Возможности и риски реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования (Основы художественно-эстетического развития детей)
Введение 3
1. Роль и возможности общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования 5
2.Проблемы и риски реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования 10
Заключение 13
Библиографический список 15
Место и роль дополнительного образования в структуре общего образования в России определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» . Благодаря изменениям в законодательстве существовавшая ранее система внешкольного обучения и воспитания была трансформирована в новое качество – дополнительное образование, что существенно повысило его роль и значение. Реформа дополнительного образования была направлена на формирование условий, при которых дети могут получать дополнительные знания, умения и навыки в соответствии с собственными интересами.
Отличительной особенностью системы дополнительного образования является практическая ориентированность образовательного процесса, вариативное и добровольное обучение. Уникальность этой образовательной системы в её способности заинтересовать любого обучающегося, помочь ему развить свои способности, способствовать самореализации и личностному развитию, найти собственное место в современном обществе.
Общеобразовательные программы системы дополнительного образования направлены на глубокое изучение материала, развитие у учащихся творческого отношения. Особое место в этом ряду занимают программы художественно-эстетической направленности. Вместе с тем, реализация программ дополнительного образования, в том числе и художественно-эстетической направленности, связана с определёнными рисками, обусловленными совокупностью внешних и внутренних факторов.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется значением общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования и рисками их реализации.
Роль дополнительного образования обусловила внимание к данной теме со стороны большого числа педагогов и учёных. Проблемами дополнительного образования занимались такие исследователи, как Л.Н. Буйлова, А.В. Егорова, А.В. Золотарева, Д.В. Смирнов, Н.А. Соколова, Л.Г. Логинова, Н.И. Фуникова, В.Д. Чепик и ряд других.
Цель данной работы заключается в исследовании возможностей и рисков реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования и определении перспектив их развития.
Поставленная цель нашла отражение в следующих задачах:
– охарактеризовать специфику и возможности реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования;
– рассмотреть проблемы и риски реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования.
Объект исследования – общеобразовательные программы художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования.
Предмет исследования – возможности общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования и проблемы их реализации.
При написании работы были использованы такие методы, как анализ и синтез научной литературы, обобщение педагогического опыта.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список источников.
Реализация общеобразовательных программы системы дополнительного образования направлена на глубокое изучение материала, развитие у учащихся творческого отношения, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Благодаря дополнительному образованию расширяется вариативная составляющая общего образования, формируется дополнительная мотивация обучающихся к развитию знаний и умений. Благодаря дополнительному образованию получают развитие потенциальные способности учащихся, развиваются навыки адаптации в обществе и коммуникативные компетенции. И, пожалуй, самое основное заключается в том, что дополнительное образование создаёт возможность полноценной организации свободного времени.
Художественно-эстетическое развитие занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.
Реализация общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования позволяет максимально учитывать индивидуальные потребности учащегося, воспитывать творческую, креативно мыслящую личность. Условия деятельности учреждений дополнительной образования дают возможность создания программ в соответствии с запросами времени или под конкретного специалиста, педагога, руководителя.
Существующие риски реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования связаны с пока ещё недостаточно эффективной организацией деятельности учреждений дополнительного образования. В ряде регионов и муниципальных образований отмечается неудовлетворительная материально-техническая база дополнительного образования.
Педагоги должны обучиться привлечению ресурсов родителей воспитанников, муниципалитета.
Большое значение имеет повышение квалификации педагогов в системе дополнительного образования, которое должно привести к профессионализации их занятий, принятию профессиональных норм и ценностей.
Важное значение имеет участие педагогов дополнительного образования в работе на курсах и семинарах, направленных на осознание своего профессионального Я, педагогическое стимулирование профессиональной ответственности, развитие профессиональной рефлексии.
В ходе проектирования содержания программ следует обратить внимание на переоценку преподавателями дополнительного образования значения для детей практической и продуктивной ориентации занятий. Отдавать предпочтения воспитательным мероприятиям
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 №2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Дополнительное образование детей: история и современность / Б. А. Дейч [и др.] ; под ред. Б. А. Дейча. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 239 с.
4. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение / Л. В. Байбородова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Байбородова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 363 с.
5. Ерещенко М.В. Актуальные проблемы реализации программ дополнительного образования детей // СИСП. 2016. №11-2 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-realizatsii-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 14.02.2019).
6. Ханова Т.Г. Разработка и использование авторских программ художественно-эстетической направленности в условиях дополнительного образования / Т.Г. Ханова, А.Н. Аникина // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 105-109.