ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» Г. МОЖГИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ . 6
1.1 Понятие повышения квалификации педагогов в образовании 6
1.2 Требования, предъявляемые к современному педагогу 11
1.3. Система повышения квалификации педагогов для образовательных организаций 14
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ №4» Г.МОЖГИ 19
2.1 Анализ деятельности МБОУ «СОШ №4» г. Можги 19
2.2. Анализ организационной структуры управления персоналом 23
2.3 Порядок организации и прохождения повышения квалификации педагогов 29
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ МБОУ «СОШ №4» Г. МОЖГИ 42
3.1 Проблемы организации повышения квалификации для педагогических
работников МБОУ «СОШ № 4» г. Можги 42
3.2 Разработка «Положения об индивидуальной программе профессионального
роста педагогического работника» 44
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации профессионального
развития педагогов 53
3.4 Предполагаемый эффект от предлагаемых мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества.
Процесс обновления профессионального образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования организации профессионального развития педагогов.
Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов.
В педагогической и психолого-педагогической литературе существует огромное количество исследований в отношении повышения эффективности педагогического труда, и в то же время остаются нерешенными проблемы непрерывного развития педагогов. Всё вышеперечисленное подтверждает актуальность исследования. Научные исследования и имеющиеся по этим вопросам публикации в теории и практике профессионального образования показывают, насколько эта проблема сложна и многогранна.
Таким образом, разработка направлений, способствующих повышению квалификации педагогических кадров, является весьма актуальной.
Объектом исследования данной работы является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Можги Удмуртской Республики (далее - МБОУ «СОШ №4» г. Можги).
Предмет исследования - подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала МБОУ «СОШ №4» г. Можги.
Целью работы является исследование подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогического персонала в МБОУ «СОШ №4» г.
Можги и разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального развития педагогов. Для достижения данной цели поставлен ряд задач:
1. Дать определение понятию «повышение квалификации» для работников образовательных организаций;
2. Изучить теорию по организации и контролю подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации;
3. Исследовать проблемы повышения квалификации преподавателей образовательных организаций в современных условиях;
4. Проанализировать организацию профессионального развития педагогов МБОУ «СОШ №4» г. Можги;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию организации профессионального развития педагогов.
Гипотеза исследования: работа по повышению квалификации в профессиональном образовательном учреждении будет эффективной, если преподаватели дисциплин будут использовать инновационные подходы в организации учебно-воспитательного процесса.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы, разработка рекомендаций по совершенствованию организации профессионального развития педагогов.
Теоретическая значимость и новизна исследования состоят в том, что выделены условия для профессионального роста преподавателей школы, а также определены основные задачи системы повышения квалификации преподавателей школы.
В педагогической литературе исследуемая тема нашла отражение в фундаментальных исследованиях Гузеева В.В. [17], Кругликова Г.И. [27], Омельяненко Б.Л. [37], Шилова М.И. [63], в которых выявляется сущность основных понятий повышения квалификации работников образования, указываются требования, предъявляемые к профессиональной подготовке.
Методологические и теоретические аспекты организации и контроля подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации педагогических кадров обозначены в исследованиях Ю.К. Бабанского [5], М.М. Поташника [44], П.В. Худоминского [58], Т.Н. Шамовой [61] и др., Направления повышения квалификации представлены в работах С.Г. Вершловского [13], Е.Е. Мамаевой [31], С.Г. Молчанова [36], Г.С. Сухобской [54], А.П. Шапошниковой [62] и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы МБОУ «СОШ №4» г. Можги с целью повышения педагогического мастерства педагогических работников.
Структурно работа представлена введением, в котором обоснована актуальность, предмет и объект исследования, определена цель и поставлены задачи, тремя главами, включающими в свой состав теоретическую и практическую части, а также заключением, списком литературы и приложениями. Глава 1 посвящена исследованию теоретических аспектов организации и контроля подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в образовательных организациях. Во 2 главе приведен анализ системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров на примере МБОУ «СОШ №4» города Можги УР. В 3 главе даны рекомендации по совершенствованию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров МБОУ «СОШ №4» города Можги УР.
Новые требования к российскому образованию диктуют необходимость кардинального обновления системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию (12.12.2013 г.) особое внимание обращает на обновление кадрового потенциала страны, в том числе посредством профессионального роста учителя. «Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью».
В связи с этим возникает задача обновления системы непрерывного обучения, включая профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников.
Работа по повышению квалификации в профессиональном образовательном учреждении будет эффективной, если преподаватели дисциплин будут использовать инновационные подходы в организации учебно - воспитательного процесса.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучение опыта МБОУ «СОШ №4» г. Можги Удмуртской Республики показало, что сложившаяся система методической работы в МБОУ «СОШ №4» позволяет учителям повысить уровень своей квалификации, а также повысить или подтвердить свою квалификационную категорию.
2. Традиционные формы организации профессионального совершенствования учителей дают возможность для построения учебной деятельности, которая соответствует некоторым частям всей структуры. Но, к сожалению, среди существующих процессов повышения квалификации не прослеживается система форм организации обучения, соответствующая центральным направлениям учебной деятельности и для педагогов МБОУ «СОШ №4» актуальными остаются следующие проблемы:
• территориальная отдаленность от «Института развития образования» УР, что не позволяет проходить обучение без отрыва от производства;
• недостаточное финансирование, в связи с чем часть курсов педагогам приходится проходить на внебюджетной основе;
• изменения требований законодательства вынуждает педагогических работников формировать новые компетенции, часто не связанные с преподаваемым предметом;
• недостаточное материально-техническое обеспечение школы не позволяет педагогам повышать квалификацию в дистанционном режиме.
Таким образом, было определено, что для того чтобы модель подготовки и переподготовки педагогического персонала соответствовала требованиям, предъявляемым к современной ситуации на рынке, необходимо произвести ее модернизацию, а точнее, использовать ее положительные аспекты наряду с инновационными достижениями в области обучения педагогов.
В результате проведенного анализа организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на МБОУ «СОШ №4» г. Можги был разработан ряд предложений и рекомендаций, включающий в себя:
- применение дистанционных образовательных технологий в методике непрерывного повышения квалификации (внедрение модульных программ обучения, курсов с использованием сетевых технологий по дистанционной форме педагогической переподготовки - «кейс-технологии», массовых открытых онлайн-курсов);
- внедрение индивидуальной программы профессионального роста педагогического работника.
В современном российском образовании все более становится заметно влияние информатизации общества, развития информационных технологий.
Так, в настоящее время интенсивно происходит обновление системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений с использованием дистанционных образовательных технологий. Это позволит решить проблему организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, гипотеза исследования (работа по повышению квалификации в профессиональном образовательном учреждении будет эффективной, если преподаватели дисциплин будут использовать инновационные подходы в организации учебно-воспитательного процесса) подтвердилась.
1. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе» от 29.08.2001
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)» // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
3. Устав МБОУ «СОШ №4» г. Можги, 2015 г.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
2. Научная и учебная литература:
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 2014. — 560 с.
6. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. — М.:Мастерство, 2015. — 340 с.
7. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2016. — 415 с.
8. Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах / А.П. Беляева. — М.: Высшая школа, 2014. — 178 с.
9. Беляева А.П. Система многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях / В сб. «Методологические и теоретические проблемы многоуровневой подготовки в новых типах профессиональных учебных заведений» / — СПб, 2013
10. Вазина, К.Я. Технология управления непрерывным
профессиональным развитием педагогического коллектива / К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров. — Н.Новгород: Изд-во ВИПИ, 2012. — 284 с.
11. Васильева, Е.Н. Инновационность в обучении будущего специалиста / Е.Н. Васильева // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.- информ. журн. — 2014. — № 2. — C. 35-36.
12. Венедиктова, Т.А. Творческое развитие педагога / Т.А. Венедиктова, А.Т. Глазунов. — М.: Из-во Центр АПО, 2014. — 157 с.
13. Вершловский, С.Г. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации и подготовки специалистов / С.Г. Вершловский. — СПб.: Педагогика, 2016. — 324 с.
14. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. - М., 2001.
15. Волынская, М.В. О месте инноваций в образовании / М.В. Волынская // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. — 2015. — № 5. — C. 45-49.
16. Горский В.А., Ходунова Л.Н. // Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование №3, 2013. — C. 52-58.
17. Гузеев В.В. Приемы педагогической техники. М.: Знание, 2001. — 30 с.
18. Демченко Д.Д., Скачкова Е.В. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании // Дополнительное образование №1, 2011. — C. 79-82.
19. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие / В.К. Дьяченко. — М.: Педагогика, 2015. — 143 с.
20. Евдокимов, В.В. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения / В.В. Евдокимов. — Екатеринбург: Педагогика, 2013. — 125 с.
21. Ермаков, С.В. Педагогическая деятельность как предмет исследования / С.В. Ермаков. — М.: Академия, 2014. — 284 с.
22. Зазюна, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зазюна. — М.: Просвещение, 2016. — 261 с.
23. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя / Л.Н. Захарова, В.В. Соколова, В.М. Соколов. — Н. Новгород: НГУ, 2015. — 329 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального развития и
самообразования педагогических кадров / Г.М. Коджаспирова. — М.:
Педагогика, 2014. — 234 с.
25. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л.,Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика № 1, 2015. — С. 89-98.
26. Крашенинников, Е.Е. Инновационные центры повышения квалификации / Е.Е. Крашенинников. — М.: Эврика, 2013. — 208 с.
27. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г.И. Кругликов. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 288с.
28. Кузнецов, Г.Д. Аттестация кадров в учреждениях образования / Г.Д. Кузнецов. — М.: Центр инноваций в педагогике, 2016. — 89 с.
29. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа,
2012. — 292 с.
30. Лисицын, С.А. Инновационные подходы к подготовке и переподготовке учителей и руководителей образовательных учреждений / С. А. Лисицын, Л. В. Куценко-Барская // — 2016. — C. 8-12.
31. Мамаева, Е.Е. Переподготовка педагогических кадров в образовательном учреждении / — М.: Центр инноваций в педагогике, 2014. — 27 с.
32. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова. — М.: Педагогика, 2015. — 372 с.
33. Маркова, А.К. Психология труда педагога / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 2013. — 295 с.
34. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для ВПО / Н.В.Матяш. - 2-е изд., доп. - М.: Академия, 2012. - 156 с.
35. Митина, Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л.М. Митина // Вестник образования России — 2014. — №5 (15). — С. 20-27.
36. Молчанов, С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении / С.Г. Молчанов // Вестник образования России — 2012. — №3 (9). — С. 39-45.
37. Омельяненко, Б.Л. Профессиональное техническое образование в зарубежных странах. М: — 2014. — 17с.
38. Оськина М. Н. Повышение качества подготовки специалистов: выбор мер / М. Н. Оськина // Образование и наука, 2013. — С. 52-66.
39. Пансюк, А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров / А.Ю. Пансюк. — М.: Высшая школа,
2012. — 274 с.
40. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для ВПО/ А.П.Панфилова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. - 191 с.
41. Погодина, Г. В. Обучение персонала при внедрении новых технологий / Г. В. Погодина, Г. В. Дмитриев // Справочник по управлению персоналом, 2014. — С. 50-58.
42. Подповетная Ю.В. Профессиональная квалификация как основа профессиональной деятельности специалиста / Ю.В. Подповетная. — М.: Педагогика, 2014. — 207 с.
43. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Академия, 2010. - 364 с.
44. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в
современнойшколе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического
образования, 2015. - 448 с.
45. Радаев, А. Трехуровневая модульная система представления образовательных ресурсов: учебное пособие / А. Радаев. - М.,: Амалфея, 2015. — 105 с.
46. Рассел, Джесси Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. — 229 с.
47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Педагогика, 2016. — 364 с.
48. Семенихин, В. В. Кадровый вопрос. Обучение и повышение
квалификации персонала: моногр. / В.В. Семенихин. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 160 с.
49. Сенченко, И.Т. Повышение квалификации педагогов в образовательных организациях / И.Т. Сенченко. — М.: Педагогика 2014. — 235 с.
50. Сиденко, А.С. Развитие профессионализма учащихся учреждений СПО / А.С. Сиденко // Профессиональное образование — 2013. — С. 45-48.
51. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. — М.: Педагогика,
2013. — 139 с.
52. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
53. Сорокина Н.П. Квалификация // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 - М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 2006. - 424 с.
54. Сухобской, Г.С. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 2013. - 120с.
55. Тарасова Т.Л., Сулима С.А., Макаренко Г.И. Повышение квалификации компетентности педагога через научно-исследовательскую деятельность // Дополнительное образование №4, 2014. — С. 35-41.
56. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. — 320 с.
57. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством образования: учеб. пособие для вузов / В.А.Федоров, Е.Д.Колегова. - М.: Академия, 2015. - 203 с.
58. Худоминский П.В. Управление современной общеобразовательной школой / П.В.Худоминский. - М.: Академия, 2016 - 142 с.
59. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов / А.В.Хуторской. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 252 с.
60. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 381 с.
61. Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко /Управление образовательным процессом в адаптивной школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 384 с.
62. Шапошникова, А.П. Введение в педагогическую деятельность. / А.П. Шапошникова. — М.: Педагогика, 2016. — 152 с.
63. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. / М.И. Шилова. — М.: Педагогика, 2012. — 253 с.
64. Щедровицкий П.Г. Очерки концепции системы повышения квалификации // Очерки по философии образования (статьи и лекции), 2007. — С. 77-96.
65. Щедровицкий П.Г. Активные формы обучения и проблема содержания образования // Очерки по философии образования (статьи и лекции), 2013. — С. 77-96
66. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 с.
3. Электронные ресурсы:
67. Лекториум. - Режим доступа:https://www.lektorium.tv (Дата
обращения: 28.11.2017).
68. Универсариум. - Режим доступа:https://universarium.org (Дата обращения: 19.03.2018).
69. Центр онлайн обучения Фоксфорд. - Режим доступа: http://foxford.ru (Дата обращения: 14.02.2018).
70. Coursera. - Режим доступа: https://www.coursera.org (Дата
обращения: 27.01.2018).