База исследования: МДОУ «Детский сад №22» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы реализации мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1 Общее недоразвитие речи: понятие, этиология, симптоматика 6
1.2 Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
Глава 2 Экспериментальное изучение процесса реализации мыслительных действий и операций дошкольников с ОНР 16
2.1 Организация и содержание экспериментального исследования 16
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 21
Заключение 29
Список использованных источников 32
Приложение 35
Актуальность исследования. Проблему развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста следует рассматривать в аспекте совершенствования форм мышления. В современных исследованиях мышление рассматривается как высший познавательный процесс, форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственным только человеку. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает мышление. Мыслительные операции начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируются в школе и развиваются, совершенствуются в течение всей жизни человека. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития всех мыслительных операций. Однако, любой вариант дизонтогенеза приводит к нарушению, недоразвитию или своеобразию становления мышления вцелом, и мыслительных операций в частности. Особенно ярко отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется при общем недоразвитии речи (далее – ОНР).
В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью словесного описания он может представить то, что никогда не видел. Ребенок учится рассуждать логически, что является свидетельством формирования мыслительных операций. Данный вид мышления характеризуется способностью к выполнению мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Основными его формами являются понятие, суждение, умозаключение. Все мыслительные операции тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в целом комплексе. Только взаимообусловленное развитие операций способствует развитию мышления в целом.
Степень изученности. Проблема развития мыслительных операций давно привлекала внимание психологов и дефектологов. Значительную роль в развитии теории мышления сыграли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Группой ученых были определены особенности связи языка и мышления (Л.С. Выготский, Н.Г. Яковлева и др.). Проблема развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОНР представлена в научных трудах Л.Н. Вахрушевой, Н.А. Лиман и др. В исследованиях И.Т. Морозовой, О.Д. Яцук и др. определены методы и средства развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОНР. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, раскрывающих проблему развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОНР, проблема остается малоизученной и требует дополнительных исследований. Сказанное определяет актуальность темы исследования «Изучение процесса реализации мыслительных действий и операций дошкольников с ОНР».
Цель исследования – изучить особенности реализации мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс реализации мыслительных операций.
Предмет исследования – процесс реализации мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: процесс реализации мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОНР характеризуется несформированностью, неумением обобщать и синтезировать полученную информацию.
Задачи:
1. Подбор и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в экспериментальном исследовании.
3. Формулирование выводов и оформление текста курсовой работы.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (ноябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (январь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и уровни развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Третий этап (февраль 2018 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты эмпирического исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад №22» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 38 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Работа включает в себя 5 таблиц, 5 графиков, 1 рисунок.
Актуальность исследования бесспорна, так общее недоразвитие речи оказывает существенное влияние на развитие мыслительных операций деетй дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это симптомокомплекс, характеризующийся наличием сложных речевых расстройств функционального характера, при котором наблюдаются расстройства речи различной интенсивности и периодичности. Примечательно, что данное патологическое состояние характеризуется одновременными расстройствами всех без исключения компонентов речевой системы. Нарушения касаются как лексической и фонетической, так и грамматической стороны речи пациента. Как правило, состояние не связано с какими-либо нарушениями интеллекта или функций слухового аппарата.
У детей с диагностированным III уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность – сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях I и II уровней.
Для развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характерны следующие особенности:
- недостаточное понимания детьми логико-грамматических конструкций;
- замедленность усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений;
- низкий уровень сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации;
- затруднения при определении и формулировании логической последовательности.
С целью изучения процесса реализации мыслительных действий и операций дошкольников с ОНР было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: 10 группы старшего дошкольного возраста от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 4 месяцев. Все дети согласно заключению логопеда имеют ОНР III уровня.
Для определения особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были использованы диагностические методики из диагностического пакета Л.С. Колмогоровой и соавт.
Уровень развития операции анализа сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвертый лишний») следующие:
- высокий уровень – 1 ребенок с ОНР III уровня (10%);
- средний уровень – 5 старших дошкольников с ОНР III уровня (50%);
- низкий уровень – 4 старших дошкольников с ОНР III уровня (40%).
Уровни развития умения делать умозаключения по аналогии следующие:
- высокий уровень – 1 ребенок с ОНР III уровня (10%);
- средний уровень – 6 старших дошкольников с ОНР III уровня (60%);
- низкий уровень – 3 старших дошкольника с ОНР III уровня (30%).
Уровень развития словесно-логического мышления и способности к обобщению следующие:
- высокий уровень развития словесно-логического мышления и обобщения – не выявлен;
- средний уровень – 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (50%);
- низкий уровень – 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (50%).
Уровни развития словесно-логического мышления следующие:
- высокий уровень развития словесно-логического мышления – не выявлен;
- средний уровень – 6 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (60%);
- низкий уровень – 4 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (40%).
Уровни развития наглядно-образного мышления следующие:
- высокий уровень развития наглядно-образного мышления не выявлен;
- средний уровень – 4 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (40%);
- низкий уровень 6 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (60%).
По результатам обследования мы выделили следующие особенности реализации мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: стереотипность, шаблонность мышления; отставание от возрастных норм по большинству операций мышления; непонимание загадок, пословиц, малый запас обобщающих слов; трудности в установлении причинно-следственных связей, в формулировке сходства и различия предметов по существенным признакам; зависимость между уровнем речевых высказываний и уровнем мыслительной деятельности; сложности оперирования понятиями, вследствие непонимания значения слов, недоразвитие основных мыслительных операций.
Таким образом, полученные результаты обследования указывают на необходимость развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Ананьев, Б.Г. Антропология / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер. 2014. – 587 с.
2. Барсукова, И.М. Развитие мышление у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС / И.М. Барсукова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 69-71.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.
4. Вахрушева, Л.Н. Развитие механизмов словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
5. Веккер, Л.М. Психика – речь – сознание / Л.М. Веккер. – СПб.: Питер, 2012. – 365 с.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь: учеб.пособие / Л.С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2012. – 378 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
9. Горелов, И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – СПб.: Речь, 2014. – 458 с.
10. Гусева, И.Т. Словесно-логические игры на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / И.Т. Гусева // дефектология. – 2014. – №2. – С. 41-44.
11. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. – М.: Лабиринт, 2013. – 471 с.
12. Корнева, П.О. Дефектология / П.О. Корнеева. – М.: Инфра-М, 2014. – 522 с.
13. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина. – М.: Инфра-М, 2015. – 369 с.
14. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – СПб.: Речь, 2015. – 521 с.
15. Лиман, Н.А. Познавательное развитие дошкольников с ОНР / Н.А. Лиман. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
16. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ОНР / Л.В. Лопатина, О.В. Иванова. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.
17. Лурия, А.Р. Проблема языка и сознания / А.Р. Лурия // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 27-33.
18. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Эксмо, 2013. – 458 с.
19. Морозова, И.Т. Особенности развития познавательных процессов у дошкольников с ОНР / И.Т. Морозова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 74-77.
20. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
21. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
22. Пушкарева, И.М. Методы развития словесно-логического мышление у детей дошкольного возраста с ОНР / И.М. Пушкарева // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 85-88.
23. Рубинштейн, С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. – М.: академия, 2013. – 588 с.
24. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ОНР / И.А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 452 с.
25. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. – М.: АСТ, 2014. – 415 с.
26. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития дошкольников с ОНР. Пособие для практикующих логопедов / Л.Ф. Спирова. – СПб.: Речь, 2015. – 584 с.
27. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи старших до школьников с ОНР / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2015. – 412 с.
28. Ткаченко, Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Пособие для логопедов / Т.А. Ткаченко. – СПБ.: Питер, 2014. – 127 с.
29. Усанова, О.Н. Логопедия / О.Н. Усанова. – СПб.: Речь, 2014. – 452 с.
30. Федорова, А.М. Математическое развитие детей дошкольного возраста / М.И. Федорова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 36-39.
31. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015. – 139 с.
32. Щукина, Ю.Т. Словесно-логическое мышление при общем недоразвитии речи / Ю.Т. Щукина // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
33. Яковлева, Н.Г. Педагогика и психология / Н.Г. Яковлева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 471 с.
34. Яшкина, Р.И. Развитое словесно-логическое мышление как условие готовности старшего дошкольника к обучения в школе / Р.И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
35. Яцук, О.Д. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ / О.Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.