Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Нижневартовска. Исследование сформированности учебного коллектива проводилось в январе 2018 года. В исследовании принимало участие 30 детей в возрасте 7-8 лет, из них 13 девочек и 17 мальчиков. Все дети посещают первый класс данного общеобразовательного учреждения.
Введение 3
1.1 Ученический коллектив как психолого-педагогическое явление 5
1.2 Особенности формирования коллектива в начальных классах 10
1.3 Формы и методы формирования коллектива первоклассников 15
Глава 2 Экспериментальное изучение формирования коллектива первоклассников 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 24
2.3 Рекомендации классному руководителю по формированию коллектива первоклассников 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
С момента формирования ученический класс приобретает характер детской общности, где в ходе совместной деятельности и коммуникации появляются взаимоотношения, которые объединяют школьников и оказывают воздействие на личность каждого из них. В попытке добиться максимально эффективных результатов в обучении, учителя должны работать над налаживанием дисциплины в ученическом коллективе, организацией совместной деятельности школьников, коррекцией отношений между ними, другими словами, осуществлять и воспитательную функцию.
Главная цель, для которой формируется класс, заключается в освоении конкретного объема знаний, где главным видом деятельности считается обучение. На сегодняшний день ситуация резко изменилась. Большинство учителей все больше акцентируют внимание на улучшении эмоционально-психологических взаимоотношений в детском коллективе, что имеет непосредственную связь с их направленностью на личностное развитие каждого школьника. Организационная структура ученического коллектива будет результативной, если она будет базироваться на реальных потребностях школьников и отражать характер их совместной деятельности.
В настоящее время школьный класс должен анализироваться с точки зрения его нужности и рациональности для развития личности учеников, а таким он может стать только в том случае, если в нем сформированы условия как для процесса идентификации школьника с коллективом, так и для обособления его в коллективе. Вопросами коллектива интересовались Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская. На практике детских учреждений свои идеи воплощали С.Т. Шацкий, С.М. Ривес, Н.М. Шульман и особенно А.С. Макаренко, сформулировавший главные положения и методы управления коллективом. Таким образом, проблема формирования коллектива, особенно в начале школьного обучения актуальна и в настоящее время.
Объект исследования: воспитательная работа в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование детского коллектива.
Цель: изучение воспитательной работы по формированию детского коллектива первоклассников.
Задачи исследования:
1. рассмотреть ученический коллектив как психолого-педагогическое явление;
2. проанализировать особенности формирования коллектива в начальных классах;
3. осуществить психолого-педагогическую диагностику первоклассников на предмет выявления уровня их удовлетворенности разными сторонами жизни коллектива;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
5. разработать рекомендации педагогам по успешному формированию учебного коллектива в начальной школе.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ и обобщение научной литературы;
2. констатирующий эксперимент с применением методики «Наши отношения» Л.М. Фридман.
3. интерпретационный - количественный и качественный анализ данных.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как А.М. Аканова, В.И. Загвязинский, О.А. Зайцева и др.
Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы педагогами начальной школы в учебно-воспитательной работе.
Коллектив является довольно значимым в жизни каждого школьника. В нем удовлетворяются естественные потребности ребенка в общении, в принадлежности к группе других детей. В коллективе ребенок может получить поддержку и защиту, а кроме того, признание собственных достижений и успехов. Коллектив может менять людей. В связи с тем, что ребенок вынужден учиться и жить в окружении других людей, он должен адаптировать к ним собственные желания, стремления, интересы. В коллективе человек может с другой стороны посмотреть на себя, дать адекватную оценку себе, определить свою значимость в социуме. Коллектив в существенной степени стимулирует творческую активность людей, входящих в его состав, вызывает в них стремление к совершенствованию, к первенству.
Школьный коллектив представляет собой колыбель ребенка, которая дает возможность личности развиваться. В коллективе создаются подходящие условия для подготовки школьников к жизни в обществе. Родители в течение всей жизни ребенка развивают его привычки, убеждения, от которых будет зависеть успешность его отношений с окружающими детьми. Значит, они формируют предпосылки для развития коллектива. Коллектив представляет собой то место, где происходит формирование личности. По этой причине в младшем школьном возрасте имеет огромное значение придание взаимоотношениям в учебном коллективе духа доброжелательности, единства, взаимопомощи, товарищества, поддержки.
Формирование сплоченного ученического коллектива, его развитие и улучшение представляет собой основное направление в работе педагога в начальных классах. Результативной в этом плане будет такая форма организации обучения младших школьников, при которой ученики объединены с помощью общих учебных целей, но при этом каждый из них играет собственную конкретную роль в данной деятельности. Имеет огромное значение правильный подбор таких форм, которые дадут возможность объединить учебный коллектив в единое целое.
Констатирующий эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности коллектива первоклассников. Специально подобранная методика дала возможность изучить взаимоприемлемость и взаимопомощь в учебном коллективе, степень удовлетворенности школьников своим классом.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод о том, что третья часть школьников чувствует себя некомфортно в своем коллективе, полагая, что их класс не дружный и не сплоченный, часто возникают ссоры между учениками, в классе никто не помогает друг другу, при просьбе о помощи ученику могут отказать. Остальные дети в большей или меньшей степени довольны уровнем сплоченности и взаимопомощи в классе, однако необходимо создать более благоприятные условия для обучения детей.
Ученический коллектив формируется, развивается и укрепляется в ходе выполнения различной совместной деятельности школьников. Такая деятельность делает жизнь класса более содержательной и увлекательной и является источником коллективных интересов и коллективных переживаний, источником накопления нравственного опыта. Там, где отсутствует совместная деятельность, там отсутствует основа необходимых условий для сплочения коллектива и для нравственного совершенствования школьников.
1. Аканова, А.М Ученический коллектив как фактор социализации младших школьников / А.М. Аканова // Вестник Северо-Казахстанского гос. ун-та имени М. Козыбаева. - 2016. – №1. - С. 6-9.
2. Белкин, А.С. Педагогика детства: (основы возрастной педагогики) / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 2013. - 192 с.
3. Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 446 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
5. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров): Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с.
7. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова; под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 448 с.
8. Зайцева, О.А. Современные формы и методы организации классного коллектива / О.А. Зайцева // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апреля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – 2016. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1. – С. 282-285.
9. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 136 с.
10. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
11. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 639 с.
12. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Подымова и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 246 с.
13. Педагогика: учебник и практикум для СПО / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова, Р.С. Димухаметов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 397 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
15. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
16. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
17. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Соколова и др.; под общ. ред. Н.А. Соколовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 309 с.
18. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.