила игры», и достаточно сложно учесть уникальные особенности каждого конкретного города или района. Эффективно разрешать каждодневные локальные проблемы того или иного населенного пункта, района, способны только органы местного самоуправления.
Можно сказать, что, по сравнению с государственным управлением, муниципальное управление разрешает «мелкие» проблемы и решает «мелкие» задачи. Однако, как правило, именно от эффективности решения мелких проблем и зависит благополучие и комфорт граждан.
Например, в условном городе N произошло повреждение магистрального водопровода, в результате чего жилой район остался без водоснабжения, именно сотрудники органа местного самоуправления будут принимать меры по скорейшему устранению неполадок и возобновлению водоснабжения жилых домов. И спрос граждан в данном случае так же должен быть не с президента государства или губернатора, а с администрации муниципального образования.
При этом, несмотря на то, что общие вопросы организации и функционирования муниципальной власти едины по всей России и для всех муниципалитетов, на практике муниципальная власть характеризуется достаточно большой неоднородностью.
Например, с количественной точки зрения подавляющее число муниципальных образований – небольшие по численности населения городские и сельские поселения, районы. Здесь с учетом небольшой численности населения система муниципальной власти выстроена достаточно просто.
Одновременно существуют муниципальные образования, численность населения которых даже выше, чем в некоторых субъектах Российской Федерации. Например, население Барнаула, являющегося муниципалитетом со статусом «городской округ», больше, чем население Псковской, Новгородской или Сахалинской областей. Очевидно, что объем задач власти первоочередным образом зависит не от площади, а от населения региона или города.
Соответственно, «простая» система муниципального управления в столь крупных муниципальных образованиях не в состоянии реализовать все функции местного самоуправления, в связи с чем органы муниципальной власти в таких образованиях характеризуются сложной многоуровневой структурой, включающей в себя не только непосредственно администрацию муниципального образования, но и администрации районов или иных административно-территориальных единиц (округов и др.), самостоятельными муниципальными образованиями не являющихся, соответственно, например, не имеющих своего обособленного бюджета (финансируются в рамках ассигнований из бюджета города) и в целом находящихся в полной зависимости от вышестоящей администрации муниципального образования.
При этом именно администрации районов крупных муниципальных образований наиболее приближены к реальным нуждам и проблемам населения.
Соответственно, актуальность настоящего исследования обусловлена как важностью и значимостью администраций внутренних районов городов-муниципальных образований, так и проблематикой реализации такими администрациями своих функций.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации права граждан России на местное самоуправление.
Предмет работы – нормы законодательства, практика деятельности администрации Индустриального района города Барнаула..
Целью исследования является выявление проблем в деятельности районных в городе администраций, разработка методов и механизмов решения выявленных проблем.
Задачи исследования:
изучить организацию деятельности районной в городе администрации;
рассмотреть акты районной в городе администрации ;
охарактеризовать взаимодействие районной в городе администрации с органами муниципального образования и органами государственной власти;
определить проблемы организации деятельности районной в городе администрации.
Методологической основой исследования послужили следующие методы: анализ научной литературы, классификация, синтез, системный подход и т.д.
Теоретическую базу настоящего исследования составляет учебная и научная литература в области муниципального управления.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Районные в городе администрации хоть и являются обособленными структурными подразделениями, наделенными статусом юридического лица, полномочными от своего имени приобретать права и обязанности, в том числе заключать муниципальные контракты, все же они являются не самостоятельными органами муниципальной власти, а своего рода «продолжением» администрации муниципального образования (города).
Муниципальные акты, принимаемые (издаваемые) районными администрациями, занимают важное место в системе муниципальных актов, поскольку, с учетом максимальной приближенности «низовых» администраций к конкретным проблемам населения, именно такие акты зачастую играют первостепенную роль в решении вопросов местного значения.
В силу достаточно узких полномочий районным в городе администрациям как правило требуется активное взаимодействие как с иными органами муниципальной власти (вертикальное – с администрацией города и горизонтальное - с администрациями иных районов), так и с органами государственной власти - прокуратурой, полицией и т.д.
Проведенное исследование позволяет предложить новый механизм формирования муниципальной власти в крупных городах, например, с населением свыше 500 тысяч человек.
В таких муниципальных образованиях власть должна формироваться не «сверху вниз», т.е. когда жители выбирают главу города, который назначает глав районов, а «снизу вверх», когда жители выбирают глав районов, а главы районов уже избирают главу города.
Такой подход будет способствовать более эффективной реализации прав жителей крупных городов на местное самоуправление.
В целом, очевидно, что муниципальная власть в России нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании во всех сферах, в том числе в области налогообложения.
В настоящее время правом взимать местные налоги обладают исключительно муниципальные образования, а не их части в виде районов.
Представляется, что наделение районов крупных муниципальных образований правом самостоятельно взимать налоги в пределах, установленных федеральным налоговым законодательством, позволило бы районным администрациям более эффективно решать вопросы местного значения - в настоящий момент такие администрации не обладают собственными финансовыми ресурсами и получают ассигнования из городских бюджетов.
Получение самостоятельности в налоговой и бюджетной сферах, безусловно, способствовало бы более эффективному решению местных вопросов, однако, с учетом общей тенденции, связанной с централизацией власти на всех уровнях, вряд ли можно в ближайшее время ожидать какого-либо расширения полномочий администраций районов в городах.
1. Устав городского округа – города Барнаула, принят Решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года № 789 (ред. от 31.03.2017) // Вечерний Барнаул. – 22.06.2008. - № 101.
2. Решение Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 № 75 «Об утверждении Положений о районах в городе Барнауле и администрациях районов города Барнаула» // Вечерний Барнаул. - 29.03.2009. - № 43.
3. Постановление Главы администрации Индустриального района города Барнаула от 20 июня 2017 года № 1005 «Об утверждении положений управлений, отделов и комитетов администрации Индустриального района города Барнаула» // Вечерний Барнаул. – 21.06.2017. - № 98..
4. «Положение об администрации района (округа по районам) города Новосибирска», утв. Решением городского Совета Новосибирска от 22 февраля 2002 года № 207 (ред. от 28.09.2016) // Советская Сибирь. – 25.02.2002. - № 34.
5. Постановление Администрации города Барнаула от 05 августа 2014 года № 1671 «Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2019 годы» // Вечерний Барнаул. – 07.08.2014.- № 188.
6. Постановление администрации Индустриального района г.Барнаула от 15 февраля 2010 года №359 «О создании Народной инспекции при главе администрации района» // Вечерний Барнаул. – 18.02.2010. - № 28.
7. Справочная информация официального раздела Администрации Индустриального района города Барнаула на сайте Администрации городского округа – города Барнаула. URl: http://barnaul.org. – Дата обращения – 22.01.2018.
8. Игнатюк Н.А. Муниципальное право России / Н.А. Игнатюк. – М.: Юрайт, 2015. – 415 с.
9. Мухачев И. В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / И. В. Мухачев. - М.:Юнити-Дана, 2014.- 399 с.
10. Наумов С. Ю. Основы организации муниципального управления / С.Ю. Наумов. – М.: ФОРУМ, 2013. -351 с.
11. Наумов С. Ю. Теория государственного и муниципального управления / С.Ю. Наумов.- М.: ФОРУМ, 2013 – 319 с.
12. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.П. Орешин - М. : ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
13. Парахина В. Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина. - М.: Кнорус, 2014. - 493 с.
14. Тарасова В.Н. Муниципальное право / В.Н. Тарасова. – М.:Юрлитинформ. – 2014. – 455 с.
15. Федоренко С.В. Муниципальное право России / С.В. Федоренко. – М.: Юрайт, 2015. – 671 с.
16. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / В.В. Яновский. – М.: Городец 2015. – 570 с.