Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №44621

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.2 Особенности развития познавательных процессов и социализации
дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 12
1.3 Антиципационная состоятельность дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 24
Выводы по главе 1 34
Глава II. Практическое исследование прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного
36
аппарата
2.1. Организационный этап исследования 36
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 42
Выводы по главе II 49
Заключение 51
Список литературы

Актуальность. В настоящее время в педагогической науке большое внимание исследователей привлекают дети, имеющие те или иные отклонения в психофизическом развитии. Дошкольная дефектология рассматривает методы и приемы коррекции, воспитания и обучения детей с различными вариантами дизонтогенеза. Особую группу детей составляют дошкольники, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно - двигательного аппарата наблюдаются у 5-7 % детей [1]. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Дети данной категории отстают от сверстников не только в физическом развитии, но и в психическом развитии. Скорость развития у них высших психических функций замедленна, и отличается гетерохронностью. Это обусловлено тем, что поражение опорно-двигательного аппарата влечет за собой сенсорную депривацию, что сказывается на овладении детьми знаниями об окружающем мире. В рамках данного исследования для нас представляет интерес изучение когнитивных характеристик прогностической деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Антиципационная состоятельность индивида представляет интерес для изучения с различных сторон. Способность к прогнозированию - это неотъемлемая часть любой высшей психической функции, и оказывает влияние на эмоциональную и познавательную сферу ребенка. Таким образом, с помощью развития прогностических компетенций появляется возможность для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, что особенно актуально для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Е.А. Сергиенко [33], Б.Ф. Ломов [7], В.Д. Менделевич [33] А.И. Ахметзянова [12] рассматривали развитие прогностических способностей в условиях дизонтогенеза. В их исследованиях говорится о том, что при различных патологических состояниях развития психики способность к прогнозированию имеет своеобразные особенности формирования. В частности, В.Д. Менделевич выдвинул концепцию неврозогенеза, в которой делается вывод о том, что чем больше тревожности испытывает личность, тем ниже ее способность к прогнозированию ситуации будущего.
Однако вопросы специфики антиципационной деятельности детей с сохранным интеллектом, но с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата обделены вниманием исследователей.
Проблема развития прогностических способностей на разных этапах онтогенеза, а также в различных видах деятельности, остается недостаточно изученной. Большинство исследований направлено на изучение прогностической компетентности детей школьного возраста. Поэтому изучение прогностической способности у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата дошкольного возраста является наиболее актуальным в настоящее время.
Когнитивные характеристики прогнозирования - это сформированность познавательных механизмов прогнозирования (несформированиость или недостаточность таких познавательных процессов, как память, мышление).
Мы выбрали данное направление по исследованию прогнозирования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.к. считаем, что когнитивные характеристики являются наиболее значимыми по отношению к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы обосновываем это тем, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в большинстве случаев, имеются нарушения центральной нервной системы (например, при детском церебральном параличе), которые влекут за собой нарушения когнитивного характера.
Цель исследования - выявить когнитивные характеристики прогностической деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования - прогностическая способность детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - когнитивные характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата когнитивные характеристики прогностической компетенции имеют особенности: недостаточная устойчивость произвольного внимания,
снижение распределения внимания, невозможность планировать собственные действия, трудности в построение логических цепочек, дети данной категории не способны применить прошлый опыт для выявления сходности ситуаций.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме взаимосвязи развития прогностической функции в зависимости от нарушений опорно-двигательного аппарата;
2. Подобрать методики, направленные на изучение и выявление прогностических способностей и их когнитивных характеристик у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению когнитивных характеристик прогностической компетенции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования.
2. Практические: констатирующий эксперимент с применением методик «Угадайка» Л.И. Переслени, В.Л. Подобеда, методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная на кафедре дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ, наблюдение, беседа, методы количественной и качественной обработки информации, статистический анализ (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость: материалы данного исследования могут применяться при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальных образовательных учреждениях.
Структура работы: введение, две главы, выводы по двум главам, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению когнитивных характеристик прогностической компетентности детей дошкольного возраста с нарушением опроно-двигательного аппарата.
Проанализировав современное состояние исследования проблем прогностической способности детей дошкольного возраста, мы выяснили, что данной проблемой занимались отечественные и зарубежные исследователи. Данная проблема актуально на сегодняшний день, и интенсивно изучается и в нормогенезе и во взаимодействии с различными нарушениями в организме: психических нарушениях, интеллектуальных нарушениях и в функциональных нарушениях.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют 40% детей с нарушениями в развитии. В этой же группе самое большее количество детей с детским церебральным параличом. Данная группа составляет 80% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данные дети медлительны, у них снижена познавательная активность, они не самостоятельны.
Изучение когнитивных характеристик прогностической компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной проблемой дефектологии, так как большинство исследований ориентированы на детей школьного возраста.
Когнитивные характеристики прогнозирования - это сформированность познавательных механизмов прогнозирования (несформированиость или недостаточность таких познавательных процессов, как память, мышление).
Мы выбрали данное направление по исследованию прогнозирования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.к. считаем, что когнитивные характеристики являются наиболее значимыми по отношению к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы обосновываем это тем, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в большинстве случаев, имеются нарушения центральной нервной системы (например, при детском церебральном параличе), которые влекут за собой нарушения когнитивного характера.
В ходе теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, мы установили, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывали трудности прогнозирования из-за недостаточной устойчивости произвольного внимания и снижения распределения внимания, трудности в построении логических цепочек, дети данной категории не опираются на прошлый опыт в решении определенных задач.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» г. Казани в период с 30 марта по 26 апреля 2017 года. В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет. Из них 10 детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата различного характера; 10 детей не имеют отклонений в психофизическом развитии.
В работе использовались совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический, методологический анализ
психологический, педагогической литературы; теоретический анализ эмпирических данных; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Нами были использованы две методики: «Угадайка» (Л.И Переслени, В.Д. Подобед) и методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» (кафедра дефектологии и клинической психологии КФУ).
Мы выявили, что в экспериментальной группе самым распространенным оказался IV8. тип прогнозирования (4 детей из 10). Это связано с тем, что все дети, демонстрирующие данный тип, имеют сниженный уровень развития психики, и задержанный темп развития носят все психические функции.
В ходе проведения экспериментального исследования было выявлено, что в контрольной группе дети способны к формированию адекватного прогноза (I тип прогнозирования). Их количество составило 6 детей из 10, что составляет 60% от общего числа детей. Этим детям свойственен психологический инфантилизм, однако у них хорошо развиты операции мышления, уровень его развития соответствует возрасту, поэтому трудностей в совершении прогноза они не испытывают, и скорость их прогнозирования может быть оценена как высокая.
Для проверки достоверности отсутствия или наличия различий между значениями по каждому компоненту прогностической компетентности, мы использовали t - критерий Стьюдента.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что способность к прогнозированию у детей с нормотипичным развитием, и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не обусловлены ведущим дефектом, а зависит о своеобразия развития психических процессов. В нашем случае, это обуславливается спецификой внимания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - недостаточная устойчивость произвольного внимания, снижение распределения внимания.
Таким образом, наша гипотеза подтверждена, она заключалась в том, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата когнитивные характеристики прогностической компетенции имеют особенности: недостаточная устойчивость произвольного внимания, снижение распределения внимания, невозможность планировать собственные действия, трудности в построение логических цепочек, дети данной категории не способны применить прошлый опыт для выявления сходности ситуаций.




1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
2. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преоборазование ситуаций и психологическая защита [Текст] /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3 - 18.
3. Астапов В.М. Исследование особенностей прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / В.М. Астапов // Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М.: Международ, пед. Академия, 1994.- С.152-163.
4. Ахметзянова А. И., Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 3. - С. 489-504.
5. Бадалян Л.О. Невропатология[Текст] / Л.О. Бадалян. - М.:
Просвещение, 1987. -316 с.
6. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1988.-Т. 9. - №3. - С.121-131.
7. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- № 6.- С. 90 99.
8. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
9. Блейхер В.М. Методы патопсихологического исследования [Текст] / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков // Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - С. 112 - 223.
10. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико
психологический анализ) [Текст] /А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979. - 230 с.
11. Брушлинский А.В. Проблема развития и психология мышления [Текст] / А.В. Брушлинский // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - C. 38- 63.
12. Венгер JI.A. О критериях готовности к школьному обучению [Текст] / Л.А. Венгер, Е.О. Филиппов // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М.: Знание, 1980. - С. 129- 138.
13. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977.- 391 с.
14. Выготский Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - С. 512-755.
15. Выготский Л.С. Специальные вопросы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
16. Гульдан В.В. Тактики поведения больных шизофренией и психопатических личностей в вероятностной среде [Текст] / В.В. Гульдан // Журнал невропатологии психиатрии. - 1978. - № 12. - С. 1845 - 1848.
17. Гусейнова А.А. психолого - педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] / А.А. Гусейнова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2004. -№1.- С.51-55.
18. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушения ми опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Сфера, 2001. - 389с.
19. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов.- М.: Педагогика, 1991. - 295 с.
20. Ломов Б.Ф. Память и антиципация [Текст] / Б.Ф. Ломов // Исследования памяти / Отв. Ред. Н.Н. Корж; АН СССР, Инт психологии. - М.: Наука, 1990. - C. 45-53.
21. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как
одна из детерминант непреднамеренного запоминания [Текст] / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2. - С. 127-131.
22. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
23. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 248 с.
24. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова// Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
25. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1991.- 360 с.
26. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996.- Т. 17. - № 4. - С. 107 - 115.
27. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология [Текст]: практическое руководство / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. -
592 с.
28. Менделевич В.Д. О некоторых психологических
механизмах неврозогенеза [Текст] /В.Д. Менделевич


//Психологический журнал. - 1990. -№ 6. -С. 113- 117.
29. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: Медицина, 1997.- 496 с.
30. Менделевич В.Д. Невротические мнестические феномены в
структуре антиципационных механизмов неврозогенеза / В.Д.
Менделевич, В.Т. Плещинская //Российский психиатрический журнал. - 2000. - № 1. - С. 18-21.
31. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс - информ, 2002. - 608 с.
32. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование [Текст] / Л.И. Переслени. - М.: Педагогика, 1984.- 160 с.
33. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - 1976.- № 2.-С.113-123.
34. Переслени Л.И. Появление преднастройки в динамике вызванной активности и времени реакции у детей [Текст] / Л.И. Переслени, М.Б. Михалевская // Журнал высшей нервной деятельности. - 1982. - Т. 32. - Вып.2.- С. 209 - 217.
35. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6.- С. 11 -
17.
36. Переслени Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза [Текст] / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Психологический журнал. - 1991.- № 5. - С. 51 -59.
37. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития [Текст] / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова //Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 3 - 10.
38. Прогноз в речевой деятельности [Текст] / Отв. Ред. P.M. Фрумкина. - М.: Наука, 1974.-239 с.
39. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст] / Е.А. Сергиенко. - М.: Наука, 1992.- 138 с.
40. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст]: дис... док -ра психол. наук в форме научного доклада: 19. 00. 01 / Е.А. Сергиенко.- М., 1997.- 138 с.
41. Фейгенберг И.М. Видеть, предвидеть, действовать [Текст] / И.М. Фейгенберг. - М.: Знание, 1986.- 160 с.
42. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М.: Министерство Здравоохранения СССР, 1973. - С. 5 - 19.
43. Фейгенберг И.М. Память и вероятностное прогнозирование [Текст] / И.М. Фейгенберг// Вопросы психологии.- 1973.- № 1.- С. 37-47.
44. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям [Текст] / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. - М.: Изд - во Моск. гос. ун -та, 1978.- 112 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ