Введение 3
Глава 1. Исследование подходов к проектированию пользовательских интерфейсов. 5
1.1 Пользовательские интерфейсы 5
1.2 Подходы к проектированию пользовательские интерфейсов 6
1.3 Исследование подходов к проектированию пользовательских
интерфейсов 7
Глава 2. Исследование электронных образовательных систем 9
2.1 Развитие электронных образовательных систем 9
2.2 Ресурсы юзабилити и методы их оценивания 10
2.2 Исследование электронных образовательных систем 13
Глава 3. Проектирование пользовательского опыта для электронных образовательных систем. 19
3.1 Эргономические требования пользовательского опыта 19
3.2 Требования к типографике 20
3.3 Требования к структуре сервиса 22
3.4 Требования к информационному поиску 22
3.5 Требования к элементам сервиса или приложения 23
3.6 Требования к интерфейсу 23
3.7 Пользовательские сценарии 25
Глава 4. Проектирование интерфейсов с помощью компонентов электронных образовательных систем. 27
4.1 Используемые компоненты в электронных образовательных
системах. 27
Заключение 35
Литература
Электронная образовательная система (ЭОС) [2] - это часть информационной образовательной среды (ИОС), которая реализует процесс обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий на применение новых методов и таких форм обучения как:
1. Электронное обучение - это обучение с помощью информационных и электронных технологий.
2. Мобильное обучение - это обучение с помощью портативных устройств.
3. Сетевое обучение - это совместное обучение при помощи сетевого диалога.
4. Автономное обучение - это обучение с помощью компьютера без подключения сети.
5. Смешанное обучение - это обучение с участием преподавателя или учителя, включающее элементы онлайн обучения.
В современных электронных образовательных системах (ЭОС) пользователи часто сталкиваются с информационной и визуальной перегрузкой на интерфейсах. Это состояние в котором пользователю сложно принять какое-либо решение при взаимодействии с системой либо сложно сконцентрироваться на важной информации. Работа в данных условиях отрицательно сказывается на качестве усвоения материала.
Актуальность данной проблематики увеличивается с ростом электронного образования в мире.
Цель исследования: разработать методологию проектирования интерфейсов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к проектированию интерфейсов;
2. Охарактеризовать UX электронных образовательных систем;
3. Анализировать существующие электронные образовательные системы;
4. Выделить сэт компонентов существующих электронных образовательных систем;
5. Охарактеризовать модели пользовательских сценариев существующих электронных образовательных систем;
В настоящей работе была разработана методология проектирования эффективных интерфейсов для электронных образовательных систем, которая состоит из сета компонентов и описания правил их использования в среде разработки образовательных систем.
Первой задачей данной работы стало исследование существующих подходов к проектированию интерфейсов и то как эти подходы можно применить к интерфейсам электронных образовательных систем. Результатом стало объединение подхода на теории деятельности и адаптивного подхода. Объединение позволяет анализировать пользовательский опыт и проектировать конструктор интерфейсов.
Второй задачей стало исследование пользовательского опыта и юзабилити существующих электронных образовательных систем. Результат исследования показал, что продуманная и простая архитектура, правильная типографика, элементы геймификации и отсутствие ошибок взаимодействия способствуют увеличению удобства использования ресурсом. Также были рассмотрены пользовательские сценарии существующих систем образования и графически показаны наиболее удобные сценарии для будущей электронной системы в виде графов.
Третья задача работы заключалась в выделении требований к элементам интерфейсов. Благодаря существующей литературе [17] и статьям [3, 12] были описаны требований к типографике, структуре, UX, поиску, элементам, интерфейсам электронных образовательных систем.
Четвертая задача заключалась в разборе интерфейсов на элементы и разработкой сета компонентов. В итоге был разработан сет из навигации,
контента, форм, полей ввода, модальной сетки, типографики, структуры который включает свод правил по использованию готовых элементов интерфейса.
1. Белоусова Светлана Алексеевна, Рогозов Юрий Иванович Подходы к созданию пользовательского интерфейса // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. №6 (155).
2. Власова Наталья Сергеевна, Чернякова Татьяна Викторовна, Прокубовская Алла Олеговна Подходы к проектированию интерфейсов информационно-образовательных сред // Сибирский педагогический журнал. 2013. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/podhody-k-proektirovaniyu-interfeysov-i nformatsionno-obrazovatelnyh-sred.
3. Демидов Дмитрий Григорьевич, Костакова Елена Сергеевна Требования к современным пользовательским интерфейсам // Вестник МГУП. 2016. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/trebovaniya-k-sovremennym-polzovatels kim-interfeysam.
4. Каповский Владимир Львович Дистанционное образование: мировой опыт // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №1 (157).
URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-mirovoy-opyt
5. Копылов А. Чего не хватает Microsoft Blend: взгляд проектировщика взаимодействия. - Режим доступа: http://www.gui.ru/copylove/xaml-for-interction-design/.
6. Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия; Пер. с англ. - СПб.: Символ'Плюс, 2009. - 688 с.
7. Неверова Александра Васильевна, Барташук Наталия Валерьевна Инновационные технологии в дистанционном образовании // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-distantsionn om-obrazovanii.
8. Никитин П.В., Горохова Р.И. Технологии построения электронных образовательных ресурсов для организации обучения студентов программированию // ИВД. 2015. №2-2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/tehnologii-postroeniya-elektronnyh-obraz ovatelnyh-resUrsov-dlya-organizatsii-obUcheniya-stUdentov-programmiro vaniyU.
9. Портал «Тестирование и качество ПО». URL: http://software-testing.ru/library/testing/other-testing/73-web-usability-ch eck-list
10. Скляренко Татьяна Михайловна Дистанционное образование: зарубежные концепции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-zarubezhnye- kontseptsii.
11 .Brinck Т., Gergle D. & Wood Scott D. Usability for the Web: Designing
Web Sites that Work (Interactive Technologies) / San Francisco: Morgan Kaufmann. 2002. - 481 p.
12. D Bnonn Tennant. 16 Pixels: For Body Copy. Anything Less Is A Costly Mistake - https://www.smashingmagazine.com/2011/10/16-pixels-body- copy-anything-less-costly-mistake/.
13. Ian Storm Taylor. Design Tip: Never Use Black - . URL: http://ianstormtaylor.com/design-tip-never-use-black/
14. Jokela T., livari N., Matero J., Karukka M. The Standard of User-Centered Design and the Standard Definition of Usability: Analyzing ISO 13407 against ISO 9241-11. URL:
http://mcom.cit.ie/staff/Computing/prothwell/hci/papers/ISO%20Standar ds%20Analysi s%202003%20Jokela.pdf.
15. Kennedy E. 7 Rules for Creating Gorgeous UI - . URL: https://medium.com/@erikdkennedy/7-rules-for-creating-gorgeous-ui-par t-1- 559d4e805cda#.kwkjipga6,
16. Nielsen J. The alertbox: Current issues in Web usability. 1995. URL: http://www.useit.com/alertbox.
17. Nielsen J. Designing Web Usability / Published January 1st 2000 by New Riders Publishing. - 432 p.
18. Nielsen J. How Little Do Users Read. URL:
https://www.nngroup.com/articles/how-little-do-users-read/, 18.05.2016.
19. Peter in Conversation with Don Norman About UX & Innovation. URL: http://adaptivepath.org/ideas/e000862/.
20. Reichenstein O. The 100% Easy-2-Read Standard -. URL: https://ia.net/know-how/100e2r.
21. Usability в России. URL: http://usability.ru/