Введение
Актуальность тематики настоящей работы обусловлена важностью ответов на вопросы истории и культурологии. Ответы на такие вопросы необходимо знать для того, чтобы не повторить ошибок прошлого и не подвергнуть свою цивилизацию угрозе уничтожения.
История как процесс неразрывна, так как она является неотъемлемой частью прошлого, а также является настоящим и частью будущего. Наш мир хранит много загадок, на которые современная наука до сих пор не может найти ответы. Одними из таких вопросов являются:
Откуда взялись пирамиды Египта?
Какие народы жили до нас?
Почему исчезло великолепие древних цивилизаций, которые были весьма развитыми?
От величия прошлого сейчас остались только памятники, руины и удивительные, зачастую непонятные сооружения, которые дают надежду настоящему поколению получить представления о далеком прошлом.
Объектом исследования выступает временной отрезок до нашей эры; предметом исследования – исчезнувшие цивилизации Древнего Мира.
Целью настоящей работы является выполнить обзор истории цивилизаций Древнего Мира.
Задачами работы является:
1) рассмотреть египетскую цивилизацию;
2) описать развитие шумерской цивилизации;
3) выполнить обзор истории появления и исчезновения древнегреческой и древнеримской цивилизаций.
Для составления текста настоящей работы использовались труды таких исследователей, как А.В. Боннар, Л.М. Винничук, Б.Р. Виппер, К.П. Куманецкий и Е.Н. Штаерман.
Завершая, нужно сказать, что роль Античности в формировании европейской культуры стала осознаваться во многом благодаря исследованиям немецких философов XVIII – XIX вв., в частности И.-Г. Гердера и В. Вельфлина; образцом устройства мира Античность считали деятели Возрождения; Новое время в лице приверженцев классицизма нашло в Античности свой этический и эстетический идеал. Основными направлениями древнегреческого искусства являлись архитектура, скульптура, вазопись и театр. Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Скульптурное искусство представлено именами Мирона, Поликлета (ранняя классика), Фидия (высокая классика), Праксителя, Лисиппа, Скопаса (поздняя классика). Театральное искусство было чрезвычайно популярно в Древней Греции и его важность признавали все, так что во времена Перикла (V век до н.э.) неимущим гражданам даже выделялись деньги на покупку входных билетов в театр. Проводились целые театральные соревнования.
Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.
Ознакомление с богатым культурным наследием древних цивилизаций, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности, дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.
Античная цивилизация была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.
1. Боннар, А.В. Исчезнувшие цивилизации / А.В. Боннар. – СПб.: Питер, 2015. – 288 с.
2. Винничук, Л.М. Люди, нравы и обычаи древнего мира / Л.М. Винничук. – М.: Приам, 2015. – 301 с.
3. Виппер, Б.Р. Искусство и культура Античности / Б.Р. Виппер. – М.: Академия, 2014. – 271 с.
4. Куманецкий, К.П. История Древнего Рима и Древней Греции / К.П. Куманецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 366 с.
5. Штаерман, Е.Н. Кризис античной культуры / Е.Н. Штаерман. – СПб.: Слово, 2016. – 301 с.