Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка (Педагогика. Психология, Сыктывкарский государственный университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 5
1.1 Сущность понятий «универсальных учебных действий», «коммуникативные универсальные учебные действия» 5
1.2 Анализ учебников по программе «Школа России» по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий 10
1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 16
Глава 2 Анализ приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе 24
2.1 Комплекс упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Школа России» 24
2.2 Система заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на примере изучения раздела «Предложение» на уроках русского языка в 3 классе на примере УМК «Школа России» 27
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение 41
Актуальность исследования обусловлена тем, что современный образовательный процесс характеризуется постепенным переходом на стандарты нового поколения. Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности коммуникативных умений и компетентностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этой связи изучение возможности уроков русского языка в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД) представляется актуальным и своевременным.
Объект исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – изучить условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
1. Теоретически обосновать сущность формирования коммуникативных УУД младших школьников.
2. Проанализировать УМК «Школа России» по проблеме формирования коммуникативных УУД.
3. Выявить педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка.
4. Составить систему упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников при работе в парах будет эффективно, если реализуются следующие педагогические условия:
- систематическое включение в урок заданий по формированию коммуникативных УУД;
- младший школьник должен быть включён в совместную с другими обучающими деятельность по овладению данным умением;
- усвоение целостного умения от частного к общему и др.
Методы исследования: теоретические – анализ теоретических источников, методы аналогии и сопоставление, методы классификации; эмпирические: анализ дидактического материала учебника УМК «Школа России» (3 класс), обобщение и систематизация дидактического материала. .
Методологическую основу исследования составили научные труды А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, В.П. Сергеевой, Г.О. Шаровой и др. А.Г. Асмолов, Е.К. Болотова, Г.В. Бурменская, В.П. Сергеева и др. определили содержание и структуру коммуникативных УДД применительно к младшим школьникам. Н.Ф. Виноградова, С.В. Головина и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка. С.Г. Воровщиков, В.Б. Лебединцев и др. выявили возможности уроков русского языка в формировании коммуникативных УДД у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Приоритетной целью начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться. Достижение этой цели связано с овладением обучающимися системой УУД. УУД – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На уроках русского языка в начальной школе используются различные формы, методы и приемы, обеспечивающие формирование коммуникативных УУД. Наиболее эффективными являются такие формы работы, как: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания группам, обсуждение участниками своего действия, работа в парах, дидактические игры, проектные задачи. Процесс формирования коммуникативных УУД может быть организован на разных этапах урока русского языка. В ходе учебной деятельности, решая учебные задачи, ученик взаимодействует с другими учениками, с учителем, следовательно, вступает в коммуникацию.
В ходе проведенного исследования был подобран комплекс упражнений по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка, а также предложена система заданий по формированию коммуникативных УУД при изучении раздела «Предложение» на уроках русского языка в 3 классе на примере УМК «Школа России».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.