Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка (Педагогика. Психология, Сыктывкарский государственный университет)

Работа №45071

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 5
1.1 Сущность понятий «универсальных учебных действий», «коммуникативные универсальные учебные действия» 5
1.2 Анализ учебников по программе «Школа России» по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий 10
1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 16
Глава 2 Анализ приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе 24
2.1 Комплекс упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Школа России» 24
2.2 Система заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на примере изучения раздела «Предложение» на уроках русского языка в 3 классе на примере УМК «Школа России» 27
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение 41


Актуальность исследования обусловлена тем, что современный образовательный процесс характеризуется постепенным переходом на стандарты нового поколения. Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности коммуникативных умений и компетентностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этой связи изучение возможности уроков русского языка в формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД) представляется актуальным и своевременным.
Объект исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – изучить условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
1. Теоретически обосновать сущность формирования коммуникативных УУД младших школьников.
2. Проанализировать УМК «Школа России» по проблеме формирования коммуникативных УУД.
3. Выявить педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка.
4. Составить систему упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников при работе в парах будет эффективно, если реализуются следующие педагогические условия:
- систематическое включение в урок заданий по формированию коммуникативных УУД;
- младший школьник должен быть включён в совместную с другими обучающими деятельность по овладению данным умением;
- усвоение целостного умения от частного к общему и др.
Методы исследования: теоретические – анализ теоретических источников, методы аналогии и сопоставление, методы классификации; эмпирические: анализ дидактического материала учебника УМК «Школа России» (3 класс), обобщение и систематизация дидактического материала. .
Методологическую основу исследования составили научные труды А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, В.П. Сергеевой, Г.О. Шаровой и др. А.Г. Асмолов, Е.К. Болотова, Г.В. Бурменская, В.П. Сергеева и др. определили содержание и структуру коммуникативных УДД применительно к младшим школьникам. Н.Ф. Виноградова, С.В. Головина и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка. С.Г. Воровщиков, В.Б. Лебединцев и др. выявили возможности уроков русского языка в формировании коммуникативных УДД у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приоритетной целью начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться. Достижение этой цели связано с овладением обучающимися системой УУД. УУД – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На уроках русского языка в начальной школе используются различные формы, методы и приемы, обеспечивающие формирование коммуникативных УУД. Наиболее эффективными являются такие формы работы, как: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания группам, обсуждение участниками своего действия, работа в парах, дидактические игры, проектные задачи. Процесс формирования коммуникативных УУД может быть организован на разных этапах урока русского языка. В ходе учебной деятельности, решая учебные задачи, ученик взаимодействует с другими учениками, с учителем, следовательно, вступает в коммуникацию.
В ходе проведенного исследования был подобран комплекс упражнений по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка, а также предложена система заданий по формированию коммуникативных УУД при изучении раздела «Предложение» на уроках русского языка в 3 классе на примере УМК «Школа России».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2- изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 120 с.
2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения. учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И .Г. Маричев. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 104 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. – Москва : Просвещение, 2012. – 151 с.
4. Аюпова, С. Д. Критерии компетентностного урока [Текст] / С. Д. Аюпова // Справочник заместителя директора школы. – 2016. – №2. – С. 42-45.
5. Болотова, Е. К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода [Текст] / Е. К. Болотова // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 42-44
6. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
7. Воровщиков, С. Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2012. – № 5. – С. 33-40.
8. Воровщиков, С. Г. Внутришкольная система развития учебно- познавательной компетентности учащихся [Текст] / С.Г. Воровщиков. – Москва : УЦ «Перспектива», 2011, – 208 с.
9. Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2013. – № 1. – С. 5-13.
10. Головина, С. В. Современный урок: проблемы, перспективы [Текст] / С. В. Головина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 76 с.
11. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
12. Губанов, Е. В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски [Текст] / Е. В. Губанов, С. А. Веревко // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. – Москва : Школьные технологии, 2011. – № 2. – С. 52-62.
13. Еремеева, О. А. Особенности формирования коммуникативных УУД [Текст] / О. А. Еремеева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 225 с.
14. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной работе [Текст] / К. П. Зайцева // Начальная школа. – 2015. – № 4. – С. 78 – 83.
15. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 1 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 202 с.
16. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 2 класс. – В 2 ч. – Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 141 с.
17. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 241 с.
18. Канакина, В. П., Горецкий В.Г. Русский язык [Текст] : Учебник: 4 класс. – В 2 ч. – Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 249 с.
19. Климанова, Н. С. Коммуникативные универсальные учебные действия [Текст] / Н. С. Климанова // Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. – 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ru/...mo. (Дата обращения: 12.09.2018 г.).
20. Крайник, О. М. Учебно-речевые текстовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] / О. М. Крайник // Русский язык в школе. – 2017. – № 5. – С. 3-8.
21. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени : журнал. – Москва : МЦФЭР, 2012. – № 4. – С. 33-47.
22. Новикова, Т. Г. Инновационные процессы в образовании: теория и практика [Текст] / Т. Г. Новикова. – Москва : АПК и ПРО, 2011. – 493 с.
23. Пинская, М. А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода [Текст] / М. А. Пинская // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 56-59.
24. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2013. – 120 с.
25. Родина, Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Е. Е. Родина // Молодой ученый. – 2017. – №42. – С. 175-176.
26. Сергеева, В. П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. Учебное пособие [Текст] / В. П. Сергеева. – Москва : Академия, 2012. – 320 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2013.– 16 с.
28. Фещенко, Т. С. Портфолио как форма оценки личностных достижений школьников [Текст] / Т. С. Фещенко // Педагогика. – 2017. – № 12. – С. 15- 20.
29. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2013. – 59 с.
30. Ходаева, Л. Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст] / Л. Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2016. – №6. – С. 52-56.
31. Цукерман, Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарии к видеозаписям уроков. Часть 3. [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва : АПКиППРО, 2015. – 548 с.
32. Юрчик, Р. О. Формирование коммуникативных УУД в начальной школе [Текст] / Р. О. Юрчик // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 27-29.
33. Яковлева, Н. Г. Работа в парах как средство формирования УУД у младших школьников [Текст] / Н .Г. Яковлева // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 85-88.
34. Яринцева, К. Л. Система заданий по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка [Текст] / К. Л. Яринцева // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 32-36.
35. Яцук, И. М. Проблема формирования коммуникативных УУД у младших школьников на примере уроков русского языка [Текст] / И. М. Яцук // Начальная школа До и После. – 2017. – №3. – С. 74-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ