Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности словесной памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №44613

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6
1.1 Память как психический процесс 6
1.2 Развитие словесной памяти у детей младшего школьного возраста с развитием в норме 10
1.3 Особенности развития словесной памяти у детей школьного возраста с ОДА 14
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития словесной памяти у младших школьников с ОДА 19
2.1 Процедура экспериментального исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 24
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения 40

Актуальность исследования. Многочисленные наблюдения и исследования памяти в младшем школьном возрасте убедительно показывают, что ребенок, не овладевший учебной деятельностью, оказывается не способным запоминать нужную информацию в полном объеме. В процессе учебной деятельности у младших школьников происходит формирование всех психических процессов. Именно в этот период у детей преобладают непроизвольные словесные мнемические процессы, появляется универсальный способ заучивания.
Характерной особенностью словесной младших школьников памяти является запоминание учебного материала в той форме, в которой он воспринимается. При изучении словесного материала младшим школьникам запоминаются слова, как они их произносят или слышат. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания, хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Особое значение имеет развитие словесной памяти, особенно у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА), так как она создает, сохраняет и обогащает знания, умения и навыки, без чего не мыслима не только успешная учебная деятельность младших школьников с ОДА, но и их социализация.
Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, а ОДА может значительно затруднять целенаправленное усвоение детьми знаний и определять уровень развития памяти, основанный на понимании, специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения, т.е. затруднять процесс формирования словесной памяти.
Актуальность исследования проблемы развития словесной памяти у младших школьников с ОДА обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития словесной памяти у младших школьников с ОДА позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции.
Степень изученности. Механизм развития памяти у младших школьников представлен исследованиями Л.С. Выготского, У. Джеймса, Л.Ф. Жировиной, С.А. Изюмовой, Т.П. Зинченко, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, и др. Л.С. Выготский, У. Джеймс, Т.П. Зинченко и др. раскрыли особенности памяти как психического процесса. В.В. Буянова, С.А. Изюмова, М.В. Калашникова, Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др. определили сущность и особенности развития словесной памяти применительно к детям младшего школьного возраста. В.М. Башнина, С.С. Морозова, Н.В. Симашкова и др. проанализировали особенности развития произвольной памяти у детей школьного возраста с ОДА. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, посвященным исследованию особенностей развития памяти у детей школьного возраста с ОДА, проблема развития такого вида памяти, как словесная в младшем школьном возрасте при ОДА не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить специфику развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Задачи:
1. Раскрыть память как психический процесс.
2. Определить возрастные особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности развития словесной памяти у младших школьников с ОДА.
4. Подобрать диагностические методики для обследования словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению особенностей развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Объект исследования – словесная память.
Предмет исследования – особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Гипотеза: у детей младшего школьного возраста с ОДА диагностируется ограниченный объем запоминаемой словесной информации.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к памяти как психическому процессу – Л.С. Выготского, У. Джеймса, Т.П. Зинченко и др.;
- подходы к развитию словесной памяти в младшем школьном возрасте с развитием в норме – В.В. Буянова, С.А. Изюмова, М.В.младших школьников с ОДА – И.М. Ордова, Г.А. Цукерман и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов.
1. Исходя из понятия памяти как ряда последующих психических процедур запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, можно отметить, что память является важным психическим процессом, состоящего из ряда взаимосвязанных внутренних операций. При этом учитывается состав мнемических действий и процедур, зависимость продуктивности памяти от того, какой уровень занимают задачи и способы запоминания или воспроизведения, сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности.
2. Память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события. Словесная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме.
3. У детей младшего школьного возраста с ОДА наблюдаются недостатки как произвольного, так и непроизвольного запоминания. Сниженная познавательная активность детей младшего школьного возраста с ОДА является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что дети с ОДА хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Наибольшее число ошибок, связанных с особенностями работы словесной памяти школьников с ОДА, приходится на репродукции, полученные после молчаливого чтения материала. Этот способ чтения малодоступен младшим школьникам с ОДА.
Экспериментальное исследование позволило заключить, что словесная память младших школьников с ОДА характеризуется тем, что младшие школьники в процессе запоминания не подключают такие процессы познавательной деятельности, как мышление и восприятие. В процессе применения диагностической методики младшие школьники с ОДА не воспроизводят предложенные слова, не объясняют их значения, не опираются на имеющийся опыт и знания. Словесная память младших школьников с ОДА носит кратковременный характер. Было отмечено, что в школьном возрасте у детей с ОДА словесная память превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых младший школьник с ОДА активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания. Запомнить картинки школьнику с ОДА легче, чем в словесную информацию.
Уделяя внимание развитию словесной памяти у младших школьников с ОДА, мы тем самым учитель помогает ребенку лучше воспринимать учебный материал, вникать в него, а также правильно использовать различные мнемические приемы в своей деятельности. Установление ассоциативных связей с уже известной информацией, выстраивание образов при запоминании материала и др. помогает младшему школьнику с ОДА добиваться более высоких результатов в любой сфер.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бадаева, В.И. Обследование познавательного развития детей школьного возраста с ОДА / В.И. Бадаева // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 58-61.
2. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с ОДА и связанными расстройствами / М.Л. Барбера; пер. Д. Сергеев. – М.: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с.
3. Барсукова, И.Т. Память как психический процесс / И.Т. Барсукова // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 85-88.
4. Башина, В.М. Подходы к проблеме обучения детей с ОДА / В.М. Башнина, Н.В. Симашкова // Дефектология. – 2016. – №№. – С. 87-88.
5. Боброва, Т.Г. Дети с ОДА / Т.Г. Боброва. – СПб.: Питер, 2016. – 502 с.
6. Варчак, Р.М. Младшие школьники с ОДА / Р.М. Варчак.– М.: АСТ, 2015. – 225 с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2013. – 659 с.
8. Джеймс У. Память / У. Джеймс. – СПб.: Питер. 2014. – 269 с.
9. Дьякова, М.И. Онтогенез памяти / М.И. Дьякова. – М.: АСТ, 2014. – 145 с.
10. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей / Л.Ф. Жировина // Ребенок в детском саду. – 2014. – №6. – С. 29-38.
11. Жулина, Е. Изучение и коррекция психического развития детей с ОДА / Е. Жулина. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 328 c.
12. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
13. Изюмова, С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе / С.А. Изюмова // психологические исследования. – 2016. – №4. – С. 71-75.
14. Истомина, З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 455 с.
15. Калашникова, М.В. Изменение памяти у учащихся от первого к четвертому классу / М.В. Калашникова, В.В. Буянова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 114-116.
16. Кравцова, Е.Е. Психологи и педагогика обучения дошкольников / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
17. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 345 с.
18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 487 с.
19. Лурия, А.Р. Нейропсихология детского возраста / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2015. – 478 с.
20. Микиртумов, Б.Е. Аутизм. История вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 144 c.
21. Морозова, С.С. ОДА. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова. – М.: Владос, 2010. – 176 c.
22. Морозова, А.Г. Специальная психология / А.Г. Морозова. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
24. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
25. Обухова, Л.Ф. Детская психология:. 2-е изд., стереотип. / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016. – 360 с.
26. Ордов, И.М. Основы специальной психологии: учебное пособие. – 2-е изд. / И.М. Ордов. – М.: Академия, 2015. – С. 152 – 157.
27. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. – М.: ГаОДАрики, 2015. – 232 с.
28. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 424 с.
30. Славина, Л.С. Практикум по специальной психологии / Л.С. Славина. – СПб.: Речь, 2016. – 241 с.
31. Специальная психология: учебное пособие / под. ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014. – С. 139 – 143
32. Терентьева, Ю.В. Механизмы произвольного запоминания / Ю.В. Терентьева // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 56-62.
33. Тигранова, Л.И. Развитие словесной памяти у детей с ОДА / Л.И. Тигранова. – М.: АСТ, 2011. – 64 с.
34. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
35. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников с ОДА / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С. 52-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ