Особенности словесной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.1 Память как психический процесс 6
1.2 Развитие словесной памяти у детей младшего школьного возраста с развитием в норме 10
1.3 Особенности развития словесной памяти у детей школьного возраста с ОДА 14
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития словесной памяти у младших школьников с ОДА 19
2.1 Процедура экспериментального исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 24
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения 40
Актуальность исследования. Многочисленные наблюдения и исследования памяти в младшем школьном возрасте убедительно показывают, что ребенок, не овладевший учебной деятельностью, оказывается не способным запоминать нужную информацию в полном объеме. В процессе учебной деятельности у младших школьников происходит формирование всех психических процессов. Именно в этот период у детей преобладают непроизвольные словесные мнемические процессы, появляется универсальный способ заучивания.
Характерной особенностью словесной младших школьников памяти является запоминание учебного материала в той форме, в которой он воспринимается. При изучении словесного материала младшим школьникам запоминаются слова, как они их произносят или слышат. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания, хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Особое значение имеет развитие словесной памяти, особенно у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА), так как она создает, сохраняет и обогащает знания, умения и навыки, без чего не мыслима не только успешная учебная деятельность младших школьников с ОДА, но и их социализация.
Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, а ОДА может значительно затруднять целенаправленное усвоение детьми знаний и определять уровень развития памяти, основанный на понимании, специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения, т.е. затруднять процесс формирования словесной памяти.
Актуальность исследования проблемы развития словесной памяти у младших школьников с ОДА обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития словесной памяти у младших школьников с ОДА позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции.
Степень изученности. Механизм развития памяти у младших школьников представлен исследованиями Л.С. Выготского, У. Джеймса, Л.Ф. Жировиной, С.А. Изюмовой, Т.П. Зинченко, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, и др. Л.С. Выготский, У. Джеймс, Т.П. Зинченко и др. раскрыли особенности памяти как психического процесса. В.В. Буянова, С.А. Изюмова, М.В. Калашникова, Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др. определили сущность и особенности развития словесной памяти применительно к детям младшего школьного возраста. В.М. Башнина, С.С. Морозова, Н.В. Симашкова и др. проанализировали особенности развития произвольной памяти у детей школьного возраста с ОДА. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, посвященным исследованию особенностей развития памяти у детей школьного возраста с ОДА, проблема развития такого вида памяти, как словесная в младшем школьном возрасте при ОДА не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить специфику развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Задачи:
1. Раскрыть память как психический процесс.
2. Определить возрастные особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности развития словесной памяти у младших школьников с ОДА.
4. Подобрать диагностические методики для обследования словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению особенностей развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Объект исследования – словесная память.
Предмет исследования – особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Гипотеза: у детей младшего школьного возраста с ОДА диагностируется ограниченный объем запоминаемой словесной информации.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к памяти как психическому процессу – Л.С. Выготского, У. Джеймса, Т.П. Зинченко и др.;
- подходы к развитию словесной памяти в младшем школьном возрасте с развитием в норме – В.В. Буянова, С.А. Изюмова, М.В.младших школьников с ОДА – И.М. Ордова, Г.А. Цукерман и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов.
1. Исходя из понятия памяти как ряда последующих психических процедур запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, можно отметить, что память является важным психическим процессом, состоящего из ряда взаимосвязанных внутренних операций. При этом учитывается состав мнемических действий и процедур, зависимость продуктивности памяти от того, какой уровень занимают задачи и способы запоминания или воспроизведения, сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности.
2. Память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события. Словесная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме.
3. У детей младшего школьного возраста с ОДА наблюдаются недостатки как произвольного, так и непроизвольного запоминания. Сниженная познавательная активность детей младшего школьного возраста с ОДА является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что дети с ОДА хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Наибольшее число ошибок, связанных с особенностями работы словесной памяти школьников с ОДА, приходится на репродукции, полученные после молчаливого чтения материала. Этот способ чтения малодоступен младшим школьникам с ОДА.
Экспериментальное исследование позволило заключить, что словесная память младших школьников с ОДА характеризуется тем, что младшие школьники в процессе запоминания не подключают такие процессы познавательной деятельности, как мышление и восприятие. В процессе применения диагностической методики младшие школьники с ОДА не воспроизводят предложенные слова, не объясняют их значения, не опираются на имеющийся опыт и знания. Словесная память младших школьников с ОДА носит кратковременный характер. Было отмечено, что в школьном возрасте у детей с ОДА словесная память превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых младший школьник с ОДА активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания. Запомнить картинки школьнику с ОДА легче, чем в словесную информацию.
Уделяя внимание развитию словесной памяти у младших школьников с ОДА, мы тем самым учитель помогает ребенку лучше воспринимать учебный материал, вникать в него, а также правильно использовать различные мнемические приемы в своей деятельности. Установление ассоциативных связей с уже известной информацией, выстраивание образов при запоминании материала и др. помогает младшему школьнику с ОДА добиваться более высоких результатов в любой сфер.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бадаева, В.И. Обследование познавательного развития детей школьного возраста с ОДА / В.И. Бадаева // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 58-61.
2. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с ОДА и связанными расстройствами / М.Л. Барбера; пер. Д. Сергеев. – М.: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с.
3. Барсукова, И.Т. Память как психический процесс / И.Т. Барсукова // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 85-88.
4. Башина, В.М. Подходы к проблеме обучения детей с ОДА / В.М. Башнина, Н.В. Симашкова // Дефектология. – 2016. – №№. – С. 87-88.
5. Боброва, Т.Г. Дети с ОДА / Т.Г. Боброва. – СПб.: Питер, 2016. – 502 с.
6. Варчак, Р.М. Младшие школьники с ОДА / Р.М. Варчак.– М.: АСТ, 2015. – 225 с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2013. – 659 с.
8. Джеймс У. Память / У. Джеймс. – СПб.: Питер. 2014. – 269 с.
9. Дьякова, М.И. Онтогенез памяти / М.И. Дьякова. – М.: АСТ, 2014. – 145 с.
10. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей / Л.Ф. Жировина // Ребенок в детском саду. – 2014. – №6. – С. 29-38.
11. Жулина, Е. Изучение и коррекция психического развития детей с ОДА / Е. Жулина. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 328 c.
12. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
13. Изюмова, С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе / С.А. Изюмова // психологические исследования. – 2016. – №4. – С. 71-75.
14. Истомина, З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 455 с.
15. Калашникова, М.В. Изменение памяти у учащихся от первого к четвертому классу / М.В. Калашникова, В.В. Буянова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 114-116.
16. Кравцова, Е.Е. Психологи и педагогика обучения дошкольников / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
17. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 345 с.
18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 487 с.
19. Лурия, А.Р. Нейропсихология детского возраста / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2015. – 478 с.
20. Микиртумов, Б.Е. Аутизм. История вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 144 c.
21. Морозова, С.С. ОДА. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова. – М.: Владос, 2010. – 176 c.
22. Морозова, А.Г. Специальная психология / А.Г. Морозова. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
24. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
25. Обухова, Л.Ф. Детская психология:. 2-е изд., стереотип. / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016. – 360 с.
26. Ордов, И.М. Основы специальной психологии: учебное пособие. – 2-е изд. / И.М. Ордов. – М.: Академия, 2015. – С. 152 – 157.
27. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. – М.: ГаОДАрики, 2015. – 232 с.
28. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 424 с.
30. Славина, Л.С. Практикум по специальной психологии / Л.С. Славина. – СПб.: Речь, 2016. – 241 с.
31. Специальная психология: учебное пособие / под. ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014. – С. 139 – 143
32. Терентьева, Ю.В. Механизмы произвольного запоминания / Ю.В. Терентьева // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 56-62.
33. Тигранова, Л.И. Развитие словесной памяти у детей с ОДА / Л.И. Тигранова. – М.: АСТ, 2011. – 64 с.
34. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
35. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников с ОДА / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С. 52-55.