ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
|
Введение 3
Глава I. Понятие о предикторах социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения и анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Особенности развития дошкольников с нарушениями зрения 7
1.2 Развитие социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 11
1.3 Основные предикторы социальной компетентности дошкольников
с нарушениями зрения 16
1.4 Характеристика психолого-педагогических условий развития социальной компетентности дошкольников с нарушениями
зрения 18
Выводы по I главе 23
Глава II Экспериментальное исследование по развитию социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения 24
2.1 Организация, этапы и методы исследования 24
2.2 Определение уровня социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 30
2.3. Разработка практических рекомендаций развития социальной
компетентности дошкольников с нарушениями зрения 36
2.4 Результаты работы после применения практических рекомендаций для развития социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 54
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы
Глава I. Понятие о предикторах социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения и анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Особенности развития дошкольников с нарушениями зрения 7
1.2 Развитие социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 11
1.3 Основные предикторы социальной компетентности дошкольников
с нарушениями зрения 16
1.4 Характеристика психолого-педагогических условий развития социальной компетентности дошкольников с нарушениями
зрения 18
Выводы по I главе 23
Глава II Экспериментальное исследование по развитию социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения 24
2.1 Организация, этапы и методы исследования 24
2.2 Определение уровня социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 30
2.3. Разработка практических рекомендаций развития социальной
компетентности дошкольников с нарушениями зрения 36
2.4 Результаты работы после применения практических рекомендаций для развития социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 54
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы
На современном этапе в психологии социальная компетентность сориентирована на способность ребенка к определению и реализации себя в различных жизненных ситуациях. Поэтому, социализацию можно понимать как сложное и разнообразное взаимодействие человека и его социального окружения; развитие, которое располагает не просто в ведение в социум, но и формирование общего направления жизни, личных ценностей и направлений.
Проблемы социализации детей изучают большой ряд наук, таких как: социология, педагогика, философия, политология, психология, которые понимают под данным определением, ассоциацию социальных событий, из- за которых человек постигает и отображает верную систему познаний, ценностей, норм и традиций и действует, как полноправный член социума.
Социальная компетентность, как существенный элемент культуры, выступает как исторически сформировавшиеся в обществе условия реализации какой-нибудь социально-значительной деятельности и взаимного действия людей. Часто содержательное описание социальной компетентности ограничивается перечислением общественных проявлений личности (умений, навыков, поведения) и видов вещественной и духовной культуры, в каких ее опредмечивают (цифры, язык, другие знаковые системы). Очень актуально стоит вопрос формирования социальной компетентности в тифлопсихологии, какая, опираясь на идеи личностно-ориентированного подхода и общественной интеграции дошкольников которых существуют проблемы со зрением, рассматривает развитие в разнообразных областях знания.
Вопросы, которые связанны с нарушением зрения в дошкольном возрасте, выражают большое воздействие на дальнейшее формирование личности дошкольника и дальнейшей учебной и познавательной деятельности, в общем. Данный факт связан с тем, что при врожденной или
раннем нарушении зрения дошкольник не имеет возможность получить весь
спектр зрительных мнений. Данный факт может привести к приостановке у большей части дошкольников с нарушением зрения в освоении пространственный деятельности. Их понимания и умения манипулировать с предметами внешнего мира не сформированными и достаточно схематичными.
В ряду вопросов имеются и вопросы, которые связанны с развитием речи (именно с его лексической частью речи). Замечает стремление этих дошкольников к рассуждениям, но им не просто сформулировать то, что хотят сказать. Мышление у дошкольников с нарушением остроты зрения замедленное, основательное, эти дети расположены все детализировать.
Снижение остроты зрения прямо воздействует и на двигательную активность дошкольника. Из этого, не возникает вопросов, почему дети с нарушением зрения малоподвижны, медлительны и имеющиеся при этом двигательная стереотипия.
Нарушение зрения может повлиять на развитие волевого развития, развитие характера у дошкольника, и его эмоционального опыта. У детей с нарушением зрения посчитаются серьезные проблемы в играх, в образовании. Волнения и отрицательное проявления в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушенным зрением возникают в быту. Данные проблемы приводят к появлению отрицательных черт характера (нерешительности, инертности, тяготению к самоизоляции), увеличенной эмоциональности, раздражительности, которая переходит в агрессию.
Корректирующее направление считается существенным моментом в формировании личности дошкольников с нарушением зрения. Вначале данное направление определяет специальные условия для верного воспроизведения внешнего мира в наглядном виде, при накоплении по ходу прохождения различных жизненных этапов и получения социального опыта и в словесном виде используя сохранные анализаторы у детей с нарушением зрения.
Обучение дошкольников, у которых имеются нарушения зрения в большой степени различается с обучение детей с сохранным развитием. Процесс развития личности дошкольников с нарушением зрения своеобразен и определен различными факторами, которые определяют не только зрение, но и характер детей.
Имеющиеся проблемы социализации у детей с нарушением зрения корректируются педагогами через накопление социального опыта у детей с нарушением зрения.
Цель исследования: изучить предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
Объект исследования: социальная компетентность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
База исследования: Экспериментальное исследование особенностей самооценки и уровня притязаний проводилось на базе ЧДОУ Детский сад №119 ОАО «РЖД» г. Самара. Исследуемую группу составили 40 детей с нарушениями зрения.
Гипотеза: предполагаем, что изменение предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения влечет за собой повышение уровня социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения
Задачи работы:
1. Провести анализ общей и специальной педагогической и психологической литературы по проблеме развития предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
2. Исследовать особенности социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
3. Соотнести особенности изменения предикторов социальной компетентности и уровня притязаний с особенностями поведения, общения дошкольников с нарушениями зрения.
4. Разработать этапы изменения предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения.
Методологическая база исследования: В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, опираясь на определенные предикторы развития, особенно для развития социальной компетенции дошкольников с нарушением зрения.
Методы: теоретически анализ логопедической и психолого
педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, математическая обработка результатов.
Эмпирические методы: эксперимент, опрос, тестирование, методы
статистической обработки полученных результатов.
Методики: Для проверки гипотез и решения поставленных задач выбраны диагностические методики: Самооценка» (Дембо-Рубинштейн); «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (К. Изард); «Интервью» (О. В. Дыбина); «Определение своей социальной роли в игровых ситуациях» (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова).
Практическая значимость использование полученных данных в ходе проведения исследования для разработки педагогической технологии, направленной на формирование социальной компетентности
дошкольников с нарушениями зрения, которые могут использоваться в практике работы ДОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, таблиц, заключения, списка литературы, приложений.
Проблемы социализации детей изучают большой ряд наук, таких как: социология, педагогика, философия, политология, психология, которые понимают под данным определением, ассоциацию социальных событий, из- за которых человек постигает и отображает верную систему познаний, ценностей, норм и традиций и действует, как полноправный член социума.
Социальная компетентность, как существенный элемент культуры, выступает как исторически сформировавшиеся в обществе условия реализации какой-нибудь социально-значительной деятельности и взаимного действия людей. Часто содержательное описание социальной компетентности ограничивается перечислением общественных проявлений личности (умений, навыков, поведения) и видов вещественной и духовной культуры, в каких ее опредмечивают (цифры, язык, другие знаковые системы). Очень актуально стоит вопрос формирования социальной компетентности в тифлопсихологии, какая, опираясь на идеи личностно-ориентированного подхода и общественной интеграции дошкольников которых существуют проблемы со зрением, рассматривает развитие в разнообразных областях знания.
Вопросы, которые связанны с нарушением зрения в дошкольном возрасте, выражают большое воздействие на дальнейшее формирование личности дошкольника и дальнейшей учебной и познавательной деятельности, в общем. Данный факт связан с тем, что при врожденной или
раннем нарушении зрения дошкольник не имеет возможность получить весь
спектр зрительных мнений. Данный факт может привести к приостановке у большей части дошкольников с нарушением зрения в освоении пространственный деятельности. Их понимания и умения манипулировать с предметами внешнего мира не сформированными и достаточно схематичными.
В ряду вопросов имеются и вопросы, которые связанны с развитием речи (именно с его лексической частью речи). Замечает стремление этих дошкольников к рассуждениям, но им не просто сформулировать то, что хотят сказать. Мышление у дошкольников с нарушением остроты зрения замедленное, основательное, эти дети расположены все детализировать.
Снижение остроты зрения прямо воздействует и на двигательную активность дошкольника. Из этого, не возникает вопросов, почему дети с нарушением зрения малоподвижны, медлительны и имеющиеся при этом двигательная стереотипия.
Нарушение зрения может повлиять на развитие волевого развития, развитие характера у дошкольника, и его эмоционального опыта. У детей с нарушением зрения посчитаются серьезные проблемы в играх, в образовании. Волнения и отрицательное проявления в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушенным зрением возникают в быту. Данные проблемы приводят к появлению отрицательных черт характера (нерешительности, инертности, тяготению к самоизоляции), увеличенной эмоциональности, раздражительности, которая переходит в агрессию.
Корректирующее направление считается существенным моментом в формировании личности дошкольников с нарушением зрения. Вначале данное направление определяет специальные условия для верного воспроизведения внешнего мира в наглядном виде, при накоплении по ходу прохождения различных жизненных этапов и получения социального опыта и в словесном виде используя сохранные анализаторы у детей с нарушением зрения.
Обучение дошкольников, у которых имеются нарушения зрения в большой степени различается с обучение детей с сохранным развитием. Процесс развития личности дошкольников с нарушением зрения своеобразен и определен различными факторами, которые определяют не только зрение, но и характер детей.
Имеющиеся проблемы социализации у детей с нарушением зрения корректируются педагогами через накопление социального опыта у детей с нарушением зрения.
Цель исследования: изучить предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
Объект исследования: социальная компетентность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
База исследования: Экспериментальное исследование особенностей самооценки и уровня притязаний проводилось на базе ЧДОУ Детский сад №119 ОАО «РЖД» г. Самара. Исследуемую группу составили 40 детей с нарушениями зрения.
Гипотеза: предполагаем, что изменение предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения влечет за собой повышение уровня социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения
Задачи работы:
1. Провести анализ общей и специальной педагогической и психологической литературы по проблеме развития предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
2. Исследовать особенности социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
3. Соотнести особенности изменения предикторов социальной компетентности и уровня притязаний с особенностями поведения, общения дошкольников с нарушениями зрения.
4. Разработать этапы изменения предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения.
Методологическая база исследования: В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, опираясь на определенные предикторы развития, особенно для развития социальной компетенции дошкольников с нарушением зрения.
Методы: теоретически анализ логопедической и психолого
педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, математическая обработка результатов.
Эмпирические методы: эксперимент, опрос, тестирование, методы
статистической обработки полученных результатов.
Методики: Для проверки гипотез и решения поставленных задач выбраны диагностические методики: Самооценка» (Дембо-Рубинштейн); «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (К. Изард); «Интервью» (О. В. Дыбина); «Определение своей социальной роли в игровых ситуациях» (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова).
Практическая значимость использование полученных данных в ходе проведения исследования для разработки педагогической технологии, направленной на формирование социальной компетентности
дошкольников с нарушениями зрения, которые могут использоваться в практике работы ДОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, таблиц, заключения, списка литературы, приложений.
Изучив теоретические исследования психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме пришли к выводу, что течение социализации детей с нарушением зрения через развитие у него надлежащего уровня социальной компетенции - достаточно сложен, совокупный, последовательный, какой проводят по ранее организованному плану, быть научно аргументирован и подкреплен методически. Существенным условием верной социальной и педагогической организации считается введение диагностических методик, как непременного элемента структуры социальной компетентности детей с нарушением зрения. Общие изучения данного направления проводили такие ученые, как Г.М.Андреева, М.А. Галагузова, И.С.Кон, А.В. Мудрик, В.Д.Семенов и другие, которые выявляли остроту вопросов развития социальных компетенций детей с нарушением зрения и координация разрешения данных проблем. Отдельные педагоги и психологи сосредоточивали интерес на необходимость более раннего развития социальных компетенций у детей с нарушением зрения для улучшения их дальнейшего развития. Это К.Н. Вентцель, Ф.Г. Гиббингс,
В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и другие.
Вопросы развития социальных компетенций детей с нарушением зрения в истории педагогики была злободневной, на это указывают проведение исследований педагогов, таких, как В.С. Мухина, которая рассматривала механизмы развития социальных компетенций детей с нарушением зрения самоидентификацию и выделение личности детей.
А.П. Петровский, изучал последовательное изменение фаз
приспособления, интеграции и индивидуализации в процессе развития личности детей с нарушением зрения.
Следовательно, из-за выделенных и охарактеризованных проблем появилась необходимость изучения и разработки практических рекомендаций социальной компетентности дошкольников с нарушениями.
Экспериментальное исследование особенностей развития социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения проводилось на базе ЧДОУ Детский сад № 119 ОАО «РЖД» г. Самара. Исследуемую группу составили 20 детей с нарушениями зрения.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач выбраны диагностические методики: «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн); «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (К. Изард); «Интервью» (О. В. Дыбина); «Определение своей социальной роли в игровых ситуациях» (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова).
Практически у всех детей в данной выборке низкий уровень социальной компетентности. Также можно говорить о необходимости выяснения причин пониженного уровня у испытуемых и, по возможности, его развития.
Мы пришли к выводу, что уровень социальной компетентности у старших дошкольников с нарушением зрения связан в первую очередь с низкой социальной оценкой себя из-за своего основного заболевания.
На формирующем этапе был разработан и предложен перспективный план развития социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения, направленной на развитие социальной компетентности испытуемых. Далее мы исследовали группы по тем же самым методикам для выявления эффективности разработанной программы.
Результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования показали нам, что показатели социальной компетентности у всех детей экспериментальной группы вырос, более того, низкий уровень в этой группе не был выявлен. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке оценка своей социальной компетентности повысилась.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а изменение предикторов повысило уровень социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения экспериментальной группы.
В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и другие.
Вопросы развития социальных компетенций детей с нарушением зрения в истории педагогики была злободневной, на это указывают проведение исследований педагогов, таких, как В.С. Мухина, которая рассматривала механизмы развития социальных компетенций детей с нарушением зрения самоидентификацию и выделение личности детей.
А.П. Петровский, изучал последовательное изменение фаз
приспособления, интеграции и индивидуализации в процессе развития личности детей с нарушением зрения.
Следовательно, из-за выделенных и охарактеризованных проблем появилась необходимость изучения и разработки практических рекомендаций социальной компетентности дошкольников с нарушениями.
Экспериментальное исследование особенностей развития социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения проводилось на базе ЧДОУ Детский сад № 119 ОАО «РЖД» г. Самара. Исследуемую группу составили 20 детей с нарушениями зрения.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач выбраны диагностические методики: «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн); «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (К. Изард); «Интервью» (О. В. Дыбина); «Определение своей социальной роли в игровых ситуациях» (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова).
Практически у всех детей в данной выборке низкий уровень социальной компетентности. Также можно говорить о необходимости выяснения причин пониженного уровня у испытуемых и, по возможности, его развития.
Мы пришли к выводу, что уровень социальной компетентности у старших дошкольников с нарушением зрения связан в первую очередь с низкой социальной оценкой себя из-за своего основного заболевания.
На формирующем этапе был разработан и предложен перспективный план развития социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения, направленной на развитие социальной компетентности испытуемых. Далее мы исследовали группы по тем же самым методикам для выявления эффективности разработанной программы.
Результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования показали нам, что показатели социальной компетентности у всех детей экспериментальной группы вырос, более того, низкий уровень в этой группе не был выявлен. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке оценка своей социальной компетентности повысилась.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а изменение предикторов повысило уровень социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения экспериментальной группы.
Подобные работы
- ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДИКТОРЫ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с комплексными нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Выявление предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня (нейропсихологический подход)
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста (Череповецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2017



