Управление процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Понятие и критерии процесса выявления и поддержки одаренных и
талантливых обучающихся в образовательной организации 9
1.2 Принципы и методы процесса выявления и поддержки одаренных и
талантливых обучающихся в образовательной организации 22
1.3 Особенности выявления и поддержки одаренных и талантливых
обучающихся за рубежом 34
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ
ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 42
2.1 Краткая характеристика муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 42
2.2 Анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 46
2.3 Оценка процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 50
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ И
ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 64
3.1 Проблемы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых
обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 64
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса выявления и поддержки
одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 66
3.3 Эффективность от реализации проекта «Выявление, поддержка и сопровождение одаренных обучающихся в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны» 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Понятие и критерии процесса выявления и поддержки одаренных и
талантливых обучающихся в образовательной организации 9
1.2 Принципы и методы процесса выявления и поддержки одаренных и
талантливых обучающихся в образовательной организации 22
1.3 Особенности выявления и поддержки одаренных и талантливых
обучающихся за рубежом 34
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ
ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 42
2.1 Краткая характеристика муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 42
2.2 Анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 46
2.3 Оценка процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 50
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ И
ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 64
3.1 Проблемы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых
обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 64
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса выявления и поддержки
одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны 66
3.3 Эффективность от реализации проекта «Выявление, поддержка и сопровождение одаренных обучающихся в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны» 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
На данный момент одним из главных направлений работы образовательных организаций России является работа с одаренными и талантливыми учащимися. Перед образованием стоит задача: создать условия, которые обеспечат выявление, развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Социальный заказ общества к образованию на творчески одарённую личность обусловил повышение требований к его качеству. Эти требования находят отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Распоряжении Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [73], «Рабочей концепции одаренности» под ред. Д.Б. Богоявленской [54].
Так в федеральном законе от 29.01.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: оказывается содействие лицам, которые проявили
выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно¬техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте» [74].
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» декларируется: в российской системе образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо не только создать специальную систему поддержки одарённых учащихся, но и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят [73].
Содержание этих документов стало основанием для проведения проблемно-ориентированного анализа, для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными и талантливыми детьми в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение учебной программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность обучающихся, а результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Учебные программы, учебники, используемые в образовательном процессе - в основном нацелены на обучение «среднего» ученика. Олимпиады и конкурсы, проводимые среди школьников, не всегда обеспечены хорошо проработанными заданиями и организационными условиями. Школьники и студенты, получившие значительные результаты в процессе образования в школе и ВУЗе, порой не находят себя во взрослой жизни. Этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Проблема состоит в том, что в условиях модернизации системы национального образования школа призвана реализовывать программы по выявлению и поддержке одаренных детей, принятых на федеральном уровне, однако не во всех образовательных организациях созданы благоприятные условия: организационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, мотивационные, нормативные, финансовые - предназначенные для интеллектуального, физического, нравственного развития одаренных детей, стимулирования их творческой деятельности.
Объект исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
Предмет исследования: процесс выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
Гипотеза исследования: если учебно-воспитательный процесс в образовательной организации с учетом выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся отсутствует или функционирует не эффективно, тогда появляется необходимость в разработке плана мероприятий по внедрению или усовершенствованию такого процесса, который в дальнейшем может повлиять на достижение высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии детей.
Цель исследования: определить наличие в школе процесса выявления одаренных и талантливых обучающихся, а также разработать рекомендации по внедрению в случае отсутствия или оптимизации в случае неэффективного управления таким процессом в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и критерии, рассмотреть принципы и методы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации;
2. Провести анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны;
3. Дать рекомендации по совершенствованию управления процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны;
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Уточнены и конкретизированы понятия: одаренность, выявление и поддержка одаренных обучающихся, принципы и методы выявления одаренности;
2. На основе анализа процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны, был создан проект по выявлению и процессу поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть полезны руководителям общеобразовательных учреждений, а также учителям-предметникам, классным руководителям и родителям.
Эмпирическая база для написания выпускной квалификационной работы была собрана в процессе прохождения преддипломной практики в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогических и научно-методических источников по вопросам одаренности, анализ опыта работы, наблюдение, беседа, сравнительно¬сопоставительный анализ, статистические методы обработки данных, обобщение и систематизация информации.
Источниками информации послужили работы классиков педагогической, социально-философской, социологической мысли, труды отечественных и зарубежных ученых (Э.А. Аксёнова, Ю.З. Гильбух, Г.Е. Горленко, В.Л. Блинова, А.Н. Джуринский, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Ф. Монкс, А.В. Кулемзина, И.М. Можиловская, Н.А. Савенков, И.М. Ревет, Н. Роджерс, К.А. Хеллер, С.Л. Рубинштейн, К.А. Шадрикова, К.А. Хеллер, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В. Штерн, А.В. Петровский, А. Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс, Дж. Рензулли и др.)
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в следующих сборниках: Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы // Материалы II Всероссийской научно¬практической конференции, 241 с. Актуальные вопросы развития современного общества, экономики и профессионального образования // Материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции, 249 с.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение содержит актуальность данного исследования, а также его цель, задачи, методы исследования, практическую значимость исследования.
В первой главе изложены теоретические основы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации, где раскрыты: понятие и критерии одаренности, принципы и методы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации. Также описываются особенности выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся за рубежом.
Во второй главе дается краткая характеристика МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны. Проводится анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны.
В третьей главе определены проблемы процесса выявления и поддержки одаренных обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны. Представлены рекомендации и проект по совершенствованию управления процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы изучения вопросов, сформулированных в цели и задачах выпускной квалификационной работы.
Так в федеральном законе от 29.01.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: оказывается содействие лицам, которые проявили
выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно¬техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте» [74].
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» декларируется: в российской системе образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо не только создать специальную систему поддержки одарённых учащихся, но и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят [73].
Содержание этих документов стало основанием для проведения проблемно-ориентированного анализа, для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными и талантливыми детьми в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение учебной программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность обучающихся, а результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Учебные программы, учебники, используемые в образовательном процессе - в основном нацелены на обучение «среднего» ученика. Олимпиады и конкурсы, проводимые среди школьников, не всегда обеспечены хорошо проработанными заданиями и организационными условиями. Школьники и студенты, получившие значительные результаты в процессе образования в школе и ВУЗе, порой не находят себя во взрослой жизни. Этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Проблема состоит в том, что в условиях модернизации системы национального образования школа призвана реализовывать программы по выявлению и поддержке одаренных детей, принятых на федеральном уровне, однако не во всех образовательных организациях созданы благоприятные условия: организационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, мотивационные, нормативные, финансовые - предназначенные для интеллектуального, физического, нравственного развития одаренных детей, стимулирования их творческой деятельности.
Объект исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
Предмет исследования: процесс выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
Гипотеза исследования: если учебно-воспитательный процесс в образовательной организации с учетом выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся отсутствует или функционирует не эффективно, тогда появляется необходимость в разработке плана мероприятий по внедрению или усовершенствованию такого процесса, который в дальнейшем может повлиять на достижение высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии детей.
Цель исследования: определить наличие в школе процесса выявления одаренных и талантливых обучающихся, а также разработать рекомендации по внедрению в случае отсутствия или оптимизации в случае неэффективного управления таким процессом в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и критерии, рассмотреть принципы и методы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации;
2. Провести анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны;
3. Дать рекомендации по совершенствованию управления процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны;
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Уточнены и конкретизированы понятия: одаренность, выявление и поддержка одаренных обучающихся, принципы и методы выявления одаренности;
2. На основе анализа процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны, был создан проект по выявлению и процессу поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть полезны руководителям общеобразовательных учреждений, а также учителям-предметникам, классным руководителям и родителям.
Эмпирическая база для написания выпускной квалификационной работы была собрана в процессе прохождения преддипломной практики в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогических и научно-методических источников по вопросам одаренности, анализ опыта работы, наблюдение, беседа, сравнительно¬сопоставительный анализ, статистические методы обработки данных, обобщение и систематизация информации.
Источниками информации послужили работы классиков педагогической, социально-философской, социологической мысли, труды отечественных и зарубежных ученых (Э.А. Аксёнова, Ю.З. Гильбух, Г.Е. Горленко, В.Л. Блинова, А.Н. Джуринский, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Ф. Монкс, А.В. Кулемзина, И.М. Можиловская, Н.А. Савенков, И.М. Ревет, Н. Роджерс, К.А. Хеллер, С.Л. Рубинштейн, К.А. Шадрикова, К.А. Хеллер, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В. Штерн, А.В. Петровский, А. Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс, Дж. Рензулли и др.)
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в следующих сборниках: Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы // Материалы II Всероссийской научно¬практической конференции, 241 с. Актуальные вопросы развития современного общества, экономики и профессионального образования // Материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции, 249 с.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение содержит актуальность данного исследования, а также его цель, задачи, методы исследования, практическую значимость исследования.
В первой главе изложены теоретические основы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации, где раскрыты: понятие и критерии одаренности, принципы и методы процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации. Также описываются особенности выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся за рубежом.
Во второй главе дается краткая характеристика МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны. Проводится анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны.
В третьей главе определены проблемы процесса выявления и поддержки одаренных обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны. Представлены рекомендации и проект по совершенствованию управления процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы изучения вопросов, сформулированных в цели и задачах выпускной квалификационной работы.
Для выявления одаренных детей необходимо использовать специальные методы, причем не разово, а систематически в процессе работы учащегося по специально разработанной программе. Деятельность руководителей образовательной организации перерастает во внедрение модели управления процессом выявления и поддержки одаренных детей, основополагающей идеей которой, является активное использование всех видов ресурсов: мотивационного, кадрового, нормативно-правового, научно¬методического, информационного, материально-технического, финансово¬экономического .
В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Используя психолого-педагогическую литературу, были раскрыты понятие и критерии, принципы и методы выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации. Таким образом, одаренность означает способность к той или иной деятельности, способность к быстрому овладению умением выполнять эту деятельность и вносить в неё элементы творчества. При выявлении одаренности может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: специализированные тесты, методы наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п. Методами поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательном учреждении может быть: общение с одаренным ребенком,
построенное на доверии между преподавателем и учащимся, сопровождаемое неотъемлемым, но ненавязчивым вниманием; предоставление книг и учебных материалов для интеллектуального, творческого развития ребенка; внимательное отношение к индивидуальным потребностям ребенка; обратная связь с родителями. Методами поддержки также могут быть различные региональные, всероссийские, международные центры, способствующие развитию таланта. Принципами выявления одаренных детей в образовательной организации являются: комплексный характер оценивания различных сторон поведения и деятельности ребенка; продолжительность идентификации.
2. Сформулированы особенности выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся за рубежом. Таким образом, особенностями поддержки одаренных и талантливых обучающихся за рубежом являются: электронное обучение и дистанционные технологии; преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации, т.е. распределение учащихся по потокам по уровням их способностей на основе результатов тестов, собеседований, разделение обучающихся на конкретной стадии обучения по их склонностям к тому или иному циклу учебных дисциплин.
3. Проведён анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны. После проведенного SWOT-анализа и опроса учителей стало понятно, что школа не в полной мере использует свои возможности и нуждается в программе, позволяющей систематически работать над выявлением одаренных обучающихся. Был разработан комплекс тестов, которые направлены на выявление одаренности у обучающихся. Нами были использованы следующие методы выявления одаренности: тест креативности Вильямса; «Прогрессивные матрицы» Равена; опросник креативности Д. Джонсона. После проведенных методик можно сделать вывод, что 1/5 часть 10А класса имеет творческие способности, незаурядный интеллект и высокий уровень креативности. Также в процессе прохождения преддипломной практики были найдены проблемы, связанные с выявлением одаренности в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны, такие как: отсутствие программы по работе с одаренными обучающимися; недостаточная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми; нехватка времени у педагогов и руководителей школы для выявления и поддержки одаренных обучающихся; отсутствие мотивации у учителей в поддержке одаренных и талантливых детей; отсутствие комплексной диагностики, позволяющей определить одаренность; отсутствие поддержки одаренных обучающихся.
4. Нами были составлены рекомендации по усовершенствованию и оптимизации процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны. Также для решения проблемы процесса выявления и поддержки одаренных детей в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны был создан проект, который поможет выявить и организовать поддержку одаренных обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
Таким образом, гипотеза исследования (если учебно-воспитательный процесс в образовательной организации с учетом выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся отсутствует или функционирует не эффективно, тогда появляется необходимость в разработке плана мероприятий по внедрению или усовершенствованию такого процесса, который в дальнейшем может повлиять на достижение высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии детей) подтвердилась. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи, поставленные во введении, решены.
В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Используя психолого-педагогическую литературу, были раскрыты понятие и критерии, принципы и методы выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательной организации. Таким образом, одаренность означает способность к той или иной деятельности, способность к быстрому овладению умением выполнять эту деятельность и вносить в неё элементы творчества. При выявлении одаренности может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: специализированные тесты, методы наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п. Методами поддержки одаренных и талантливых обучающихся в образовательном учреждении может быть: общение с одаренным ребенком,
построенное на доверии между преподавателем и учащимся, сопровождаемое неотъемлемым, но ненавязчивым вниманием; предоставление книг и учебных материалов для интеллектуального, творческого развития ребенка; внимательное отношение к индивидуальным потребностям ребенка; обратная связь с родителями. Методами поддержки также могут быть различные региональные, всероссийские, международные центры, способствующие развитию таланта. Принципами выявления одаренных детей в образовательной организации являются: комплексный характер оценивания различных сторон поведения и деятельности ребенка; продолжительность идентификации.
2. Сформулированы особенности выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся за рубежом. Таким образом, особенностями поддержки одаренных и талантливых обучающихся за рубежом являются: электронное обучение и дистанционные технологии; преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации, т.е. распределение учащихся по потокам по уровням их способностей на основе результатов тестов, собеседований, разделение обучающихся на конкретной стадии обучения по их склонностям к тому или иному циклу учебных дисциплин.
3. Проведён анализ процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны. После проведенного SWOT-анализа и опроса учителей стало понятно, что школа не в полной мере использует свои возможности и нуждается в программе, позволяющей систематически работать над выявлением одаренных обучающихся. Был разработан комплекс тестов, которые направлены на выявление одаренности у обучающихся. Нами были использованы следующие методы выявления одаренности: тест креативности Вильямса; «Прогрессивные матрицы» Равена; опросник креативности Д. Джонсона. После проведенных методик можно сделать вывод, что 1/5 часть 10А класса имеет творческие способности, незаурядный интеллект и высокий уровень креативности. Также в процессе прохождения преддипломной практики были найдены проблемы, связанные с выявлением одаренности в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны, такие как: отсутствие программы по работе с одаренными обучающимися; недостаточная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми; нехватка времени у педагогов и руководителей школы для выявления и поддержки одаренных обучающихся; отсутствие мотивации у учителей в поддержке одаренных и талантливых детей; отсутствие комплексной диагностики, позволяющей определить одаренность; отсутствие поддержки одаренных обучающихся.
4. Нами были составлены рекомендации по усовершенствованию и оптимизации процесса выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Набережные Челны. Также для решения проблемы процесса выявления и поддержки одаренных детей в МБОУ «Средняя школа №11» г. Набережные Челны был создан проект, который поможет выявить и организовать поддержку одаренных обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
Таким образом, гипотеза исследования (если учебно-воспитательный процесс в образовательной организации с учетом выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся отсутствует или функционирует не эффективно, тогда появляется необходимость в разработке плана мероприятий по внедрению или усовершенствованию такого процесса, который в дальнейшем может повлиять на достижение высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии детей) подтвердилась. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи, поставленные во введении, решены.



