Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конъюнктурное исследование рынка шоколада (Алтайский государственный технический университет)

Работа №45058

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

маркетинг

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере компании «Марс».
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты анализа рынков 7
1.1 Содержание и сущность понятия «рынок» 7
1.2 Продовольственный рынок как структурный элемент рыночного механизма 13
Глава 2 Исследование места компании «Марс» на рынке шоколада и шоколадных изделий 19
2.1 Современное состояние рынка шоколада и шоколадных изделий в России 19
2.2 Общие сведения о компании «Марс» 24
2.3 Маркетинговый анализ положения компании «Марс» на рынке шоколада в России 27
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка шоколада и шоколадных изделий в России 31
3.1 Проблемные вопросы развития рынка шоколада в России 31
3.2 Тенденции и перспективы развития российского рынка шоколада 35
Заключение 39
Список использованных источников 42


Современная рыночная экономика - это сложнейшая система, включающая огромное число различных информационных, коммерческих, производственных и финансовых структур, находящихся в тесном взаимодействии в рамках правовых норм, и объединяемых единым понятием рынка.
Рынок представляет собой организованную структуру, в которой взаимодействуют производители, продавцы и потребители. В результате взаимодействия спроса покупателей и предложения продавцов устанавливаются цены на товары и услуги.
Для анализа рынка важную роль играет соотношение числа производителей к числу количество потребителей, которые принимают участие в обмене. Это соотношение, а также характер и структура взаимоотношений между участниками рынка обусловливают его состояние и развитие.
В структуре рынка важное значение имеет продовольственный рынок, специфика которого определяется большим количеством участников, многообразием типов и видов товаров, потребностью её транспортировки, обязательностью хранения запасов сырья и готовой продукции и т. п.
Комплексное и согласованное развитие всех элементов продовольственного рынка выступает фактором, обусловливающим стабильное функционирование всей системы продовольственного обеспечения населения страны. Значительным сегментом продовольственного рынка является рынок шоколада и шоколадных изделий.
Конъюнктурное исследование рынка включает сбор, обработку, оценку и систематизацию количественных и качественных данных, характеризующих состояние рынка в определённое время. Выбор системы показателей для анализа обусловлен целями исследования.
Актуальность конъюнктурного исследования рынка шоколада обусловлена потребностью активного применения достижений науки и практики для формирования и развития данного рынка как значительного сегмента продовольственного рынка России.
Характеризуя степень разработанности темы в научной литературе, следует отметить, что проблемы теории и практики функционирования отраслевых рынков отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей, среди которых Дж. Кейнс, Ф. Котлер, Р. Коуз, А. Маршалл, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, А. Смит, Л. И. Абалкин, P. C. Гринберг, П. Д. Половинкин, P. A. Фатхутдинов и др.
Проблемами продовольственного рынка занимались А. И. Алтухова, В. Г. Закшевский, А. Я. Кибиров, В. И. Нечаев, А. Г. Папцов, А. Ф. Серков, A. B. Ткачи др.
Цель курсовой работы заключается в конъюнктурном исследовании рынка шоколада на примере компании «Марс».
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
 раскрыть содержание и сущность понятия «рынок»;
 рассмотреть продовольственный рынок как структурный элемент рыночного механизма;
 оценить современное состояние рынка шоколада и шоколадных изделий в России;
 представить общие сведения о компании «Марс»;
 провести маркетинговый анализ положения компании «Марс» на рынке шоколада в России;
 проанализировать проблемные вопросы развития рынка шоколада в России;
 выявить тенденции и перспективы развития российского рынка шоколада.
Объектом исследования выступает российский рынок шоколада и шоколадных изделий.
Предмет исследования - современное состояние российского рынка шоколада и место на нём компании «Марс».
Методологическая основа работы включает концепции и фундаментальные положения материалистической диалектики, законы развития общества, оказывающие воздействие на формирование и развитие рынка соков и нектаров.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, систематизация, классификация и обобщение, аналитический и экономико-статистический методы, формулирование выводов.
Теоретическую основу исследования образуют научные труды и новейшие публикации по проблемам функционирования и развития отраслевых рынков таких зарубежных и российских авторов, как Ф. Котлер, А. М. Николаева, Н. М. Розанова, Л. В. Рой, И. А. Стрелец, М. И. Столбова, В. П. Третьяк.
Информационную основу работы составили данные официальной статистики Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы научных и научно-практических конференций, статьи в специализированных научных периодических изданиях.
Структура курсовой работы включает введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рынок представляет собой сферу товарно-денежного обмена, в которой реализуются отношения купли-продажи товаров и осуществляется хозяйственная деятельность экономических субъектов по производству и реализации продукции. Большинство отраслевых рынков имеют собственную внутреннюю структуру, которая подразумевает и развитую инфраструктуру рынка. Развитие рыночной структуры и инфраструктуры находит своё отражение в конъюнктуре рынка.
Конъюнктура рынка представляет собой комплекс условий, сформировавшихся на определённом рынке в конкретный момент времени. Она характеризуется соотношением спроса и предложения на конкретную продукцию, уровнем конкуренции, соотношением сил и участников рынка, уровнем цен.
Продовольственный рынок выступает объективно необходимым структурным элементом рыночного механизма, главная функция которого заключается в обеспечении потребностей населения в продовольствии и потребностей производителей в сельскохозяйственном сырье для обрабатывающей промышленности.
Экономическая сущность продовольственного рынка заключается в том, что эта система отличается саморегулированием, она пребывает в состоянии непрерывного движения, как в сфере обмена, так и в сфере производства продовольственных ресурсов, обусловленного всей совокупностью экономических отношений.
Шоколад и шоколадные изделия занимают порядка 30,8 % российского рынка кондитерских изделий. Среди всех сегментов продовольственного рынка России шоколад больше всех пострадал от мирового финансового кризиса.
Производство шоколада в России на протяжении 2015–2017 гг. отличалось переменчивым характером, причины которого заключаются в росте цен на какао-бобы, инфляции и снижении покупательской способности населения.
Российский рынок шоколада делится на 5 товарных сегментов: шоколадные плитки, конфеты в коробках, батончики, развесные конфеты и шоколадные яйца.
На рынке действует пятёрка лидеров – крупнейших производителей: «Объединённые кондитеры»(20% рынка), Mars(15%), Nestle (11%), Мон`дэлис Русь(11%), Ferrero(9%). На долю этих марок приходится 66 % всего рынка шоколада.
Корпорация Марс была основана в 1911 году Фрэнком Марсом в г. Такома (США, штат Вашингтон). В России деятельность компании началась в 1991 году с 4-х бизнес-сегментов: Petcare (товары и корм для животных), Chocolate (шоколадные изделия), Food (продукты питания) и Wrigley (жевательная резинка). С момента открытия первой фабрики в России Maрс Incorporated инвестировала в российскую экономику более 1 млрд долл.
Сегодня компания Maрс представлена в России 9-ю фабриками в различных регионах страны и 4-ю бизнес-направлениями, представленные большим количеством брендов: 1) шоколад и шоколадные изделия (M&M's, Snickers, Mars, Dove, Milky Way, Skittles, Twix, Bounty, Starburst (конфеты), Rondo, Tunes и др., шоколадные конфеты А. Коркунов; 2) корм для домашних животных; 3) продукты питания; 4) жевательные резинки.
Компания Maрс занимает 2 место по охвату рынка шоколада (15%). Основными конкурентами корпорации являются компании «Объединённые кондитеры», «Мон'дэлис Русь» и «Nestle». Сравнительный анализ ключевых показателей деятельности компаний показал, что Марс придерживается стратегии дифференциации, что позволяет формировать разнообразие товарного ассортимента, удовлетворяя тем самым запросы потребителей и увеличивая спрос на шоколадную продукцию.
На основе проведённого PEST– и SWOT–анализа выделены ключевые факторы успеха компании Марс: грамотный мониторинг рынка шоколада; широкий ассортимент шоколада и шоколадных изделий; известность компании на рынке шоколада и её безупречная репутация; конкурентоспособные цены; большой опыт деятельности на рынке шоколада; высококвалифицированный топ-менеджмент управленческого состава; заключение договоров с известными компаниями-поставщиками.
Проблемные вопросы развития рынка шоколада в России связаны с множеством организационных и правовых причин, в частности: сезонность продаж, зависимость компаний-производителей от поставщиков какао-бобов, наличие товаров-субститутов (заменителей), ослабление курса рубля, снижение реальных доходов населения, падение покупательского спроса.
Можно выделить следующие тенденции развития рынка шоколада: незначительный рост, а затем падение спроса на премиальный шоколад и значительный рост спроса в экономсегменте; увеличение цен на шоколад и шоколадные изделия; пересмотр многими компаниями-производителями ассортиментной политики; развитие производства шоколада меньших размеров; изменение формата упаковки согласно современным тенденциям и потребительским предпочтениям.
Перспективы рынка шоколада следующие: шоколадные плитки – активное развитие сегмента порционных шоколадок; весовые шоколадные конфеты – увеличение продаж, обусловленное ростом потребления в группах населения с относительно низкими доходами, преимущественно, в регионах; шоколадные конфеты в коробках – рост рынка, совершенствование привлекательности упаковки; шоколадные батончики – поддержание позиций лидеров («Mars», «Nestle», «Чудо»).
Корпорация Марс испытывает все проблемные моменты функционирования на российском рынке шоколада. Для того, чтобы сохранить лидирующие позиции компании следует: расширить ассортимента товара; повысить спрос продукцию; увеличить долю рынка; расширить сегмент покупателей в связи с ростом численности населения.



1. Анопченко, Т. Ю. Динамика и тенденции развития пищевой промышленности в современных условиях России / Т. Ю. Анопченко // Вопросы регулирования экономики. – 2015. – Т. 8. № 1. – С. 16–17.
2. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики / В. И. Беляев. - М.: КноРус, 2018. - 680 с.
3. Березина, Е. А. Маркетинговые исследования рынка шоколадных изделий / Е. А. Березина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 2. № 8. – С. 157–159.
4. Валигурский, Д. И. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка / Д. И. Валигурский. - М.: Дашков и К, 2018. - 300 с.
5. Вартанова, М. Л. Обоснование экономической основы и сущности продовольственного рынка / М. Л. Вартанова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 40-43.
6. Вебер, А. Б. Рынок и общество: экономическое и социальное в общественных процессах / А. Б. Вебер. - М.: Либроком, 2018. - 464 с.
7. Григорян, Н. Э. Анализ российского рынка шоколада и шоколадных изделий / Н. Э. Григорян, Е. Е. Кузьмина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 59 (1–1). – С. 91–93.
8. Гусейнова, А. И. Обзор рынка шоколада: тенденции и проблемы / А. И. Гусейнова, С. М. Качалова // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. № 9 (50). – С. 89–90.
9. Казакова, Н. А. Маркетинговый анализ / Н. А. Казакова. - М.: Инфра-М., 2017. - 240 с.
10. Котлер, Ф. Маркетинг / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 211 с.
11. Кочкова, Я. А. Современные проблемы кондитерской промышленности в России / Я. А. Кочкова // Молодой учёный. – 2015. – № 21. – С. 404–406.
12. Коуз, Р. Г. Очерки об экономической науке и экономистах / Р. Г. Коуз. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. - 288 с.
13. Кравцевич, С. В. Предмет-объектная сторона понятий «рынка» и «конкуренции» в исследовании «обмена» / С. В Кравцевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 2 (28). - С. 41-45.
14. Кругляков, Г. Н. Перспективы развития шоколадного бизнеса / Г. Н. Кругляков // Молодой учёный. – 2017. – № 10. – С. 63–68.
15. Литвинова, О. В. Исследование потребительских свойств и качества шоколада / О. В. Литвинова, Л. Н. Сасина // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – 2013. – № 3. – С. 114–119.
16. Лященко, И. Ю. Дифференциация продукта на рынке шоколада и шоколадных изделий России / И. Ю. Ляшенко, Д. В. Ященко // Функционирование национального и мирового рынков в условиях глобальной нестабильности: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – Воронеж: Научная книга, 2017. – С. 177–182.
17. Макконнелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. - М.: Инфра-М., 2017. - 1028 с.
18. Николаева, М. А. Рынок продовольственных товаров: состояние и перспективы развития: монография / кол. авторов. - М.: Русайнс, 2018. - 226 с.
19. Осина, Г. И. Российский рынок шоколадных изделий / Г. И. Осина // Экономика и экологический менеджмент. – 2012. – № 1. – С. 319–324.
20. Основы маркетинга / под общ. ред. С. В. Карповой. - М.: Юрайт, 2016. - 408 с.
21. Официальный сайт компании «Mars» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mars.com (дата обращения: 22.01.2019).
22. Пустовойт, О. В. Рынок: экономическая сущность, разнообразие типов и видов / О. В. Пустовойт // Экономическая теория. - 2016. - № 4. - С. 44-56.
23. Путилина, Т. И. Исследование ассортимента, потребительских предпочтений и качества шоколада / Т. И. Путилина, В. И. Ефремова // Альманах мировой науки. – 2017. – № 5 (20). – С. 152–157.
24. Пыльнева, Т. Г. Факторы конкурентоспособности компаний на мировых рынках товаров и услуг / Т. Г. Пыльнева, Д. А. Челышева // Инновационная экономика и право. – 2017. – № 3 (8). – С. 87–90.
25. Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков / Н. М. Розанова. - М.: Юрайт, 2017. - 346 с.
26. Рой, Л. В. Анализ отраслевых рынков / Л. В. Рой, В. П. Третьяк. - М.: Проспек, 2018. - 448 с.
27. Садакова, В. В. Анализ факторов, определяющих конъюнктуру рынка шоколада / В. В. Садакова // Роль экономической науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Белгород, 2018. – С. 184–190.
28. Саидахмадова, Ш. Экономическая сущность и особенности развития рынка продовольственных продуктов / Ш. Саидахмадова // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2016. - № 2-6 (210). - С. 78-83.
29. Самохвалова, И. С. Рынок шоколадных кондитерских изделий России: проблемы обеспечения устойчивого развития / И. C. Самохвалова, И. А. Езангина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 4.2 (19). – С. 518–522.
30. Сегментация рынка: понятие, критерии и методы / А. И. Торопова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 11 (79). - С. 41–47.
31. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатств народов / А. Смит. - М.: Эксмо, 2017. - 1056 с.
32. Степанец, М. Тенденции российского рынка шоколадных изделий: монография / М. Степанец. – М.: Юнити–Дана, 2016. – 125 с.
33. Тарасова, Е. Е. Социально-экономическая сущность рынка, механизм его функционирования и развития / Е. Е. Тарасова // Финансы и кредит. - 2014. - № 9 (147). - С. 22-28.
34. Тасмамбетова, А. Ж. Продовольственный рынок как структурный элемент рыночного механизма: экономическая сущность, содержание и функции / А. Ж. Тасмамбетова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 79-82.
35. Теория отраслевых рынков / под ред. И. А. Стрелец, М. И. Столбова. - М.: КноРус, 2018. - 192 с.
36. Тётушкин, В. А. Направления маркетинговой стратегии транснациональной компании (ТНК) продовольственного сегмента (на примере компании MARS) / В. А. Тётушкин // Агропродовольственная экономика. – 2016. – № 3. – С. 33–41.
37. Федорущенко, Е. Ю. Российский рынок шоколада / Е. Ю. Федорущенко // Актуальные проблемы качества и безопасности потребительских товаров и услуг: материалы Всерос. науч. конф. / под общ. ред. И. Г. Паршутиной. – Орёл, 2017. – С. 84–87.
38. Шоколад на вкус и взгляд. Российский рынок шоколада и шоколадных изделий // Российский продовольственный рынок. – 2018. – № 9. – С. 13–18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ