Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации экологических праздников, досугов и природоохранных акций в дошкольном учреждении 7
1.1. Сущность, своеобразие экологических праздников, досугов,
природоохранных акций и их место в экологическом образовании дошкольников 7
1.2. Содержание экологических праздников и природоохранных акций 17
1.3. Организационно-методические аспекты экологических праздников,
досугов и природоохранных акций в детском саду 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния экологических праздников и природоохранных акций на уровень сформированности экологических представлений и осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 31
2.1. Исследование исходного уровня сформированности экологических
представлений и осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация праздников, досугов и природоохранных акций в процессе
экологического воспитания старших дошкольников экспериментальной группы 47
2.3. Выявление динамики уровня сформированности экологических представлений и осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников в результате проведения с ними экологических праздников и
природоохранных акций 54
Выводы по главе 2 60
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложение 71
2017 год объявлен в России годом экологии. Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является экологическое воспитание и образование населения страны, в первую очередь - детей и молодежи. Формирование цельной личности не может быть ограничено изолированным изучением окружающей природной среды, законов функционирования экосистем различного иерархического уровня, вопросов охраны природы.
Для современного экологического образования дошкольников
характерна потребность в развитии осознанно-правильного эмоционального отношения детей к природе. Поэтому одной из основных задач каждой дошкольной образовательной организации должно быть формирование у детей основ экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Воспитатели дошкольных учреждений используют в работе с детьми разные формы, включающие организованную образовательную деятельность, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, эколого-оздоровительные походы, игровые обучающие ситуации, опыты, проблемные ситуации, труд в природе и другие. Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) заставляет пересматривать установившиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. На современном этапе развития дошкольной педагогики заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребёнка, привлекательные для детей формы организации деятельности.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС к организации образовательного процесса детей одним из самых эмоциональных, увлекательных способов познания природы и возможностью практического взаимодействия с ней выступают экологические праздники и природоохранные акции.
Праздники и природоохранные акции наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.
Педагоги детских садов, осознавая преимущества экологических праздников и акций, часто сталкиваются с проблемами подготовки и проведения данных мероприятий. Поэтому экологические акции и праздники как средства экологического воспитания дошкольников достаточно редко используются воспитателями детских садов.
Таким образом, обозначенное противоречие определило проблему исследования: как экологические акции и праздники будут способствовать оптимизации экологического образования старших дошкольников?
Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.
Предмет исследования: экологические праздники и природоохранные акции, как средство экологического развития старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность системного применения экологических праздников и природоохранных акций в экологическом образовании старших дошкольников.
Гипотеза исследования: систематическое использование
экологических праздников и природоохранных акций в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет способствовать более эффективному формированию их экологических представлений и эмоционального, осознанно-правильного отношения к природе.
На основе цели и гипотезы исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ методической и педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучение теоретических основ использования экологических праздников и природоохранных акций в процессе экологического образования дошкольников.
3. Изучение исходного уровня сформированности экологических представлений и осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников.
4. Разработка перспективного плана проведения экологических праздников и природоохранных акций со старшими дошкольниками и проверка их эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Методологическую основу исследования составили: педагогические исследования Дерябо С.Д., Ясвина В.А., Николаевой С.Н., Зацепиной М.Б., Молодовой Л.П., Рыжовой Н.А. и др. о значении экологических праздников и природоохранных акций в системе экологического воспитания дошкольников.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выполненного опытно-экспериментального исследования заключается в том, что разработанный и апробированный перспективный план работы с детьми по экологическому воспитанию с использованием экологических праздников и природоохранных акций, направленных на формирование экологических представлений и воспитание осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников, в дальнейшем может быть использован воспитателями других дошкольных образовательных организаций в практике работы с детьми.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Шеморданский детский сад №1 «Экият» Сабинского муниципального района Республики Татарстан» и длилось с сентября 2017 г. по май 2018 г. В исследовании принимали участие 40 детей двух подготовительных групп в возрасте от 6 до 7 лет и воспитатели данного детского сада.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Воспитатели дошкольных учреждений используют в работе с детьми разные формы, включающие организованную образовательную деятельность, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, эколого-оздоровительные походы, игровые обучающие ситуации, опыты, проблемные ситуации, труд в природе и другие. Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) заставляет пересматривать установившиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. На современном этапе развития дошкольной педагогики заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребёнка, привлекательные для детей формы организации деятельности.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС к организации образовательного процесса детей одним из самых эмоциональных, увлекательных способов познания природы и возможностью практического взаимодействия с ней выступают экологические праздники и природоохранные акции.
Праздники и природоохранные акции наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.
Педагоги детских садов, осознавая преимущества экологических праздников и акций, часто сталкиваются с проблемами подготовки и проведения данных мероприятий. Поэтому экологические акции и праздники как средства экологического воспитания дошкольников достаточно редко используются воспитателями детских садов.
Таким образом, обозначенное противоречие определило проблему исследования: как экологические акции и праздники будут способствовать оптимизации экологического образования старших дошкольников?
Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.
Предмет исследования: экологические праздники и природоохранные акции, как средство экологического развития старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность системного применения экологических праздников и природоохранных акций в экологическом образовании старших дошкольников.
Гипотеза исследования: систематическое использование
экологических праздников и природоохранных акций в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет способствовать более эффективному формированию их экологических представлений и эмоционального, осознанно-правильного отношения к природе.
На основе цели и гипотезы исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ методической и педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучение теоретических основ использования экологических праздников и природоохранных акций в процессе экологического образования дошкольников.
3. Изучение исходного уровня сформированности экологических представлений и осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников.
4. Разработка перспективного плана проведения экологических праздников и природоохранных акций со старшими дошкольниками и проверка их эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Методологическую основу исследования составили: педагогические исследования Дерябо С.Д., Ясвина В.А., Николаевой С.Н., Зацепиной М.Б., Молодовой Л.П., Рыжовой Н.А. и др. о значении экологических праздников и природоохранных акций в системе экологического воспитания дошкольников.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выполненного опытно-экспериментального исследования заключается в том, что разработанный и апробированный перспективный план работы с детьми по экологическому воспитанию с использованием экологических праздников и природоохранных акций, направленных на формирование экологических представлений и воспитание осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников, в дальнейшем может быть использован воспитателями других дошкольных образовательных организаций в практике работы с детьми.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Шеморданский детский сад №1 «Экият» Сабинского муниципального района Республики Татарстан» и длилось с сентября 2017 г. по май 2018 г. В исследовании принимали участие 40 детей двух подготовительных групп в возрасте от 6 до 7 лет и воспитатели данного детского сада.
Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект.
Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока он не вырос, пока он верит нам и прислушивается к нашим словам. И экологический праздник и природоохранная акция - это сегодня, пожалуй, одно из самых действенных средств, создающие благоприятные условия для развития у детей эмоционального, осознанно-правильного отношения к природе.
Значение праздников, досугов и природоохранных акций в системе экологического воспитания детей трудно переоценить. Экологический праздник, природоохранная акция дают необходимую гамму переживаний, создают особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывают добрые и серьезные чувства. Любая экологическая акция или праздник ориентированы на социально - педагогический эффект: они обучают, воспитывают, предупреждают, побуждают к деятельности.
Современное общество глубоко заинтересовано в сохранении мира природы, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. И именно экологические акции и праздники представляют, с нашей точки зрения, богатый материал для воспитания бережного отношения детей к природе. Они учат замечать и охранять прекрасное вокруг нас, учат мечтать, творчески мыслить и любить будущее человечества.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня сформированности экологических представлений и осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, показало, что знания детей характеризуются неполнотой, а отношение неустойчивостью, неосознанностью и противоречивостью. Активное использование в ходе формирующей работы экологических праздников, досугов и природоохранных акций привело, по нашему мнению, к формированию у большинства детей экспериментальной группы более полных экологических представлений и эмоционального, осознанно-правильного отношения к миру природы. Результаты контрольного этапа эксперимента показали более заметное повышение уровня экологических представлений и отношения у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы.Так, если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 5 детей (25%), то в контрольной группе это всего один ребёнок (5%); и если со среднего уровня на высокий поднялись 7 детей (35%) экспериментальной группы, то в контрольной группе этот показатель составил - трое детей (15%).Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 12 детей (60%), в контрольной группе 7 детей (35%); на среднем уровне в экспериментальной группе 8 детей (40%), в контрольной группе 11 детей (55%); уровень ниже среднего в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной группе его показали 2 ребёнка (10%).
Приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в освоении детьми экспериментальной группы экологических представлений и формирования у них эмоционального, осознанно- правильного отношения к природе. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: что систематическое использование экологических праздников и природоохранных акций в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет способствовать более эффективному формированию их экологических представлений и эмоционального, осознанно-правильного отношения к природе.
1. Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -152с.
2. Аллаярова, Р.Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу//Дошкольная педагогика.-2016.- № 6. - С.27-28.
3. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика.-2014. - № 1. - С.10-12.
4. Антипина, Г.Войди в лес другом!/ Г.Антипина, Л.Чупрова, Е.Калараш //Дошкольное воспитание-2015. № 8. - С.34-39.
5. Арсентьева, В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением-2012.- № 5. - С.82-86.
6. Ашикова, Т. Природа, творчество и красота:[Занятия на тему "Цветы и бабочки" в форме театрализованной игры] / Т.Ашикова, С. Аптиков //Дошкольное воспитание.-2012.- № 7. - С.2-8.
7. Богомолова, Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.-2015.-№ 5. -С.19-21.
8. Большакова, М. Болото как экосистема: Беседы, экскурсии, занятия: старший дошкольный возраст / М.Большакова, С.Воронина, И.Сироткина//Дошкольное воспитание.-2012.- № 7. - С. 27-32.
9. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. - Волгоград: Учитель, - 2008. - 129 с.
10. Веракса, Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.- 2014.- № 5.-С.47-52.
11. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. - СПб: детствопресс, - 2008. -184 с.
12. Габитова, А.А. Вопросы преемственности экологического образования в ДОУ и начальной школе//Начальная школа плюс до и после.-
2015. - № 7. -С.63-64.
13. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Г орькова,
А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2015. - 240 с.
14. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 400с.
15. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2016. - 128с.
16. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах общего устойчивого развития/А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, В. А.Грачев // Вопросы современной науки и практики. - 2015. - №2. - С.39. -С.55 -59.
17. Зенина, Т.Н. Экологические праздники для старших дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 215с.
18. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками: Из опыта работы//Дошкольное воспитание. -2012.- № 7. -С.18-21.
19. Зацепина, М.Б. Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, - 2004. - 258с.
20. Иванова, Г. Как хлеб на стол пришел: Занятия в этномузее детского сада: [опыт детского сада № 1012 Москвы по программе С.Н.Николаевой "Юный эколог"]//Дошкольное воспитание.- 2014.- № 6. - С.40-46.
21. Иванова, Е.А. Комнатные растения в ДОУ: Развитие естественнонаучных представлений//Дошкольная педагогика.-2015.- № 1. -С.25-28.
22. Казаручук, Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников //Дошкольная педагогика.- 2014.-№ 2. -С.19-24.
23. Картушина, М.Ю. Экологическое развлечение "Лесной теремок" для детей старшей группы (по мотивам сказки В.Бианки "Теремок")//Управление дошкольным образовательным учреждением.-
2015. - № 2. -С.93-97.
24. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 321 с.
25. Конопатова, В.И. Мы и цветковые растения: (занятие по экологии в средней группе)//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.-2015.- № 6. -С. 44-46.
26. Королева, А.Е. "Иди за мной":[экскурсии, занятия на природе и о природе] //Ребенок в детском саду.-2004.-№ 5. -С.59-62; № 6. -С. 52-54;
2015. -№ 1. -С.51-55.
27. Листопад, А.П. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2016.-№ 2. - С.20-21.
28. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина, М.В. Скребцова. -
2- е изд. - М.: Амрита - Русь, 2016 - 256 с.
29. Львова, И.А. Интегрированные занятия с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования:[опыт ЦДТ "Логос" г. Москвы//Современный детский сад.- 2014.-№ 7. -С. 32-38.
30. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
31. Маркова, В.В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста /В.В.Маркова, Л.В.Шинкарева//Начальная школа.-2016.-№ 11. -С.34-39.
32. Масленникова, О.М.Экологические проекты в детском саду /
О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель,2011. - 214с.
33. Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск: Асар, 1997. - 325 с.
34. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. - Беларусь: Интерпрессервис, 2005. -185 с.
35. Мухоматдинова, Л.А. / Экологическое образование как основа воспитания экологической культуры человека // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. - 2015. - № 1. - С.187-189.
36. Мячева, Г.Н. Природа - Наш общий дом! / Г.Н.Мячева,Т.Н. Носкова // Воспитатель ДОУ. - 2010. - № 4. -С. 21-25.
37. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, -2011. - 289 с.
38. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательство центр «Академия», 2016. - 336с.
39. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. - М.:«Просвещение», 2000. - 265с.
40. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. -124 с.
41. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Авт.-сост.: Веракса Н.Е., КомароваТ.С., Васильева М.А./ Под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368с.
42. Плешаков, А.А. Зелёная тропинка - М.: «Просвещение», 2011258 с.
43. Радынова, О.П. Музыкально-художественная деятельность в
детском саду: Современные проблемы и решения // Справочник
музыкального руководителя,2012. -№10. - С.128.
44. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебнометодическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 128с.
45. Рыжова, Н.А. День Земли // Обруч. - 2009. - № 2. - С.87-88.
46. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. - 361 с.
47. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования/О.Скоролупова,Н. Федина// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. -С.285.
48. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий/В.В.Смирнова,Н.И. Балуева, Г.М. Парфёнова. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 325 с.
49. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации - М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд.,
2006. - 369 с.
50. Сольцова, О. День Земли // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. С. 34-36
51. Суркина, С.А.Экологические праздники и досуги как средство развития у дошкольников эмоционального отношения к природе /С.А.Суркина, Н.И. Пристанскова // Социально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: Сборник научных статей. - Балашов: Изд- во: Николаев, 2004. - 285с.
52. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. - 287 с.
53. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. - М.: Л., 1930. - 182 с.
54. Турыгина, С.В. Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 354 с.
55. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Авт.-сост.: Березина Н., Бурлакова И.А.,
Герасимова Е.Н. /Под ред. Иконниковой Ю.В. - М.: «Просвещение», 2011. - 287 с.
56. Чуйкова, Л. Ю. / Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры. // Гуманитарные исследования. -2015. - № 2. -С.342-352.
57. Шпотова, Т.В. Цвет природы: Пособие для воспитателей и руководителей по формированию основ экологической культуры у детей 5-7 лет./ Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова. - М.: Просвещение, 2009. -289с.