Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №44699

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Понятие о предикторах социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения и анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Особенности развития дошкольников с нарушениями зрения 7
1.2 Развитие социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 11
1.3 Основные предикторы социальной компетентности дошкольников
с нарушениями зрения 16
1.4 Характеристика психолого-педагогических условий развития социальной компетентности дошкольников с нарушениями
зрения 18
Выводы по I главе 23
Глава II Экспериментальное исследование по развитию социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения 24
2.1 Организация, этапы и методы исследования 24
2.2 Определение уровня социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 30
2.3. Разработка практических рекомендаций развития социальной
компетентности дошкольников с нарушениями зрения 36
2.4 Результаты работы после применения практических рекомендаций для развития социальной компетентности дошкольников с
нарушениями зрения 54
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы

На современном этапе в психологии социальная компетентность сориентирована на способность ребенка к определению и реализации себя в различных жизненных ситуациях. Поэтому, социализацию можно понимать как сложное и разнообразное взаимодействие человека и его социального окружения; развитие, которое располагает не просто в ведение в социум, но и формирование общего направления жизни, личных ценностей и направлений.
Проблемы социализации детей изучают большой ряд наук, таких как: социология, педагогика, философия, политология, психология, которые понимают под данным определением, ассоциацию социальных событий, из- за которых человек постигает и отображает верную систему познаний, ценностей, норм и традиций и действует, как полноправный член социума.
Социальная компетентность, как существенный элемент культуры, выступает как исторически сформировавшиеся в обществе условия реализации какой-нибудь социально-значительной деятельности и взаимного действия людей. Часто содержательное описание социальной компетентности ограничивается перечислением общественных проявлений личности (умений, навыков, поведения) и видов вещественной и духовной культуры, в каких ее опредмечивают (цифры, язык, другие знаковые системы). Очень актуально стоит вопрос формирования социальной компетентности в тифлопсихологии, какая, опираясь на идеи личностно-ориентированного подхода и общественной интеграции дошкольников которых существуют проблемы со зрением, рассматривает развитие в разнообразных областях знания.
Вопросы, которые связанны с нарушением зрения в дошкольном возрасте, выражают большое воздействие на дальнейшее формирование личности дошкольника и дальнейшей учебной и познавательной деятельности, в общем. Данный факт связан с тем, что при врожденной или
раннем нарушении зрения дошкольник не имеет возможность получить весь
спектр зрительных мнений. Данный факт может привести к приостановке у большей части дошкольников с нарушением зрения в освоении пространственный деятельности. Их понимания и умения манипулировать с предметами внешнего мира не сформированными и достаточно схематичными.
В ряду вопросов имеются и вопросы, которые связанны с развитием речи (именно с его лексической частью речи). Замечает стремление этих дошкольников к рассуждениям, но им не просто сформулировать то, что хотят сказать. Мышление у дошкольников с нарушением остроты зрения замедленное, основательное, эти дети расположены все детализировать.
Снижение остроты зрения прямо воздействует и на двигательную активность дошкольника. Из этого, не возникает вопросов, почему дети с нарушением зрения малоподвижны, медлительны и имеющиеся при этом двигательная стереотипия.
Нарушение зрения может повлиять на развитие волевого развития, развитие характера у дошкольника, и его эмоционального опыта. У детей с нарушением зрения посчитаются серьезные проблемы в играх, в образовании. Волнения и отрицательное проявления в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушенным зрением возникают в быту. Данные проблемы приводят к появлению отрицательных черт характера (нерешительности, инертности, тяготению к самоизоляции), увеличенной эмоциональности, раздражительности, которая переходит в агрессию.
Корректирующее направление считается существенным моментом в формировании личности дошкольников с нарушением зрения. Вначале данное направление определяет специальные условия для верного воспроизведения внешнего мира в наглядном виде, при накоплении по ходу прохождения различных жизненных этапов и получения социального опыта и в словесном виде используя сохранные анализаторы у детей с нарушением зрения.
Обучение дошкольников, у которых имеются нарушения зрения в большой степени различается с обучение детей с сохранным развитием. Процесс развития личности дошкольников с нарушением зрения своеобразен и определен различными факторами, которые определяют не только зрение, но и характер детей.
Имеющиеся проблемы социализации у детей с нарушением зрения корректируются педагогами через накопление социального опыта у детей с нарушением зрения.
Цель исследования: изучить предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
Объект исследования: социальная компетентность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: предикторы социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
База исследования: Экспериментальное исследование особенностей самооценки и уровня притязаний проводилось на базе ЧДОУ Детский сад №119 ОАО «РЖД» г. Самара. Исследуемую группу составили 40 детей с нарушениями зрения.
Гипотеза: предполагаем, что изменение предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения влечет за собой повышение уровня социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения
Задачи работы:
1. Провести анализ общей и специальной педагогической и психологической литературы по проблеме развития предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
2. Исследовать особенности социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
3. Соотнести особенности изменения предикторов социальной компетентности и уровня притязаний с особенностями поведения, общения дошкольников с нарушениями зрения.
4. Разработать этапы изменения предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения.
Методологическая база исследования: В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, опираясь на определенные предикторы развития, особенно для развития социальной компетенции дошкольников с нарушением зрения.
Методы: теоретически анализ логопедической и психолого
педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, математическая обработка результатов.
Эмпирические методы: эксперимент, опрос, тестирование, методы
статистической обработки полученных результатов.
Методики: Для проверки гипотез и решения поставленных задач выбраны диагностические методики: Самооценка» (Дембо-Рубинштейн); «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (К. Изард); «Интервью» (О. В. Дыбина); «Определение своей социальной роли в игровых ситуациях» (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова).
Практическая значимость использование полученных данных в ходе проведения исследования для разработки педагогической технологии, направленной на формирование социальной компетентности
дошкольников с нарушениями зрения, которые могут использоваться в практике работы ДОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, таблиц, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические исследования психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме пришли к выводу, что течение социализации детей с нарушением зрения через развитие у него надлежащего уровня социальной компетенции - достаточно сложен, совокупный, последовательный, какой проводят по ранее организованному плану, быть научно аргументирован и подкреплен методически. Существенным условием верной социальной и педагогической организации считается введение диагностических методик, как непременного элемента структуры социальной компетентности детей с нарушением зрения. Общие изучения данного направления проводили такие ученые, как Г.М.Андреева, М.А. Галагузова, И.С.Кон, А.В. Мудрик, В.Д.Семенов и другие, которые выявляли остроту вопросов развития социальных компетенций детей с нарушением зрения и координация разрешения данных проблем. Отдельные педагоги и психологи сосредоточивали интерес на необходимость более раннего развития социальных компетенций у детей с нарушением зрения для улучшения их дальнейшего развития. Это К.Н. Вентцель, Ф.Г. Гиббингс,
В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и другие.
Вопросы развития социальных компетенций детей с нарушением зрения в истории педагогики была злободневной, на это указывают проведение исследований педагогов, таких, как В.С. Мухина, которая рассматривала механизмы развития социальных компетенций детей с нарушением зрения самоидентификацию и выделение личности детей.
А.П. Петровский, изучал последовательное изменение фаз
приспособления, интеграции и индивидуализации в процессе развития личности детей с нарушением зрения.
Следовательно, из-за выделенных и охарактеризованных проблем появилась необходимость изучения и разработки практических рекомендаций социальной компетентности дошкольников с нарушениями.
Экспериментальное исследование особенностей развития социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения проводилось на базе ЧДОУ Детский сад № 119 ОАО «РЖД» г. Самара. Исследуемую группу составили 20 детей с нарушениями зрения.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач выбраны диагностические методики: «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн); «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (К. Изард); «Интервью» (О. В. Дыбина); «Определение своей социальной роли в игровых ситуациях» (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова).
Практически у всех детей в данной выборке низкий уровень социальной компетентности. Также можно говорить о необходимости выяснения причин пониженного уровня у испытуемых и, по возможности, его развития.
Мы пришли к выводу, что уровень социальной компетентности у старших дошкольников с нарушением зрения связан в первую очередь с низкой социальной оценкой себя из-за своего основного заболевания.
На формирующем этапе был разработан и предложен перспективный план развития социальной компетентности дошкольников с нарушением зрения, направленной на развитие социальной компетентности испытуемых. Далее мы исследовали группы по тем же самым методикам для выявления эффективности разработанной программы.
Результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования показали нам, что показатели социальной компетентности у всех детей экспериментальной группы вырос, более того, низкий уровень в этой группе не был выявлен. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке оценка своей социальной компетентности повысилась.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а изменение предикторов повысило уровень социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения экспериментальной группы.



1. Акмамбетов, Г.Г. Проблема социализации личности [Текст] / Г.Г. Акмамбетов .—М: Логос, 2012.— 258с.
2. Аникеева, Н.П. Дети с нарушением зрения, проблемы и развитие в ДОУ [Текст] /Н.П. Аникеева. -М.: Логос, 2013.-С. 87-96.
3. Бодалев, А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности [Текст]: хрестоматия по педагогике/А.А. Бодалев ,Сост. Морозова О.П. -Б.: Изд-во БГПУ, 2012.-С.47-58.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. -М.: Логос, 2012.- С. 398-464.
5. Брушлицский, А.В. Социальность субъекта и субъект социальности// Субъект и социальная компетентность личности[Текст]/А.В. Брушлицский, под.ред. Брушлицкого А.В. -М.: Инст-т психологии, 2011.-С. 89-96.
6. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АСТ, 2013.-С. 102-118.
7. Волков, Б.С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. -М: АСТ,
2012. -84с.
8. Волков, В.С. Основные закономерности психологического развития ребенка [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. -М: Академия, 2013.-64с.
9. Воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина.-М.: Логос, 2012.-123с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст]: книга для учителя /Л.С. Выготский. - 3 издание - М.: Инфра-М, 2012.-193с.
11. Выготский, Л.С. Детская психология В 6 т. Т. 4 [Текст] /Л.С.Выготский. -М: ЮНИТИ, 2012.- 237с.
12. Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская .— СПб.: Изд—во ЛГУ, 2012.— 279 с.
13. Гребенщикова, Т.В. Эмоционально—экспрессивное развитие детей дошкольного возраста как психолого—педагогическая проблема [Текст]/ Т.
В. Гребенщикова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации. Материалы региональной научно— практической конференции. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2014. — С. 30— 38.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: ЮНИТИ, 2012.272с.
15. Жигорева, М. В. Дети с нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст] / М. В. Жигарева. — М.: Академия, 2014. — 240с.
16. Житникова, Л. Учим детей общаться [Текст] /Л. Житникова. -М.: Акдемия, 2013.-196с.
17. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] /С.А. Козлова. - М.: Академия,
2012. -С. 108-123.
18. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] /Л.В. Коломийченко// Детский сад от А до Я. -2014. -№5. -С.8-28.
19. Коломинский, Я.Л. Отношения сверстников в детском коллективе [Текст] /Я.Л. Коломинский.—М.: Логос, 2014. — 124с.
20. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] /И.С. Кон. - М.: Академия,
2013. -С. 98-121.
21. Корнилова, И.Г. Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста в креативной игре- драматизации [Текст] /И.Г. Корнилова. -М.: ЭКО, 2014.-193с.
22. Лисина, М.И. Мотивационная сфера дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. -СПб.: Питер, 2013.-136с.
23. Лисина, М.И. Психология самосознания у дошкольников [Текст] /М.И. Лисина, А.И. Силвестру. - Кишинев: Штиинце, 2014.-358с.
24. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А.Люблинская. -М: Академия, 2013.-283с.
25. Миронов, А.И. Критические периоды детства [Текст] / А.И. Миронов. - М: Инфра-М, 2013.-96с.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебнк для студентов вузов/А.В. Мудрик,под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. -С.176- 194.
27. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. -М: Академия, 2013.-239с.
28. Новичкова, И.В. Коррекция социальной активности у дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст] /И.В. Новичкова. - М.: Академия, 2013.215с.
29. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. -М: Тривола, 2013.-360 с.
30. Общение детей в детской саду и семье [Текст] /Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. -М.: АСТ, 2012.-428с.
31. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие /Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 2014.-254 с.
32. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: Владос, 2012. - 345с.
33. Плаксина, Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания [Текст] /Л.И. Плаксиной.- М.: Логос,
2013. -258с.
34. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения [Текст] /Е.Н. Подколзина//Дефектология. - 2011. - №2. - С.84 - 88.
35. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] /Под. ред.
А.Г. Рузской. -М.: АСТ, 2014.-134с.
36. Развитие общения у дошкольников [Текст] /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.-М.: Логос, 2012.-215с.
37. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] /Т.А. Репина. -М.: Логос, 2012.-287с.
38. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. [Текст] / С.Я. Рубинштейн. — М.: Академия, 2013. — 192 с.
39. Рылеева, Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников с нарушением в ДОО [Текст]: пособие для руководителей и методистов / Е.В.Рылеева, Л.С. Барсукова. - М.: Айрис-пресс, 2015. -164с.
40. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко.- Спб.: Питер, 2015.-256с.
41. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. -М: Владос, 2012.-184с.
42. Смирнова, Е.О. Исследование общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова, Т.В. Гуськова // Народное образование.-2012.-№6.-
С.65-74.
43. Смирнова, Е.О. Особенности общения [Текст] /Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2012.-323с.
44. Смирнова, Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников [Текст] /Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. - 2014. -№3.-С. 16-22.
45. Солдатова, В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников [Текст] /В.С. Солдатова.-М.: АСТ, 2014.-137с.
46. Улынкова, У. Формирование общения у дошкольников [Текст] /У. Улынкова //Дошкольное воспитание. - 2013.-№3.-С. 53-55.
47. Фонарев, А.М. Развитие ориентировочных реакций у дошкольников с нарушением зрения [Текст] /А.М. Фонарев. - М.: Инфра-М, 2012. - 87 с.
48. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]:. концептуальные и прикладные основы социальной психологии /Н.И.
Шевандрин. -М.: Владос, 2014.-С. 25-56.
49. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов. —М.: ЭКСМО—Пресс, 2010.—С. 86—94.
50. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] /Н.Г. Яковлева. - СПб.: Валери СПД, 2011.—С. 89—112.
51. Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст] /В.А. Якунин. — СПб.: Нева, 2010. -С. 216—227.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ